На какие автомобили устанавливается тахограф — кому он нужен, на какие авто не надо ставить?

ПДД
Содержание
  1. Законодательная база
  2. Проверка устройства контролирующими органами
  3. Модули СКЗИ (НКМ), их назначение
  4. Оформление и использование карты водителя
  5. Что делать, если непредвиденное событие происходит по правилам часов водителей?
  6. Считывание и хранение тахографических данных
  7. Требования к устройствам
  8. Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?
  9. Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?
  10. Штраф за отсутствие тахографа
  11. Их суммы таковы:
  12. Кому нужен тахограф, а кому нет?
  13. Сроки оснащения разных категорий ТС цифровыми тахографами
  14. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 (исключения категорий и вида транспорта)
  15. Список транспорта который не подлежит обязательному оснащению тахографом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440*:
  16. Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года
  17. Установка тахографа на автобус по закону в 2022 году
  18. Этапы калибровки
  19. Как проверять тахографы и мастерские
  20. Тахограф на личное грузовое авто
  21. Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2022 году?
  22. Нужна ли водительская карта?
  23. Исключения, когда тахограф не требуется
  24. Отмена исключений для физических лиц
  25. Изменения, внесенные в перечень исключений
  26. Увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей
  27. Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России по тахографу
  28. Правила эксплуатации тахографов и прохождение техосмотра
  29. Как автоматизировать работу автопарка, чтобы не нарушать законы?

Законодательная база

27.02.2014 года был утвержден порядок оснащения коммерческих транспортных средств тахографами. Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Минтранса об условиях оснащения транспортных средств тахографами.

Согласно Постановлению, цифровые тахографы с криптографической защитой данных (модуль CIPF), которые непрерывно и нерегламентированно регистрируют информацию о рабочем времени, отдыхе, маршруте и т.д., теперь требуются на некоторых транспортных средствах.

Установка тахографов с модулями CIPF проходила в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографы с модулями CIPF должны были устанавливаться на грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы; с 1 июля 2014 года (крайний срок был перенесен с апреля на июль) — на автобусы и грузовые автомобили полной массой более 15 тонн; с 1 сентября 2014 года — на грузовые автомобили полной массой более 12 тонн; с 1 апреля 2015 года — на грузовые автомобили полной массой от 3,5 до 12 тонн.

Однако для тех, кто ранее установил тахографы старого образца, обязательная дата оснащения транспортных средств новыми тахографами отложена до 1 января 2018 года.

Сегодня объяснение Закона о тахографах 2022 года можно найти практически в каждом источнике информации. Однако, чтобы получать качественную информацию без искажений, стоит обратиться в службы, занимающиеся установкой и обслуживанием тахографов, только специалисты смогут предоставить вам актуальные данные.

Проверка устройства контролирующими органами

Поняв, что такое тахограф и какие транспортные средства должны быть им оборудованы, стоит разобраться в особенностях мер контроля.

Поскольку для многих категорий транспортных средств обязательным является оснащение тахографом, а также соблюдение требований к его работе и режиму эксплуатации, проверки проводятся на автомагистралях. Проверки могут проводить только сотрудники ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Кроме того, если раньше проводились только совместные проверки (на пунктах весового контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут сами проверять автомобили.

Проверка тахографа

В ходе проверки представитель регулирующего органа должен убедиться, что транспортное средство оборудовано исправным устройством, конструкция которого соответствует действующим стандартам. Они также проверяют целостность пломб и отсутствие следов вскрытия устройства.

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от типа рейса, в котором участвует транспортное средство, требования к марке и конструкции регистратора полетных данных могут различаться:

  • Для транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, использование тахографов ЕСТР будет обязательным.
  • Транспортные средства, работающие на территории Российской Федерации, будут оснащаться тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (криптографический навигационный модуль).

СКЗИ — это система криптографической защиты данных, встроенная в бортовой регистратор. Это устройство обладает высокой автономностью и включает в себя собственный модуль памяти, приемник ГЛОНАСС, хронометр и акселерометр. Он также питается от резервной батареи, поэтому криптографическая защита работает, даже когда регистратор отключен от сети.

Основная функция СКЗИ — сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные с датчика скорости поступают в модуль ACS, обрабатываются микропроцессором и сохраняются в его памяти в зашифрованном виде. Эти данные не могут быть изменены, и для доступа к ним с расшифровкой необходимо использовать специальный электронный ключ.

НКМ имеет ограниченный срок службы. Компонент, установленный в тахографе, активируется при запуске устройства. По истечении этого срока НКМ необходимо заменять и активировать новый модуль каждые 3 года. Замена и активация НКМ может производиться только мастерской, имеющей лицензию на эксплуатацию криптографического оборудования, выданную Федеральной службой безопасности.

Оформление и использование карты водителя

Обязательное использование карт водителя предусмотрено правилами использования тахографа (приказ министра транспорта № 440 от 28.11.2020). Согласно ему, водители «не могут использовать тахограф без карты водителя». Для получения дополнительной информации по аспектам, связанным с картами водителя, пожалуйста, ознакомьтесь с нашим FAQ по картам водителя и другими статьями в этом блоге, которые постоянно обновляются.
Порядок выдачи карт водителя отдельно прописан в приказе министра транспорта № 435 от 23.10.2020 («Об утверждении порядка выдачи карт (карточек), используемых в цифровых устройствах управления, установленных на транспортных средствах, и порядка ведения реестра выданных карт (карточек), используемых в цифровых устройствах управления, установленных на транспортных средствах»).
Среди необходимых документов — заявление на получение карты, копии личных документов и т.д. Срок действия карты водителя составляет 3 года, поэтому всегда необходимо заранее позаботиться о перевыпуске карт, чтобы избежать штрафов и простоев.

Что делать, если непредвиденное событие происходит по правилам часов водителей?

Для того чтобы водитель мог достичь безопасного места остановки и обеспечить безопасность других лиц, транспортного средства или груза, может быть разрешено отклонение от ПДД, если это не угрожает безопасности дорожного движения.

Постановление Европейского суда от 1995 года гласит, что отклонение от правил применяется только в том случае, если невозможно соблюсти часы водителя. В этом случае водители должны записать причины отклонения либо на обратной стороне листа тахографа, если они используют аналоговый тахограф, либо на распечатке или временной карте, если они используют цифровой тахограф, по достижении соответствующего остановочного пункта.

Считывание и хранение тахографических данных

Считывание и хранение данных — это фундаментальная деятельность, которую необходимо выполнять в парках грузовых и легковых автомобилей, оснащенных тахографами. Согласно Постановлению № 440, владельцы транспортных средств обязаны «загружать данные карты водителя каждые 28 дней» и обеспечивать их хранение в течение одного года. Нарушение этого требования повлечет за собой штрафы, которые будут налагаться в первую очередь на должностных лиц: от 7 000 до 10 000 рублей.
Вы можете упростить этот процесс и избежать штрафов, используя наш сервис GR.Cards, основные функции которого доступны бесплатно. По этой ссылке вы можете зарегистрироваться для получения услуги считывания и анализа данных тахографа.

Требования к устройствам

Вводятся следующие требования к оборудованию транспортных средств

  • Транспортные средства, оснащенные цифровым оборудованием с модулем криптографической защиты информации (NCM/DCSI), могут передвигаться по территории Российской Федерации;
  • Если транспортное средство будет передвигаться за границей, оно должно быть оборудовано тахографом ЕСТР.

Записывающее оборудование подключается к спидометру и другим приборам автомобиля, затем пломбируется и калибруется. Эта информация записана в документации, прилагаемой к устройству.

Страны Европейского союза активно переходят на использование интеллектуальных тахографов. Этот процесс осуществляется на основе. Регламент ЕС 2016/799. Новые устройства должны соответствовать следующим стандартам:

  • устройство подключено к спутниковой системе;
  • возможность передачи данных во время поездки;
  • вывод данных с тахографа в реальном времени на внешнее устройство.

Такие интеллектуальные тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга транспортного средства. Первоначально регламент предусматривает установку новых интеллектуальных устройств в автомобили, которые впервые регистрируются в ЕС. Для транспортных средств, зарегистрированных в России и осуществляющих международные перевозки в 2019 году, никаких конкретных изменений не установлено, поэтому требование ЕСТР для грузовых автомобилей остается в силе.

Согласно правилам, владельцы грузовиков должны своевременно заменять устаревшее оборудование. Таким образом, тахографы ЕСТР, которые были установлены производителем транспортного средства до 01.04.2014 и оборудованы в мастерских до 11.03.2014, подлежат замене. С 2016 года грузовые автомобили должны быть оснащены цифровыми тахографами, все аналоговое оборудование должно быть заменено.

Основным видом оборудования, устанавливаемого на грузовые автомобили в Российской Федерации, являются тахографы с модулем СКЗИ. Такие устройства имеют:

  • взаимозаменяемый криптографический модуль;
  • проприетарное программное обеспечение;
  • модуль памяти.

Использование таких устройств находится под контролем Федеральной службы безопасности, поэтому установка такого оборудования на грузовик возможна только в мастерской, имеющей специальную лицензию. Процесс установки тахографа состоит из следующих этапов:

  1. Сотрудник сервисного центра активирует модуль с помощью цифрового ключа, полученного от Росавтотранса.
  2. Активированный модуль помещается в специальный слот в устройстве.
  3. Выбирается место установки в салоне автомобиля (водитель должен иметь легкий и быстрый доступ к нему).
  4. Устройство подключается к оборудованию грузовика и настраивается, техник вводит в устройство характеристики автомобиля.

После завершения установки устройство пломбируется, а в документах делаются соответствующие пометки. Неактивированное устройство использовать нельзя.

Каждый тахограф должен иметь:

  • карты для всех водителей;
  • датчик движения
  • датчик звуковой или визуальной сигнализации;
  • Антенны GSM/GPRS-сигнала, если они предусмотрены;
  • программы, криптограммы для систем ГЛОНАСС и GPS.

Водитель активирует устройство своей личной картой перед началом поездки и снимает ее в конце поездки.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Со 2 марта 2018 года запрещается использовать аналоговые тахографы. Они должны быть заменены цифровыми тахографами с блоком SCSI.

Замена аналоговых тахографов на цифровые со 2 марта 2018 года.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года, аналоговые тахографы не могут быть использованы. Они должны быть заменены цифровыми тахографами с блоком SCSI.

Замена аналоговых тахографов на цифровые со 2 марта 2018 года.

Штраф за отсутствие тахографа

Их суммы таковы:

  • 3 000 — 5 000 рублей — для водителя.
  • 7 000 — 10 000 рублей — для чиновника.
  • 15 000 — 25 000 — для индивидуального предпринимателя
  • 20 000 — 50 000 — для юридического лица.

Кому нужен тахограф, а кому нет?

Какие транспортные средства оснащены тахографом? Он устанавливается в транспортных средствах

  • которые используются для междугородних пассажирских перевозок (если в них более восьми мест);
  • массой более 3500 кг, которые также осуществляют коммерческие перевозки на дальние расстояния.

То есть, согласно закону, владелец транспортного средства не может установить тахограф, если он не занимается коммерческими грузоперевозками.

Существует два различных типа тахографов — цифровые и аналоговые. Все коммерческие автомобили, зарегистрированные впервые или после 1 мая 2006 года, должны быть оснащены цифровым тахографом.

Была издана директива об обновлении тахографов, которые должны быть оснащены технологией GPS, чтобы власти могли удаленно получить доступ к хранящейся информации.

Сроки оснащения разных категорий ТС цифровыми тахографами

В 2020 году основной перечень транспортных средств, которые должны быть оснащены контрольными устройствами, остается неизменным. В список включены категории N2/N3 (грузовики весом 3500 кг и более) и M2/M3 (автобусы и микроавтобусы, предназначенные для перевозки восьми и более пассажиров).

При этом предельный срок оснащения транспортных средств контрольными устройствами теперь рассчитывается с учетом не только категории, но и экологического класса:

  • До 1 ноября 2019 года бортовой тахограф должен был быть установлен на транспортных средствах категории M3 с неустановленным экологическим классом.
  • До 1 февраля — для автомобилей M3 с классом от 0 до 3.
  • До 1 мая — с классом 4 и выше.

Для категории М2 ситуация иная:

  • 1 августа 2020 года — неустановленный экологический класс.
  • 1 ноября — классы от 0 до 3.
  • 1 февраля 2021 года — класс 4 или выше.

Крайний срок установки для грузовиков категории N3

  • К 1 марта — неуказанный класс выбросов.
  • К 1 июня — классы от 0 до 3.
  • К 1 сентября — класс 4 или выше.

Владельцы автомобилей N2 должны соблюдать эти сроки:

  • К 1 декабря этого года — неустановленный экологический класс.
  • К 1 марта 2021 года — класс 0-3.
  • К 1 июня 2021 года — класс 4 или выше.

Самое длительное продление касается установки тахографов в пассажирских микроавтобусах категории М2, которые используются для перевозки больших семей. В данном случае крайний срок — 1 января 2022 года: микроавтобусы должны быть оснащены стандартным тахографом, чтобы избежать штрафов.

Требования к оборудованию, с которым должно устанавливаться оборудование, не изменились. В Российской Федерации разрешены цифровые тахографы, которые непрерывно регистрируют информацию о движении транспортного средства. Индивидуальная карта тахографа должна использоваться для идентификации лица, управляющего транспортным средством (отсутствие карты также влечет за собой штраф).

Информация, записанная устройством, должна быть защищена от удаления или исправления. По этой причине на национальных маршрутах используются только тахографы с криптографическим модулем SKZI. На международных маршрутах автомобиль оснащен тахографом с европейским стандартом AETR.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 (исключения категорий и вида транспорта)

Список транспорта который не подлежит обязательному оснащению тахографом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440*:

транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска транспортного средства к международным автомобильным перевозкам, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года)12 и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам; -мотоциклы, прицепы и полуприцепы при международных автомобильных перевозках на основе тахографа

бетононасосы, бетономешалки, автогудронаторы, автокраны, машины скорой помощи, буксиры, пожарные машины, троллейбусы, машины скорой помощи и полиции;

автомобили для эксплуатации коммунальных служб и содержания дорог, автомобили для эксплуатации нефтяных и газовых скважин, автомобили для перевозки наличных денег и ценных грузов, автомобили, оборудованные рабочими платформами, медицинские пункты на шасси автомобилей, автобусы для похоронных служб, мотоциклы, бронированные автомобили, автомобили специального назначения (специально оборудованные автомобили для перевозки молока, автомобили для перевозки живых животных, пчел,

автомобили, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, если федеральным законом предусмотрена военная служба;

Транспортные средства, используемые для перевозки людей и грузов в пределах территории компании и не по дорогам общего пользования;

транспортные средства, используемые для перевозки людей и грузов на территории компании не по дорогам общего пользования; -транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

автомобили, не предназначенные для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок, с даты выпуска которых прошло 50 лет или более, с оригинальным двигателем, кузовом и, если возможно, рамой, сохраненными или восстановленными до первоначального состояния;

учебные транспортные средства, используемые для обучения водителей и проведения экзаменов по вождению, при условии, что они не используются для коммерческих перевозок пассажиров и грузов;

автомобили, подвергающиеся дорожным испытаниям, указанным в национальных стандартах и отраслевых документах.

Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года

Первый документ, о котором пойдет речь в этой статье, — это Категория и тип транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами. Он заменяет документ с аналогичным названием.

Установка тахографа на автобус по закону в 2022 году

Согласно последней редакции правил безопасности транспортных средств, тахограф должен быть установлен на транспортных средствах категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров. Аналогичным образом, тахограф необходим на внегородском коммерческом транспорте, а также в школьных и вахтовых автобусах.

Если вы задаетесь вопросом, нужен ли тахограф на автобусе, перевозящем сотрудников компании, вам также необходимо ознакомиться с правилами. Если автомобиль используется для перевозки менее 8 пассажиров, то установка устройства не требуется. А если вам нужен большой автобус, то вам придется потратиться на тахограф.

Этапы калибровки

Правильная работа прибора (т.е. регистрация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этого процесса устройство настраивается таким образом, чтобы записанные данные были объективными с минимально возможной погрешностью.

Система калибруется в первый раз во время установки и может потребовать корректировки в дальнейшем в случае ремонта, изменения технических характеристик автомобиля, замены колеса на колесо другого диаметра или установки нового датчика скорости. Калибровка также необходима, если нарушено уплотнение корпуса и если истек двухлетний период с момента последней калибровки.

Калибровка тахографа происходит сначала на испытательном стенде, а затем на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Проверяется целостность корпуса, отдельных компонентов, целостность уплотнений.
  • Датчики проверяются на правильность работы.
  • Проверяются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания — включает в себя:

  • Осмотр транспортного средства.
  • Системное программирование.
  • Проверка и корректировка фиксации времени, скорости, пройденного расстояния.
  • Измерение ошибок.

После завершения калибровки вся необходимая информация записывается, и дело опечатывается. Дата калибровки записывается в документации устройства.

Как проверять тахографы и мастерские

Поскольку на рынке представлено множество различных моделей тахографов и сотни мастерских, легко столкнуться с некачественным, непрофессиональным оборудованием или даже мошенничеством. Чтобы избежать проблем, важно знать требования, которые изложены в постановлениях № 438 (правила использования оборудования) и № 440 (требования к тахографу, его эксплуатации, обслуживанию и проверке).
На практике мы также советуем вам воспользоваться полезными услугами сайта ФБУ «Росавтотранс». Здесь вы найдете список моделей тахографов, которые соответствуют требованиям законодательства:

  • Список тахографов с SCSI
  • Список тахографов с ЕСТР.

Также можно проверить конкретное оборудование по его идентификаторам:

  • проверка тахографа по серийному номеру, серийному номеру блока тахографа ECTACO, по номеру карты тахографа
  • Проверка тахографа ЕСТР по номеру карты

Если вы хотите узнать, какая мастерская уполномочена работать с тахографами, перейдите на страницу поиска мастерской по региону, названию мастерской и номеру марки:

Кроме того, мы советуем вам воспользоваться сервисом ФГИС АРШИН для проверки соответствия тахографа метрологическим требованиям. Это важно, поскольку эксплуатировать можно только устройства, прошедшие метрологическую поверку. Если это требование игнорируется, юридические и должностные лица могут быть крупно оштрафованы по статье 19.19 KoAP (Нарушение закона о единстве мер).

Тахограф на личное грузовое авто

С 1 ноября 2019 года тахографы должны быть установлены на всех грузовиках категории С (свыше 3,5 тонн) и автобусах категории D, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Однако в сертификате на тахограф не указано, что транспортное средство принадлежит индивидуальному предпринимателю.

Что делать, если транспортное средство зарегистрировано на физическое лицо, не являющееся ИП?

Согласно Закону о безопасности дорожного движения, с 1 ноября 2019 года установка тахографов обязательна только на транспортные средства, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Если вы являетесь владельцем грузового автомобиля и не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, вы должны установить тахограф в следующие сроки (Приказ Минтранса № 339 от 15 октября 2019 года «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оборудования транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщениях»)

экологический класс которых не определен до 1 марта 2020 года.
с экологическим классом 3 или ниже до 1 июня 2020 года.
соответствующие требованиям экологического класса 4 или выше К 1 сентября 2020 года.
Экологический класс не указан К 1 декабря 2020 года.
К декабрю 2020 года, с экологическим классом 3 или ниже К 1 марта 2021 года
К 1 марта 2021 года для тех, у кого экологический класс 4 или выше К 1 июня 2021 года
К 1 июня 2021 года для лиц с неустановленным экологическим классом К 1 ноября 2019 года
К 1 ноября 2019 года для лиц с экологическим классом 3 или ниже К 1 февраля 2020 года
К 1 февраля 2020 года, которые соответствуют или превосходят требования экологического класса 4 К 1 мая 2020 года.
Экологический класс, не определенный К 1 августа 2020 года
Экологический класс 3 или ниже До 1 ноября 2020 года, которые соответствуют требованиям экологического класса
К 1 ноября 2020 года соответствует или превышает экологический класс 4 К 1 февраля 2021 года
принадлежат многодетным родителям, которые используют их для перевозки членов своей большой семьи до 1 января 2022 года.

Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2022 году?

Тахограф необходим для защиты здоровья и жизни участников дорожного движения и снижения аварийности путем регистрации и учета скорости, средней скорости и периодов движения. Тахограф позволяет пресекать как нарушения скоростного режима водителями транспортных средств, так и чрезмерную усталость путем нормирования времени работы и отдыха членов экипажа.

Среди основных категорий транспортных средств тахографы обязательны для коммерческих автомобилей:

Вес от 3,5 до 12 тонн относится к коммерческому транспорту.

Международные большегрузные автомобили.

Автобусы с 8 и более местами.

Должен ли автомобиль, например, самосвал или микроавтобус, быть оснащен тахографом? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

Тахограф не требуется устанавливать на самосвал, если он используется в частных целях. Если автомобиль был приобретен для коммерческих целей, установка является обязательной. А если вас интересует оборудование кранов, то все транспортные средства, оборудованные кранами-манипуляторами, должны быть оснащены тахографами, согласно Правилам Министерства транспорта 36 и 273.

Какие транспортные средства не обязаны оснащаться тахографами:

Пригородные автобусы, городские автобусы, городские междугородние автобусы.

Autocars.

Грузовики массой до 3,5 тонн.

Некоторые люди задаются вопросом, нужен ли тахограф для Валдая. Давайте узнаем. Средний грузовик «Валдай» имеет полную массу более 6 тонн и номинальную грузоподъемность более 2 тонн. По закону, тахограф должен быть установлен на автомобиле полной массой более 3,5 тонн, а это значит, что «Валдай» также требует наличия тахографа.

Необходимо ли иметь тахограф в частном грузовике весом 5 тонн? В данном случае законопроект фокусируется на характере владельца транспортного средства. Если владельцем транспортного средства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, установка обязательна. Если нет, то нет. Во время проверки отсутствие регистратора данных полета может вызвать подозрение у дорожной полиции. У вас должны быть документы, подтверждающие, что вы не используете свой грузовик в деловых целях.

Нужна ли водительская карта?

По закону водитель должен иметь карту водителя на транспортное средство, оборудованное цифровым тахографом и управляемое в соответствии с российскими правилами. Если водителя, получившего карту водителя, просят предъявить карту во время проверки на дороге, а он не может этого сделать, даже если он управляет только автомобилем, оснащенным аналоговым тахографом, он совершает нарушение.

У вас может быть только одна карта водителя, и вы никогда не должны использовать другую карту водителя!

Исключения, когда тахограф не требуется

Анализируемый документ также содержит перечень исключений, для которых установка тахографа не требуется. И в этом списке довольно много изменений.

Отмена исключений для физических лиц

Обязанность по установке тахографов не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями:

В старой версии документа, действующей до 31 декабря 2020 года, фраза «кроме» относилась абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, включая грузовые автомобили и автобусы физических лиц.

В новом документе четко указано, что исключения распространяются только на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, т.е. исключение для индивидуальных транспортных средств отменено.

Однако это согласуется с рассмотренным выше изменением, которое требует от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. Причем в список исключений входят транспортные средства, у которых в свидетельстве о регистрации в поле «тип транспортного средства» стоит другое значение (автобетононасосы, молоковозы и так далее).

Изменения, внесенные в перечень исключений

Включить изменения, внесенные в список транспортных средств, на которые не требуется устанавливать тахографы, в виде таблицы:

до 31 декабря 2020 года с 1 января 2021 года
автомобили для аварийных служб и полиции
перевозчики скота
транспортные средства для перевозки домашней птицы
транспортные средства для перевозки живых животных
транспортные средства для перевозки пчел
специальные автомобили
передвижные библиотеки
передвижные сценические средства
транспортные средства, используемые для перевозки людей и грузов на территории компании, которые не выезжают на дороги общего пользования

Из этой таблицы видно, что список исключений стал шире.

Единственная категория транспортных средств, которая была исключена из списка, — это специальные автомобили. Хотя надо честно сказать, что эта категория создала больше проблем, чем пользы. На самом деле, в формулировке нет четкого указания, что подразумевается под фразой «специальные транспортные средства», поэтому многие владельцы грузовиков пытались «подогнать» под нее свой автомобиль.

Увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей

транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, возраст которых составляет 30 лет и более, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальные двигатель, кузов и раму (при наличии), сохраненные или восстановленные до первоначального состояния и в отношении которых взимается утилизационный сбор в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о введении в действие

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, возраст которых составляет 50 и более лет с даты изготовления, с оригинальным двигателем, кузовом и, если возможно, рамой, сохраненными или восстановленными до первоначального состояния;

Еще одно важное изменение касается группы «старых» транспортных средств, на которые нельзя устанавливать тахограф. До 31 декабря 2020 года в эту группу входят автомобили старше 30 лет, а с 1 января 2021 года в ней останутся только автомобили старше 50 лет.

Другими словами, автомобили возрастом от 30 до 50 лет «выпадут» из списка исключений в канун Нового года. А с 2021 года их можно будет эксплуатировать только с тахографом.

В качестве примера рассмотрим самосвал категории С, выпущенный в 1969 году и не используемый для грузоперевозок (это музейный экспонат). Этому грузовику более 50 лет, а значит, с 1 января 2021 года он останется в списке исключений, и юридическое лицо, владеющее им, не будет обязано устанавливать тахограф.

Если тот же музейный самосвал принадлежит частному лицу, он не входит в список исключений и должен быть оснащен тахографом с 1 января 2021 года.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России по тахографу

Законодательные требования:

Запрещается проводить за рулем более 9 часов в день. Продление до 10 часов допускается не более двух раз в течение одной недели.

Предельная продолжительность вождения в неделю составляет 56 часов.

Общий лимит за две недели, однако, не должен превышать 90 часов.

Если нет времени на отдых, а водитель находится за рулем более 4 часов, можно сделать перерыв на 45 минут.

Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее получаса. Во время перерыва запрещается выполнять какие-либо другие работы.

Параграфы 4 и 5 не рассматриваются как период ежедневного отдыха.

Ежедневная продолжительность общей работы, включая вождение автомобиля, не должна превышать 13 часов. Общая работа может быть продлена до 15 часов в день. Водитель может иметь не более 3 рабочих дней продолжительностью до 15 часов между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

Максимальный период непрерывной дополнительной работы и вождения не должен превышать шести часов, после чего водитель должен сделать перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступил период отдыха.

Необходимо соблюдать временные рамки и не допускать отклонений от них.

10В день необходимо отдыхать не менее 11 часов. Можно отдыхать прямо в машине, если есть специально оборудованная зона отдыха.

Кто имеет право проверять тахограф в грузовом автомобиле во время движения? По закону есть только одна возможность — инспектор ГИБДД (он же сотрудник ГАИ), который утвержден приказом № 5 Министерства транспорта РФ.

Правила эксплуатации тахографов и прохождение техосмотра

Правила использования тахографов изложены в Приказе Министерства транспорта № 440 от 28.11.2020 (вступил в силу вместо Приказа Министерства транспорта № 36). В этом документе перечислены подробные требования к тахографам и картам водителя, описаны правила использования, обслуживания и проверки тахографов, указаны категории транспортных средств, которые должны быть оборудованы, и содержится полный перечень исключений. С ними можно ознакомиться в нашем обзоре законодательных изменений (раздел «Кто не обязан оснащаться тахографами»).
Все транспортные средства, которые должны быть оборудованы тахографами, проверяются на их наличие во время технических осмотров. Это условие закреплено в Постановлении Правительства № 1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств» («Общие положения», раздел 4 и «Обязательные требования безопасности транспортных средств», раздел 82). Информация о тахографе вносится в диагностическую карту автомобиля с указанием марки, модели и серийного номера устройства. Результаты проверки должны быть отмечены в поле, озаглавленном «Наличие исправного тахографа или исправного контрольного устройства (тахографа)».

С 1 сентября 2021 года проверка наличия тахографа еще более усиливается с вступлением в силу приказа Министерства транспорта № 9 от 15.01.2021. «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного технического осмотра транспортных средств». Отныне необходимо будет проверять целостность тахографа во время технического осмотра. Информация о такой проверке должна быть указана в путевом листе.
Приказ № 9. Пункт 7 В ходе проверки должно быть проверено следующее.
удобство обслуживания:

  • Тормозная система (включая манометр пневматических или пневмогидравлических тормозных цилиндров, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства);
  • рулевая система;
  • Омыватели ветрового стекла;
  • шины (за исключением трамвайных путей);
  • шины (кроме трамвайных);
  • рог;
  • Тахограф (если его установка обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации)

Приказ № 9 Параграф 13:
Если в результате проверки не выявлено несоответствие требованиям, перечисленным в пунктах 7-8 настоящего Порядка, сведения о прошедшей проверке указываются в путевом листе в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утвержденным Минтрансом России в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта», на основании записи о пройденном техосмотре, внесенной в бортовой журнал.

Читайте также: Что должно входить в комплектацию автомобиля — журнал За рулем

Как автоматизировать работу автопарка, чтобы не нарушать законы?

Персонал автопарка, ответственный за соблюдение перечисленных выше правил, сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:

  • Считывайте данные карты водителя не реже одного раза в 28 дней
  • Проанализируйте их изменения и выявите любые нарушения законов о РТиЭ.
  • контролировать тахографы и выявлять нарушения правил их эксплуатации
  • Обеспечить своевременную калибровку тахографов, замену модулей SCI и карт водителя по истечении срока службы.

Невыполнение этого требования может привести к штрафам. Например, должностным лицам грозит штраф до 10 000 рублей.
Это трудно сделать вручную: требуется много времени и неизбежны ошибки. Но эти процессы можно легко автоматизировать с помощью программного обеспечения GR.CARDS. Наши услуги позволят вам построить профессиональный тахографический контроль и защитить себя от штрафов за несоблюдение требований законодательства.
Чтение, хранение и базовый анализ данных карты водителя и тахографа в нашем программном обеспечении доступны всем пользователям бесплатно. Другие функции доступны за ежемесячную плату.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей