Нужен ли техосмотр в 2022: новые правила

ПДД

Как было раньше

До вступления в силу нового законодательства технический осмотр не был обязательным только в течение первых четырех лет с момента поступления автомобиля в эксплуатацию. Транспортные средства «состарились» Автомобили возрастом 4-10 лет должны были проходить техосмотр раз в два года, в то время как более старые автомобили должны были проходить техосмотр каждый год. Эти правила распространялись только на частные автомобили; для транспортных средств, которые используются для оказания услуг (особенно транспортных), условия были более строгими.

С конца декабря 2021 года обязательный техосмотр не распространяется на автомобили и мотоциклы для личного пользования. Необходим ли теперь технический осмотр в определенных ситуациях? Да, такие случаи есть.

Чем грозит фиктивный техосмотр или его отсутствие?

Все автомобили, которые выходят на дороги, должны пройти технические испытания. С другой стороны, что касается ответственности за нарушение регламента, то здесь не все так однозначно — на данный момент нет возможности напрямую наказать водителя за отсутствие технического осмотра или за фиктивный технический осмотр.

Многие СМИ сообщают, что с 1 марта инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя, управляющего автомобилем без диагностической карты, и сослаться на статью 12.5 Автоаккорда РФ. Однако это не так — статья вступила в силу с 1 марта 2022 года. Таким образом, чуть меньше чем через год за это нарушение водителей будут штрафовать на 2 000 рублей. Теперь за отсутствие техосмотра могут быть оштрафованы только водители такси, автобусов и некоторых грузовиков.

Но хотя прямой ответственности за езду без техосмотра не существует, не стоит нарушать закон. И вот почему:

  • Без техосмотра нельзя получить полис ОСАГО, а управление автомобилем без страховки наказывается штрафом в размере от 500 до 800 рублей;
  • Если инспектор Госавтоинспекции остановит автомобиль и обнаружит, что водитель «купил» техосмотр (например, нет фотографий или они явно подделаны), он имеет право аннулировать талон техосмотра;
  • Если автомобиль с фальсифицированным техосмотром или вообще без него попадает в ДТП, страховая компания выплатит пострадавшему сумму ущерба. Но после этого страховщик сможет взыскать всю сумму с виновника аварии в порядке регресса.

Наиболее серьезным в данном случае является право регресса к страховой компании. Лимит ответственности страховщика составляет 400 000 рублей за ущерб имуществу и 500 000 рублей за телесные повреждения. Поэтому в случае регресса виновная сторона подвергается огромным долгам, особенно если в результате аварии был поврежден дорогой автомобиль.

Как рассказал нам Андрей Лихачев из Help Consulting, в случае регресса есть два варианта:

  • Если срок действия диагностической карты виновника на момент аварии истек (хотя на момент оформления полиса гражданской ответственности он еще был действителен), страховая компания выплатит компенсацию пострадавшему, а затем взыщет ее с виновника;
  • Если у виновника аварии есть диагностическая карта, но он фиктивно прошел технический осмотр, страховая компания может отказать потерпевшему в компенсации. Дело в том, что из-за фиктивного техосмотра страховая компания может признать договор страхования недействительным, поэтому компенсация вообще не будет выплачена. Отметим, что страховщики прибегают к этому варианту довольно редко — слишком сложно доказать, что автомобиль не проходил техобслуживание (до 1 марта).

Прошлой весной автовладельцы могли получить полис гражданской ответственности даже без техосмотра — из-за автоизоляции пункты были закрыты, поэтому власти отложили полис до конца сентября. А если водитель не оформил полис до 1 октября, то в случае дорожно-транспортного происшествия после этой даты ему грозит регресс со стороны страховой компании.

Нынешний шестимесячный льготный период работает по-другому — все ранее выданные AC, срок действия которых истекает после 1 февраля 2021 года, получают шесть месяцев. Поэтому даже если водитель попал в ДТП, он не может попасть под регресс — ведь формально предполагается, что он своевременно прошел техосмотр. И страховщику вряд ли удастся доказать, что техосмотр был фиктивным (по старым правилам).

Техосмотр в 2019 году, свежие изменения

  1. Обязательная фиксация на фото прохождения техосмотра с занесением соответствующих данных в электронную базу диагностических карт.
  2. Диагностическая карта будет выдана в электронном виде с электронной подписью технического эксперта. Бумажная версия также будет действительна, но в случае каких-либо расхождений приоритет будет иметь электронный документ.
  3. Утверждена методика расчета пропускной способности контрольно-пропускных пунктов.
  4. Государственная инспекция безопасности дорожного движения будет уполномочена проводить внеплановые проверки станций техосмотра транспортных средств и магазинов техосмотра.
  5. Водители смогут пройти техосмотр на мобильных контрольных пунктах и получить диагностическую карту.
  6. Электронная карта хранится в базе данных не менее пяти лет. После прохождения ТО водитель получит распечатку полученной информации.
  7. Карточка диагноста может быть аннулирована, если РАМИ лишит СТО аккредитации за выявленные нарушения.

Чем чревато отсутствие ТО?

  1. Во-первых, новость не отменяется тем, что с 1 марта 2022 года за отсутствие диагностической карты вас могут оштрафовать. Штраф составляет 2 тысячи рублей. Они будут появляться автоматически, но не чаще одного раза в день. Иными словами, за неделю езды без техосмотра автовладельцу придется заплатить 14 000 рублей. После 1 марта 2022 года камеры контроля скорости и сотрудники ГИБДД будут обязаны проверять наличие действующей диагностической карты.  Ранее страховщики не продавали полисы ОСАГО, поэтому с 22.08.2021 по 01.03.2022 никто не будет заниматься этим вопросом. И никаких санкций не будет. В этот период шанс пройти технический осмотр будет только у тех автобусов, которые привыкли все делать по регламенту.  В результате предприниматели, занимающиеся техосмотром, которые вложили средства в модернизацию своего бизнеса, останутся без клиентов и рискуют не дожить даже до 1 марта 2022 года. Такие непоследовательные действия наших законодателей в реформировании системы техосмотра ведут к транспортному коллапсу. Которую, на данный момент, им удалось «отодвинуть».
  2. Помимо штрафов, автовладельцы могут получить еще один «сюрприз» от страховщиков. Уже вступили в силу поправки к закону об обязательном автостраховании, позволяющие страховщикам предъявлять иск к виновнику ДТП, если он управлял автомобилем без действующей диагностической карты. Другими словами, вы можете продать полис ОСАГО без ответственности перед третьими лицами, но нет обязательства выплачивать деньги в случае аварии.

Как будут разворачиваться события вокруг реформы системы технического осмотра, станет известно далее. Удастся ли законодателю учесть интересы всех участников системы: СТО, страховщиков, ГИБДД и автовладельцев — покажет время. И мы будем держать вас в курсе событий.

Когда техосмотр все же нужен

Когда же необходимо проводить техническое тестирование?

  • При продаже автомобиля.

Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл, которому более четырех лет (с года выпуска), для регистрации потребуется диагностическая карта. Интересно, что в законе не указано, кто должен нести расходы — продавец или покупатель. Предположительно, до разъяснения и уточнения этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае по договоренности.

  • При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.

На самом деле, описанная выше ситуация на стороне покупателя. Если нет свежего ТО, автомобиль не может быть зарегистрирован. Как мы уже говорили, предыдущий и новый владельцы должны будут договориться о том, кто проводит техосмотр.

  • При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.

Для модификаций необходимо получить новый сертификат, иначе автомобиль не может считаться безопасным по закону.

Модификацией считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если производитель одобрит какие-либо изменения, это должно быть зафиксировано в технической документации, в этом случае дальнейшие действия не требуются. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для внепланового обслуживания. В частности, к модификациям, требующим проведения ТО, относятся:

  • Изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка нестандартных электрических бамперов, лебедок и т.д.).
  • Замена фар на источник света другого класса.
  • Переоборудование транспортного средства таким образом, чтобы им мог управлять инвалид.
  • Замена двигателя на двигатель с другой спецификацией (отличающейся от спецификации оригинальной детали).
  • Модификации тормозной системы.
  • Подъем или опускание подвески.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ № 413, устанавливаемые детали должны быть предварительно проверены на безопасность и одобрены для установки. Только при наличии подтвержденного разрешения водитель не нарушит никаких правил.

Что будет, если машину без техосмотра остановит ДПС?

Справочная информация

  • Особенности прохождения технического осмотра
  • Документы для прохождения технического осмотра
  • Частота проверок на дорогах
  1. В этом году была создана единая автоматизированная информационная система технического надзора (ЕАИСТО), в которой будет храниться вся информация о результатах диагностики.
  2. Техосмотр автомобиля должен быть проведен в течение срока действия карточки, которая выдается на два года.
  3. Если в ходе технического осмотра обнаружены дефекты, водитель должен пройти повторный технический осмотр в течение 20 дней. Это уже не полный осмотр, а та часть, которая не соответствовала требованиям для доступа к автомобильному транспорту. Если вы привезете автомобиль на станцию после этой даты, вам придется пройти полный технический осмотр.
  • Российский паспорт;
  • Доверенность, если вы не являетесь владельцем автомобиля;
  • Водительское удостоверение;
  • Водительское удостоверение; Свидетельство о регистрации транспортного средства.

Со 2 апреля 2020 года условия прохождения ТО изменились, теперь вы должны пройти ТО: для категорий «А» и «В» (т.е. мотоциклы, легковые автомобили (кроме такси), грузы до 3500 кг полной массы):

  • до 4 лет после года изготовления — не требуется
  • до 4-10 лет после года изготовления — 1 раз в 2 года
  • более чем через 10 лет после года изготовления — один раз в год

Для категорий «C», «D» (независимо от цели использования) и «B» для «Такси» и «Обучение водителей»:

  • До 5 лет с года выдачи — один раз в год
  • Более 5 лет с года выпуска — один раз в 6 месяцев

Тракторы, самоходные машины с 8 сиденьями или менее:

  • один раз в год, независимо от года выпуска, т.е. до первой регистрации, сразу после покупки.

Тракторы, самоходные машины с более чем 8 посадочными местами:

  • один раз в 6 месяцев независимо от года выпуска, т.е. перед первой регистрацией, сразу после покупки.

Для специализированных транспортных средств для использования «перевозка опасных грузов

  • Один раз в 6 месяцев независимо от года выпуска.

любые транспортные средства, зарегистрированные военными автоинспекциями или дорожными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба:

  • С 8 и менее местами — один раз в год
  • при наличии более 8 мест — 1 раз в 6 месяцев

В этом случае, в соответствии с п. «е» п. 3 ст. 15 Закона № 40-ФЗ о страховании, ОСАГО не требует предъявления КБМ, если транспортное средство проходит техосмотр раз в 6 месяцев:

  • все грузовики и автобусы, а также такси и автомобили автошкол старше 5 лет
  • Транспортные средства для перевозки опасных грузов, независимо от года выпуска.

Новые правила – фотомонтаж в помощь?

Для того чтобы не допустить «продажи» диагностических карт недобросовестными операторами, Министерство внутренних дел уже несколько лет готовит широкую реформу техосмотра. Основной целью было предотвратить внесение операторами данных о проверке транспортных средств в ЕАИСТО без фактического проведения проверки. Первая идея заключалась в том, чтобы операторы записывали процесс проверки на видео, это сняло бы все подозрения. Но, когда мы подсчитали стоимость оборудования (со стороны операторов и со стороны МВД), мы решили компенсировать ее двумя фотографиями.

В целом, поправок очень много:

  • Обязательная фиксация на фотографиях процесса технического осмотра с географическими указаниями. Автомобиль фотографируется до и после окончательной проверки, а на геометке указывается адрес пункта проверки (с небольшой погрешностью в 15 метров);
  • Ужесточение наказания за «продажу» диагностических карт — юридическим лицам теперь грозит выплата до 200 000 евро за выдачу ДК без теста;
  • Введено понятие емкости на точку. Другими словами, КПП на линию не сможет выдать 200 диагностических карт за смену — если одна машина стоит 30-40 минут, это максимальное количество карт, которое может выдать оператор;
  • Для центров ИВЛ были введены дополнительные требования. Они касаются как оборудования, так и обслуживания клиентов (например, они должны быть оборудованы туалетами для клиентов).

Новые правила должны были вступить в силу 1 июня 2020 года, но из-за столпотворения и нежелания операторов отложили их вступление в силу до 1 марта 2021 года. А этой весной стало очевидно, что операторы все еще не готовы, и запуск реформы приведет к километровым очередям на пунктах пропуска (что не очень хорошо с эпидемиологической точки зрения).

В результате правительство просто продлило срок действия всех диагностических карт, срок действия которых истекает после 1 февраля 2021 года, на шесть месяцев — но не ранее 1 октября. В результате реформа была отложена во второй раз — хотя на этот раз частично.

Дело в том, что операторы пунктов оказания медицинской помощи вложили миллиарды рублей в оборудование и ремонт, чтобы начать соответствовать новым правилам с 1 марта — а из-за продления срока действия УК к ним никто не придет. Но реформа была начата для того, чтобы не оставлять их полностью неработающими, а техосмотр должны проходить только четырехлетние автомобили. Благодаря новым правилам, проверяются также автомобили, срок эксплуатации которых истек до 1 февраля, а также коммерческий транспорт.

Но недобросовестные «дилеры» не исчезли — Госавтоинспекция нашла в ЕАИСТО сотни записей — автомобиль получил АС без поставки. Эти «эксперты» научились пользоваться программами фоторедактирования и подняли цены в три раза — до 1 500-2 000 рублей (вместо 650-1 000 ранее). По мнению Алексея Полякова из FIT SERVICE, «покупка» техосмотра в наше время — не самая лучшая идея:

«Если диагностическая карта «запрещена» была выдана после 1 марта 2021 года, это означает, что в систему ЕАИСТО попали фотографии автомобиля, которые, скорее всего, были сделаны с помощью «Фотошопа». И обнаружить его довольно просто. Все зависит от того, обратит ли инспектор STSI внимание на ваш DTC или нет. Если да, то он может признать его недействительным, потому что такое право есть у дорожных инспекторов. С 1 марта 2021 года они смогут аннулировать выданные диагностические карты, в том числе и на дороге. То есть, если во время проверки на дороге сотрудник ГИБДД обнаружит дефекты, позволяющие автомобилю пройти техосмотр, он может признать карту недействительной и наказать оператора техосмотра.

Проблема в том, что фотографии, загруженные экспертами, никак не защищены — а атрибуты фотографии (включая геометрию) не очень сложно отредактировать. Фактически, разница между новой системой и старой заключается в том, что «продавцы» онлайн-техосмотра теперь просят вас загрузить 2 фотографии вашего автомобиля, сделанные при определенных условиях. А некоторые компании предлагают полное обслуживание — машину отвезут в сервисный центр, сфотографируют там и привезут обратно.

В любом случае, это неправильно и в некоторых условиях может привести к проблемам для владельца автомобиля.

Необходимость наличия ТО для заключения ОСАГО

Первый год Второй год Третий год Четвертый год Пятый год Шестой год или более
2020 2019 2018 2017 2016 2015 год и ранее
2021 2020 2019 2018 2017 2016 год и ранее
Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Требуется Требуется
Не требуется Требуется Требуется Требуется Требуется Не требуется* Не требуется
Требуется Требуется Требуется Требуется Требуется Требуется* Не требуется
Не требуется* Не требуется Не требуется* Не требуется Не требуется* Не требуется* Не требуется Не требуется* Не требуется* Не требуется* Не требуется* Не требуется* Не требуется* Не требуется* Не требуется* Не требуется*

Напоминаем, что даты пересмотра считаются за целые годы. То есть, например, если вы покупаете автомобиль категории «С» 2020 года выпуска, то в январе 2021 года для того, чтобы оформить страховку третьего лица, он должен сначала пройти техосмотр, так как с года выпуска прошел 1 год.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя в некоторых случаях технический осмотр больше не является обязательным, это не освобождает владельца от ответственности и обязанности содержать автомобиль в хорошем техническом состоянии. Согласно пункту 2.3.1 StVS, водитель транспортного средства обязан перед выездом на дорогу проверить техническое состояние транспортного средства и убедиться, что оно пригодно для движения. По этой причине по-прежнему рекомендуется регулярно обслуживать автомобиль и проверять все детали и функции.

Отмена обязательства по уплате алиментов не лишает вас возможности регулярно проходить эту процедуру. Те, кто предпочитает обслуживать свои автомобили, получают преимущество. Например, им не придется проходить техосмотр «на месте» при остановке сотрудниками ГИБДД (сотрудник может проверить по электронной базе данных наличие действующей диагностической карты). По крайней мере, для старых автомобилей регулярный осмотр может быть лучшим решением. Однако штраф за отсутствие свежего TPI больше не будет взиматься, что является хорошей новостью для всех автовладельцев.

Как предоставить Диагностическую карту в страховую компанию

Вы можете предоставить карту техосмотра в Ингосстрах, предъявив ее своему агенту, в любом офисе компании или отправив скан/фото на адрес ingos@ingos.ru Не забудьте указать номер вашего полиса.

Мораторий на прохождение ТО с 1 марта по 30 октября 2020

В связи с пандемическим заражением коронавирусом COVID 2019 Федеральный закон 161-ФЗ сделал возможным с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года заключение договора обязательного автострахования без фактического предоставления диагностической карты при прохождении технического осмотра транспортного средства. При этом, если для заключения договора ОСАГО на данное транспортное средство требовалась диагностическая карта, страхователь предоставит ее страховщику в течение 1 месяца со дня снятия ограничений в его субъекте РФ, но не позднее 31 октября 2020 года.

Если запись не будет предъявлена в указанный срок — то с лица, не предъявившего карту, будет взыскан регресс в случае ДТП (то есть страховая компания выплатит компенсацию пострадавшему в ДТП, но затем виновное лицо будет обязано возместить страховой компании сумму выплаченной компенсации).

Читайте также: Какие документы нужны для перевозки детей на автобусе: приказ, разрешение, согласие родителей

Техосмотр. Стоимость и штрафы

С 01 января 2019 года изменился предел стоимости технического осмотра в зависимости от региона нахождения и категории транспортного средства. Например:

  • Стоимость технического осмотра для водителей группы «В» составит от 300 до 800 рублей;
  • для водителей грузовиков техосмотр будет стоить от 700 до 1 650 рублей. Обязанность государственной инспекции не требует уплаты дополнительного сбора.

Существуют также более жесткие санкции, которые вступят в силу к концу 2019 года:

  1. Вождение без диагностической карты — 2 000 рублей.
  2. Увеличение штрафов и тюремного заключения для работников мастерских за выполнение диагностической карты и грубые нарушения при проведении техосмотра:
    • До 10 000 рублей для операторов или должностных лиц;
    • От 300 000 до 500 000 рублей для компаний;
    • Уголовная ответственность в зависимости от тяжести совершенного деяния.

Онлайн-страхование каско транспортных средств

Если техосмотр не пройден, штраф составляет от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении штраф увеличивается до 5 500 рублей. В некоторых случаях водитель может быть лишен водительских прав на срок до трех месяцев. Санкция предусмотрена для тех, кто управляет грузовиками, автобусами и такси.

И самое полезное из изменений: с 1 января 2019 года все новые штрафы, уплаченные водителями, будут полностью поступать в провинциальные дорожные фонды. Поэтому мы можем ожидать улучшения состояния дорог в ближайшем будущем.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей