Что считается ДТП по закону?

ДТП
Содержание
  1. Что значит ДТП по закону 2022 года?
  2. Примеры
  3. Признаки дорожно-транспортного происшествия
  4. Территориальный признак
  5. Субъектный признак
  6. Признак последствий
  7. Признак динамики
  8. Субъективная сторона
  9. ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
  10. Обязанности водителя при аварии
  11. Ударили на парковке: ДТП или нет?
  12. Последнее изменение термина ДТП
  13. Кто является участником ДТП?
  14. Все что вы должны знать о ДТП здесь
  15. Кто признается участниками
  16. Возмещение ущерба
  17. Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?
  18. Особые случаи
  19. Что делать, если виновник ДТП скрылся
  20. Что делать, если у виновника нет страховки
  21. Какие выделяют виды ДТП?
  22. По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
  23. По характеру вреда:
  24. По количеству участников
  25. По степени тяжести телесных повреждений:
  26. Можно ли оставить место ДТП
  27. Тонкости отдельных видов происшествий
  28. Бесконтактные ДТП
  29. Стоящий автомобиль на парковке
  30. Столкновение с предметами
  31. Схема и протокол
  32. Штрафы за создание ДТП
  33. Причины возникновения ДТП
  34. Статистика ДТП в России и в мире
  35. Участники аварии
  36. Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

Что значит ДТП по закону 2022 года?

Поэтому первое, о чем думает большинство водителей при упоминании этого термина, — это правила дорожного движения. Однако он упоминается и в другом законодательном акте, имеющем гораздо более высокий статус — Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». К счастью, в судебной практике и не только, нет необходимости говорить о приоритетах — определения абсолютно идентичны в обоих документах.

Итак, что означает дорожно-транспортное происшествие в законодательстве, действующем в 2022 году:

Дорожно-транспортное происшествие — это происшествие, вызванное и связанное с транспортным средством на дороге, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения или грузы или причинен иной материальный ущерб.

Из приведенного ниже определения мы делаем вывод, что для того, чтобы несчастный случай считался несчастным случаем, должны быть выполнены все следующие условия:

  1. ДТП считается несчастным случаем только в том случае, если транспортное средство двигалось по дороге,
  2. он должен был попасть в аварию,
  3. авария должна повлечь за собой телесные повреждения или травмы человека или людей или ущерб имуществу (в транспортном средстве, других транспортных средствах или другом имуществе).

Определение в Кодексе дорожного движения

Примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров того, когда инцидент является дорожно-транспортным происшествием, а когда нет.

  • Согласно Дорожному кодексу, дорога — это поверхность земли или сооружения с твердым или приспособленным покрытием. Поэтому столкновение автомобилей будет считаться несчастным случаем, если оно произошло, например, в поле на грунтовой дороге, и не будет считаться несчастным случаем, если оно произошло в месте, где ранее не проезжал ни один автомобиль. Однако при рассмотрении такого инцидента у инспектора дорожной полиции или суда может быть свое мнение на этот счет. Например, они укажут, что, двигаясь по голому полю вне адаптированной дороги, автомобиль уже адаптировал дорогу своим движением по земле. Поэтому здесь присутствуют все признаки аварии.
  • Если два автомобиля столкнулись, и какая-то деталь отлетела от третьего и повредила его. В этом случае в ту же аварию попадает и третий автомобиль.
  • Если в результате столкновения нет пострадавших или ущерба, то это не является несчастным случаем, поскольку не выполнено одно из условий — ущерб имуществу, здоровью или жизни. Например, 2 автомобиля столкнулись с зеркалами, которые были просто сложены, но на них нет ни единой царапины или потертости.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Столкновение имеет определенные признаки, которые позволяют квалифицировать его как дорожно-транспортное происшествие в юридическом смысле. Все атрибуты действительны. Если хотя бы один из атрибутов отсутствует, авария будет регулироваться другой правовой базой.

В законе нет конкретных статей, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия. Все они вытекают из интерпретации определения самого понятия. Среди признаков дорожно-транспортного происшествия следует выделить следующие.

Территориальный признак

Авария происходит на дороге, а не на других участках местности. Например, столкновение самосвала, перевозящего песок, с крыльцом садового домика на участке не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

Любой участок дороги и любая ее часть могут стать местом аварии. Местонахождение автомобилей после аварии не имеет значения. Важным является место столкновения. То есть, например, если после столкновения оба автомобиля выехали с дороги, столкновение все равно имело место.

Субъектный признак

За рулем транспортного средства должен находиться хотя бы один участник ДТП. Без автомобиля авария не произошла бы.

Пешеход, перебегающий зебру и задевающий бедром коляску, стоящую посреди пешеходного перехода на проезжей части, не станет причиной ДТП.

Но если человек, выбежавший на проезжую часть, сбивает рукой зеркало отъезжающего автомобиля, это уже дело дорожной полиции.

Признак последствий

В результате аварии наносится материальный ущерб самому транспортному средству и/или другому имуществу или физический ущерб людям.

Если машина скользит по дороге, виляет по полосе, но никто не пострадал и не поцарапался, это тоже несчастный случай.

Самым страшным последствием несчастного случая является смерть человека. Эти последствия также подробно описаны в правилах дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Например, внезапный остановка кровообращения может иметь фатальные последствия для жизни других участников дорожного движения, которые в этот момент находятся рядом.

Признак динамики

Событие аварии должно быть результатом движения транспортного средства.

Повреждение автомобиля, стоящего на дороге, открывающейся дверью соседнего автомобиля будет рассматриваться как порча имущества, что не входит в компетенцию дорожной полиции.

Это напрямую связано с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно быть движение, а во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие намерения хотя бы у одного из участников столкновения переводит его в категорию рассматриваемых событий.

С другой стороны, если авария была спланирована и осуществлена законным образом, она не является несчастным случаем. Например, намеренно срежиссированная автокатастрофа на съемочной площадке на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Таким образом, для того чтобы ситуация была признана дорожно-транспортным происшествием, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Автомобиль, участвующий в ДТП, должен находиться в движении,
  2. транспортное средство должно быть вовлечено в процесс движения
  3. автомобиль должен быть вовлечен в инцидент,
  4. в результате сложившейся ситуации должно быть выполнено любое из следующих условий
    • был нанесен ущерб имуществу (собственности),
    • автомобиль (любой автомобиль) должен быть поврежден
    • ущерб здоровью человека,
    • гибель людей.

Подпункты — для того, чтобы это считалось дорожно-транспортным происшествием, должны быть выполнены все условия. Последующие подпункты пункта 4 — должно быть выполнено любое одно условие. Все последние условия, основанные на фразе «в котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с инцидентом. Другими словами, если, например, автомобиль врезается в столб, а пешеход падает через дорогу и травмирует колено, то ДТП на переходе формально не является несчастным случаем.

Что такое дорожно-транспортное происшествие?

Обязанности водителя при аварии

От того, является ли ситуация ДТП или нет, зависят обязанности водителя согласно правилам дорожного движения 2.5, 2.6 и 2.6.1. Эти пункты вкратце обязывают каждого водителя в случае ДТП следующее

  1. установите знак аварийной остановки,
  2. включите аварийные сигнальные огни,
  3. Если неисправность не вызывает споров, ущерб составляет менее 100 000 рублей, нет травм и погибших, оформляйте европротокол,
  4. В противном случае позвоните в полицию и следуйте инструкциям.

Вы не обязаны соблюдать все эти пункты, если авария, в которую вы попали, по определению не является дорожно-транспортным происшествием. Если вы не выполните это требование, на вас может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей или вы можете быть дисквалифицированы в соответствии со статьей 12.27 Кодекса транспортных средств.

Давайте теперь рассмотрим некоторые типичные аварии, которые могут вызвать сомнения в том, являются ли они дорожно-транспортным происшествием или нет!

Исход дорожно-транспортного происшествия

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Таким образом, ДТП, например, наезд на припаркованный на стоянке автомобиль, по сути, привел к ущербу, автомобиль был вовлечен в инцидент. Вопрос лишь в том, находился ли автомобиль в движении или нет — кстати, это также является необходимым условием для того, чтобы ситуация была признана ДТП.

И ответ на этот вопрос довольно прост:

  • Если оба автомобиля стояли — например, удар был вызван открытием двери, возможно, кто-то просто пнул чужой автомобиль, что вызвало вмятину, то это не ДТП (условие в пункте 1 выше не выполняется),
  • если хотя бы один из автомобилей в это время находился за рулем, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, к сожалению, дорожная полиция может отказаться прибыть на место происшествия и расследовать аварию. Также нет смысла оформлять евростат — страховщик третьей стороны платит только за дорожно-транспортное происшествие.

В такой ситуации следует вызвать участкового полицейского, чтобы он задокументировал ущерб и сам инцидент, а затем потребовать компенсацию непосредственно с виновного лица.

К автомобильным авариям также не относятся следующие несчастные случаи

  • Поджог пешехода,
  • воровство,
  • любой другой ущерб, причиненный стоящему транспортному средству кем-либо, кроме лица, управляющего им.

ДТП — это наезд на какое-либо сооружение: автобусную остановку, здание, дорожный знак или другую конструкцию.

Последнее изменение термина ДТП

В 2001 году, когда этот термин был изменен в последний раз, изменение было знаменательным, хотя и не очень значительным. К списку условий возникновения дорожной аварии добавился еще один материальный ущерб.

Дорожно-транспортное происшествие — это происшествие, вызванное движущимся по дороге транспортным средством, в результате которого страдают люди, погибают или получают травмы, повреждаются транспортные средства, грузы или сооружения. Дорожно-транспортное происшествие — инцидент, происходящий во время движения транспортного средства по дороге и с участием людей, в результате которого люди погибли или получили травмы, повреждены транспортные средства, сооружения или грузы или причинен иной материальный ущерб.

До этого момента, если, например, сами автомобили не были повреждены, но телефон водителя был разбит в результате аварии, это не считалось дорожно-транспортным происшествием.

Кто является участником ДТП?

Давайте еще раз посмотрим на определение в пункте 1.2 Правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения транспортного средства по дороге и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения или грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из этого пункта, можно выделить следующие стороны ДТП:

  • Водитель транспортного средства, при участии которого произошло повреждение.
  • Другие участники дорожного движения, ставшие жертвами ущерба.

Например, автомобиль столкнулся с футбольным мячом во время движения в жилой зоне. Машина не была повреждена, сломался мяч. Участниками аварии являются водитель автомобиля и владелец мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной дороге, а навстречу ему «выскакивает» обгоняющий автомобиль. Водитель решает совершить маневр уклонения, чтобы избежать столкновения. Обгоняющий автомобиль перевернулся на бок и получил значительные повреждения.

Обгоняющий автомобиль не получил никаких повреждений и вообще не участвовал в столкновении.

В этом случае в ДТП участвует только водитель обгоняемого автомобиля.

Все что вы должны знать о ДТП здесь

Из этого определения можно сделать логический вывод, что понятие ситуации ДТП в дорожном законодательстве означает обязательное участие транспортного средства, которое причинило или причиняет вред другим участникам дорожного движения. Другие участники дорожного движения — это те, кто непосредственно участвует в процессе дорожного движения в качестве водителя, пешехода или пассажира транспортного средства.

Хотя обучение в автошколе в настоящее время очень доступно для населения, сдать квалификационный экзамен для получения водительских прав с каждым годом становится все сложнее. Причина этого действия заключается в том, что выпуск неподготовленного водителя из автошколы может нести риск для других участников дорожного движения, создавая аварийную ситуацию. А аварийная ситуация, в свою очередь, чревата риском несчастного случая.

Это интересно: Вредно ли шумовое загрязнение для жуков


Кто признается участниками

Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником аварии в соответствии с законом. Действующие законы и нормативные акты не определяют это понятие как таковое. Однако это следует из самого термина.

Лицо, которое в результате действия или бездействия считается участником дорожно-транспортного происшествия. Это означает, что помимо водителей в аварию могут быть вовлечены следующие лица:

  • пассажиры
  • пешеходы
  • животные.

Участники делятся на две категории:

  • преступников;
  • жертвы.

В несчастном случае всегда виноват кто-то другой. Чаще всего виновником аварии называют водителя одного из транспортных средств. Сложнее установить личность жертвы. Водитель другого автомобиля будет опознан первым. Однако пешеходы и пассажиры могут получить травмы в результате ДТП. Пешеходы также могут получить травмы.

Возмещение ущерба

В течение пяти дней после аварии необходимо обратиться в страховую компанию для установления стоимости ущерба и взыскания компенсации с виновника аварии. «Вам следует подготовить пакет документов, включая оригиналы ПТС и СТС, паспорт и водительское удостоверение, извещение о ДТП, копию протокола о ДТП, страховые полисы и заявление на компенсацию, а также банковские реквизиты для перевода средств. Вы должны временно оставить поврежденный автомобиль у представителя страховой компании для осмотра, который определит степень повреждения различных частей автомобиля и определит размер компенсации. Максимальная сумма компенсации по страхованию третьих лиц составляет 400 000 рублей, увеличиваясь до 500 000 рублей в случае причинения вреда здоровью. Если в договоре страхования есть пункт о ремонте, страховая компания направляет автомобиль в одну из партнерских ремонтных мастерских». — говорит Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «Автодом».Заправочное оружие на автозаправочных станциях - РИА Новости, 1920, 19.01.2022

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Уже создана автоматизированная информационная система обязательного страхования, информацию о которой можно найти на сайте http://aisosago.ru. Однако, по нашему мнению, процедура регистрации данных о ДТП в соответствии с этими сложными требованиями к передаче информации разработана не полностью. Существует множество пробелов и противоречий, которыми пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим меньшие компенсации.

Поэтому, если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость возмещения превышает 100 000 рублей, все равно следует пригласить сотрудников ГИБДД, объяснив, что у нас нет возможности отремонтировать ДТП по последним изменениям.

Особые случаи

Особые случаи при ДТП — это, например, когда автомобиль был поврежден пассажиром другого транспортного средства — скажем, во время движения открылась дверь, которая поцарапала кузов. В этом случае страховая компания откажется оплачивать претензию: Ответственность перед третьими лицами страхует ответственность водителей, а не пассажиров.

Страховой полис - РИА Новости, 1920, 13.01.2022

Что делать, если виновник ДТП скрылся

«Оставление места ДТП» наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и может повлечь лишение водительских прав на срок до полутора лет или арест на срок до 15 суток. Жертва должна немедленно остановиться и не начинать преследование. Это запрещено. Немедленно позвоните в полицию и расскажите о случившемся. Необходимо обеспечить сохранность видеозаписей, если таковые имеются, записать данные свидетелей и адреса мест, где установлены камеры наблюдения», — объясняет Орест МазалаИнтерьер концепт-кара LADA Vesta Sport Concept - РИА Новости, 1920, 19.01.2022.

Что делать, если у виновника нет страховки

В этом случае ущерб снова играет ключевую роль. В случае причинения вреда жизни и здоровью пострадавшая сторона может обратиться за компенсацией непосредственно в РАМИ. Если повреждено только имущество, а у виновника нет полиса ответственности перед третьими лицами, возместить ущерб должен тот, кто его причинил. «Необходимо оценить ущерб с любой оценочной организацией и обсудить с виновником возможность и условия добровольной компенсации. Если соглашение достигнуто, необходимо составить и подписать договор, в котором будут указаны суммы и порядок их выплаты. Если виновник оспаривает сумму ущерба или не хочет покрывать его добровольно, следует обратиться в суд, объясняет Антон Алферов.

Какие выделяют виды ДТП?

Аварии можно разделить на различные типы в зависимости от их характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение — авария, вызванная контактом средств друг с другом, поезда, наезд на внезапно затормозивший автомобиль;
  • Опрокидывание — авария, при которой транспортное средство переворачивается;
  • столкновение со стоящим транспортным средством — столкновение движущегося транспортного средства со стоящим транспортным средством или прицепом;
  • столкновение с препятствием — транспортное средство столкнулось или ударилось о недвижимый объект (здание, забор, живая изгородь, зеленые насаждения, столбы);
  • наезд на пешехода — ДТП, при котором транспортное средство сталкивается с человеком, или последний сталкивается с транспортным средством, перевозимыми грузами или предметами;
  • столкновение с велосипедистом — столкновение автомобиля с управляемым велосипедом или наоборот;
  • столкновение с транспортным средством, управляемым животным — ДТП, при котором транспортное средство сталкивается с санями, управляемыми животным, или с самим животным;
  • падение пассажира — падение любого лица, перевозимого в автотранспортном средстве, снаружи или внутри транспортного средства в результате изменения скорости или траектории движения транспортного средства.
  • Другие виды аварий — любой вид аварии, который нельзя отнести к вышеперечисленным: отскок колеса пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют также бесконтактные аварии, которые не упоминаются в правилах вождения. Такие аварии возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников дорожного движения на действия, причиняющие им вред, но физического контакта между автомобилем виновника аварии и пострадавшими нет.

По характеру вреда:

  • Минор;
  • Майор;
  • С повреждением транспортных средств;
  • с повреждением транспортных средств, которые не являются транспортными средствами; — с повреждением
  • С ущербом для здоровья людей;
  • С гибелью людей.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее часто);
  • три и более участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкое — кратковременное нарушение;
  • средняя — постоянная потеря трудоспособности;
  • серьезный — угрожающий жизни в момент получения травмы, потеря органа или его функции, прерывание беременности, постоянная инвалидность или потеря профессиональных навыков
  • роковой;
  • тяжелый — смерть нескольких человек или ранение многих.

Погибшим в ДТП, согласно Правилам, считается лицо, смерть которого наступила в результате действий других участников дорожного движения в момент ДТП или в течение семи дней после ДТП в результате полученных травм.

Пострадавший в дорожно-транспортном происшествии — это человек, получивший травмы, требующие амбулаторного лечения или госпитализации на срок не менее 24 часов.

Можно ли оставить место ДТП

Вы не имеете права покидать место происшествия, за исключением экстренных ситуаций. Согласно Административному кодексу, вы можете лишиться водительских прав на полтора года или попасть в тюрьму на 15 суток.

Стоит знать, почему нельзя покидать место происшествия.

Тонкости отдельных видов происшествий

Выше мы рассмотрели стандартные, достаточно простые примеры дорожно-транспортных происшествий. Но есть и более сложные, по которым существует неоднозначная судебная практика или по которым необходимо прояснить некоторые тонкости. Давайте посмотрим на эти примеры!

Бесконтактные ДТП

Это довольно распространенный тип несчастного случая, при котором не было прямого контакта между виновником и жертвой (жертвами). Давайте еще раз рассмотрим примеры таких столкновений:

  • Нарушитель двигался задним ходом, не уступив дорогу автомобилю на целевой полосе, что привело к его отклонению и столкновению с деревом, дорожным сооружением, опрокидыванию или столкновению на встречной полосе с другим автомобилем — без контакта между исходными автомобилями,
  • С тем же результатом виновный не уступил право проезда на перекрестке или при выезде с прилегающей территории.

Как видите, почти все такие аварии происходят в связи с тем, что один автомобиль имеет преимущество перед другим и не уступает дорогу.

Пример бесконтактного дорожно-транспортного происшествия

Но самое главное, одна из вышеперечисленных предпосылок заключается в том, что в ДТП участвует транспортное средство, а значит, имеет место факт ДТП. А в приведенных выше примерах виновник не был непосредственно вовлечен в столкновение, поскольку не было контакта! Но это все равно считается дорожно-транспортным происшествием, потому что речь идет о соучастии, и именно так появилось прецедентное право 2022 года.

Дело в том, что помимо самого определения в правилах дорожного движения того, что в принципе означает дорожно-транспортное происшествие, в законодательстве есть и более конкретные формулировки, касающиеся гражданской ответственности за такие происшествия. Например, часть 3 Гражданского кодекса гласит, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Поэтому участие транспортного средства в ДТП не обязательно означает контакт.

Этого же мнения придерживается и Верховный суд РФ, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, поэтому само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) при ДТП не меняет характера правоотношений сторон в настоящем деле…..

Но опять же, конечно, суды никогда не применяют одни и те же принципы ко всем делам. Решения, постановления и другие нормативные акты Верховного суда обязательны для руководства нижестоящих судов, но последние не обязаны принимать точно такие же решения только потому, что ситуации разные.

Тонкость заключается в том, что существует раздел 10.1 правил дорожного движения, который обязывает водителя снизить скорость и немедленно остановиться, если на дороге возникла аварийная ситуация. Не нужно поворачивать руль и съезжать в сторону и, тем более, на встречную полосу. Именно эту причину чаще всего называют виновники бесконтактных ДТП или страховые компании, которые отказываются возмещать ущерб своим жертвам в рамках ответственности перед третьими лицами.

Так что это вполне возможно, и есть судебные решения в 2022 году, когда судьи заявляют: «Вы должны были затормозить и сбить обвиняемого, а не поворачивать руль». Чаще всего к таким выводам приходят, когда жертва столкновения выехала на встречную полосу и столкнулась там с другим автомобилем. Другими словами, это бесконтактные ДТП, в которых последствия маневра хуже, чем были бы, если бы пострадавшая сторона затормозила и ударила нарушителя.

Стоящий автомобиль на парковке

Еще одна часто спорная ситуация — авария с припаркованным автомобилем. С одной стороны, определение автомобильной аварии включает в себя обязательное условие, что автомобиль движется. И кажется логичным предположить, что если автомобиль неподвижен, то это уже дорожный инцидент.

Считается ли ДТП, если оно произошло на парковке?

С другой стороны, уже не кажется совершенно логичным, когда автомобиль остановился на дороге на красный свет и планирует двигаться дальше на зеленый. Но припаркованная рядом машина открывает ему дверь. Согласно букве правил, это не должно считаться аварией….. Но это так, и вот почему!

Дело в том, что прецедентное право 2022 года решительно смешивает процесс движения из определения ДТП с самим процессом движения. И у последнего также есть свое определение. Таким образом, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанных с перемещением людей и грузов с использованием транспортных средств или без них.

Обратите внимание на последнюю подчеркнутую комбинацию. Таким образом, ДТП будет считаться дорожно-транспортным происшествием, если в нем участвуют:

  • при остановке на красный свет, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «стоп», по требованию полицейского и так далее по причинам, называемым в сообществе автоюристов «технической остановкой»,
  • при посадке и высадке пассажиров
  • погрузка и разгрузка груза,
  • и даже в случае припаркованного автомобиля.

Таково было решение Высшего арбитражного суда еще в 2010 году:

«Согласно статье 1.3 Закона [о страховании автогражданской ответственности], использование транспортного средства означает его эксплуатацию, связанную с движением в пределах дороги (дорожное движение).

В свою очередь, пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации … Установлено, что дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с использованием или без использования транспортных средств в пределах дорог. Эта совокупность включает движение самого транспортного средства, а также его остановку, высаживание и подбирание людей, парковку, движение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

Заметим, однако, что по прошествии более чем 10 лет в 2022 году суды все еще более склонны считать, что парковка не считается несчастным случаем. Поэтому на практике сотрудники ГИБДД могут даже не регистрировать такие аварии, и вы не получите компенсацию по Обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). С другой стороны, когда речь идет о парковке на проезжей части, в большинстве случаев полис ответственности перед третьими лицами не имеет никакого отношения, поскольку речь идет о пешеходах или велосипедистах, врезавшихся в припаркованный автомобиль.

Столкновение с предметами

Ситуации, в которых снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурка или часть стены здания и другие предметы, покрытия и последствия осадков падают на автомобиль, могут рассматриваться как частный случай ДТП со стоящим автомобилем.

Но в данном случае, в судебной практике, дело обстоит несколько проще:

  • если автомобиль двигался до столкновения с объектами, то по определению это несчастный случай,
  • Но если машина была припаркована, сотрудники ГИБДД отказываются выезжать на такие аварии и предлагают позвонить в полицейский участок, потому что это не считается дорожно-транспортным происшествием.

Определение аварии при столкновении с ограждением

Схема и протокол

Документирование дорожно-транспортного происшествия является обязательным. В перечень документов, составляемых дорожной полицией, входят концептуальная схема и акт осмотра. Эти документы являются базовой основой.

Схематическая карта — это графическое изображение места аварии. Карта должна содержать информацию о:

  • Дорожная ситуация.
  • Материальные объекты, связанные с дорожно-транспортным происшествием.
  • Положение транспортного средства.
  • План местности.

chto-takoe-dtpВышеуказанная информация должна отображаться на специальной форме. В составлении схемы должны участвовать другие стороны. Присутствие свидетелей также обязательно.

Во вводной части акта осмотра мы укажем погоду, время, место происшествия, свидетелей и очевидцев. В описательной части будут описаны координаты столкновения, состояние дорожного полотна и повреждения автомобиля. В последнем разделе будет указано, кто виноват в инциденте.

Если ДТП повлекло тяжкие последствия, сотрудник обязан оформить заявление о ДТП, акт осмотра транспортного средства, акт медицинского освидетельствования участников ДТП. Ответчик также обязан расписаться в получении копии протокола о совершении административного правонарушения.

Штрафы за создание ДТП

Само столкновение не является правонарушением, поэтому штраф не налагается. Однако водитель может быть наказан за правонарушение, совершенное непосредственно перед аварией.

Например, если водитель проехал на красный свет, он или она получит штраф в размере 1 000 рублей.

Однако такое наказание назначается не всегда:

Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается с припаркованным автомобилем. В данном случае был нарушен пункт 10.1 Правил дорожного движения, но за нарушение этого пункта не предусмотрено наказание.

То есть нарушение имело место, и водитель будет признан виновным в аварии, но не будет оштрафован за нее.

Причины возникновения ДТП

Анализ причин аварий позволяет сделать вывод о том, что они связаны с человеческим фактором, то есть с действиями участников дорожного движения, или с воздействием внешних факторов, связанных с неблагоприятными природными и погодными явлениями. К этому добавляются чисто «российские» условия возникновения — лихачество и беспечность водителей, безответственность коммунальных и дорожных служб.

Таким образом, основные причины и условия дорожно-транспортных происшествий в России можно сформулировать следующим образом:

  • Состояние дорожного покрытия, знаков и обочин.
  • Неисправные светофоры, недостаточное освещение и отсутствие барьеров.
  • Неосторожность — превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков, недисциплинированные пешеходы и т.д.
  • Погодные условия и время суток. Зимой и при отсутствии естественного освещения количество несчастных случаев увеличивается.
  • Физическая усталость водителя. Мы не всегда адекватно оцениваем собственную физическую форму и часто оказываемся в плачевном положении.
  • Употребление наркотиков и алкоголя.

В чем еще можно обвинить? Например, использование мобильных телефонов во время вождения без комплекта громкой связи. Все, что отвлекает водителя от управления автомобилем. Шестой пункт нашего списка недавно стал лидером статистики.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистика дает оценку реальной проблемы. Для того чтобы оценить его масштабы, советуем узнать, сколько человек ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях в мире и в Российской Федерации. Согласно статистике, размещенной на официальном сайте ГИБДД, число погибших в дорожных авариях в России в 2018 году составило 16412 человек, а 192959 участников ДТП получили травмы. Всего за этот период произошло 151291 дорожно-транспортное происшествие.

Мировая статистика по дорожно-транспортным происшествиям довольно неоднозначна. По данным ВОЗ, каждый день в дорожных авариях погибает около 3 000 человек. Около 100 000 пострадавших получили серьезные травмы. Ежегодно в результате несчастных случаев погибает около 1,25 миллиона человек. Этот показатель относится к 2007 году и с тех пор остается примерно на одном уровне. Статистика дорожно-транспортных происшествий по странам выглядит следующим образом:

  1. В Германии зафиксировано самое низкое число смертельных случаев за всю историю. В прошлом году число жертв ДТП составило 3 177 человек. Число погибших пешеходов и водителей автомобилей уменьшилось. Однако число смертей среди мотоциклистов по-прежнему велико.
  2. На 100 000 человек в США приходится 11,4 смертей. Пешеходы являются участниками 12% аварий со смертельным исходом. Более половины этих несчастных случаев происходит в Нью-Йорке. Это связано с высокой плотностью населения, проживающего в городе.
  3. Швейцария — одна из стран с наименьшим количеством аварий на дорогах. Однако за последние 5 лет наблюдается рост числа аварий с участием велосипедистов.
  4. В Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению количества несчастных случаев. В январе-сентябре в стране произошло 2 241 ДТП, что в 1,5 раза меньше, чем в 2016 году, и в 2 раза меньше, чем в 2015 году. В среднем в день происходит пять-шесть аварий. Наибольшее количество аварий происходит по средам и пятницам.
  5. В Украине увеличилось количество несчастных случаев. За первые восемь месяцев 2017 года количество аварий увеличилось на 9%. В штате произошло более 17 000 аварий, в которых пострадали более 22 000 человек.

Алкогольное опьянение часто является причиной несчастных случаев. Статистика дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей в разных странах показывает, что в 2022 году в России жертвами пьяных или отказавшихся сдавать анализы водителей стали чуть более 3 800 человек. Еще 22900 человек получили травмы различной степени тяжести. В США и Австралии почти 33% всех ДТП со смертельным исходом происходят по вине пьяных водителей, а в Новой Зеландии — 31%. Однако Всемирная организация здравоохранения также недовольна законами о борьбе с пьянством за рулем в некоторых странах ЕС — Франции, Финляндии и Испании. В экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится в среднем около 20% аварий со смертельным исходом.

Участники аварии

В законе нет однозначного толкования определения участника ДТП. По моему мнению, под участником следует понимать любого гражданина, который своим действием или бездействием способствовал дорожно-транспортному происшествию. В такой ситуации травмированные животные чаще всего попадают в категорию препятствий. Категория «участники» делится на водителя, пассажира (часто при столкновениях в общественном транспорте) и пешехода.

Также принято классифицировать участников ДТП как раненых или погибших.

Читайте также: ДТП: на авто упал снег, забор или дерево – что делать?

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае, согласно статье 11.1 Закона о страховании ответственности, вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД (ГАИ). При этом обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием ГЛОНАСС и соответствующих программ в порядке, указанном выше.

Однако в настоящее время оформление ДТП с нарушением правил дорожного движения происходит с привлечением ГИБДД независимо от размера причиненного ущерба. В этом случае каждый участник ДТП самостоятельно заполняет бланк извещения о ДТП, а прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы для определения виновной стороны и перечня повреждений.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей