ДТП при развороте: ответственность, кто виноват, если ДТП при развороте налево на перекрестке

ДТП
Содержание
  1. Выполнение разворота на перекрестке
  2. Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый
  3. Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
  4. Что грозит виновнику в аварии на встречной полосе движения?
  5. ДТП на перекрестке
  6. Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке
  7. Если нет полос
  8. А если с левой полосы можно налево?
  9. Если поворот всем авто разрешён только налево
  10. Регулируемый перекресток: ДТП при повороте налево и обгоне
  11. Вина водителя при обгоне
  12. Вина водителя при повороте налево
  13. Ответственность водителей
  14. Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту
  15. Если встречный едет на жёлтый или красный
  16. Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
  17. Желтый сигнал светофора: ДТП при повороте налево
  18. Смотрите, какая тема — Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД?
  19. Законодательная база – что говорят ПДД?
  20. Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке
  21. Если нет полос
  22. А если с левой полосы можно налево?
  23. Если поворот всем авто разрешён только налево
  24. Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый
  25. Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
  26. Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту
  27. Если встречный едет на жёлтый или красный
  28. Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
  29. Важные тонкости любого ДТП
  30. ДТП на встречной полосе выделенной знаком 5.11.1 для маршрутного транспорта
  31. Как определить виновного в ДТП на перекрестке
  32. На нерегулируемом
  33. На регулируемом
  34. На неравнозначном
  35. На равнозначном
  36. Изменение направления главной дороги
  37. ДТП на встречной полосе с машиной попутного направления
  38. Поворот налево: спорные ситуации
  39. Судебная практика
  40. Нерегулируемый перекресток: столкновение при повороте налево и обгоне
  41. Вина водителя, совершающего поворот
  42. Вина водителя, совершающего обгон
  43. Определение главной дороги в ПДД

Выполнение разворота на перекрестке

Маневр должен выполняться в соответствии с разделом 8.5 Кодекса дорожного движения:

Перед выполнением правого поворота, левого поворота или разворота водитель транспортного средства должен переместиться к внешнему краю проезжей части, предназначенному для движения в направлении, в котором он намеревается повернуть, за исключением въезда на перекресток с круговым движением.

Это означает, что перед резким изменением направления движения вы должны переместиться в крайнее левое положение. То есть начинайте маневрировать от центра проезжей части.

Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый

Другая типичная ситуация — когда мы повернули налево с левой полосы, но повернули прямо на правую полосу. Это закономерность:

Схема аварии: поворот с левой полосы движения на правую полосу

Эта ситуация также неправильно понимается многими водителями на основании того, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но ничто не мешает водителю синего автомобиля при выезде с перекрестка повернуть с крайней левой полосы на крайнюю правую полосу.

Такое же обязательство предписывается разделом 8.6 только при повороте направо, но это уже другая история!

Но чтобы ответить на вопрос, кто виноват в аварии с таким левым поворотом, есть 2 варианта:

  • При отсутствии красной разметки он нарушил пункт 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае,
  • Если разметка и/или знаки разрешают поворот налево с правой полосы, то мы снова видим два противоположных лагеря:
    • С одной стороны, 8.5 не делает исключения для того, чтобы красный занял крайнюю позицию, даже если по его траектории ему разрешен поворот налево,
    • С другой стороны, практика ДТП показывает, что синий цвет обвиняют в нарушении правил движения по полосам (хотя такого нарушения нет, поскольку полосы не обозначены).

Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам

Синий, с другой стороны, виновен только в том случае, если на перекрестке есть разметка: левая полоса для поворота налево, правая полоса для поворота направо, потому что Синий пересечет эту разметку:

Схема несчастного случая: 1.7 разметка и пересечение ее при маневрировании

Как мы видим, этот маневр левого поворота превышает разметку 1,7 полосы движения на перекрестке, поэтому водитель синего автомобиля уже виноват в аварии.

Что грозит виновнику в аварии на встречной полосе движения?

Если будет доказано, что действия гражданина стали причиной аварии на встречной полосе, он будет признан виновным и обязан возместить причиненный ущерб. Данная процедура регулируется главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, лицо может быть привлечено к административной ответственности. Первый вариант санкций регулируется статьей 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Если гражданин совершил наезд на препятствие, дополнительно налагается штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей. Во всех остальных случаях она увеличивается до 5 000 рублей. Штраф может быть преобразован в лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении срок лишения водительских прав продлевается на один год.

Выбор наказания зависит от репутации водителя. Если авария на полосе движения не привела к серьезным последствиям, гражданин зарекомендовал себя как аккуратный водитель, или были сопутствующие обстоятельства, из-за которых пришлось выехать на полосу, можно рассчитывать на более мягкое наказание. Скорее всего, представитель власти ограничится штрафом. Однако, если человек совершает серьезное правонарушение или правонарушение повторяется, водительское удостоверение будет отозвано.

Только суд может установить вину и затем лишить человека водительских прав. У дорожной полиции нет таких полномочий.

ДТП на перекрестке

Типичная авария происходит, когда один автомобиль поворачивает на перекрестке:

  • С автомобилем позади него, если он поворачивает налево. Оба автомобиля находятся в дальнем конце полосы. Первый автомобиль может выбрать любую траекторию разворота, но чаще всего делает большой полукруг.

Второй автомобиль, пытаясь быстрее выполнить левый поворот и следуя за обгоняющим водителем, наоборот, сокращает дистанцию. Водитель первого автомобиля не понимает, что первый автомобиль совершает маневр поворота налево. В результате его автомобиль получает удар в правую сторону. Или он может сам совершить разворот.

  • Привлечение автомобиля, который движется в направлении разворота. Обычно первый автомобиль движется на большой скорости. Разворачивающийся автомобиль пытается избежать столкновения со встречным автомобилем сзади и хочет повернуть налево. Поэтому он может остановиться. В этот момент с ровной дороги справа на перекресток въезжает тот же автомобиль, который появился на перекрестке.
  • При движении автомобиля сзади прямо вперед. Перед поворотом налево скорость автомобиля обычно снижается. А другой водитель может захотеть обогнать, если он не видит индикатора. В результате его автомобиль столкнется с левой стороной маневрирующего автомобиля.

Правила поворота на перекрестке смотрите в этом видео:

Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке

Достаточно типичная ситуация при ДТП выглядит следующим образом:

Схема перекрестка: поворот налево в неправильной полосе - дорожно-транспортное происшествие

Кто здесь виноват — не всем очевидно! К сожалению, многие водители пытаются просмотреть здесь правило правого препятствия, согласно которому водитель синего цвета обязан уступить дорогу водителю красного цвета. В реальности он составляет 8,5 (8,7 по «другим причинам») для красного цвета.

Красный в этой ситуации будет наказан за то, что не успел перестроиться в крайний правый ряд перед поворотом налево. Это также будет являться причиной аварии. Наличие или отсутствие светофора не имеет значения.

Если нет полос

Тогда вам следует просто занять крайне левую позицию. Напомним, что дорога делится пополам в соответствии с правилами дорожного движения, если есть двустороннее движение и нет знаков. Поэтому вы должны стоять так, чтобы кто-то слева от вас находился во встречном направлении.

Здесь мы имеем неочевидную аварийную ситуацию, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом при отсутствии полос движения.

А если с левой полосы можно налево?

Но такая схема движения встречается редко. Чаще всего это знаки «Полоса движения» или аналогичная разметка. Если запрещено поворачивать налево с правой полосы, это понятно. Но что если вы можете, например, вот так:

Схема: поворот налево с правой полосы - Дорожно-транспортное происшествие

Здесь ситуация уже более спорная — с одной стороны, нигде в Правилах не сказано, что специальные инструктивные знаки отменяют действие пункта 8.5, обязывающего занимать крайнюю левую позицию. С другой стороны, оба автомобиля поворачивают в разрешенном направлении.

И есть два лагеря сторонников противоположных взглядов (включая инспекторов дорожной полиции, расследующих дорожно-транспортные происшествия):

  • Первый гласит, что знаки «Полоса движения» не отменяют требования раздела 8.5 Кодекса дорожного движения занимать крайнее левое положение перед поворотом,
  • Другой говорит, что оба автомобиля следуют по разрешенной для каждого автомобиля линии и ничего не нарушают, а это значит, что правило о создании помех движению по правой полосе относится к водителю синего автомобиля (параграф 8.9).

Следовательно, судебная практика 2022 года полна прямо противоположных решений по таким ДТП с левыми поворотами на разных полосах на перекрестке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то какой инспектор или судья здесь зацепится.

Аналогичная ситуация возникает и с другими схемами движения:

  • если имеется более двух полос движения,
  • если это дорога с односторонним движением.

Если поворот всем авто разрешён только налево

Схема: поворот налево на дорогу с односторонним движением

Ситуация здесь аналогична первой. Тот факт, что на данном участке дороги разрешен только левый поворот, не означает, что не нужно соблюдать тот же раздел 8.5 Правил. Вина будет лежать на водителе красного автомобиля.

Регулируемый перекресток: ДТП при повороте налево и обгоне

Даже на регулируемом перекрестке при повороте налево возможен неожиданный боковой удар.

Вина водителя при обгоне

Обгон запрещен на регулируемом перекрестке. Таким образом, виноват водитель обгоняемого автомобиля.

Вина водителя при повороте налево

Если сигнал светофора разрешает маневр, горит левый указатель и слева нет препятствия, виновником является водитель, который выехал со своей полосы (многополосная дорога) или пытается совершить обгон. Если какие-либо правила не были соблюдены каждым из участников аварии, будет решаться вопрос о том, кто больше виноват. По логике вещей, именно она первой совершает неправильное действие и нарушает правила дорожного движения.

Ответственность водителей

Вина водителей определяется в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств аварии. В вышеуказанных распространенных случаях его можно оценить следующим образом:

  • Если автомобиль, поворачивающий на U, столкнулся с тем, что ехал за ним и поворачивал налево, это не означает, что виноват водитель первого. В конце концов, в правилах дорожного движения есть пункт 8.9:
    Если траектории движения транспортных средств пересекаются, а порядок проезда не оговорен в Правилах, дорожный инспектор должен отдать предпочтение водителю, приближающемуся к транспортному средству справа.
    Другими словами, в данной ситуации виноват водитель, который двигался слева. Он приближался к автомобилю, поворачивающему направо, поэтому должен был отдать ему предпочтение. Ответственность наступит и для этого водителя, если он сам столкнулся с левой стороной автомобиля оппонента. Ведь раздел 8.9 правил дорожного движения был им нарушен.
  • Если автомобиль, двигавшийся в противоположном направлении по той же дороге, въехал на перекрестке в автомобиль, поворачивающий на U, то нарушитель определяется по-другому. Раздел 8.9 в данном случае не применяется. Однако водитель поворачивающего транспортного средства обязан остановиться, чтобы пропустить другое транспортное средство. Ведь если он этого не сделал, то нарушил статью 13.12 Кодекса дорожного движения:
    При повороте налево или развороте водитель транспортного средства, не совершающего разворот, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ровной дороге со стороны, идущей прямо, или справа.
    Другими словами, этот водитель будет считаться виновным.
  • Если автомобиль за водителем, совершавшим левый поворот, ехал прямо, но решил обогнать его и врезался в него справа, то ответственность, скорее всего, будет возложена на водителя. Согласно правилам, он должен был пропустить автомобиль с включенным индикатором. Поэтому он будет признан виновным. Однако отсутствие сигнального огня делает водителя поворачивающего автомобиля ответственным за аварию.

Другой водитель, совершавший обгон, не мог знать, что он собирается совершить маневр.

При определении того, кто является виновником аварии в конкретном случае, нарушение других нормативных актов или статей Кодекса правонарушений также будет иметь значение. Скорость, с которой двигались автомобили, имеет большое значение. По этой причине нередко в ходе расследования столкновения на перекрестке с левым поворотом требуется техническое заключение эксперта. Показания свидетелей и видеозаписи также будут полезны.

Степень ответственности виновного автомобилиста определяется разделом административного кодекса, который он нарушил. Это может быть штраф по статьям 12.14, 12.15, пункту 2 статьи 12.16 Кодекса. А если дорожно-транспортное происшествие приводит к серьезным травмам или смерти, применяется Уголовный кодекс. А преступник может попасть в тюрьму. Его страховщик в любом случае должен будет выплатить деньги на ремонт поврежденного автомобиля.

Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту

Другой типичной ситуацией является непредоставление приоритета встречным автомобилям при повороте налево:

Схема: непредоставление преимущества встречному транспортному средству при повороте

Здесь виновность в ДТП при левом повороте также должна быть очевидна для любого водителя, в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:

  • если перекресток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и оба горят зеленым, то виноват красный (нарушение статьи 13.4 Кодекса дорожного движения), аналогично, если оба горят красным, то оба нарушают,
  • Если перекресток нерегулируемый и ведущий автомобиль едет прямо на синий, виновен красный; если ведущий автомобиль поворачивает налево, следуя по пути красного, виновен синий.

Если встречный едет на жёлтый или красный

Все будет зависеть от разрешения на движение для синего цвета по последней схеме. Таким образом, если он уже выехал с перекрестка на красный, обязанность уступить ему дорогу на красный исчезает (вы можете уступить дорогу только тому, кто имеет преимущественное право на движение, если синий не имеет права на движение, у него нет приоритета по определению пункта 1.2 Кодекса дорожного движения).

А если на желтый, то все зависит от оценки аварии. Отметим только, что в практике оформления ДТП в ГИБДД и на судебных заседаниях все зависит от того, как участники ДТП доказывают свою позицию, ведь водитель синего автомобиля может указать, что двигался на зеленый (чаще всего все так и делают). А реальный исход будет зависеть от наличия видеорегистратора и свидетелей, которые укажут на виновного.

Например, в данном случае в аварии будет виноват водитель, который включил желтый свет.

Если встречный поворачивает направо на в свою полосу

Другая типичная ситуация: синий обязан повернуть направо при повороте направо, но въезжает в левую полосу — где также едет красный:

Схема: поворот налево и уклонение от встречного правого поворота

Если при выезде с перекрестка красному нужно попасть на правую полосу, то обязанность предоставить приоритет синему регулируется правилом 13.4. Но что если все наоборот — синий хочет попасть на левую полосу, а красный тоже хочет попасть на левую полосу — кто виноват в таком случае?

Здесь кроется двусмысленность пункта 8.6 Правил дорожного движения. Дело в том, что она направляет синюю только на то, чтобы двигаться как можно дальше вправо:

При повороте направо автомобиль должен двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.

Таким образом, мы видим, что если у Синего была возможность сместиться вправо и он ею не воспользовался, то он нарушил правила и был виноват в аварии. В этот момент у красного не было обязанности уступить дорогу, так как синий не имел права проезда в предполагаемом направлении и, следовательно, не имел приоритета.

Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Никто этого не знает. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия возможности? Или тот факт, что синий человек должен повернуть налево на следующем перекрестке, поэтому он сразу решил занять левое положение уже при повороте направо на эту дорогу.

Но одно можно сказать точно: практика анализа ДТП ГАИ здесь ведет к тому, что виноват водитель красного автомобиля, потому что синий автомобиль может указать, что не было возможности (препятствие, другой автомобиль остановился и так далее). Поэтому, в отсутствие записи видеорегистратора красного автомобиля, будет трудно доказать обратное.

Желтый сигнал светофора: ДТП при повороте налево

Статья 6 Правил дорожного движения гласит, что проезд на желтый свет запрещен, если нет возможности остановиться. Другими словами, поворот налево или направо запрещен. Если водитель включает зеленый, но не успевает завершить маневр, он должен пропустить встречные транспортные средства и только после этого завершить свой поворот.

Смотрите, какая тема — Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД?

Авария при повороте налево, кто виноват?

Простая ситуация: вы поворачиваете налево на перекрестке или выезжаете с перекрестка, как вдруг (чаще всего внезапно) происходит столкновение с другим автомобилем.

Что делать в таких случаях, кто виноват и какими разделами нормативных актов пользоваться? Последствия и вина за ДТП с левым поворотом напрямую зависят от разъяснений участников на первом этапе — при регистрации.

Сотрудники ГАИ должны правильно составить схему с ваших слов, а вы должны правильно указать траекторию движения, наличие сигналов поворота и другие обстоятельства. В этой статье мы разберем различные ситуации со схемами, ссылками на пункты правил дорожного движения, актуальные в 2019 году.

Законодательная база – что говорят ПДД?

Поэтому, когда дело доходит до левых поворотов, нам в основном нужны 2 важных пункта из правил дорожного движения:

  1. Пункт 8 Правил дорожного движения, который регламентирует общие правила выполнения маневров и маршрутов движения при повороте налево,
  2. Параграф 13, регламентирующий правила проезда перекрестков — как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.

Так, в правилах есть положение о создании помех движению справа (пункт 8.9), но оно действует только тогда, когда пути автомобилей пересекаются, а порядок их пересечения четко не определен в правилах дорожного движения.

Кроме того, есть еще и скользящие правила (в порядке важности):

  • обязанность занимать крайнее левое положение при повороте налево (раздел 8.5 Кодекса дорожного движения),
  • правило о препятствии справа (пункт 8.9),
  • и исключение из этого обязательства, когда это невозможно из-за размеров или по другим причинам (параграф 8.7),
  • обязанность уступить дорогу встречным транспортным средствам (параграф 13.4),
  • но возможность завершения маневра на красный свет на перекрестке, если маневр был начат на зеленый свет (параграфы 13.7 и 13.8),
  • Обязанность водителя, поворачивающего направо, двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (параграф 8.6)
  • Обязанность уступить дорогу при смене полосы движения (и может быть неочевидной даже при повороте налево) — параграф 8.4,
  • Прямой запрет на выезд на полосу встречного движения при завершении поворота (п. 8.6),
  • обязанность включить указатели поворота (п. 8.1),
  • необходимость уступать дорогу всем при езде по стрелке (п. 13.5).

Это не все необходимые пункты — при оформлении ДТП каждый случай рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми остальными. Мы также не рассмотрели наиболее очевидные моменты, обязывающие тех, кто поворачивает с второстепенной дороги, уступать дорогу тем, кто едет по главной дороге, и другие.

Поэтому давайте теперь уточним на различных схемах движения, кто виноват при повороте налево с точки зрения полос движения и обязанности предоставлять приоритет, на перекрестке и за его пределами.

Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке

Довольно типичная ситуация, картина аварии выглядит следующим образом:

Кто здесь виноват — не всем очевидно! К сожалению, многие водители пытаются просмотреть здесь правило правого препятствия, согласно которому водитель синего цвета обязан уступить дорогу водителю красного цвета. В реальности он составляет 8,5 (8,7 по «другим причинам») для красного цвета.

Красный в этой ситуации будет наказан за то, что не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это также будет являться причиной аварии. Наличие или отсутствие светофора не имеет значения.

Если нет полос

Тогда вам следует просто занять крайне левую позицию. Напомним, что дорога делится пополам в соответствии с правилами дорожного движения, если есть двустороннее движение и нет знаков. Поэтому нужно стоять так, чтобы если бы кто-то оказался слева от вас, то он уже был бы во встречном направлении.

Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом при отсутствии полос движения.

А если с левой полосы можно налево?

Но такая схема движения встречается редко. Чаще всего это знаки «Полоса движения» или аналогичная разметка. Если запрещено поворачивать налево с правой полосы, это понятно. Но что если вы можете, например, вот так:

Здесь ситуация уже более спорная — с одной стороны, нигде в Правилах не сказано, что специальные инструктивные знаки отменяют действие пункта 8.5, обязывающего занимать крайнюю левую позицию. С другой стороны, оба автомобиля поворачивают в разрешенном направлении.

И есть два лагеря сторонников противоположных взглядов (включая инспекторов дорожной полиции, расследующих дорожно-транспортные происшествия):

  • Первый гласит, что знаки «Полоса движения» не отменяют требования раздела 8.5 Кодекса дорожного движения занимать крайнее левое положение перед поворотом,
  • Во втором говорится, что оба автомобиля едут по разрешенной для каждого из них дороге и ничего не нарушают, а значит, положение о создании помех движению по правой полосе относится к водителю синего автомобиля (параграф 8.9).

Соответственно, судебная практика 2019 года изобилует прямо противоположными решениями по таким ДТП с левыми поворотами на разных полосах на перекрестке. Поэтому, если подобный случай произошел и в вашем деле, то здесь на помощь приходит инспектор или судья.

Аналогичная ситуация возникает и с другими схемами движения:

  • если имеется более двух полос движения,
  • если это дорога с односторонним движением.

Если поворот всем авто разрешён только налево

Ситуация здесь аналогична первой. Тот факт, что на данном участке дороги разрешен только левый поворот, не означает, что не нужно соблюдать тот же раздел 8.5 Правил. Виноват водитель красного автомобиля.

Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый

Другая типичная ситуация — вы поворачивали налево из крайнего левого положения, но свернули прямо в правую полосу. Это закономерность:

Эта ситуация также неправильно понимается многими водителями на основании того, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но ничто не мешает водителю синего автомобиля при выезде с перекрестка повернуть с крайней левой полосы на крайнюю правую полосу.

Такое же обязательство предписывается разделом 8.6 только при повороте направо, но это уже другая история!

Но чтобы ответить на вопрос, кто виноват в аварии с таким левым поворотом, есть 2 варианта:

  • При отсутствии красной разметки он нарушил пункт 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае,
  • Если разметка и/или знаки разрешают поворот налево с правой полосы, то мы снова видим два противоположных лагеря:
    • С одной стороны, 8.5 не делает исключения для того, чтобы красный занял крайнюю позицию, даже если по его траектории ему разрешен поворот налево,
    • С другой стороны, практика ДТП показывает, что синий цвет обвиняют в нарушении правил движения по полосам (хотя такого нарушения нет, поскольку полосы не обозначены).

Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам

Синий, с другой стороны, виновен только в том случае, если на перекрестке есть разметка: левая полоса для поворота налево, правая полоса для поворота направо, потому что Синий пересечет эту разметку:

Как мы видим, этот маневр левого поворота превышает разметку 1,7 полосы движения на перекрестке, поэтому водитель синего автомобиля уже виноват в аварии.

Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту

Другая типичная ситуация — когда вы не обгоняете встречный автомобиль (автомобили) при повороте налево:

Здесь виновность в ДТП при левом повороте также должна быть очевидна для любого водителя, в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:

  • если перекресток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и оба горят зеленым, то виноват красный (нарушение раздела 13.4 Кодекса дорожного движения), аналогично, если оба горят красным, то оба нарушают,
  • Если перекресток нерегулируемый и ведущий автомобиль едет прямо на синий, то виновен красный; если ведущий автомобиль поворачивает налево, следуя по пути красного, то виновен синий.

Если встречный едет на жёлтый или красный

Все будет зависеть от разрешения на движение для синего цвета по последней схеме.

Таким образом, если он уже выехал с перекрестка на красный, обязанность уступить ему дорогу на красный исчезает (вы можете уступить дорогу только тому, кто имеет преимущественное право на движение, если синий не имеет права на движение, у него нет приоритета по определению пункта 1.2 Кодекса дорожного движения).

А если на желтый, то все зависит от оценки аварии.

Отметим только, что в практике оформления ДТП в ГИБДД и на судебных заседаниях все зависит от того, как участники ДТП доказывают свою позицию, ведь водитель синего автомобиля может указать, что двигался на зеленый (чаще всего все так и делают). А реальный исход будет зависеть от наличия видеорегистратора и свидетелей, которые укажут на виновного.

Например, в данном случае в аварии будет виноват водитель, который включил желтый свет.

Если встречный поворачивает направо на в свою полосу

Другая типичная ситуация: синий обязан повернуть направо при повороте направо, но въезжает в левую полосу — где также едет красный:

Если при выезде с перекрестка красному нужно попасть на правую полосу, то обязанность предоставить приоритет синему регулируется правилом 13.4. Но что если все наоборот — синий хочет попасть на левую полосу, а красный тоже хочет попасть на левую полосу — кто виноват в таком случае?

Здесь кроется двусмысленность пункта 8.6 Правил дорожного движения. Дело в том, что она направляет синюю только на то, чтобы двигаться как можно дальше вправо:

При повороте направо автомобиль должен двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.

Таким образом, мы видим, что если у Синего была возможность сместиться вправо и он ею не воспользовался, то он нарушил правила и был виноват в аварии. В этот момент у красного не было обязанности уступить дорогу, так как синий не имел права проезда в предполагаемом направлении и, следовательно, не имел приоритета.

Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Никто этого не знает. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия возможности? Или тот факт, что синий человек должен повернуть налево на следующем перекрестке, поэтому он сразу решил занять левое положение уже при повороте направо на эту дорогу.

Но одно можно сказать точно: практика анализа ДТП ГАИ здесь ведет в сторону вины водителя красного автомобиля, потому что синий автомобиль может указать, что не было возможности (препятствие, другой автомобиль остановился и так далее). Поэтому будет трудно доказать обратное, если у красного автомобиля нет записи видеорегистратора.

Важные тонкости любого ДТП

Первое, о чем следует помнить — не всегда нарушение правил маневрирования или проезда перекрестков становится причиной аварии. Помните правила дорожного движения 10.1, когда вы превышаете скорость, вы можете быть виноваты, независимо от вашей обязанности предоставлять приоритет другим участникам дорожного движения.

Второй нюанс заключается в динамике дорожно-транспортных происшествий — ведь именно ее рассматривают сотрудники ГИБДД и судьи (особенно при наличии видеорегистраторов).

Например, если вы уже проехали первого нарушителя и ударили его сзади, он не всегда будет считаться виноватым, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а вы догнали его, когда он был на своей полосе.

Но, конечно, мы говорим о случаях, когда у вас было бы время затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации, как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай наглядно иллюстрирует).

ДТП на встречной полосе выделенной знаком 5.11.1 для маршрутного транспорта

Если имеется выделенная полоса для школьных автобусов, велосипедов, микроавтобусов, такси, она обозначается знаком 5.11.1. Эта полоса отделяется от остальной проезжей части дорожными знаками.

Если вы едете в попутном направлении, вступает в силу статья 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушения влекут наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей. Если ДТП произошло на встречной полосе, обозначенной знаком 5.11.1, виновным считается тот, кто выехал на обозначенную линию с нарушением.

Как определить виновного в ДТП на перекрестке

Споры после аварии — довольно распространенное явление. Каждый хочет доказать свою точку зрения при выборе порядка прохождения. Практика показывает, что особенно сложно выявить, кто виноват в ДТП при повороте налево. Правда, нередки и другие вариации. Но SMVI решает такие проблемы, даже если нет видеокамер. Виновником всегда является тот, кто нарушил правила, подробно описанные в статье 13 ПДД.

При приближении к перекрестку необходимо учитывать знаки приоритета, разметку полос движения, указатели и наличие трамваев. Кроме того, следующие правила считаются общими правилами для грамотного проезда перекрестка:

  • При повороте (в любую сторону) необходимо всегда пропускать пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть.
  • Запрещается въезжать на перекресток с заторами, которые неизбежно приведут к остановке, препятствуя поперечному движению.

На нерегулируемом

На многих наших перекрестках нет ни регулировщика движения, ни светофоров. Часто последний вариант не работает. Такой переезд в законодательстве называется нерегулируемым. Вина в ДТП на перекрестках такого типа определяется нарушением знаков приоритета.

Если вы едете по второстепенной дороге и не пропускаете транспортное средство на главной дороге, вы виноваты. Последняя не зря называется второстепенной дорогой, именно она определяет приоритет. Если главная дорога меняет направление, водители обязаны проехать поворот по правилам равнозначных перекрестков: видите препятствие справа — остановитесь, пропустите транспортное средство и продолжайте движение. Это же правило действует на второстепенных дорогах даже для трамваев.

При въезде на перекресток с круговым движением вы обязаны пропустить все движущиеся транспортные средства. При выполнении левого поворота/разворота на ровной проезжей части необходимо пропустить все встречные транспортные средства, движущиеся прямо или справа. Это относится и к водителям автомобилей.

На регулируемом

Перекресток, на котором порядок проезда определяется регулировщиком или светофором, называется регулируемым перекрестком. При повороте налево/развороте на разрешающий сигнал необходимо также пропустить встречный транспорт, движущийся прямо или направо. При движении по стрелке с оранжевым или красным сигналом необходимо пропускать транспортные средства с других направлений.

Если светофор/регулятор позволяет проехать и трамваю, и автомобилю, то приоритет имеет первый. Однако на стрелке с красным или желтым сигналом трамвай также должен пропускать транспортные средства с других направлений.

Водитель, въехавший на перекресток, должен выполнить маневр независимо от сигнала. Если на знаках имеются «стоп-линии» при повороте перед светофором, необходимо соблюдать требования каждой из них. Даже при наличии разрешающего сигнала водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, которые не успели вовремя добраться до конца своего пути.

На неравнозначном

На подчиненной дороге водитель всегда должен отдавать приоритет в первую очередь транспортным средствам, движущимся по главной дороге, независимо от направления их движения. Все просто: остановитесь, пропустите их, а затем уезжайте своим ходом.

По дорожным знакам и качеству покрытия можно понять, какая дорога является главной. Если знаков нет, а качество покрытия визуально невозможно определить (плохая погода, видимость и т.д.), считайте, что дорога второстепенная.

На равнозначном

На нерегулируемом перекрестке действует правило «право на проезд». Здесь трамвай имеет абсолютный приоритет перед другими транспортными средствами, независимо от направления движения.

Изменение направления главной дороги

Изменение направления главной дороги, т.е. ее разворот, влечет за собой следующие положения:

  • Пересечение автомагистрали с второстепенной дорогой становится равнозначным перекрестком;
  • это руководство для водителей транспортных средств, движущихся по обоим путям;
  • На перекрестке действует правило права проезда, т.е. преимущество имеет автомобиль, приближающийся к сопернику справа по полосе приоритета;
  • если автомобиль меняет полосу движения, индикатор должен быть включен;
  • если маневр совершается со второй или третьей полосы, он считается нарушением.

ДТП на встречной полосе с машиной попутного направления

Ситуация возникает, когда один водитель решает совершить обгон, а другой совершает маневр левого поворота. Оба водителя могут быть признаны виновными в совершении ДТП на встречной полосе. Учитывается момент включения индикатора. Если водитель впереди не включил его или не подал соответствующий знак рукой в случае аварии, то ему вменяется нарушение пункта 8.1 Правил дорожного движения РФ. Водитель, находящийся за рулем транспортного средства, может быть признан виновным, если он нарушил статью 11.2 ПДД РФ. Если никто не подал знак, то каждый из участников аварии виновен в обоих деяниях. Расходы на ремонт автомобиля делятся между ними. Если у вас есть полис ответственности перед третьими лицами, расходы оплачивает страховая компания каждой стороны.

Поворот налево: спорные ситуации

Как уже известно, аварии при обгоне и повороте налево на перекрестках вызваны рядом ошибок и нарушений, допускаемых всеми участниками дорожного движения. Таким образом, возникают спорные ситуации. Простой пример: автомобиль намеревался повернуть налево на желтый сигнал светофора и уже начал этот маневр, но водитель встречного автомобиля проигнорировал это и въехал в его правый бок. Кто будет виноват?

С одной стороны, первый водитель, так как он не избежал столкновения со встречными автомобилями. Но с другой стороны, он начал свой маневр раньше, и встречный автомобиль мог выехать на желтый сигнал, а не на зеленый. Именно здесь каждый водитель должен доказать свою правоту. Здесь есть практически все, что нужно учитывать:

  • разметка и работа светофоров;
  • расстояние от встречного автомобиля до перекрестка в начале дороги;
  • скорость обоих автомобилей;
  • способность применять экстренное торможение;
  • включен ли индикатор.

Показания свидетелей, видеозаписи и камеры наблюдения помогут инспектору ГАИ правильно оценить ситуацию. Если ни один из водителей не удовлетворен записью, комиссия подразделения или даже суд решат, кто виноват в данной конкретной ситуации.

На Т-образном перекрестке, при повороте налево с второстепенной дороги на главную, вы также можете столкнуться с ситуацией, когда виноваты оба водителя. Предположим, что первый водитель подъехал, остановился, включил указатель, осмотрелся и начал поворачивать, но в этот момент с ним столкнулся автомобиль, двигавшийся справа. Первый водитель виноват, потому что не убедился в отсутствии препятствия или не оценил свою скорость. Второй ехал слишком быстро и также не увидел и не успел вовремя затормозить. Очень трудно определить, кто прав, а кто виноват.

Когда вы выезжаете на проезжую часть от бордюра, вы фактически совершаете поворот налево. И именно здесь часто возникает спор. Водитель транспортного средства обязан подать сигнал о повороте налево и убедиться, что дорога впереди свободна, а другой водитель обязан уступить дорогу или принять все меры, чтобы избежать столкновения.

Судебная практика

Судебная практика сводится к установлению наличия выезда за пределы полосы движения вопреки правилам. Если действие подтвердится, это приведет к изъятию водительского удостоверения. Штраф за аварию на встречной полосе несет виновник аварии. Суд определяет, какое наказание назначить. Наказание зависит не от обстоятельств аварии, а от последствий аварии. Исключение составляют ситуации, когда водитель находится в состоянии алкогольного опьянения.

Например, столкновение автомобилей произошло в результате нарушения статьи 10.1 Дорожного кодекса РФ. Пытаясь избежать аварии на своей полосе, водитель одного из автомобилей выехал на полосу встречного движения. В результате произошло столкновение с автомобилем, двигавшимся по этой полосе. Водитель, выехавший на встречную полосу, был признан виновным.

Нерегулируемый перекресток: столкновение при повороте налево и обгоне

Движение на нерегулируемом перекрестке усложняется тем, что некому указать порядок движения. Поэтому в авариях на таких перекрестках с большей вероятностью будет установлена вина одной из сторон ДТП.

Помимо соблюдения очередности (приоритета), необходимо учитывать возможность обгона последующими транспортными средствами. На регулируемых перекрестках обгон однозначно запрещен, в то время как на нерегулируемых перекрестках это не всегда так. В Кодексе дорожного движения (11.4) говорится, что обгон запрещен только на второстепенных дорогах и пешеходных переходах.

Вина водителя, совершающего поворот

Любое изменение направления движения транспортного средства должно сигнализироваться указателями поворота (т.е. см. раздел 8.1 Кодекса водителей). Если полос движения больше одной, водитель, увидевший другой автомобиль, поворачивающий налево с правой полосы, должен пропустить его.

Прежде чем начать поворот налево, водитель должен оценить ситуацию и убедиться, что за ним или слева от него нет других транспортных средств. Если эти условия не соблюдены, он будет считаться виновным в совершении ДТП.

Вина водителя, совершающего обгон

Даже проезд по левой полосе часто приводит к столкновениям с автомобилями, поворачивающими налево на нерегулируемых перекрестках, хотя обгон не запрещен. Статья 11.2 Кодекса дорожного движения гласит, что обгон запрещен, если впереди идущий автомобиль уже повернул налево. Если вы не заметите этого вовремя, ГАИ решит вопрос не в пользу «наездника». Но правила дорожного движения также запрещают препятствовать обгону, превышать скорость и так далее. Если водитель, совершающий поворот, будет признан виновным в подобном, он будет признан виновным.

Читайте также: Что делать если виновник ДТП не застраховал свою автогражданскую ответственность (ОСАГО)?

Определение главной дороги в ПДД

Определение главной дороги можно найти в Дорожном кодексе в разделе «Общие положения»:

‘Главная дорога’ означает дорогу, обозначенную знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (прилегающей) дороге, или дорогу с твердым покрытием (асфальтобетон, цементобетон, камень или подобное) по отношению к грунтовой дороге, или любую дорогу по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие участка с твердым покрытием на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком не делает его равнозначным пересекаемой дороге.

Из этого следует, что ее можно отличить от второстепенной дороги не только по наличию дорожного знака. Иногда знак вообще отсутствует, и маршруты, в конце концов, не являются равнозначными.

Чисто визуально по типу поверхности легко определить, какое направление является приоритетным. Но иногда снег или лед могут стать проблемой, когда вы не видите тротуара. И не всегда можно определить полосу приоритета по ширине проезжей части, поскольку она может быть одинаковой на обоих перекрестках. В этом случае водители должны ехать так, как будто они находятся на подчиненной дороге. Это позволяет избежать опасных ситуаций и несчастных случаев.

Термин «второстепенная дорога» никак не объясняется в правилах дорожного движения. Но, зная, что такое приоритетная дорога, расшифровать ее тоже несложно:

  • на таких участках есть знак, предписывающий уступить дорогу, остановиться перед продолжением движения, или символы, указывающие на примыкание к приоритетному участку;
  • может быть разница в типе дорожного покрытия, которое почти всегда дешевле и хуже по качеству;
  • вторичный, пересекающийся с символом 2.1, даже при отсутствии 2.4 или 2.5.
Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей