- Законодательное регулирование
- Каковы сроки стажировки
- Приказ Минтранса РФ от 11.03.2016 № 59
- Для чего нужна программа по ОТ
- Кто подлежит стажировке, и каковы её цели
- Нормативное обоснование организации испытаний
- На какие автомобили нужен тахограф?
- Отмена собеседования при приеме водителя на работу
- Правила проведения
- Кто стажер?
- Исключения, когда тахограф не требуется
- Отмена исключений для физических лиц
- Изменения, внесенные в перечень исключений
- Увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей
- Как составляется приказ
- Назначение комиссии
- Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит
- Форма лист испытаний
- Сведения о проходящем испытания:
- Сведения о водителе-наставнике:
- Прохождение испытания
Законодательное регулирование
Некоторые водители, а точнее менеджеры организаций, считают, что испытательный срок для водителя — это необязательная процедура, осуществляемая исключительно по желанию сторон. Это ошибка.
Испытательный срок регулируется документами Министерства транспорта, которые определяют его условия и сроки.
Так, в «Положении о повышении квалификации водителей» от 20.01.1986 года, утвержденном Министерством транспорта РСФСР и не отмененном до сих пор, говорится о стажировке различных категорий водителей с указанием условий ее проведения, с подробным перечнем мероприятий в каждом конкретном случае.
Указываются лица, ответственные за стажировку и принимающие решения о ее результатах.
Приказ Министерства транспорта № 59 от 11.09.16 утверждает порядок профессионального отбора и подготовки водителей.
Этот документ основан на трудовом законодательстве и других нормативных актах и представляет собой перечень необходимых условий, при которых водитель может быть допущен к управлению автомобилем в конкретных условиях работы компании.
В то же время, почасовые нормы стажа не являются строго регламентированными в данном постановлении. Как долго будет длиться стажировка и на каких условиях, решает работодатель, ориентируясь на конкретные условия работы в организации.
Существует также Постановление Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.03 № 1/29, в котором вскользь упоминается стажировка и экзамен после стажировки. Документ касается только водителей, перевозящих опасные или вредные грузы, он не распространяется на другие категории.
Каковы сроки стажировки
Ниже приведены условия прохождения стажировки в зависимости от различных ситуаций:
- если вы водитель без опыта вождения или с опытом вождения менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
- Если у вас был перерыв в вождении в течение одного года или более, вы должны пройти стажировку в объеме не менее 20 часов;
- в случаях, когда для управления дорожным транспортным средством требуется практика вождения другой категории, стажировка составляет минимум 20 часов;
- В случаях, когда работник переходит с одного типа грузового автомобиля (автобуса) на другой или получает сертификат на вождение опасных грузов, стажировка не должна быть менее 8 часов.
Важно: в других случаях стаж для водителей и его продолжительность определяет специальная комиссия, чтобы определить их профессионализм и дать им возможность работать самостоятельно.
Приказ Минтранса РФ от 11.03.2016 № 59
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть 1), статья 3; 2004, № 35, статья 3607; 2006, № 27, статья 2878; 2013, № 27, статья 3477.
Для водителей маршрутных транспортных средств тест с выездом на дороги общего пользования включает в себя вождение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
Экзаменационный лист может быть заполнен с помощью компьютера или от руки. Он подписывается инструктором и хранится не менее 5 лет после завершения обучения.
Для чего нужна программа по ОТ
Режим труда и отдыха для водителей грузовиков, последние новости
Программа подбирается для каждой организации индивидуально, с учетом ее специфики. Суть программы заключается в обучении специфике выполняемой работы, с точки зрения производственного процесса, функционирования подразделений и приобретения практических навыков и методов работы. В программе определен пакет обучения водителей, образец программы обучения водителей и раздаточный материал:
Программа обучения
Количество часов и виды деятельности могут варьироваться в зависимости от компании. Образец плана тренировок:
Как правило, компания (в лице директора) может внести изменения в существующий пункт, если в организации изменился процесс (или область деятельности), но при этом в него всегда включаются основные пункты:
- общее положение;
- стажировки и их продолжительность;
- Порядок прохождения стажировки, обязанности стажера и водителя
- Как будут документироваться результаты;
- Обязанности и ответственность должностных лиц.
Обучение
Дополнительная информация! Для предприятий с высоким классом опасности: химической, строительной, инженерно-изыскательской отраслей и других предприятий, подведомственных Минстрою России, не подлежащих перерегистрации, где Ростехнадзор ежегодно контролирует сферу деятельности на соответствие установленным требованиям, алгоритм положения о стажировке не меняется.
Оператор мобильного крана
Кто подлежит стажировке, и каковы её цели
Разрешение на самостоятельную работу
Неопытные водители, переведенные с одного вида транспорта на другой, или если в их трудовой деятельности был перерыв более двенадцати месяцев, обязаны пройти стажировку. Цель процедуры — совершенствование полученных знаний и навыков для обеспечения безопасного вождения на дороге и умения применять их в конкретных условиях. Приказом № 59 Министерства транспорта назначается работодатель для проведения стажировки; этот работодатель издает приказ по предприятию, назначает руководителя и необходимое количество часов.
Нормативное обоснование организации испытаний
Порядок проведения экзаменов водителей транспортных средств в настоящее время установлен Приказом Минтранса России от 29.07.2020 N 264 «Об утверждении Порядка профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, привлекаемых для выполнения работ, непосредственно связанных с движением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», пункты 7-13.
В соответствии с этим приказом:
Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами (далее — водители), в целях проверки их соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после сдачи экзамена работодателем в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации
На какие автомобили нужен тахограф?
Для следующих категорий и видов транспортных средств, эксплуатируемых и используемых на территории Российской Федерации, требуется наличие тахографов
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимальной массой не более 5 тонн (категория М2);
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более восьми мест для сидения, помимо места водителя, с максимальной массой более 5 тонн (категория М3);
- транспортные средства, используемые для перевозки грузов с максимальной массой более 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);
- транспортные средства, используемые для перевозки грузов с максимальной массой более 12 тонн (категория N3);
- транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащенных тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также о видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами отдельных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);
Тахографы должны быть оснащены:
- грузовые автомобили, допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, управляемые физическими лицами;
- Транспортные средства N21 и N31, используемые юридическими лицами и частными предпринимателями;
- Транспортные средства категорий М21 и М31 (за исключением транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- Транспортные средства М21 и М31, используемые для регулярных пассажирских перевозок, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года. «О безопасности дорожного движения» 2.
При беглом изучении этого пункта кажется, что изменения коснулись только формулировки, а перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. В него входят:
- Все автобусы.
- Все грузовые автомобили категории C.
В действительности это не так. Обновленный список включает:
- Все автобусы.
- Все транспортные средства категории С, принадлежащие юридическим лицам.
- Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие частным лицам.
Обратите внимание, что грузовики категории С и автомобили категории С — это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовики.
Например, самосвал категории С является грузовиком и должен быть оборудован тахографом как частным, так и юридическим лицом.
То же самое относится к коммерческим автомобилям категории С и бортовым грузовикам категории С.
С другой стороны, если рассматривать транспортное средство категории С с краном, то в свидетельстве о регистрации этого транспортного средства формулировка «грузовой автомобиль» не фигурирует. В графе «тип транспортного средства» вводится фраза «кран». Это означает, что данный автомобиль не является грузовиком. И физическое лицо не обязано иметь установленный на нем тахограф. Если одно и то же транспортное средство принадлежит юридическому лицу, наличие тахографа является обязательным.
Отмена собеседования при приеме водителя на работу
Какова ваша цель в данном случае? Чтобы работодатель мог уволить работника в течение 3 месяцев, но при этом работник фактически находился на испытательном сроке 3 дня?
Перечень профессий, специальностей и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.
Как правило, компания (в лице директора) может внести изменения в существующий регламент, если в организации изменился технологический процесс (или сфера деятельности), но он всегда содержит основные положения:
- общее положение;
- стажировки и их продолжительность;
- Порядок прохождения стажировки, обязанности стажера и водителя
- Как будут документироваться результаты;
- Обязанности и ответственность должностных лиц.
В сегодняшней заметке мы рассмотрим, как заполняется экзаменационная карточка водителя в соответствии с изменениями в правилах в 2021 году.
Правила проведения
Стажировка водителей должна проходить на автомобилях той марки, на которой они впоследствии будут работать. Перед стартом проводится брифинг. Водитель-стажер должен в течение всего срока стажировки работать в сфере грузовых (пассажирских) перевозок под руководством руководителя, выполняя все его требования и указания. Если работа на линии требует знания пунктов и мест погрузки и разгрузки, заполнения маршрутных листов, оформления накладных, он учится вести учет. Проверяет и контролирует состояние автомобиля перед выездом из гаража во время движения и после работы. Соблюдает соответствующие правила перевозки людей и грузов и изучает безопасные методы работы. Не совершает нарушений правил дорожного движения. Проходит обязательное медицинское обследование перед поездкой.
Кто стажер?
Когда учился на водителя автобуса или автомобиля:
- Водитель впервые садится за руль конкретного вида транспортного средства;
- Он/она начинает работу на новом транспортном маршруте;
- Не работает водителем более одного года;
- Не имеет опыта вождения или только что прошел обучение;
- Готовность работать в сложных условиях горной местности, на дорогах с повышенной опасностью.
Посмотрите видео о подготовке водителей автобусов:
Исключения, когда тахограф не требуется
Анализируемый документ также содержит список исключений, когда тахограф не требуется. И в этом списке довольно много изменений.
Отмена исключений для физических лиц
Обязанность оснащения тахографами не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
В старой версии документа, действующей до 31 декабря 2020 года, формулировка «кроме» относилась абсолютно ко всем упомянутым транспортным средствам, включая грузовики и автобусы частных лиц.
В новом документе четко указано, что исключения применяются только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, т.е. исключения для индивидуальных транспортных средств отменены.
Однако это согласуется с рассмотренным выше изменением, которое требует от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. Причем в список исключений входят транспортные средства, у которых в свидетельстве о регистрации в поле «тип транспортного средства» стоит другое значение (автобетононасосы, молоковозы и так далее).
Изменения, внесенные в перечень исключений
Включить изменения, внесенные в список транспортных средств, на которые не требуется устанавливать тахографы, в виде таблицы:
до 31 декабря 2020 года | с 1 января 2021 года |
автомобили для аварийных служб и полиции | |
перевозчики скота транспортные средства для перевозки домашней птицы |
транспортные средства для перевозки живых животных |
транспортные средства для перевозки пчел | |
специальные автомобили | |
передвижные библиотеки | |
передвижные сценические средства | |
транспортные средства, используемые для перевозки людей и грузов на территории компании, которые не выезжают на дороги общего пользования |
Из этой таблицы видно, что список исключений стал шире.
Единственная категория транспортных средств, которая была исключена из списка, — это специальные автомобили. Хотя надо честно сказать, что эта категория создавала больше проблем, чем пользы. На самом деле, в формулировке нет четкого указания, что подразумевается под фразой «специальные транспортные средства», поэтому многие владельцы грузовиков пытались «подогнать» под нее свой автомобиль.
Увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей
транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, возраст которых составляет 30 лет и более, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальные двигатель, кузов и раму (при наличии), сохраненные или восстановленные до первоначального состояния и в отношении которых взимается утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о введении в действие
транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, возраст которых составляет 50 и более лет с даты изготовления, с оригинальным двигателем, кузовом и, если возможно, рамой, сохраненными или восстановленными до первоначального состояния;
Еще одно важное изменение касается группы «старых» транспортных средств, на которые нельзя устанавливать тахограф. До 31 декабря 2020 года в эту группу входят автомобили старше 30 лет, а с 1 января 2021 года в ней останутся только автомобили старше 50 лет.
Другими словами, автомобили возрастом от 30 до 50 лет «выпадут» из списка исключений в канун Нового года. А с 2021 года их можно будет эксплуатировать только с тахографом.
В качестве примера рассмотрим самосвал категории С, выпущенный в 1969 году и не используемый для грузоперевозок (это музейный экспонат). Этому грузовику более 50 лет, а значит, с 1 января 2021 года он останется в списке исключений, и юридическое лицо, владеющее им, не будет обязано устанавливать тахограф.
Если такой же тахограф из музея принадлежит физическому лицу, то он не входит в список исключений, и с 1 января 2021 года транспортное средство должно быть оборудовано тахографом.
Как составляется приказ
Время работы и отдыха водителей
Приказ о подготовке водителей считается внутренним юридическим документом организации и является частью комплексного пакета мер безопасности. В нем указываются: обучаемый, который должен пройти обучение; водитель, который отвечает за обучение обучаемого в рамках утвержденной программы и за контроль за выполнением обучаемым программы. Для каждого стажера может быть составлен отдельный приказ. Эти распоряжения остаются в силе в течение всего срока обучения стажера, пока он не будет допущен к самостоятельной работе в соответствии с требованиями программы обучения по безопасности вождения.
Важно: Допуск осуществляется отдельным приказом с последующим вручением водителю удостоверения, о чем делается соответствующая запись в удостоверении. К приказу о зачислении прилагается бланк листа (карточки) обучающегося с соответствующими записями.
Пример заказа:
Пример приказа
Пример приказа о назначении водителя-наставника:
Приказ о назначении наставника водителей
Имеются предварительные формы для заказа водителей. Пример 1:
Форма заказа модели
Модель 2:
Приказ о допуске к самостоятельной работе
Назначение комиссии
По приказу руководителя организации создается комиссия, члены которой занимаются проверкой полученных знаний. Его членами являются: лицо, ответственное за грузовое автохозяйство (если таковое имеется), начальник автобазы (автоколонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела безопасного вождения. Группа комиссии завершает проверку на основании результатов пробной поездки по случайно выбранному маршруту и последующего собеседования.
Все результаты заносятся в карточку, и составляется полное заявление, разрешающее человеку самостоятельно работать на конкретной марке автомобиля и на конкретном маршруте. На основании карточки компания издает приказ, разрешающий управление транспортным средством, с которым стажер знакомится под роспись. Если комиссия не согласна с мнением водителя-стажера и результаты экзамена по вождению свидетельствуют о недостаточном уровне знаний и безопасного поведения водителя, комиссия может продлить стажировку стажера, а затем пересдать экзамен.
Важно: учетная карточка стажера должна храниться в отделе кадров. Водитель имеет право в любое время ознакомиться с ним и получить справку или копию.
Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит
Необходимое количество водителей-наставников определяется руководителем предприятия и закрепляется приказом. Наставники выбираются из числа опытных сотрудников организации, которые имеют достаточный опыт вождения и квалифицированы в воспитательной работе. Они назначаются на весь период ученичества. Вознаграждение им выплачивается в установленном порядке, в размере % от тарифной ставки. Другие требования к водителям-наставникам:
- Опыт вождения 1-2 классов;
- Безопасное и безаварийное вождение без нарушений правил дорожного движения в течение последнего года не по своей вине;
- Никаких дисциплинарных взысканий;
- Опыт работы водителем автобуса не менее 5 лет;
- Не менее 3 лет опыта работы в качестве водителя грузового автомобиля или автотранспорта.
Примечание: При отсутствии водителя, соответствующего всем вышеуказанным требованиям, стажером может быть лицо, приглашенное из другой компании, что не запрещено Приказом Министра транспорта № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или индивидуальным предпринимателем), сертифицированной и имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого будет осуществляться подготовка водителей требуемой категории.
Водитель-стажер осуществляет контроль за стажером и заносит все данные в специальную карточку, выданную инженером по ДТП. Составляет отчет о работе водителя и его готовности к самостоятельному вождению. Пишет отчет о прохождении учебного курса. Отборочная комиссия проводит дальнейшую оценку.
Лист водителя:
Лист стажировки
Отчет заполняется водителем:
Отчет
Форма лист испытаний
Ниже вы найдете форму и образец экзаменационного листа:
Сведения о проходящем испытания:
Фамилия, имя, отчество | Зайцев Вячеслав Анатольевич |
Информация о транспортном средстве | Легковой автомобиль, микроавтобус, Toyota HIACE, |
Грузовик, Hino PROFIA | |
Год рождения | 21.11.1979 |
Опыт вождения | 2 года 2 месяца |
Водительское удостоверение | Серия 27 35 № 886517 категория: «B», «C» |
Дата, время, количество часов обучения | С 13.05.2020 по 14.05.2020 с 9.00 до 18.00, 16 часов. |
Сведения о водителе-наставнике:
Имя, фамилия, отчество | Полное имя Андрей Георгиевич Бурдуковский |
Позиция | Водитель |
Читайте также: Ремень безопасности в ПДД
Прохождение испытания
Дата | Номер часы |
Краткое описание вида работ | Результат прохождения | Подпись: Водитель-наставник |
13.05.2020 | 4 | Тест на знание правил дорожного движения. Инструктаж по правилам дорожного движения. Ознакомление с рабочими местами для автомобилей, их организацией, расположением и обслуживанием, укомплектованием автомобилями. Проверка знаний и навыков на соответствие квалификационным требованиям. |
Положительная оценка | Бурдуковский |
13.05.2020-14.05.2020 | 12 | Вождение: на территории предприятия; с выездом на дороги общего пользования согласно установленному маршруту. Практическое обучение навыкам вождения. Проверка практических навыков и умения работать безопасно. |
Положительная оценка | Бурдуковский |