- Главная дорога не меняет направления (идет прямо)
- Не уступили дорогу спецтранспорту
- Главная дорога поворачивает направо
- Тонкости кругового движения на перекрестке
- Как осуществить выезд на главную дорогу по правилам дорожного движения?
- Правила проезда нерегулируемых перекрёстков
- Разворот на главной дороге: кого пропускать
- Машина на главной отъезжает с обочины
- Штраф за невыполнение требований знака
- Как безопасно выезжать
- Поворот направо
- Разворот и поворот налево
- Выезд с прилегающей территории
- Проезд перекрестков
- Главная дорога поворачивает налево
- Авто на главной собирается повернуть
- Перекресток с прямо проходящей второстепенной
- Поворот направо
- Проезд перекрестка прямо
- Разворот и левый поворот
- Можно ли избежать ДТП
- Общие правила проезда
- Перед перекрёстком установлен знак «Уступи дорогу»
- Главная дорога слева
- Главная дорога справа
- Выезд выполняется с прилегающей территории
- Общие правила, о которых следует знать каждому
- Выезжая со двора, смотри в оба!
- Особенности проезда перекрестка по главной дороге
- Штрафы за нарушения ПДД
- Зона действия знака 2.1
- Где заканчивается действие знака главная дорога? Практика применения
Главная дорога не меняет направления (идет прямо)
Перед перекрестком может быть установлен один из следующих знаков:
Обратите внимание, если под знаком 2.1 «Главная дорога» установлен знак, указывающий направление главной дороги, это другая ситуация, которая будет рассмотрена ниже.
Поворот направо
При повороте направо все оказывается очень просто. Белый автомобиль не обязан уступать дорогу другим автомобилям и может спокойно повернуть направо.
Прямой путь
В этой ситуации все также очень просто. Белый автомобиль имеет приоритет на перекрестке.
Повернуть налево или развернуться
В этом случае ситуация более сложная. Уступите дорогу автомобилю, едущему с противоположного направления прямо или справа (синий цвет). Правила дорожного движения, параграф 13.12:
13.12 При повороте налево или развороте водитель транспортного средства без груза должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ровной дороге со стороны, идущей прямо, или справа. Это же правило распространяется на водителей трамваев и автобусов.
Не уступили дорогу спецтранспорту
Если движется транспортное средство с проблесковыми маячками и специальными объявлениями, оно должно уступить дорогу. Включенная сирена, светофоры и т.д. — Именно это подразумевается под требованием уступить приоритет. Чаще всего (если это не полицейская машина или машина дорожной полиции) специальные автомобили (скорая помощь, пожарные машины) должны дополнительно сигналить и заставлять соблюдать приоритет.
Этого не должно происходить, но в настоящее время невозможно справедливо наказать всех участников дорожного движения. Поэтому машины скорой помощи, пожарные бригады и другие аварийные автомобили задерживаются из-за водителей, которые не соблюдают правила.
А водитель, который явно не уступил дорогу специальным транспортным средствам, платит только штраф в размере 500 пенсов. Он также может быть лишен водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Главная дорога поворачивает направо
Два знака должны быть установлены перед перекрестком одновременно:
Эта ситуация регулируется правилами дорожного движения 13.10 и 13.11:
13.10 Когда главная дорога меняет направление на перекрестке, водители на главной дороге обязаны соблюдать правила проезда через перекресток равнозначных дорог, находящихся между ними. Те же правила действуют для водителей на второстепенных дорогах.
13.11 На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, указанного в пункте 13.111 Правил, водитель транспортного средства без груза должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Такое же правило должно действовать и между водителями трамваев.
Теперь перейдем к применению этого правила на практике.
Поворот направо
В этом случае вы можете безопасно совершить правый поворот. Никто не обязан уступать дорогу при повороте направо, потому что справа от белого автомобиля нет других транспортных средств.
Идти прямо
При движении прямо вы должны пропустить все автомобили, следующие с правой стороны главной дороги (оранжевый автомобиль). Не имеет значения, какой маневр планирует совершить оранжевый автомобиль (поворот, разворот или движение прямо). При въезде на перекресток он имеет преимущество в обоих случаях.
Обратите внимание на ситуацию, когда оранжевый автомобиль совершает маневр левого поворота. При въезде на перекресток оранжевый автомобиль находится справа от вас, т.е. имеет преимущество. Однако при повороте налево автомобиль может оказаться слева от вас, и в этом случае вы будете иметь преимущество.
Повернуть налево или развернуться
Как и в предыдущем случае, пропустите все автомобили, приближающиеся с правой стороны главной дороги (оранжевый автомобиль).
Тонкости кругового движения на перекрестке
В принципе, с 08.11.2017, после вступления в силу поправок, тонкостей больше нет. Вместо этого существует однозначная формулировка: при въезде на перекресток, обозначенный знаком 4.3, водитель должен уступить дорогу тем, кто движется по круговому движению.
Напоминаю, что въезжать на круговое движение можно с любой из двух полос, а выезжать только с крайней правой полосы.
Как осуществить выезд на главную дорогу по правилам дорожного движения?
Водители обязаны делать все возможное, чтобы избежать аварии. Например, если нет приоритета, они должны отказаться от возобновления, начала или продолжения движения. Это правило имеет несколько нюансов:
- Если пересекаются несколько дорог, имеющих только асфальтовое или только грунтовое покрытие, при отсутствии специальных знаков, права на проезд считаются равными и ни одна из них не имеет приоритета.
- Если до пересечения с главной дорогой есть участок дороги с твердым покрытием, то это все равно второстепенная дорога.
- Если водители могут определить порядок работы светофоров, то все дороги равны, даже если перед этим были знаки, указывающие на это.
Транспортным средствам, не имеющим преимущества в движении, запрещается въезд на перекресток, если на нем образовался затор и они мешают свободному движению других транспортных средств.
Правила проезда нерегулируемых перекрёстков
Водителям на главной дороге, особенно тем, кто попал в «пробку», следует проявлять терпение и сотрудничество, поскольку любой из них может оказаться в подобной ситуации, когда ему нужно съехать на обочину, а его никто не пропускает.
С другой стороны, тем, кто выезжает с второстепенной дороги на главную, нужно быть очень внимательными, независимо от того, в какую сторону они поворачивают — направо или налево. В нашей предыдущей статье Поворот направо с третьей полосы мы проанализировали аварию, произошедшую по вине водителя, меняющего полосу движения.
Смена полосы движения всегда связана с определенным риском, как и дорожная ситуация, о которой мы поговорим в нашей следующей статье. Будьте внимательны и вежливы!
Разворот на главной дороге: кого пропускать
Если вам необходимо совершить маневр разворота на главной дороге, оцените, кого пропустить, в зависимости от обстоятельств:
- При выполнении маневра вне перекрестка вы должны уступить дорогу всем участникам движения, имеющим приоритет на дороге или на противоположной стороне. Они находятся на равных правах с поворачивающим автомобилем.
- При движении на перекрестке, где дорога с приоритетом не меняет направление, вы должны уступить дорогу всем, кто движется за ней. Въезжающие со второстепенной дороги должны уступить дорогу поворачивающему транспортному средству.
- Действуя на перекрестке, где приоритетная полоса поворачивает налево, вы должны предоставить приоритет тем, кто едет по ней, и тем, кто приближается справа. Этот участок рассматривается как перекресток равнозначных дорог.
- При выполнении левого поворота на перекрестке, где приоритет передается направо, также применяется условие правого поворота. Но вы уступаете дорогу только тем автомобилям, которые едут с этой стороны и одновременно движутся по ровной дороге.
И несмотря ни на что, тем, кто собирается совершить маневр разворота, следует делать это, не забывая о пункте 8.1 ПДД. Прежде всего, убедитесь, что ваш соперник понимает ваши намерения и сигналы, успевает снизить скорость, чтобы уступить дорогу, так как этого требуют правила. Не начинайте маневр, если он создает опасную ситуацию в зоне.
Машина на главной отъезжает с обочины
Мелкий несчастный случай, вызванный небрежностью
Другая неоднозначная ситуация, которая может возникнуть при выезде с второстепенной дороги на главную, выглядит следующим образом: вы приближаетесь к перекрестку и видите знак, предписывающий вам уступить дорогу под номерами 2,4. В то же время на главной дороге слева от вас стоит автомобиль, который повернул налево и собирается сдавать назад, начиная движение в вашу сторону.
Вы можете подумать, что водитель только собирается съехать с дороги, т.е. он еще не выехал на главную дорогу, и вы можете не пропустить его. В действительности, другой автомобиль все еще имеет преимущество, и вы должны пропустить его, пока он не отъедет от бордюра и не проедет ваш перекресток.
Вы можете встать перед другим автомобилем, только если уверены, что быстро наберете скорость и не помешаете мотоциклисту, едущему позади вас по главной дороге. Если вы спровоцируете аварию, вы будете виновны, но даже если вам удастся избежать аварии, вы можете быть оштрафованы на 500 рублей.
В одной из недавних статей рассматривалось наказание за вождение без прав после лишения права управления транспортным средством. Мы советуем вам ознакомиться с ним, чтобы избежать неприятностей на дорогах.
Штраф за невыполнение требований знака
В КоАП РФ нет прямого указания на санкции за нарушение знака 2.1 или других случаев, определяющих главную дорогу. Кроме того, довольно сложно представить ситуацию, в которой транспортное средство, движущееся по главной дороге, может не выполнить требование этого знака.
Но при движении по второстепенной дороге существует множество правил, которые можно нарушить. Прежде всего, вы должны заплатить штраф в размере 1 000 рублей. В зависимости от последствий могут применяться и другие меры наказания.
Давайте обсудим наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся использования первой проезжей части.
Часто задаваемые вопросы
⚖️ В чем разница между главной и второстепенной дорогой?
Транспортные средства на главной дороге имеют приоритет перед транспортными средствами на второстепенной дороге.
⚖️ Что важнее — препятствие справа или главная дорога?
Транспортные средства, движущиеся по главной дороге, имеют преимущество. Если препятствие справа от человека на главной дороге вызвано транспортным средством на второстепенной дороге, то правило правой руки не соблюдается.
⚖️ На каком расстоянии установлен главный дорожный знак?
В населенном пункте знак 2.1 устанавливается непосредственно перед каждым перекрестком, а на особо сложных перекрестках, где трудно определить главную дорогу, — перед каждым перекрестком. За пределами населенного пункта знак с табличкой 8.13 должен быть установлен за 150-300 метров от перекрестка и непосредственно перед ним.
⚖️ Могу ли я припарковаться рядом со знаком главной дороги?
Согласно разделу 12.5 Правил дорожного движения РФ, парковка на главной дороге, обозначенной знаком 2.1, запрещена вне населенных пунктов. Кроме того, раздел 12.4 ПДД запрещает останавливаться на перекрестке и в радиусе 5 метров от него.
⚖️ Как распознать главную дорогу, если на ней нет указателей?
Если нет знаков, светофоров или регулировщиков движения, главной дорогой является дорога с твердым покрытием по отношению к главной дороге. Вторичные дороги также включают все выезды с прилегающих территорий. Если определить статус дороги не представляется возможным, следует считать, что транспортное средство находится на второстепенной дороге в соответствии с разделом 13.13 Дорожного кодекса РФ.
⚖️ Является ли автомагистраль основной дорогой?
Да, согласно определению главной дороги, приведенному в пункте 1.2 ПДД РФ, знак 5.1 гласит, что любая автомагистраль всегда является главной дорогой по отношению к любой прилегающей дороге.
⚖️ Заменяет ли светофор знак главной дороги?
Работающий светофор имеет приоритет над знаками, поэтому вы должны подчиняться его сигналам, даже если знаки указывают на обратное — если для вашего автомобиля горит красный, вы уступаете дорогу тем, для кого горит зеленый.
Как безопасно выезжать
При въезде на главную дорогу убедитесь в отсутствии препятствий и реально оцените возможности своего автомобиля, чтобы избежать аварии. Общее требование Кодекса дорожного движения заключается в том, что автомобилисты должны покидать перекресток сразу после выезда с него.
Вы должны знать, сколько времени вам потребуется для выполнения маневра. При выезде на главную дорогу необходимо учитывать ряд внешних факторов:
- погодные условия;
- качество дорожного покрытия (гравий, песок, глина и т.д.);
- максимальная видимость;
- наличие снега, льда или луж на проезжей части.
При въезде на перекресток водитель должен ускорить свой автомобиль, чтобы не дать другим участникам обогнать его. Необходимо быть особенно внимательным, чтобы избежать остановки автомобиля, так как другие автомобилисты, соблюдающие правила и осознающие свое преимущество, могут не снизить скорость при приближении к перекрестку. В результате может просто не хватить времени или расстояния для экстренного торможения.
Поворот направо
При выезде с второстепенной дороги на главную водитель транспортного средства должен соблюдать правила проезда перекрестков, включая нерегулируемые перекрестки. При повороте направо он должен занять крайнее правое положение, убедиться, что нет никаких препятствий: никто не приближается слева и никто не совершает поворот налево со встречной полосы. Только после этого он должен начать двигаться. Во время этого маневра при многополосном движении автомобиль должен находиться в крайней правой полосе.
Начинайте маневр только тогда, когда вы уверены в намерениях других водителей.
Например, человек едет по правой полосе с включенным правым указателем, забыв выключить его на предыдущем перекрестке. Да, во многих автомобилях она отключается автоматически, но все же. Другая сторона намерена ехать прямо с включенным индикатором. Присоединившись к движению, человек, выезжающий на дополнительную проезжую часть, спровоцирует аварийную ситуацию. В случае аварии вам будет трудно доказать свою правоту.
Разворот и поворот налево
При повороте или развороте налево водитель должен находиться в крайнем левом положении ближе к центру проезжей части. Затем убедитесь, что слева или справа не приближаются автомобили. И только потом начать движение к разделительной полосе, как только он ее достигнет, в этот момент выскочить налево на его полосу.
При выполнении поворота водитель имеет право занять любую свободную полосу. После этого он или она может перейти на нужную полосу движения в соответствии с правилами дорожного движения.
В случае поворота налево водитель должен выполнить те же действия, что и при развороте: выехать на разделительную полосу, въехать на полосу уклонения и развернуться. Если водитель решит повернуть направо у края проезжей части, он окажется на встречной полосе и нарушит правила дорожного движения. Такое действие строго запрещено, так как увеличивает риск аварии, даже если на противоположной стороне дороги никого нет.
Выезд с прилегающей территории
В соответствии с законом о вождении участники дорожного движения обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, имеющим право проезда перед ними. Такое правило действует при выезде с прилегающих территорий: площадей, автозаправочных станций и т.д.
В правилах четко указано, что такие участки не являются перекрестками. Однако порядок и последовательность проезда одинаковы: преимущество отдается водителям, выезжающим на главную дорогу. Таким образом, мотоциклист, стоящий на соседней проезжей части, обязан пропустить других в любом случае, независимо от направления движения.
Проезд перекрестков
Нерегулируемый перекресток на подчиненной дороге регулируется положениями раздела 13.9, которые устанавливают приоритет для других участников дорожного движения. Приоритет отдается автомобилям, движущимся по главной дороге. Другие транспортные средства должны подождать, пока он завершит свой маневр, прежде чем продолжить свой собственный.
Трамваи имеют приоритет перед автомобилями и мотоциклами при движении по ровной проезжей части.
Главная дорога поворачивает налево
Перед перекрестком должна быть установлена следующая комбинация знаков:
Эта ситуация регулируется тем же пунктом 13.11 Правил дорожного движения:
13.11 На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 правил, водитель незагруженного транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это же правило должно применяться и к водителям трамваев.
Поворот направо
При повороте направо преимущество имеет белый автомобиль, т.е. вам не нужно никому уступать дорогу.
Обратите внимание, что при подъезде к перекрестку на главной дороге и последующем повороте направо у вас всегда есть преимущество.
Езда по прямой
Белый автомобиль имеет преимущество и не обязан никого пропускать.
Поворот налево
При выполнении этого маневра вы также не обязаны никого пропускать.
Поворот
Это единственный маневр, который может совершить в данной ситуации транспортное средство с приоритетом справа от вас. При повороте вы должны пропустить транспортные средства, движущиеся по главной дороге, так как они находятся справа от вас на завершающем этапе разворота. Это зеленый автомобиль на фотографии.
Обратите внимание, что вы не обязаны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся по второстепенной дороге, при пересечении перекрестка с главной дорогой. Правила дорожного движения, параграф 13.9:
13.9 На перекрестке неровных дорог водитель транспортного средства, выезжающего на подчиненную дорогу, должен предоставить преимущество транспортным средствам, приближающимся по главной дороге, независимо от направления их встречного движения.
Авто на главной собирается повернуть
Представьте себе следующую ситуацию: вы собираетесь выехать со второстепенной дороги на главную и повернуть или ехать прямо. На главной дороге вы видите приближающийся слева автомобиль с включенным правым указателем поворота, то есть водитель собирается повернуть на дорогу, с которой вы уезжаете. Теоретически, вы не будете мешать друг другу, и сможете въехать на перекресток, но все не так просто.
На самом деле, мы настоятельно рекомендуем убедиться, что автомобиль с главной дороги действительно намерен повернуть направо (снизить скорость, изменить траекторию движения). Просто иногда возникают ситуации, когда водитель мог передумать или просто забыть выключить индикатор с предыдущего перекрестка. В этом случае выезд и непропуск автомобиля на главную дорогу приведет к аварии, и впоследствии будет нелегко доказать, что другой водитель ехал с включенным индикатором.
Перекресток с прямо проходящей второстепенной
Если подчиненная дорога, по которой вы движетесь, пересекает перекресток прямо, вы должны соблюдать определенные правила при выполнении любых маневров или движении прямо.
Пересечение перекрестка с подчиненной дорогой, идущей прямо
Поворот направо
Если вы приближаетесь к перекрестку по второстепенной дороге и планируете повернуть направо, в этом случае ваша траектория будет совпадать с траекторией синего автомобиля, если он поворачивает налево. В этом случае вы не обязаны уступать дорогу синему автомобилю в соответствии с разделом 13.12 Кодекса дорожного движения (именно синий автомобиль должен уступить вам дорогу).
Что касается зеленого автомобиля, вам придется уступить дорогу перед поворотом направо. Включите индикатор, подождите у края дороги, пока автомобиль проедет, а затем съезжайте, если за зеленым автомобилем больше никого нет.
Проезд перекрестка прямо
При проезде вышеуказанного перекрестка с белым автомобилем прямо по ходу движения вы должны уступить дорогу всем автомобилям, движущимся по главной дороге. В данном конкретном случае это желтые и зеленые автомобили.
Разворот и левый поворот
При выполнении этого маневра вы должны будете пропустить все автомобили, въезжающие на перекресток. Сначала проедут зеленый и желтый автомобили, затем синий автомобиль может маневрировать прямо, повернуть налево или направо и только после этого вы сможете маневрировать, причем ваши траектории не совпадут.
Можно ли избежать ДТП
Реально избежать аварии на перекрестке неровных дорог или на одном таком направлении. В действительности такие несчастные случаи происходят в типичных ситуациях:
- Поворот с второстепенной дороги на главную;
- Покидая двор;
- Пересечение перекрестка.
Как избежать столкновения:
- Выезжая со второстепенной дороги или с прилегающей территории, помните, что в случае аварии вы находитесь в заведомо невыгодном положении. Поэтому не нужно спешить, и скорость движения должна быть небольшой. Важно контролировать автомобили справа и слева от главной дороги. На самом деле, они могут появиться внезапно отовсюду, заметить противника слишком поздно и столкнуться с ним.
- Автомобилист со второстепенного направления также должен учитывать кусты, парковку и другие объекты на перекрестке, которые загораживают обзор водителям с главной дороги. Последние движутся на более высокой скорости и, в силу своего преимущества, могут не среагировать на опасность. Оценка дорожной ситуации поможет предвидеть вероятность аварии и избежать ее.
- Водителям на главной дороге также лучше ехать с умеренной скоростью, даже если на дороге нет знаков, предписывающих снизить скорость. Вы с большей вероятностью заметите мотоциклиста, выезжающего с другой стороны дороги.
- При интенсивном движении не рекомендуется совершать обгон на перекрестке на главной дороге, даже если этот маневр разрешен. Это часто приводит к несчастным случаям. И не всегда впоследствии виноват другой водитель.
- Все водители должны помнить, что главную дорогу можно распознать не только по знаку 2.1, но и по типу покрытия. Если широкая асфальтированная полоса и грунтовая полоса пересекаются, преимущество имеет тот, кто едет по первой. Это главная полоса.
Посмотрите это видео, чтобы узнать, как избежать аварии при въезде на перекресток со второстепенной дороги:
Общие правила проезда
Чтобы помочь вам понять, что делать при проезде перекрестка, вот схема:
- Запрещается въезжать на перекресток (пересечение проезжих частей), если за ним образовался затор, в результате чего водитель транспортного средства окажется на перекрестке и будет мешать движению транспортных средств, следующих в других направлениях. Оказывается, в этом случае можно будет въехать на перекресток, если затем в обязательном порядке выехать с него, например: повернуть налево/направо или выполнить маневр U.
Для автоматического обнаружения этого нарушения был введен термин «вафельная маркировка». - Если водитель совершает поворот налево или направо, он должен пропустить пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть, на которую он поворачивает. Не имеет значения, есть ли знак «Пешеходный переход» или «Пешеходный переход».
Перед перекрёстком установлен знак «Уступи дорогу»
Проезжая перекресток, вы должны уступить дорогу всем, кто движется по главной дороге, а также тем, кто приближается по второстепенной дороге справа от нас.
Уступая дорогу, вы должны остановиться на пересечении проезжей части.
- При повороте направо вы должны уступить дорогу автомобилям слева (синий автомобиль), так как они движутся по главной дороге. Если синий автомобиль включил правый указатель и начал поворот, можно проехать одновременно с синим автомобилем. Если черный автомобиль (справа) решит повернуть на перекрестке, вы также должны уступить ему дорогу.
- При проезде нерегулируемого перекрестка по прямой уступите дорогу транспортным средствам слева (синий цвет) и справа (черный цвет).
- При повороте налево, помимо предоставления приоритета транспортным средствам слева и справа, мы также должны пропустить встречные транспортные средства, которые, как и мы, находятся на второстепенной дороге, но станут для нас «препятствием для поворота направо».
- Если вы решили повернуть налево на перекрестке, вы также должны уступить дорогу всем автомобилям.
Главная дорога слева
- При повороте направо вы должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся слева (синий автомобиль), и встречным транспортным средствам (зеленый), если они движутся в том же направлении, что и вы.
- При движении по прямой мы должны уступить дорогу транспортным средствам слева, встречным транспортным средствам, поскольку они движутся по главной дороге, и справа (черный автомобиль), хотя он также движется по второстепенной дороге, но является «помехой справа».
- При повороте налево также уступите дорогу всем.
- Это не лучший вариант для разворота, но если выбора нет, сделайте его, уступив дорогу всем транспортным средствам.
Главная дорога справа
- Перед поворотом направо убедитесь, что со встречного направления в нашу сторону никто не едет и что черный автомобиль (справа) не собирается поворачивать на перекрестке.
- При движении прямо или налево также следует уступать дорогу зеленым и черным автомобилям, выезжающим на главную дорогу.
- При повороте на перекрестке вы также должны уступить дорогу синему автомобилю, так как этот маневр заставит его повернуть направо. Однако при приближении к перекрестку мы будем «препятствием справа» и, следовательно, будем иметь преимущество.
Выезд выполняется с прилегающей территории
Собственно, здесь будет логично поговорить о правилах выезда с площади, и о том, кто кому обязан уступать дорогу в такой ситуации.
Предположим, вы выезжаете с парковки, примыкающей к проезжей части, на дорогу. В это же время автомобиль, движущийся по дороге, совершает левый поворот напротив выезда. Поворот в этом месте не запрещен. Затем оказывается, что поворачивающий автомобиль движется по главной дороге.
Вопрос в следующем. Кто кому должен уступать?
Для этого следует обратиться к разделу 8.3 действующих правил дорожного движения. Согласно документам, когда автомобиль выезжает с прилегающей территории, он обязан уступить дорогу другим транспортным средствам, а также пешеходам, идущим по ней.
Другими словами, автомобиль, который разворачивается в рассматриваемой ситуации, пользуется преимуществом. На самом деле он уже находится на дороге, завершает разворот и проезжает первым.
А автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, обязан предоставить приоритет (уступить) всем остальным. Это относится как к автомобилям, так и к пешеходам. При условии, что они уже ездят по этой дороге.
Также стоит помнить, что нужно ехать по главной дороге и разворачиваться, что имеет большое значение в рассматриваемом вопросе.
Общие правила, о которых следует знать каждому
Невнимательный водитель желтого автомобиля
Одной из распространенных ситуаций является ситуация, когда водитель должен въехать на нерегулируемый перекресток с подчиненной дороги, чтобы совершить правый поворот. Согласно Правилам дорожного движения 13.9, водитель, выезжающий со второстепенной дороги, должен пропустить все транспортные средства, приближающиеся к перекрестку по главной дороге. Этот пункт ясен и недвусмысленен.
Могут возникнуть сомнения относительно безопасного расстояния до встречного автомобиля слева, что определяет момент въезда на перекресток. Нельзя полагаться только на расстояние до автомобиля, так как все движутся с разной скоростью. В зависимости от этого автомобиль преодолевает заданное расстояние за заданное время, то есть чем быстрее он едет, тем меньше времени требуется на маневр — все элементарно. При этом новичкам может быть трудно судить, но просто приведу пример:
- при скорости 60 километров в час автомобиль преодолевает 17 метров за секунду;
- со скоростью 70 километров в час, он преодолеет 19 метров за секунду.
У каждого человека свой уровень рассудительности, поэтому не существует универсального совета, который подойдет всем водителям. Лучше перестраховаться и задержаться на минуту, но благополучно выйти на главную дорогу с меньшей, не создавая опасной ситуации или даже аварии.
Выезжая со двора, смотри в оба!
Прошлой зимой в городе Перми произошел, казалось бы, обычный дорожный инцидент. Два автомобиля столкнулись. Один из них выезжал со двора, другой ехал по главной дороге:
«Противоречит пункту 8.3 Правил дорожного движения». — говорится в материалах административного дела — «выезжая с прилегающей территории, не уступил дорогу автомобилю Volkswagen Passat.
Как видите, все очень обыденно и стандартно. Любой водитель, даже только что получивший водительские права, может легко определить, кто виноват в этой аварии, просто следуя одному пункту правил дорожного движения:
«8.3 При въезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при выезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, которые пересекают дорогу».
Другими словами, уступайте дорогу всем, а не только транспортным средствам.
Однако в нашем деле, которое дошло до Верховного суда, был один важный нюанс: автомобиль Volkswagen Passat двигался по дороге с односторонним движением в противоположном направлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Н.В. к административной ответственности по части 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кто же виноват в такой ситуации? Для решения этой проблемы необходимы дополнительные входы. Улица, по которой осуществлялся выезд со двора, была односторонней. Там был знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак, указывающий, что улица, на которую нужно было совершить маневр, была односторонней.
Водитель, на самом деле женщина, посмотрел в сторону движения и, объезжая все препятствия, тронулся с места. Она не могла предположить, что незваный гость вылетит на нее с другой стороны.
Логика подсказывает, что виновник аварии — тот, кто ехал по неправильной стороне дороги (ему вручили протокол ГИБДД за нарушение ПДД по ч. 3 ст. 12.16 КоАП), но протокол за нарушение ПДД по ч. 3 ст. 12.14 КоАП (непредоставление преимущества в движении) и штраф 500 рублей.
То есть, по мнению сотрудников ГИБДД, водитель действительно должен был предвидеть ситуацию и, при необходимости, уступить приоритет. Правильна ли эта позиция?
По мнению судьи Свердловского районного суда г. Перми, далее судьи Пермского районного суда и заместителя судьи Пермского районного суда, сотрудники ГИБДД все сделали правильно, а женщина нарушила правила дорожного движения. Однако административное дело дошло до Верховного суда, который вынес иное решение.
Особенности проезда перекрестка по главной дороге
При приближении к неровному перекрестку всегда важно помнить, что водитель автомобиля, движущегося по подчиненной дороге, может быть не знаком с правилами дорожного движения и попытается пересечь перекресток первым.
Конечно, в случае столкновения виновником будет виновник, но и другому водителю будет не легче. На оформление аварии и ремонт автомобиля уходит много времени. Поэтому лучше притормозить и пропустить машину на проселочной дороге, чем стать участником аварии.
Поэтому, приближаясь к перекрестку на главной дороге, сначала убедитесь, что вы действительно уступаете дорогу.
Штрафы за нарушения ПДД
Если вы отъезжаете от главной дороги и неправильно рассчитали расстояние, излишне снизили скорость или допустили любую другую ошибку, которая могла привести к аварии, вы будете нести ответственность.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, с виновника взыщут 500 рублей, согласно статье 12.14. Но не забывайте о возмещении имущественного ущерба потерпевшему и даже об уголовной ответственности, в случае причинения вреда другим лицам.
Зона действия знака 2.1
При наличии знака 2.2 (Конец главной дороги) действие знака 2.1 (Главная дорога) определяется как участок дороги между этими знаками. Это одна из самых однозначных ситуаций, но, к сожалению, знак 2.2 устанавливается не в каждом случае.
При отсутствии знака «конец главной дороги» часто возникает путаница. Нередко при разборе ДТП от сотрудников ГАИ можно услышать, что действие знака ограничено перекрестком, но это не так.
Только некоторые виды запрещающих знаков ограничены Российским дорожным кодексом. Знак 2.1 является знаком, предоставляющим приоритет, и вышеуказанные требования к нему не применяются.
Где заканчивается действие знака главная дорога? Практика применения
К сожалению, на практике не только ГАИ, но и суды применяют неправильные правила. Есть много примеров, когда даже в решении суда написано, что знак действует до перекрестка.
Где применяется знак «Главная дорога» при отсутствии знака 2.2? Это можно определить только на основании других параметров, проанализировав все обстоятельства. Это еще раз говорит о необходимости привлечения профессиональных автоюристов с багажом знаний и опыта в подобных делах.