Будет ли дорожать бензин и дизельное топливо в 2022 году: отвечает эксперт Независимого топливного союза

ПДД

Как дорожало топливо

Цена на топливо в России неуклонно растет, но средний показатель с 2008 года составляет около 2 рублей в год. Исключением стал 2018 год, когда топливный кризис привел к 3-4 резкому росту цены литра на . С тех пор правительство приняло ряд мер, таких как временное снижение акцизного сбора и введение моратория на повышение цен на топливо выше уровня инфляции. Это неформальное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями все еще действует и привело к искусственной стабилизации цен.

Но в 2021 году цены на топливо снова выросли: по данным Росстата, в 2021 году стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 изменилась более чем на 8% (около 4 рублей), а дизельного топлива — на 10%. То есть, темпы роста цен почти вдвое превышают средние показатели за предыдущие 15 лет. А в августе 2021 года цены на пропан-бутан резко выросли.

Сценарий №2: бензин сначала подешевеет, а потом резко подорожает

Цены на топливо в России могут быть остановлены или даже снижены на период проведения специальной военной операции. При условии объявления всеобщей мобилизации и активизации активной фазы, цена на топливо будет снижена до 20-30 рублей за литр. Этому способствует и нефтяное эмбарго — топливо просто некуда продавать.

Однако в будущем нельзя исключать резкого скачка цен на дизельное топливо и бензин; в связи с этим можно выделить следующие риски:

  1. Правительство может столкнуться с серьезным дефицитом бюджета. На фоне замораживания резервов ФНБ и санкций это вполне предсказуемое событие, поэтому расходы будут покрываться традиционно — за счет роста цен на топливо.
  2. Тарифы на топливо будут повышены в связи с потребностями топливного сектора. Она действует по тем же капиталистическим законам, что и весь остальной бизнес. Повышение ключевой процентной ставки является одним из катализаторов.
  3. Рост мировых цен на топливо и нефть. Россия все больше отступает в международную изоляцию, но стоимость сырья и материалов продолжает повторять движения на мировых рынках.
  4. Рост цен на запасные части для оборудования АЗС. Некоторые фитинги и компоненты для топливораздаточных колонок имеют европейское происхождение.
  5. Экологические нормы. В качестве аргумента для включения дополнительных сборов в топливо после отказа российских автозаводов от стандартов Евро-5 и Евро-4.

Аргумент в пользу этого сценария довольно тривиален: после 2014 года был введен первый пакет санкций, и цены на нефть упали со 112 до 31 доллара за баррель. Топливо не подешевело, но за восемь лет его цена выросла на 20 рублей.

Почему растут цены на бензин в 2022 году

Повышение цен на бензин в России неизбежно. Помимо упомянутых факторов, существуют и другие, индивидуальные для каждой страны. Например, в Российской Федерации существует два налога, которые играют решающую роль в формировании конечной стоимости топлива. Это НДПИ и НДС. Кроме того, аналитики принимают во внимание механизм подавления, который также определяет затраты. И хотя НДС останется на уровне 20%, НДПИ увеличится.

В 2021 году коэффициент НДПИ составит 3,5. В результате запущенного налогового маневра экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты начали постепенно снижаться с 2019 года. Но в то же время НДПИ начал пропорционально увеличиваться. Согласно принятой программе, этот процесс будет полностью реализован к 2024 году.

Цель этого налогового маневра — увеличить поступления в бюджет от нефтяных компаний, которые платят НДПИ не с проданной за рубеж нефти, а с объема добычи. Пошлина уплачивается только на экспортируемые нефть и продукты.

Согласно стратегии, маневр должен стимулировать модернизацию нефтедобычи и повысить производительность. Но естественно, что повышение НДПИ и акцизов отразится на розничной цене топлива/.

Демпфер — еще один инструмент, влияющий на цены. Этот механизм был введен и используется с 2018 года. Благодаря демпферу резкие колебания цен блокируются. Чтобы понять, как работает демпфер, необходимо рассмотреть такое понятие, как «чистая прибыль». Это граница стоимости, которую нефтяные компании используют для того, чтобы понять, где выгоднее продавать нефть — в стране или за рубежом. Нетбэк рассчитывается по формуле: Из мировой цены вычитаются транспортные расходы и экспортная пошлина, к этой сумме добавляется акцизный сбор. В результате формируется внутренняя российская цена.

С 2018 года нефть стала подакцизным товаром. Но налоговая система для нефтеперерабатывающих компаний устроена довольно сложно. Для компаний, инвестирующих в модернизацию 60 млрд. рублей и более в год и производящих 10% и более бензина класса V из покупной нефти, налоги снижаются — вычитается обратный акциз. Применяется механизм демпфирования, рассчитывающий разницу между внутренней стоимостью и рублевым нетбэком. Полученный результат умножается на фиксированный коэффициент: 0,65 для дизельного топлива, 0,68 для бензина.

Акциз на топливо

Без учета акциза на топливо невозможно правильно спрогнозировать, сколько будет стоить бензин в России в 2022 году. Акциз — это вид налога, который взимается при переработке сырой нефти для получения различных видов топлива.

Так, для бензина ниже класса 5 в 2021 году акциз установлен в размере 13620 рублей за тонну, для класса 5 — 13260 рублей за тонну. Дизельное топливо облагается налогом в размере 9200 рублей за тонну.

В 2022 году акциз будет увеличен на 4% или в абсолютном выражении:

  • Бензин ниже класса 5 — 14169 рублей за тонну;
  • бензин класса 5 — 13793 руб/тонна
  • дизельное топливо — 9 556 рублей за тонну.

К 2018 году доля акциза в стоимости топлива составила 15%. Ежегодное увеличение не превышает уровень инфляции. Однако в январе 2018 года акциз был повышен на 10,7%, что спровоцировало резкий рост цен на топливо и увеличение доли налога в ценах — до 22-23%.

Эти платежи направляются правительством на строительство дорог. Резкое увеличение акциза в 2018 году было вызвано строительством двух крупных проектов: «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Таким образом, в 2022 году цена на бензин вырастет как минимум на 3-4%.

Почему растет цена бензина

Григорий Баженов, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза, считает, что интенсивный рост цен вполне объясним:

— Давайте посмотрим на динамику цен на нефть и нефтепродукты: с декабря 2020 года она была строго положительной, шла вверх и вверх, хотя сейчас замедлилась и колеблется в коридоре.

Изменение цен на нефть в течение 2021 года

Эксперт отмечает, что мировые цены на нефть и нефтепродукты оказывают большое влияние на внутренний российский рынок:

— Оптовая цена на топливо в России формируется не под влиянием факторов спроса и предложения внутри страны, а в первую очередь по принципу экспортных альтернатив. При более высоких ценах на нефть на мировом рынке появляется больше причин для экспорта как готовой продукции, так и самого сырья. И если больше нефти поставляется за рубеж, внутреннее производство падает.

Новая реальность: обычный АИ-95 стоит более 50 рублей

Динамика изменения цен за прошлые годы

Можно лучше понять текущую ситуацию на рынке и делать прогнозы на основе прошлых тенденций. За предыдущее десятилетие цена на топливо существенно изменилась, увеличиваясь каждый год. Если взять за точку отсчета 2008 год, то до экономического кризиса за 1 литр на АЗС платили 25 рублей и 14 копеек.

Позже произошел обвал рынка, и бензин стал стоить 19 рублей 77 копеек. Весной 2009 года наблюдался устойчивый рост. В 2012 году они уже требовали 30 рублей за литр. Кризис 2014 года также внес свои коррективы, нефть упала до 45 долларов за баррель, и бензин стал на 5 рублей дороже, чем в 2012 году.

Когда нефть упала в 2015 и 2016 годах, произошло небольшое снижение стоимости, но уже в 2017 году ценник на заправках вырос до 40 рублей, а в 2018 году — до 45 рублей. За этим последовало внедрение амортизатора.

Цены на бензин

Чтобы понять, насколько вырастут цены на бензин в 2022 году, можно посмотреть, как происходило повышение в предыдущие годы.

Год Стоимость в рублях
2010 24,82
2011 26,95
2012 28,33
2013 30,88
2014 32,49
2015 37,12
2016 36,70
2017 38,08
2018 41,05
2019 45,12

Уже в мае 2021 года стоимость топлива составляла 45 рублей и 91 копейку за литр. Учитывая тенденцию к росту в предыдущие годы, можно сделать вывод, что такая же тенденция сохранится и в будущем.

Цены на дизельное топливо

Ожидается, что в среднем дизельное топливо в 2022 году будет стоить 57,3 рубля. Повышение цен на дизельное топливо происходит плавно, параллельно с бензином. Если мы рассмотрим общий процентный рост цен с 2008 по 2021 год, то увидим, что он составляет более 100%. Дизельное топливо дорожает в среднем на 5-7% в год.

Почему подорожание бензина неизбежно?

Помимо акцизов, есть еще 2 налога, которые влияют на прогнозируемый рост цен на бензин в 2022 году. НДС и НДПИ — вносят существенный вклад в рост цен на топливо. Существует также демпфирующий механизм, способствующий увеличению стоимости топлива. НДС составляет 20%, НДПИ будет увеличиваться в соответствии с налоговым маневром.

В 2021 году мультипликатор НДПИ составит 3,5. В 2019 году был запущен фискальный маневр, предусматривающий постепенное снижение до нуля экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ. Процесс должен быть завершен к 2024 году.

Повышение НДПИ позволит правительству собирать больше денег с нефтяных компаний, поскольку НДПИ выплачивается в зависимости от объема добытой нефти, в то время как экспортные пошлины выплачиваются только за нефть, проданную за рубеж.

Власти объясняют этот маневр желанием заставить компании модернизировать производство и повысить эффективность. Повышение НДПИ и акцизов приведет к увеличению стоимости топлива.

Еще одним инструментом стимулирования роста является механизм демпфирования. Демпфер был разработан в 2018 году на фоне резкого роста цен на бензин и введен в действие с 1 января 2019 года. Подавитель служит для предотвращения резких колебаний цен на российском топливном рынке, но способствует плавному росту стоимости топлива.

Прежде чем рассмотреть, как работает этот механизм, необходимо дать определение термину «нетбэк». Нетбэк — это уровень цен, используемый для определения того, где выгоднее продавать топливо — в России или за рубежом.

В России она рассчитывается путем вычитания из мировой цены топлива транспортных расходов, экспортной пошлины и последующего добавления акциза. Полученная цифра в рублях используется для определения внутренней российской цены.

В 2018 году подакцизным товаром стала нефть, приобретенная нефтеперерабатывающим заводом. Если компания производит не менее 10 процентов от общего объема производства бензина класса 5 из покупной нефти или тратит не менее 60 млрд рублей в течение нескольких лет на модернизацию производства, она получает снижение налога через обратный вычет акцизного налога.

Размер выплаты рассчитывается с помощью подавителя. Это делается путем расчета разницы между чистым рублем и национальной ценой, установленной правительством на год. Полученная разница умножается на коэффициент 0,68 для бензина и 0,65 для дизельного топлива. Эта сумма представляет собой возврат за каждую переработанную тонну.

Это правило работает, когда дроссель положительный, т.е. нетбэк выше внутренней цены. В этом случае государство компенсирует это компаниям в виде снижения налогов. Но если демпфер становится отрицательным, производителям топлива уже приходится платить дополнительные налоги, что повышает цену литра топлива.

Кроме того, предусмотрено, что механизм перестает работать при изменении отпускной цены на 10% в большую или меньшую сторону от условной внутренней цены, установленной государством. Поэтому в случае отрицательного амортизатора компании поднимают цены выше 10-процентного порога и перестают платить дополнительные налоги.

Даже в случае положительного амортизатора, когда государство компенсирует фирмам потерянные доходы от экспорта, оно платит за то, чтобы производители удерживали цену вблизи 10%-ного максимума. Тогда максимальная прибыль будет получена в виде более низких налогов и более высокой стоимости топлива. Есть также много жалоб на внутреннюю цену.

В 2021 году она равна 56300 рублей за тонну и ежегодно увеличивается на 5%, не реагируя на возможные резкие изменения в течение года. Если мировые цены упадут, отрицательное сальдо амортизации увеличится, что приведет к росту цен на внутреннем рынке. Получается, что нет никаких оснований для снижения стоимости литра топлива.

Оптовые цены на максимум

Из-за ограниченных внутренних поставок в сентябре биржевые оптовые цены установили исторический рекорд: бензин АИ-95 преодолел планку в 60 000 рублей за тонну, что в пересчете на литр составляет около 45-47 рублей. В то время это было сопоставимо с розничной ценой такого бензина в некоторых регионах.

Но почему бы производителям нефти в таких условиях не переориентироваться на внутренний рынок, обеспечив достаточное предложение и снизив оптовую цену?

— Налоговая система делает экспортные поставки более интересными, говорит Григорий Баженов. — Например, налоги на внутреннем рынке растут с 2014 года, акцизы выросли более чем в три раза. Экспортные пошлины, напротив, снижаются и уменьшились на 96% по сравнению с 2014 годом.

В результате растет так называемый нетбэк: гипотетическая цена топлива, при которой производителю безразлично, продает ли он его внутри страны или экспортирует. В условиях искусственного сдерживания цен внутри страны, растущий нетбэк стимулирует нефтяные компании отгружать нефтепродукты в другие страны, оказывая сильное давление на внутренние цены.

То есть нефтяные компании совсем не против повысить цены внутри страны, но связаны неформальным соглашением с правительством, возникшим в 2018 году в результате топливного кризиса. Это означает, что цены на бензин и дизельное топливо не могут расти выше уровня инфляции. Однако годовая инфляция в 2021 году составила около 8,4 процента, что выше, чем в предыдущие годы, что позволило розничным ценам на топливо вырасти более резко.

Карта с ценами на бензин в России в 2022 году

Вы можете воспользоваться картой, чтобы узнать, сколько стоит бензин сегодня. Здесь показаны регионы с самыми высокими и самыми низкими ценами на топливо.

Актуальная карта с ценами по регионам России находится в стадии подготовки и появится на сайте в ближайшее время. Пока он не доступен, вы можете посмотреть цены на бензин для Москвы:

Тенденция изменений цен на бензин за последние 10 лет

Чтобы понять, будет ли дорожать бензин в России в 2022 году, необходимо обратиться к статистике. Цены на топливо неуклонно росли в течение последних 10 лет. В августе 2008 года, до начала мирового кризиса, цена топлива составляла 25,14 руб. за литр.

После обвала рынков цена одного литра бензина упала до 19,77 рублей, но в мае 2009 года она снова начала расти. Затем последовало постоянное повышение цены, и к концу 2012 года был преодолен порог в 30 рублей.

После начала кризиса в 2014 году, несмотря на резкое падение цен на нефть со 100 до 45 долларов за баррель, топливо незначительно подорожало до 35 рублей.

Дальнейшее падение цены на нефть до $27,5 за баррель в 2015-2016 годах привело к небольшому снижению цены с 37,5 до 36,5 рублей за литр. Однако затем он продолжил расти, достигнув в 2017 году предельного уровня в 40 рублей за литр.

В мае 2018 года АИ-95 стал стоить 45 рублей за литр. Были предприняты попытки снизить цену путем снижения акциза и разработки механизма подавления, который вступит в силу в 2019 году.

Цены на бензин

Более подробный график и таблицы цен на бензин за 20 лет можно найти на сайте Росстата. Данные официального бюро подтверждают тенденцию постоянного роста цен на горюче-смазочные материалы. Поэтому стоит знать, на сколько подорожает бензин в 2022 году.

Цены на дизель

Стоимость дизельного топлива пошла по тому же пути, что и цена бензина. С 2008 года стоимость горюче-смазочных материалов выросла почти на 100%, что превышает совокупный уровень инфляции за тот же период. Чтобы узнать, сколько будет стоить бензин в 2022 году, необходимо изучить влияние компонентов на цену бензина.

Зависимости цены топлива от цены на нефть

По мнению экспертов, розничные цены на горюче-смазочные материалы практически не подвержены влиянию колебаний цен на нефть. Это связано с тем, что доля черного золота в общей цене топлива в России не превышает 7%. Лучшее доказательство этого — посмотреть на изменение стоимости двух предметов на одной и той же временной шкале.

Даже при очень значительном снижении цены за баррель горюче-смазочные материалы продолжали дорожать. Поэтому на стоимость бензина в 2022 году мало повлияют изменения в цене «черного золота».

Ужасный демпфер

Искусственное сдерживание розничных цен делает проблематичной работу независимых АЗС, поскольку оптовые цены зачастую выше розничных (с учетом стоимости доставки и расходов на содержание АЗС). По мнению Григория Баженова, основная проблема заключается в полной стагнации этого рынка и отсутствии инвестиций, что ощущают и крупные нефтяные компании.

— По крайней мере, у них есть преимущество амортизатора, то есть механизма государственного субсидирования внутренних цен, когда экспортные поставки оказываются более выгодными, объясняет эксперт. — В прошлом году на эти цели было потрачено почти триллион рублей. В результате крупные нефтяные компании могут перераспределять убытки внутри своей вертикальной структуры и добиваться хороших результатов, в то время как независимые АЗС лишены такой возможности.

Читайте также: Ставки акцизов на 2022 год

Сценарий №1: бензин будет дешеветь как в СССР или Венесуэле

Бензин в России действительно может подешеветь, как в СССР или Венесуэле, обогнав минеральную воду.

Стоимость топлива в СССР и Венесуэле:

В рублях В долларах США
СССР* 0,40 0,64
Венесуэла 2,09 0,02

*Цены приведены на 1985 год, когда доллар стоил 0,63 рубля. Для Венесуэлы стоимость пересчитывается в современные рубли по курсу 105 рублей за доллар.

Для реализации такого сценария необходимо наличие следующих факторов:

  1. Сильная субсидированная государственная поддержка нефтегазовой промышленности, которая покрыла бы убытки от экспорта.
  2. Замораживание цен на топливо и бензин, а также курса доллара для поддержки экономики.
  3. Снижение спроса на топливо в связи с массовым отказом от легковых автомобилей. Автомобиль снова станет дорогим.
  4. Снижение объемов внутренней торговли. Грузовые перевозки сократятся, бензин и дизельное топливо будут в избытке.
  5. Поддержание топливно-энергетических мощностей для военных. Излишки топлива будут продаваться населению по минимальным ценам.

Такой сценарий не исключен. Мопеды и мотоциклы с колясками снова вернутся на городские улицы — производство транспортных средств будет адаптировано в сроки, более простые, чем эксплуатация современных механических заводов.

Пассажирский транспорт будет вытеснен автобусами советского типа с их простыми, прожорливыми двигателями и грубым дизайном. Конечно, они будут гораздо удобнее советских.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей