Проверка технического состояния авто на дороге — законность, порядок, правила

ДТП
Содержание
  1. Проверка техсостояния ТС – особенности
  2. Предрейсовый
  3. Послерейсовый
  4. Ежедневное ТО автомобиля
  5. Кто проводит контроль
  6. Требования к автомобилю, выезжающему в рейс
  7. Требования к контролеру
  8. Про люфт руля
  9. Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?
  10. Забрали паспорт у водителя за неуплату штрафа
  11. Обязан ли водитель брать участие в проверке автомобиля на неисправности в нём?
  12. Следите за лампочкой АБС
  13. Какие неисправности тормозов предписывают запрет ТС
  14. Вернуть свой автомобиль?
  15. Определяем неисправности на глаз
  16. Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля
  17. Автосалон не возвращает предоплату за автомобиль
  18. Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?
  19. Начнём с технического регламента
  20. Можно ли заплатить штраф за тормозную систему со скидкой
  21. Какой статьей регламентируется штраф за тормозную систему
  22. Задержание автомобиля за несправные тормоза
  23. Когда сотрудникам можно проводить проверку, а когда нельзя и по каким обстоятельствам?
  24. Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?
  25. А на дороге будут проверять?
  26. Время компромиссов закончено
  27. Что происходит после проверки технического состояния на дороге?
  28. Образец порядка проведения контроля
  29. Виды и объемы проверки технического состояния ТС
  30. Методы проверки
  31. Тормозных систем
  32. Системы рулевого управления
  33. Внешних световых приборов
  34. Колес и пневматических шин
  35. Двигателя и его систем
  36. Других элементов конструкции
  37. Средства проверки
  38. График
  39. Документирование результатов
  40. Неисправности автомобиля, за которые могут выписать штраф
  41. Неисправна тормозная система
  42. Неисправно рулевое управление
  43. Неисправности световой оптики
  44. Неисправности стеклоочистителей
  45. Неисправности колес
  46. Неисправности глушителя
  47. Неисправности спидометра
  48. Поломка номерного знака
  49. Сейчас — штраф 500 рублей

Проверка техсостояния ТС – особенности

Все компании, на балансе которых находятся транспортные средства, проверяют их техническое состояние. Руководство компании несет ответственность за то, чтобы эта процедура была обязательной.

Осмотр занимает около пятнадцати-двадцати минут. Она проводится не на станции техобслуживания, а на месте, то есть в гараже или на автостоянке компании. Существует два вида инспекции. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Предрейсовый

Это экспертиза технического состояния автомобиля перед его выездом. Манипуляции выполняются до того, как автомобиль покинет базу. После завершения диагностики ответственное лицо убеждается, что автомобиль полностью исправен и готов к выезду на дорогу.

Послерейсовый

Еще одна форма ежедневного мониторинга. Проверяются технологические показатели, износ в процессе эксплуатации (в случае длительных поездок). В результате такого мониторинга технический специалист либо отправляет машину на стоянку, либо записывается на прием для более тщательной диагностики.

Ежедневное ТО автомобиля

Это превентивная мера, позволяющая обнаружить неисправности на ранней стадии и избежать серьезных поломок.


Ежедневное техническое обслуживание автомобиля.

Лицо, ответственное за техническое состояние автомобиля, должно обратить внимание на

  • состояние тормозной системы
  • износ осей, колес и шин
  • состояние кузова, фар, стеклоочистителей, стекол;
  • состояние насосов и генераторов, аккумуляторов, гидравлических частей;
  • уровень масла и топлива, отсутствие утечек жидкости;
  • состояние фильтров.

Также следует содержать автомобиль в чистоте, продувать детали при наличии пыли.

Кто проводит контроль

Обработку может проводить механик компании или привлеченный специалист. Первый вариант подразумевает наличие отдельной должности в компании. Действующий механик может быть направлен директором на специализированное обучение. В этом случае необходимо позаботиться об оборудовании, необходимом для проведения проверки.

Во втором варианте компания заключает контракт с поставщиком услуг. Техник будет приезжать в гараж по мере необходимости.

Требования к автомобилю, выезжающему в рейс

Разрешается использовать только отремонтированные автомобили, находящиеся в хорошем рабочем состоянии.

Прежде чем отправиться в путь, убедитесь, что

  • тормоза, коробка передач, реле рулевого управления работают исправно;
  • батарея работает правильно;
  • давление в шинах является допустимым;
  • система сцепления работает; никаких необычных звуков из автомобиля не доносится;
  • звуковые сигналы, работа световых приборов;
  • наличие аптечки, инструментов, огнетушителя, домкрата в кузове;
  • отсутствие утечек масла, топлива.

Консультант контролирует другие функции по своему усмотрению.

Требования к контролеру

Человек с соответствующей подготовкой может следить за техническим состоянием и оснащением транспортных средств. Требуемый уровень — минимум послесреднее образование. Механик по регулировке должен иметь сертификат соответствия. Сертификат выдается Транспортной инспекцией по окончании обучения.

Про люфт руля

Однако есть один дефект, который очень нравится инспекторам — это система рулевого управления.

При наличии определенных дефектов, запрещающих дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепление на автопоезде), водителя не только призовут к ответственности по ч. 2 ст. 12.5 КоАП при попытке начать движение, но и отправят автомобиль на стоянку.

Ни один нормальный водитель не будет ездить без тормозов, сцепное устройство используется только на сочлененных грузовиках. А еще есть рулевая рейка! Если руль немного болтается, вы можете пригрозить водителю, что отправите машину в мастерскую — это хороший повод для «обмана».

Но как инспектор может «достать» водителя, если люфт в рулевом колесе не обнаружен визуально?

Очень просто: давайте проведем осмотр, товарищ водитель. И давайте одновременно потрогаем багажник с открытым капотом. Ой, товарищ водитель, играйте! На специализированную стоянку!

Дорожная полиция и автомобиль

Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?

Нет. Водитель не обязан принимать участие в технической инспекции.

Разработан административный регламент, устанавливающий порядок проведения технического осмотра. Как и любой другой нормативный акт, он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых применяются меры контроля (надзора), очевидно, установленные законом. Но эти правила не содержат никаких обязательств для водителей.

Однако в некоторых ситуациях Верховный суд встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, водитель был обвинен по части 1 статьи 19.4 Кодекса за неподчинение приказу офицера за отказ поднять стекло для проверки светопропускания. Однако с тех пор было принято новое законодательство, и, возможно, в 2022 году Верховный суд не вынесет такого решения.

Обязанность открыть капот для проверки двигателя, тормозов и слабины в рулевой рейке

Забрали паспорт у водителя за неуплату штрафа

На каком основании у должника по штрафам отобрали паспорт водителя, задается вопросом юрист.

Обязан ли водитель брать участие в проверке автомобиля на неисправности в нём?

Вам это не нужно, так как в техническом регламенте нет письменного обязательства людей и их прав, а есть описание процедуры проверки автомобиля на наличие дефектов. Но в этом постановлении ничего не дается так подробно.

Однако если приказ, отданный сотрудником ГИБДД, не будет выполнен, Верховный суд в этой ситуации встанет на позицию инспекторов ГИБДД

Следите за лампочкой АБС

Эта инициатива идет рука об руку с предстоящей реформой технического осмотра, которая должна состояться менее чем через месяц. Кроме того, растет список нарушений правил дорожного движения, которые запрещают вождение, в . Например, запрещено ездить на нешипованных шинах: летних — зимой, шипованных — летом. Есть и еще более парадоксальные моменты — например, запрет на эксплуатацию автомобиля с неисправной ABS, что определяется включением индикаторной лампочки на приборной панели.

Какие неисправности тормозов предписывают запрет ТС

В этом месте стоит обратиться к упомянутым Основам, а точнее к приложению к ним. Фактически, это список следующих пунктов

1 Тормозные системы
1.1 Тормозные характеристики рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001.
1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного цилиндра.
1.3 Нарушена герметичность пневматических и пневмогидравлических тормозных цилиндров, что приводит к падению давления воздуха на 0,05 МПа и более в течение 15 минут после полного применения при выключенном двигателе. Утечка сжатого воздуха из тормозных камер колес.
1.4 Манометр пневматического или пневмогидравлического тормозного цилиндра не работает….

Требования ГОСТа проверяются на станции технического обслуживания, сделать это самостоятельно будет довольно проблематично. По сути, это взаимосвязь между усилием на педали и реакцией тормоза. Это своего рода проверка эффективности тормозной системы.
Что касается утечек, зазоров, неисправных элементов управления, то водителю несложно это проверить.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть статья обо всех нарушениях правил дорожного движения, которая как раз предусматривает наказание за действия, связанные с нарушением правил дорожного движения.

Вернуть свой автомобиль?

В настоящее время количество автомобилей на дорогах резко возросло, как и количество угонщиков. Также увеличилось количество штрафов, налагаемых на автомобилистов, и число мошенников, которые пытаются обманом вернуть вам автомобиль.

Определяем неисправности на глаз

Основной вопрос: как инспектор будет искать дефекты? Существует специальное оборудование, которое используется для проверки люфта рулевого управления, тормозов и распределения света. Но в распоряжении инспекторов есть лишь несколько единиц оборудования — например, для оценки светопропускания.

Судя по всему, инспекторы смогут указать лишь на ограниченный перечень дефектов. Пояснительная записка к законопроекту показывает, что они не будут отвлекаться на мелкие проблемы, такие как устаревшие противотуманные фары или отсутствие аптечки. Конкретный порядок будет описан в правилах, которые Министерство внутренних дел обещает подготовить в течение шести месяцев после вступления в силу нового законодательства.

Предположительно, методы, о которых идет речь, будут напоминать дистанционное выявление пьяных водителей: у инспекторов будет перечень критериев (причин) для осмотра транспортных средств и, собственно, процедура оценки технического состояния. Некоторые виды дефектов вполне очевидны: например, неработающие в ночное время фары или нешипованные шины могут быть обнаружены инспектором без специальных ухищрений.

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля

Образец путевого листа грузового автомобиля служит основным источником правильности

Автосалон не возвращает предоплату за автомобиль

Обычно эта процедура происходит непосредственно в автосалоне, когда покупатель изъявил желание вернуть предоплаченный автомобиль в автосалоне. Человеку предоставляются для заполнения соответствующие бланки заявлений, имеющиеся в автосалоне.

Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?

Он обвинит водителя по части 1, пункту 12.5 Кодекса об административных правонарушениях с наложением штрафа в 500 рублей и отпустит его, так как неисправность была обнаружена на дороге. Но такой подход инспекторов к наказанию за провинность не соответствует требованиям закона.

Если водитель проверил состояние автомобиля перед отъездом, вы не можете держать на него зла.

  • Во-первых, он не знал и не мог знать о неисправности по дороге с парковки. Другими словами, в действиях водителя нет вины.
  • А если водитель обнаружил неисправность на дороге, он может отправиться на стоянку или в ремонтную зону в соответствии с правилами дорожного движения. Другими словами, поездка в гараж или домой после обнаружения неисправности на дороге вовсе не является правонарушением.

Самый очевидный пример — перегоревшая лампочка фары. Если водитель проверил работу лампы перед выездом с места парковки и лампа перегорела в пути, то по прибытии на место парковки или ремонта водителя не за что штрафовать.

Другой пример — разбитая в аварии фара. С разбитой фарой можно доехать до места стоянки или ремонта, но ездить по городу на следующий день с поврежденной оптикой запрещено. А поскольку дефект возникает не на дороге, водителю достаточно вызвать эвакуатор или купить новую фару и заменить ее на месте.

Начнём с технического регламента

Что такое, черт возьми, технический регламент? Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза, принятый Россией, Казахстаном и Беларусью, определяет абсолютно все требования к транспортным средствам, производимым, ввозимым и вводимым в эксплуатацию на территории Таможенного союза. В нем перечислено все — от переднего бампера до задних фонарей. Двигатель, рулевое управление, тормоза, сцепное устройство — 370 страниц требований, и не так много места отведено для ABS. Требования описаны в Приложении 8 («Требования к тормозной системе»).

1.15. Требования к АБС (если установлена):

1.15.1 Система ABS должна быть полной и пригодной для обслуживания. Не должно быть видимых повреждений, ненадежного крепления или отсоединения компонентов ABS.

1.15.2 Индикатор рабочего состояния ABS должен быть в рабочем состоянии, загораться при активации ABS после зажигания и гаснуть не позднее, чем при достижении автомобилем скорости 10 км/ч.

1.15.3 Транспортные средства, оборудованные АБС, при торможении с полной загрузкой (включая вес водителя) при начальной скорости не менее 40 км/ч должны двигаться по прямой линии без смещения в транспортном коридоре.

1.16. В случае автомобилей с пневматическими тормозными системами выпуск воздуха из тормозной системы должен быть герметичным и исправным.

То есть, в техническом регламенте сказано, что АБС должна быть в комплектном и работоспособном состоянии — без вопросов. Вопрос заключается в следующем: если система неполная или неработоспособная, какое наказание должен понести водитель?

Стоит поговорить об иерархии нормативных актов. Основным документом для водителя являются правила дорожного движения, которые имеют статус постановления правительства. Как правило, все остальные документы расширяют, дополняют и интерпретируют те или иные нормы и понятия, выраженные в Кодексе водителей, раздел 2.3 (обязанности водителя).

2.3 Водитель транспортного средства должен:

2.3.1 Перед выездом на дорогу проверьте и убедитесь, что транспортное средство находится в исправном состоянии, в соответствии с правилами лицензирования дорожного движения и обязанностями должностных лиц, ответственных за лицензирование дорожного движения.

Запрещается управлять транспортным средством, если не работают тормозная система, рулевое управление, сцепное устройство (как часть автопоезда), не горят (отсутствуют) фары и задние фонари ночью или в условиях плохой видимости, не работают стеклоочистители со стороны водителя в дождь или снег.

В случае других неисправностей, которые запрещены приложением к T&C, водитель должен устранить их во время движения, а если это невозможно, он может доехать до автостоянки или ремонтной зоны, приняв необходимые меры предосторожности;

Здесь я подчеркиваю и указываю, что речь идет о рабочей тормозной системе. Рабочая тормозная система, а не вспомогательная или стояночная тормозная система. Если водитель пренебрегает своими обязанностями по обслуживанию транспортного средства, он будет наказан. Все, что касается штрафов, прописано в КоАП 12.5. В подразделе 2 этой статьи говорится о наказании за управление транспортным средством с известными неисправностями тормозной системы (кроме стояночного тормоза), рулевого управления или автосцепки, что влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Для пресечения правонарушения статья 12.5.2 предусматривает парковку и отстранение водителя от управления транспортным средством. Другими словами, автомобиль с неисправными тормозами или рулевым управлением отправляется на депозитную стоянку, что вполне понятно и, вероятно, оправданно.

В этой ситуации важно уточнить, что подразумевается под «заведомо неисправной тормозной системой». Дефекты, запрещающие использование транспортного средства, определены в главе «Основные положения о пригодности транспортных средств к эксплуатации» Правил дорожного лицензирования. Параграф 11 этой главы гласит:

Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не соответствуют требованиям, содержащимся в Перечне дефектов и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

Данный перечень устанавливает дефекты автотранспортных средств, автобусов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, а также условия, при которых их эксплуатация запрещена. Методы проверки указанных параметров указаны в ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля».

То есть мы не говорим о том, что инспектор ковыряется в носу и говорит — у вас неисправная тормозная система. Дело в том, что неисправности определяются в ГОСТе в виде таблиц, диаграмм, формул. Статья о тормозах выделена в этом сборнике отдельно.

Первый момент: стандарты тормозных характеристик рабочей тормозной системы должны соответствовать ГОСТ P51709-2001.

Раз уж мы пошли, давайте пойдем до конца! Что говорит об этом ГОСТ? Раздел 4.1.1: Рабочая тормозная система транспортного средства должна соответствовать стандартам эффективности торможения. Стандарты сведены в массу таблиц — соотношение усилий на педали, удельное тормозное усилие, остановочный путь, время срабатывания тормозной системы и прочее, прочее, прочее….. Но при всем этом в списке дефектов автомобилей, запрещающих их эксплуатацию, нет упоминания об ABS — независимо от того, горит ее индикатор или нет.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему ABS исключена из него с таким размахом дефектных списков? Очевидно, потому что в правилах дорожного движения и других документах речь идет об исправной тормозной системе, которая обеспечивает торможение и остановку транспортного средства, независимо от наличия дополнительных (вспомогательных) электронных систем.

Давайте не будем заблуждаться: ABS — это дополнительная, вспомогательная система, которая является частью общей тормозной системы автомобиля.

Несколько лет назад наши коллеги встали под «зонтик ABS», обратились с запросами к компаниям-производителям грузовиков и в наш ведущий автомобильный институт НАМИ, центр технической экспертизы. Ответы производителей и экспертов дают нам понять: желтая лампочка ABS — это не что иное, как сигнал водителю о неисправности системы. Это не означает, что водитель должен прекратить вождение. Разрешается вождение с неисправной системой ABS. Но с обычными предостережениями — соблюдая меры предосторожности. Оба рекомендуют устранить неисправность при первой же возможности. Вот и все!

То есть, пройдя по всей цепочке нормативных актов сверху вниз, мы пришли к выводу, что ABS не наказуема по техрегламенту. Обход в чистом виде!

Можно ли заплатить штраф за тормозную систему со скидкой

В 2016 году статья 32(2) КоАП РФ была дополнена пунктом о возможности оплаты штрафа со скидкой. Это относится не ко всем статьям, а к статье 12.5 КоАП РФ. Проще говоря, можно оплатить штраф за торможение со скидкой. Самое главное здесь — оплатить штраф в течение 20 дней после вынесения постановления.

Какой статьей регламентируется штраф за тормозную систему

Для тормозной системы применяется довольно распространенная статья КоАП РФ, а именно 12.5. Однако если для большинства случаев это часть 1, то для тормозной системы выделена даже специальная часть, а именно 2.

Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или автосцепным устройством (в составе поезда) — влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Здесь есть очень интересное слово — АГЕ. То есть, если водитель ехал, ехал и все было в порядке. И вдруг все сломалось, и он не знал об этом, пока инспектор сам не остановил машину и не обнаружил проблему вместе с водителем. Но кто поверит в такое совпадение….
В целом, можно сказать, что практически невозможно сесть за руль автомобиля и не понять, что произошел отказ тормозной системы. Это означает, что поездка была совершена с заведомо неисправной тормозной системой.
Штраф здесь на самом деле небольшой, минимальный. Однако это не самое худшее, что может случиться.

Задержание автомобиля за несправные тормоза

Часть 2 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает задержание автомобиля по статье 27.13 КоАП РФ. Процитируем отрывок:

…отстранение транспортного средства от перевозки людей и грузов путем перемещения его с другим транспортным средством и помещения на ближайшее специально отведенное охраняемое место (спецстоянку) и содержание его на спецстоянке до устранения причины задержания


Другими словами, автомобиль просто отвозят на стоянку, откуда он либо уедет после ремонта, либо будет отбуксирован. Кроме того, в большинстве случаев взимается дополнительная плата за парковку, что означает, что к штрафу придется добавить плату за время нахождения автомобиля на стоянке. В целом, хлопоты и расходы в этом случае будут гораздо больше, чем просто минимальный штраф.

Когда сотрудникам можно проводить проверку, а когда нельзя и по каким обстоятельствам?

Инспекторы ГАИ довольно равнодушно относятся к проверке технического состояния автомобиля. Просто дело в том, что у них нет четких инструкций, как это делать, поэтому им остается играть по закону.

Для того чтобы остановить водителя, сотрудники дорожной полиции должны соблюдать административный регламент, который позволяет останавливать водителей на дороге только в нескольких случаях:

  •  Если на дороге обнаружены визуальные дефекты.
  •  Если автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие.
  •  Если сотрудники дорожной полиции подозревают, что автомобиль участвовал в дорожно-транспортном происшествии, угоне транспортного средства или другом преступлении.

Согласно этим правилам, сотрудники дорожной полиции имеют полное право остановить вас и предупредить о неисправности, а если неисправность не обнаружена во время остановки, они не имеют права останавливать вас и требовать от вас предпринять какие-либо действия для ее обнаружения.

Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?

Инспекторы дорожной полиции довольно прохладно относятся к проверке технического состояния автомобиля.

Дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектор может только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы законны.

Согласно полному административному регламенту ГАИ, инспектор может остановить водителя в 4 случаях:

  1. Визуальное обнаружение признаков дефектов, предусмотренных статьями 8.23 и 12.5 КоАП.
  2. Попадание транспортного средства в дорожно-транспортное происшествие.
  3. Наличие записи о несчастном случае, краже, преступлении и т.д.
  4. Проведение мероприятия по указанию руководства.

Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проверить техническое состояние автомобиля. И здесь замечу: если автомобиль не попадал в ДТП, нет информации и никаких действий не предпринималось, то инспектор не имеет права предпринимать никаких действий по выявлению неисправности. Например, водитель не может быть обязан включать задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.

А на дороге будут проверять?

Инспектор ГИБДД обязан руководствоваться Административным регламентом, который был утвержден приказом Министерства внутренних дел № 664 от 23.08.2017. В нем определены четыре случая, когда инспектор дорожной полиции может остановить транспортное средство с дефектами или повреждениями:

Понятно, что инспектор может остановить машину под любым другим предлогом и уже при проверке документов обратить внимание на дефект. Возникает закономерный вопрос: может ли сотрудник ГИБДД проверить техническое состояние автомобиля?

Во-первых, он не имеет права специально искать дефект. Только если это видно «невооруженным глазом» (например, неработающая фара).

Во-вторых, чтобы подтвердить подозрение о наличии видимого дефекта, инспектор должен иметь специальные измерительные инструменты, а в некоторых случаях даже знания автомеханика. Конечно, только с помощью специального оборудования можно определить, удерживает ли тормозная система автомобиль под углом 16 градусов, или проверить люфт рулевого колеса. А откуда взялся сотрудник дорожной службы?

Время компромиссов закончено

Разрушив в свое время систему технических испытаний, власти поставили себя в двусмысленную ситуацию, когда нет точных критериев и процедур оценки технического состояния автомобилей на дорогах. Современная практика весьма неоднозначна в этом вопросе.

Например, процедура выявления тонированных автомобилей четко не определена. Чтобы гарантировать послушание водителя и изъятие пленки, инспекторы часто угрожают ему статьей 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению милиции, говорит Юрий Панченко. — Правомерность такого подхода сомнительна, но водители часто чувствуют себя виноватыми и поэтому предпочитают не спорить с инспектором.

Он отмечает, что определение поломки, которое требует доступа в салон или под капот, также является спорным, поскольку без соответствующих оснований сотрудник ГИБДД не имеет права осматривать автомобиль.

Нет возможности для инспектора сесть за руль и начать вращать его, чтобы проверить наличие люфта, объясняет эксперт. — Фактически, единственный дефект рулевой трубы, который может обнаружить инспектор в соответствии с действующими стандартами, — это если вместо автомобильного руля установлен велосипедный. Остальные дефекты требуют инструментального осмотра и доступа в салон.

Что происходит после проверки технического состояния на дороге?

Рассмотрим пункты 122 и 127 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о дорожном движении:

122. если при проверке документов, государственных номерных знаков, технического состояния транспортного средства выявлены достаточные данные, указывающие на совершение административного правонарушения, должностное лицо при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.

(127) По результатам проверки документов, маркировки, государственных номерных знаков транспортного средства, а также технического состояния транспортного средства в эксплуатации при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с административным регламентом или иными нормативными правовыми актами МВД России; при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и выдается разрешение на продолжение движения транспортного средства (пешехода).

Если в результате проверки технического состояния сотрудники ГИБДД выявляют какие-либо правонарушения, они привлекают водителя к административной ответственности. Другими словами, водитель может быть наказан по одной части статьи 12.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Любые отклонения, кроме перечисленных ниже Предупреждение или 500 рублей
Неисправность тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства 500 рублей
Размещение на передней части транспортного средства огней или отражателей красного цвета или огней, цвет и способ освещения которых не соответствуют требованиям приложения к правилам дорожного движения лишение водительских прав
6-12 месяцев
Раскраска 500 рублей
Наличие ближнего света или специальных звуковых сигналов водительское удостоверение для
12-18 месяцев лишения свободы + конфискация специальных звуковых сигналов
Незаконная установка знака для инвалидов 5 000 рублей + конфискация знака
Использование специальных цветовых схем для аварийных автомобилей водительское удостоверение для
12-18 месяцев
Наличие схемы движения легкового такси 5 000 рублей

Если вы внимательно изучите приведенную выше таблицу, то увидите, что большинство описанных в ней правонарушений не должны стать неожиданностью для водителя. Например, если на автомобиле установлены тонированные фары, то водитель предварительно установил их, т.е. сознательно пошел на нарушение закона.

Что касается нарушений, которые могут действительно удивить, то все они попадают в первые 2 строки таблицы и наказываются максимальным штрафом в размере 500 рублей. Так, если замечено, что автомобиль изношен и его неисправность выявлена при техосмотре, водитель может получить только предупреждение или незначительный штраф (500 рублей).

Образец порядка проведения контроля

Процедура проверки дорожной годности изложена в правилах дорожной годности, также рекомендации можно получить в Министерстве транспорта.

План проверки включает перечень манипуляций, основными из которых являются.

  • внешний осмотр транспортного средства;
  • осмотр кузова, кабины водителя, сигналов, фар, тормозов, аккумулятора;
  • проверка основных систем: пневмоподвески, рулевого управления, сцепления, двигателя;
  • проверка параметров оси, целостности шлангов, указателей поворота;
  • анализ колес, шин, бамперов.

Напомним, что водитель присутствует при составлении протокола осмотра.

Обратите внимание, что оперативный контроль может осуществляться в нескольких направлениях. Ответственный человек решает, каким путем идти. Объем манипуляций зависит от состояния и типа машины. Давайте рассмотрим эти варианты более подробно.

Виды и объемы проверки технического состояния ТС

Технический контроль подразделяется на визуальный и ручной. Второй вариант используется техническим специалистом при подозрении на конкретную деталь или систему. Некоторые схемы используются для диагностики — то есть для обхода официального заключения эксперта. Такие запросы подвергают компанию риску штрафа со стороны STSI, а также повышают риск несчастного случая. Вернемся к «белым» схемам.

Методы проверки

Техническая инспекция (до и после изменения) подразделяется на полную инспекцию и мониторинг рассматриваемой схемы. Полные проверки требуются Министерством транспорта для обеспечения безопасности дорожного движения, для контроля всех компонентов автомобиля. Частичные проверки используются, когда одна из систем не работает или неисправна. Давайте рассмотрим нюансы работы различных систем автомобиля.

Тормозных систем

Проверка тормозной системы.
Тормоза — одна из основных частей автомобиля, отвечающая за безопасность водителя и окружающих.

Во время их проверки могут быть обнаружены следующие неисправности

  • системная недоинфляция;
  • заедания, неисправности;
  • утечка жидкости
  • неисправность стоп-сигнала.

При обнаружении любого из вышеперечисленных признаков автомобиль отправляется на детальный осмотр.

Системы рулевого управления

Дефекты в этом случае могут быть:

  • заклинило рулевое управление;
  • несоосность деталей.

Автомобиль также поступает в мастерскую для ремонта.

Внешних световых приборов

Во время проверки фар техник может обнаружить:

  • замыкание контактов;
  • неисправность заднего/ближнего фонаря.

Автомобиль не допускается на дорогу до исправления ситуации.

Колес и пневматических шин

Проверьте крепление и состояние ботинок автомобиля. При необходимости автомобиль поднимают на перекладине и затягивают гайки. Поврежденная резина, «шишки», разный рисунок протектора, изношенные шины недопустимы.

Двигателя и его систем

Двигатель — это «сердце» автомобиля. Проверьте его работу на полном газу, низких оборотах и на холостом ходу. Повышенное задымление, проникновение его в кабину водителя, неисправности сцепления — это причины для отправки технического специалиста на станцию.

Других элементов конструкции

Детальный осмотр должен включать в себя крепление тягача-прицепа, стабильную установку зеркал, тентов и номерных знаков.

Механик также проверяет наличие глубоких вмятин, повреждений платформы и треснувших фар. Если в ходе проверки обнаруживается вышеперечисленное, то производится замена неисправных деталей и регулировка креплений.

Средства проверки

Для полного обслуживания гараж организации должен быть оборудован:

  • несколько типов домкратов (для каждого типа автомобиля);
  • манометр для проверки давления в колесах и шинах;
  • молоток с длинной ручкой;
  • наборы инструментов (гаечные ключи, гайки).

В крупных компаниях целесообразно предоставить компьютерное диагностическое оборудование.

График

Временные интервалы определены в правилах допуска к участию в дорожном движении, там же установлен график проверок.

Техник проверяет автомобили перед каждой поездкой. В противном случае все участники (водитель, компания, инспектор) получат штрафы.

Документирование результатов

Документирование результатов.
Результаты мониторинга фиксируются в журнале регистрации. В свободном доступе вы найдете типовой документ.

Примеры необходимых столбцов приведены ниже

  • Марка и модель (грузовик, легковой автомобиль) транспортного средства
  • Государственный номер транспортного средства
  • Краткая информация о водителе
  • Информация о водителе; данные об инспекторе;
  • Время/дата записи;
  • Данные одометра, пробег;
  • Примечание по прохождению техосмотра;
  • Подписи инспектора и водителя.

Результаты проверки также заносятся в «ваучер».

Неисправности автомобиля, за которые могут выписать штраф

Штрафы за неисправность автомобиля на дороге являются административным правонарушением (12.5 Административного кодекса), за которое предусмотрено наказание и составление протокола (3.4 Административного кодекса), и автомобиль должен быть остановлен до устранения неисправности.

Неисправна тормозная система

Автомобиль будет остановлен, если инспектор обнаружит утечку тормозной жидкости. Вы также получите штраф, если в тормозных камерах нет воздуха, педаль или стояночный тормоз не работают должным образом, манометр тормозного давления или ABS не работает. Штраф составит 500 рублей (за исключением стояночного тормоза автопоезда или автосцепки), а автомобиль отправится на штрафстоянку, если водитель не устранит неисправность на обочине.

Неисправно рулевое управление

Водитель будет оштрафован на 500 рублей, если рулевое колесо имеет недопустимый люфт (более 10°) или гидроусилитель руля неисправен и вызывает задержку рулевого управления при маневрировании на дороге. Обычно неисправность не удается устранить на месте, и автомобиль отвозят на стоянку.

Неисправности световой оптики

Штраф составит 500 рублей, если у автомобиля неисправна хотя бы одна фара или передняя фара (светит прерывисто или вообще не светит) и если фары красные (разрешены только белые, желтые и оранжевые, для ходовых огней — белые). Неисправные фары будут наказываться только в случае видимости менее 300 метров (ночью или в плохую погоду), за нарушение цвета будет проводиться эвакуация на парковку.

Неисправности стеклоочистителей

Штраф в размере 500 рублей будет выписан за неисправные форсунки стеклоомывателя или щетки стеклоочистителя. Но только если автомобиль остановлен на дороге во время дождя или снегопада.

Неисправности колес

Штраф в размере 500 рублей будет выписан, если на автомобиле установлены разные шины — зимние и летние (нечетные), с шипами и без, старые и новые, морозостойкие/неморозостойкие, а также если на одной оси установлены шины разных размеров, моделей, рисунков, протекторов.

Неисправности глушителя

Если глушитель сильно дымит (система вентиляции картера не герметична) или шумит, инспектор имеет право наложить на водителя штраф в размере 500 рублей. Автомобиль может быть доставлен на автостоянку.

Неисправности спидометра

Если автомобиль был остановлен за превышение скорости, инспектор имеет право проверить спидометр. Если он неисправен (а также если неисправен тахограф), то налагается дополнительный штраф в размере 500 рублей.

Поломка номерного знака

Если номерной знак поврежден, смят, закрыт или установлен в неправильном месте (он должен находиться посередине бампера), инспектор ГИБДД имеет право наложить на водителя штраф в размере 500 рублей.

Читайте также: Европротокол при ДТП: правила оформления и порядок действий

Сейчас — штраф 500 рублей

Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях, существует несколько санкций за управление неработоспособным автомобилем, но по большей части они не очень суровы. В большинстве случаев вы получаете предупреждение или штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.5 ч.1 КоАП. В то же время неисправные тормозная и рулевая системы (а также сцепки автопоезда) предполагают эвакуацию автомобиля на депозитарную стоянку. Наказывается ряд нарушений, связанных с проездом на красный свет перед автомобилем, имитацией спецсигналов и так далее. Другими словами, большинство обычных неисправностей влекут за собой штраф в размере 500 рублей.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей