Граница пересечения проезжих частей по ПДД

ПДД

Введение

На первый взгляд, переход через проезжую часть не вызывает никаких вопросов. И каждый, кто хоть немного готовился к экзаменам по вождению, без проблем отвечал на вопросы о количестве проезжих частей и количестве их пересечений на прямых и сложных перекрестках.

Но вдруг, в один прекрасный момент, вы забываете экзаменационные билеты, совершаете маневр левого поворота на дороге с разделительной полосой, и как только маневр заканчивается, вас встречает инспектор ГИБДД с заполненным протоколом по части 4 статьи 12.15 и нарисованной схемой. Все, что ему нужно сделать, это ввести имя и данные водителя. Простой поворот налево может привести к лишению водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.

Вам будет предъявлено обвинение в нарушении пункта 8.6 Кодекса дорожного движения:

8.6: Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы транспортное средство при выезде с перекрестка проезжей части не оказалось на стороне встречного движения.

Нарушение данного пункта Правил дорожного движения, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18, четко определяет состав преступления, предусмотренного частью 4 статьи 12.15.

Вам напомнят или напомнят фотографии штрафов за нарушение ПДД, убедят, что вы не совершали поворот налево, а совершили два поворота, а для полной убедительности покажут фотографию этого маневра, где ваш автомобиль находится слева на перекрестке на поперечной дороге после совершения поворота.

Такое количество аргументов работает не в вашу пользу, а фактор неожиданности, несомненно, отобьет у вас желание искать правду.

Именно для того, чтобы жест инспектора не стал для вас неожиданностью и чтобы вы больше не искали правду под давлением сотрудника ГИБДД, в этой статье мы попытаемся вместе найти решение и определить границы перехода проезжей части.

Мы не будем рассматривать повороты большого и малого радиуса, так как основной вопрос заключается в определении момента выезда с перекрестка и нахождении разницы между разворотом и двумя левыми поворотами, а для этого необходимо определить границы пересечения проезжих частей, и тогда вопрос о поворотах большого и малого радиуса отпадет сам собой.

Подавляющее большинство комментариев по поводу определения понятия «пересечение проезжей части» ссылаются на иллюстрацию в экзаменационных билетах как на единственный более или менее официальный источник хотя бы частичного разъяснения этого вопроса. Мы должны сразу же отметить, что это определение неверно!

Если следовать определению пересечения проезжей части, приведенному в билете, то поворот по малому радиусу запрещен всегда без исключения. Но практика, как водительская, так и судебная, показывает обратное.

ПДД о пересечении проезжих частей

Определения правил дорожного движения, которые нам понадобятся для выполнения задания:

«Дорога — это полоса земли или поверхность искусственного сооружения, построенного или приспособленного и используемого для движения транспортных средств. Дорога включает одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если таковые имеются.

«Проезжая часть» — это часть дороги, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств.

«Лейн» — Любая из продольных полос проезжей части, как обозначенная, так и не обозначенная, достаточной ширины для однополосного движения.

Обратите внимание, что определения даны не в алфавитном порядке, а в порядке вложенности, т.е. проезжая часть включает в себя проезжую часть, проезжая часть, в свою очередь, разделена на полосы.

«Перекресток» означает место, где дороги пересекаются, примыкают или разветвляются на одном уровне и ограничены воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка, начала закруглений проезжей части. Выходы из смежных областей не рассматриваются как перекрестки.

Обратите внимание, что перекресток имеет закругления проезжей части, поэтому помимо прямых проезжих частей на дорогах, есть еще и закругления проезжей части, расположенные непосредственно на перекрестке. Это ключевой момент в решении проблемы.

В Правилах дорожного движения РФ нет определения понятия «пересечение проезжих частей».

Это все условия, которые даны нам в правилах дорожного движения для решения нашей задачи.

Очевидно, что их недостаточно, поэтому нам придется прибегнуть к некоторым логическим выводам. Мы постараемся сделать эти выводы как можно ближе к существующим определениям и ни в коем случае не противоречить им.

Простой перекресток

Начнем с простого перекрестка двух дорог, имеющих общую проезжую часть.

Обратите внимание, что на этой фотографии, как и на всех последующих, не видно дорожной разметки. Я уже объяснил почему. Все просто, если дорога не односторонняя и на ней не организован специальный режим движения, то встречная полоса в соответствии с п. 9.1 Правил дорожного движения существует всегда, независимо от того, есть на дороге знаки или нет.

Рассмотрим иллюстрацию перекрестка проезжих частей, предлагаемую экзаменационными билетами:

Во-первых, при таком определении, если на дороге две проезжие части, то ни в коем случае нельзя совершать левый поворот по малому радиусу, независимо от того, насколько узкая или широкая разделительная полоса. При повороте вы всегда выезжаете с перекрестка, не покидая его, и если вы окажетесь на встречной полосе пересекающейся дороги, это будет разворотом и нарушением раздела 8.6 ПДД.

Наша задача — опровергнуть это определение.

Вторая проблема заключается в том, что по неизвестным причинам участок перекрестка на изгибе проезжей части остался без присмотра.

Давайте посмотрим на перекресток по-новому:

Перекресток — это пересечение двух дорог, соответственно пересечение двух проезжих частей этих дорог, перекресток также включает в себя проезжие части кольцевых развязок, расположенных только на перекрестке, соединяющих пересекающиеся проезжие части дорог.

Например, рассмотрим маневр поворота, который состоит из трех этапов

  1. Перемещение на полосу 1
  2. Движение по полосе на перекрестке
  3. Движение по полосе 2

Из определения дорожной полосы:

«полоса движения» означает любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения транспортных средств по одной полосе.

Нет никакого противоречия в расположении полосы движения на перекрестке. В случае поворота наша полоса идет параллельно проезжей части, огибающей перекресток.

Об определении понятия «проезжая часть»:

«Проезжая часть — это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.Нет сомнений, что участок перекрестка вдоль кольцевой развязки является проезжей частью.

Существует мнение, что перекресток не является дорогой — это не так!

Перекресток не может разделить дорогу на части, и на перекрестке дорога также продолжается, со своей проезжей частью и полосами движения на этой проезжей части

Определение перекрестка имеет важное значение для регулирования движения на перекрестке, причем как на пересечении проезжих частей, так и на пересечении полос движения. Все элементы проезжей части пересекаются, а не разделяются. Единственный случай, когда проезжая часть прерывается, — это перекрестки с круговым движением, но дорога не прерывается.

Таким образом, расположение пересекающихся проезжих частей с точки зрения правил дорожного движения выглядит следующим образом:

Расположение транспортных средств на перекрестке не регламентируется, но следует исходить из того, что дорога не заканчивается на перекрестке и должны быть выполнены все требования по расположению транспортных средств вне перекрестка, а маневры должны выполняться в соответствии с требованиями по маневрированию и пересечению перекрестков. И помните, что маневрирование на перекрестке также происходит на проезжей части в пределах перекрестка и на полосах движения, которые определяются в соответствии с разделом 9.1 Кодекса дорожного движения. Просто на прямых перекрестках эти проезжие части менее выражены и находятся в основном в зоне перекрестка, в то время как на сложных перекрестках наличие выделенных проезжих частей более выражено, ярким примером являются перекрестки с круговым движением или пересечения дорог на автомагистралях с одной проезжей частью.

Если бы разработчики экзаменационных билетов не навязывали неправильную трактовку правил дорожного движения, количество спорных ситуаций на перекрестках значительно сократилось бы.

Проще говоря:

«Пересечение проезжих частей — это зона, где проезжие части пересекаются, примыкают или разветвляются на перекрестке.

В стране содружества это уже закреплено в Кодексе дорожного движения, и нет необходимости выводить определение с такой сложной теоретической аргументацией.

Цитирую по Эстонскому дорожному кодексу:

(78) Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения автотранспорта. Велосипедная дорожка и дорожка для велосипедистов и пешеходов не является проезжей частью. Дорога может состоять из нескольких проезжих частей, разделенных разделительными полосами. Пересекающиеся проезжие части образуют дорожную развязку. Границы проезжей части обозначаются соответствующей дорожной разметкой или, при ее отсутствии, краем обочины, обочины, растительной или иной полосы, дном водостока или бордюра. Если трамвайные пути обоих направлений, лежащие на одном уровне с проезжей частью, находятся на одной стороне проезжей части, то границей проезжей части для безрельсовых транспортных средств является путь ближайшего к проезжей части трамвайного пути;

Вот так прямолинейно эстонские правила дорожного движения относятся к пересечению как проезжей части, так и трамвайных путей.

Далее мы рассмотрим пересечения на сложных перекрестках, которые являются для нас простыми.

Альтернативное понимание пересечения проезжих частей

Все о перекрестках

Существует альтернатива общепринятому пониманию термина «пересечение проезжих частей». Транспортные средства могут двигаться по зонам, обозначенным розовым цветом, так как они относятся к проезжей части дороги или представляют собой отдельные проезжие части. Эти рассуждения приводят к выводу, что границы перекрестка и пересечения проезжих частей пересекаются, отсюда и изменения в правилах дорожного движения. Альтернативное понимание не должно использоваться при сдаче экзамена по вождению или предъявлении его инспектору ГАИ.

   Проезд регулируемого перекрестка

  • При выполнении левого поворота или поворота налево по разрешающему сигналу светофора вы должны уступить дорогу транспорту, движущемуся в направлении, следующем справа и справа.
    Для простоты понимания эта ситуация показана на рисунке ниже. Оба водителя движутся навстречу друг другу на зеленый свет и один из них решает повернуть налево, кто должен уступить дорогу? Ситуация имеет простое решение: оба водителя находятся в равных условиях (едут на зеленый), когда один из них начинает поворот, справа от него в прямом направлении появляется препятствие в виде проезжающего автомобиля.Простым языком, с картинками и пояснениями, объясняются правила проезда перекрестков
  • Зеленая стрелка на дополнительной секции светофора, хотя и разрешает движение, уступает дорогу раньше автомобилям, движущимся в других направлениях.Простым языком, с картинками и пояснениями, объясняются правила проезда перекрестков
  • Если и трамваю, и нерельсовому транспорту горит зеленый свет или светофор разрешает им двигаться одновременно, трамвай имеет приоритет независимо от направления движения. Исключение составляют случаи, когда трамвай движется под зеленой стрелкой на вспомогательном участке, в этом случае он должен уступить дорогу, как и другие транспортные средства, тем, кто движется под основным зеленым сигналом.Простым языком с картинками и пояснениями объясняются правила проезда перекрестков
  • Даже если горит зеленый свет, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение по переходу, а также пешеходам, завершающим движение по переходу. Из-за несоблюдения этого пункта закона происходит множество дорожно-транспортных происшествий, причем эти происшествия очень серьезны и часто приводят к смертельным исходам. Приведу пример механизма одной из таких ситуаций. Горит красный свет, и все водители послушно ждут разрешающего сигнала, запрещающий сигнал горит уже давно, и поэтому за ним выстроилась очередь машин. Но, к сожалению, на правой стороне проезжей части есть местное уширение, на которое один водитель, ожидая, что сигнал включится немедленно, решил выехать, чтобы объехать перекресток, обогнать всех и приехать первым. Загорается зеленый свет, водитель обходит всех справа, ускоряется и приближается к стоп-линии. Другие машины останавливаются, потому что видят, как КАМАЗ (автобус, мотоцикл, что угодно) пытается проехать по дороге перпендикулярно им на желтый, а затем на красный. Очень торопливый водитель, обгоняющий всех справа, не видит его, и они встречаются…..
  • Есть еще одна особенность, о которой многие водители не знают: водитель, въехавший на перекресток на правый свет, должен покинуть его независимо от сигнала выездного светофора. Это правило действует только в том случае, если на данном перекрестке нет линий STOP; если они есть, водитель должен подчиняться сигналам всех установленных светофоров. Простым языком, с картинками и пояснениями, объясняются правила проезда перекрестков

Тонкости кругового движения на перекрестке

Фактически, с 08.11.2017, после вступления в силу поправок, тонкостей больше нет. Существует однозначная формулировка: при въезде на перекресток, обозначенный знаком 4.3, водитель должен уступить дорогу тем, кто движется по круговому движению.

Напоминаю, что въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой из встречных полос, а выезжать — только с крайней правой полосы. Правила проезда перекрестков изложены простым языком, с иллюстрациями и пояснениями.

Как разъезжаться с трамваем

Здесь все очень просто. Собственный вес трамвая составляет 20-40 тонн; при этом не учитывается вес пассажиров, которые в час пик могут прибавить еще 3-4 тонны. Снаряженная масса среднего автомобиля находится в диапазоне 1-1,7 тонн. Вопрос в том, кто имеет преимущество?

Это все шутка, но суть вы поняли, а правило избегания перекрестков с трамвайными путями следующее:

Если безрельсовый транспорт находится в равных условиях с трамваем (оба движутся по главной/дополнительной дороге или на зеленый сигнал, или по разрешающему жесту регулировщика), преимущество всегда остается за трамваем.

Перед перекрёстком установлен знак «Уступи дорогу»

При проезде перекрестка уступите дорогу всем, кто движется по главной дороге, а также тем, кто приближается с второстепенной дороги справа.
Уступая дорогу, остановитесь на пересечении проезжей части.

Поворот на нерегулируемом перекрестке

  1. При повороте направо уступите дорогу автомобилям слева (синий автомобиль), так как они движутся по главной дороге. Если синий автомобиль включил правый указатель и начал поворот, можно проехать одновременно с синим автомобилем. Если черный автомобиль (справа) решит повернуть на перекрестке, вы также должны уступить ему дорогу.
  2. При проезде нерегулируемого перекрестка по прямой уступите дорогу транспортным средствам слева (синий цвет) и справа (черный цвет).
  3. При повороте налево, помимо предоставления приоритета транспортным средствам слева и справа, мы также должны пропустить встречные транспортные средства, которые, как и мы, находятся на второстепенной дороге, но станут для нас «препятствием для поворота направо».
  4. Если вы решили повернуть налево на перекрестке, вы также должны уступить дорогу всем автомобилям.

Главная дорога слева

Нерегулируемые перекрестки

  1. При повороте направо вы должны уступить дорогу транспортным средствам слева (синий автомобиль) и встречным транспортным средствам (зеленый), если они движутся в том же направлении, что и вы.
  2. При движении по прямой мы должны уступить дорогу слева встречным автомобилям, поскольку они движутся по главной дороге, и справа (черный автомобиль), хотя он также движется по второстепенной дороге, но является «помехой справа».
  3. При повороте налево также уступите дорогу всем.
  4. Это не лучший вариант для разворота, но если выбора нет, сделайте его, уступив дорогу всем транспортным средствам.

Главная дорога справа

Правила дорожного движения для нерегулируемого перекрестка

  1. Перед поворотом направо убедитесь, что со встречного направления в нашу сторону никто не едет и что черный автомобиль (справа) не собирается поворачивать на перекрестке.
  2. При движении прямо или налево следует также уступать дорогу зеленым и черным автомобилям, выезжающим на главную дорогу.
  3. При повороте на перекрестке вы также должны уступить дорогу синему автомобилю, так как этот маневр заставит его повернуть направо. Однако, приближаясь к перекрестку, мы будем «препятствием справа» и, следовательно, будем иметь преимущество.

Пересечение проезжих частей на дороге с разделительной полосой

Однополосная дорога, разрешен поворот по малому радиусу.

Разворот в этом случае будет проходить в три этапа:

  1. Движение по полосе 1
  2. Движение по полосе на перекрестке
  3. Разворотное движение на полосе 1.

Обратите внимание, что на полосе 2 нет движения, в данном случае эта дорога пересекается так, как будто разделительной полосы нет.

Выезд на перекресток проезжей части одновременно с выездом с перекрестка.

Правила проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог

При проезде перекрестка равнозначных дорог необходимо соблюдать, в том числе, пункт 13.11 ПДД, то есть уступить дорогу транспортным средствам, движущимся справа.

Как пересечь нерегулируемый перекресток

  1. При повороте направо мы не должны никому уступать дорогу.
  2. Проезжая перекресток в правильном направлении, уступаем дорогу справа (черный автомобиль).
    Если впереди по прямой также едут черные, зеленые и синие автомобили, водители сами решают, кто должен ехать первым, поскольку правила не регулируют эту ситуацию.
  3. При повороте налево препятствием справа будут как черные, так и зеленые автомобили.
  4. При повороте налево приоритет должен отдаваться всем трем направлениям движения.
    Синий автомобиль будет иметь преимущество только в том случае, если мы движемся в противоположном направлении от центра перекрестка.

Проезд нерегулируемого перекрестка

  1. На нерегулируемом перекрестке действует известный принцип «мешающей правой руки».
  2. Когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители должны использовать правило правой руки (препятствие справа) для определения порядка проезда, то же самое относится и к второстепенным дорогам. Простым языком, с картинками и пояснениями
  3. Еще одно почти забытое правило: если водитель не может определить тип покрытия проезжей части, а, как известно, асфальтированная дорога всегда первична по отношению к грунтовой, он должен признать, что находится на второстепенной дороге.Простым языком, с картинками и пояснениями, правила проезда перекрестков

Общие правила проезда

Чтобы помочь вам сориентироваться на конкретном перекрестке, вот схема перекрестка:Простым языком, с картинками и пояснениями, правила проезда перекрестков

  1. Запрещается въезд на перекресток (пересечение проезжих частей), если за ним образовался затор, в результате которого водитель транспортного средства окажется на перекрестке и будет препятствовать движению транспортных средств, движущихся в других направлениях. Оказывается, в этом случае можно будет въехать на перекресток, если затем в обязательном порядке выехать с него, например: повернуть налево/направо или выполнить маневр U.Простым языком, с картинками и пояснениями, правила проезда перекрестков
    Для автоматического обнаружения этого нарушения был введен термин «вафельная маркировка».Простым языком, с картинками и пояснениями, правила пересечения дорог
  2. Если водитель совершает поворот налево или направо, он должен пропустить пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть, на которую он поворачивает. Нет никакой разницы, есть ли знак «Пешеходный переход» или пешеходный переход.Простым языком, с картинками и пояснениями, правила проезда перекрестков

Видеоматериал

Наиболее активная борьба против «включения малого радиуса» началась в Санкт-Петербурге. Активисты из группы «Правовые автомобилисты» делятся своим успешным опытом общения с водителями на эту тему.

Правила для перекрестка

  • Пешеходы должны пересекать проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин (4.3).
  • Движение задним ходом запрещено (8.12).
  • Должен покинуть перекресток независимо от сигнала светофора (13.7).
  • Уступайте дорогу другим участникам дорожного движения при включенных светофорах (13.8).
  • Действие знаков 5.15.1, 5.15.2 распространяется на весь перекресток.

Знак 5.15.1 Направление по полосе движения
Знак 5.15.2 Направление по полосе движения
Знак 5.15.2 Направление по полосе движения
Знак 5.15.2 Направление по полосе движения
Знак 5.15.2 Направление движения по полосам
Знак 5.15.2 Указание полосы движения

Самый простой перекресток

Самый простой перекресток — это пересечение двух дорог под прямым углом. Т-образный перекресток также является прямым перекрестком. Для простоты восприятия закругленные проезжие части были опущены.

Все о перекрестках на перекрестке

При планировании направления дорог вы получите область пересекающихся проезжих частей, обозначенную розовым квадратом.

Все перекрестки

Т-образный перекресток имеет три проезжие части.

Представьте себе перекресток в виде звезды с тремя радиусами:

Все перекрестки

В этом случае пересечение проезжих частей образует треугольник.

Пересечение двух дорог под углом девяносто градусов, дает зону перекрытия квадратной формы.

Разделительная полоса на одной из дорог

Дорога с разделительной полосой имеет две проезжие части. Пересечение дорог, одна из которых имеет разделительную полосу, образует сложный перекресток, показанный на рисунке:

Все перекрестки

Здесь обычная дорога идет слева направо, а с разделительной полосой сверху вниз. На таком перекрестке есть 2 отдельных перехода через проезжую часть.

Все перекрестки
Участок между розовыми квадратами — это проезжая часть в промежутке между разделительными полосами.

Пересечение проезжих частей на дороге с разделенными проезжими частями (аллеей, бульваром и т.п.)

Как вы можете видеть в данном случае, на перекрестке имеется четко обозначенная проезжая часть. И несмотря на то, что она расположена на перекрестке и принадлежит пересекаемой дороге, она не является частью пересечения проезжих частей, так как направление проезжей части на этом участке параллельно и совпадает с направлением проезжей части пересекаемой дороги, и поэтому не может быть пересечения с параллельным расположением

Движение на этом участке проезжей части осуществляется по прямой и уже поворачивает на пересекаемую дорогу. Выезд с пересечения проезжих частей должен происходить на перекрестке, а транспортное средство, находящееся на проезжей части на перекрестке, уже выезжает на пересекаемую дорогу.

Поворот в этом случае будет проходить в 5 этапов:

  1. Движение по полосе 1
  2. Поверните налево по полосе на перекрестке
  3. Двигайтесь по полосе 2
  4. Поверните налево по полосе на перекрестке
  5. Обратное движение в полосе 1.

Таким образом, в данном случае разворот осуществляется путем совершения двух левых поворотов.

В этой ситуации разворот по малому радиусу запрещен.

Читайте также: Выезд на одностороннее движение: движение по односторонней дороге во встречном направлении – штраф

Актуальный вопрос

Теперь другая ситуация. По газону едет автомобиль, находящийся на подчиненной дороге. Предположим, вам нужно повернуть налево на перекрестке и свернуть в просвет в траве.

В связи с этим возникает закономерный вопрос. Если на этом перекрестке автомобили выезжают на второстепенную дорогу и их пути пересекаются, кто кому должен отдавать приоритет? Кто имеет преимущество?

Предположим, что к перекрестку приближается автомобиль, который едет по траве и сворачивает на второстепенную дорогу.

Вопрос заключается в следующем. При повороте из-под знака «Уступите дорогу налево» (знак 2.4), двигаясь в сторону главной дороги и находясь в пространстве между газонами, будет ли такой маневр считаться завершенным. Машина сейчас находится на главной дороге? Требуется ли пропускать транспортные средства, выезжающие на встречную второстепенную дорогу. Это на другой стороне лужайки. В конце концов, пункт 13.12 требует этого.

Именно эта ситуация представляет наибольший интерес. Там второстепенная дорога имеет разделительную полосу в виде газона посередине. В то же время сама лужайка широкая. В таких обстоятельствах возникает противоречие между двумя правилами. Это 13.12 и 13.9.

Пересечение газонов

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей
Adblock
detector