ПДД для велосипедистов 2023 года

ПДД
Содержание
  1. Что такое велосипед?
  2. Безопасный полет при маневрировании
  3. Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
  4. Правила дорожного движения для велосипедов
  5. Техническое состояние велосипеда
  6. Алкогольное опьянение велосипедиста
  7. Сигналы поворота
  8. Где можно ехать на велосипеде?
  9. Выделенные полосы для велосипедистов
  10. Выделенные полосы для общественного транспорта
  11. Велосипедные зоны
  12. Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах
  13. Световые приборы для велосипедов
  14. Возраст для управления велосипедом
  15. Запреты для водителей велосипедов
  16. Что значит спешиться с велосипеда
  17. Информация для международных велотуристов
  18. Казахстан
  19. Белоруссия
  20. Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
  21. Ответственность при ДТП
  22. Штрафные санкции для велосипедистов в РФ
  23. Правила езды для детей/подростков (до 14 лет)
  24. Какая максимальная скорость велосипедиста?
  25. Проезд перекрестков и пересечение дороги
  26. Общие требования ПДД для велосипедистов
  27. Светофоры
  28. Сигналы маневрирования
  29. Световые приборы
  30. Штрафы
  31. Должен ли велосипедист спешиваться (п.24.6 ПДД)

Что такое велосипед?

Казалось бы, даже маленький ребенок знает ответ на вопрос «Что такое велосипед?», однако нас интересует формулировка понятия велосипеда из пункта 1.2 Правил дорожного движения:

«Велосипед — это транспортное средство, за исключением инвалидной коляски, которое имеет по меньшей мере два колеса и приводится в движение обычно за счет мускульной энергии водителя, в частности, с помощью педалей или шатунов, и может быть оснащено электродвигателем с номинальной максимальной непрерывной мощностью не более 0,25 кВт, который автоматически отключается, когда скорость превышает 25 км/ч».

В данном параграфе нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство», поскольку она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, применимы и к велосипедам.

Я также хотел бы обратить ваше внимание на то, что в 2023 году велосипедам будет разрешено иметь небольшой электродвигатель (до 0,25 кВт), который автоматически отключается при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, рассматриваемое в данной статье, — пешеход:

«Пешеход» означает лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге или на пешеходной или велосипедной/пешеходной дорожке, которое не работает на ней. Пешеходами считаются инвалиды-колясочники, те, кто передвигается на велосипеде, мопеде, мотоцикле, санках, коляске или инвалидном кресле, а также те, кто использует для передвижения роликовые коньки, самокаты или другие подобные средства.

Важно помнить, что человек, управляющий велосипедом, не является пешеходом во время движения. С другой стороны, человек, управляющий велосипедом, является пешеходом.

Это создает довольно интересную возможность для владельцев велосипедов. При необходимости любой велосипедист может без труда стать пешеходом и наоборот.

Таким образом, при необходимости велосипедист может сойти с велосипеда и следовать правилам для пешеходов (например, пересечь проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу).

Безопасный полет при маневрировании

Маневрирование на дороге — это отклонение от прямой линии. Согласно правилам дорожного движения, водитель в данной ситуации должен уступить дорогу транспортному средству, движущемуся прямо. Маневрирование на проезжей части — это начало движения, смена полосы и поворот. Последняя категория рассматривается в отдельной главе, а сейчас мы поговорим о том, как правильно начинать движение и менять полосы движения.

Когда вы начнете движение, уступайте дорогу всем, кто встречается на вашем пути: автомобилям, мотоциклам и другим велосипедам. Как только появится безопасный промежуток, а другие пешеходы будут еще далеко, совершите маневр левого поворота, выровняйте руль и наберите скорость. При повороте на дорогу с прилегающих территорий (задних дворов, подъездных путей, дворов) также следует пропускать всех.

Повторная регулировка необходима при объезде препятствий или движении в разрешенном направлении. Например, правая полоса предназначена только для правых поворотов, и вы должны ехать прямо. При смене полосы движения траектория должна быть как можно более прямой, поэтому начинайте поворачивать влево как можно раньше. Уступайте дорогу, снижайте скорость. При объезде препятствий на узких дорогах с выездом налево остановитесь и пропустите встречный транспорт. Если препятствие находится на стороне встречного движения, велосипедист имеет право проезда в своей зоне.

Карта диверсий
Порядок обгона на узкой дороге

Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что езда на велосипеде не связана с ответственностью. Несмотря на то, что велосипедисты пользуются минимальным вниманием со стороны властей, закон по-прежнему предусматривает ответственность за вождение в нетрезвом виде. В начале этой статьи мы указали, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.

Закон прямо запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

2.7 Водителю запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, угрожающем безопасности движения;

Могут ли вас лишить водительских прав, если вы попались на езде на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения? Давайте рассмотрим статью российского Дорожного кодекса, которая предусматривает уголовную ответственность за вождение в нетрезвом виде:

1. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат состава правонарушения -.

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

На первый взгляд, кажется, что статья полностью подходит для велосипедистов, и полицейские могут попытаться возбудить дело на ее основании. Однако велоспорт не требует специальной лицензии и ее получения, равно как и лишение такой лицензии не имеет никакого отношения к велоспорту. Для велосипедистов в КоАП РФ есть специальная статья, определяющая ответственность.

Обратите внимание, в случае управления скутером или мопедом в состоянии алкогольного опьянения, применение данной статьи имеет полное право. Единственное исключение из этой статьи касается велосипедистов.

Правила дорожного движения для велосипедов

Правила для велосипедистов.

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедистов. При беглом взгляде на текст правил дорожного движения может сложиться впечатление, что правила для велосипедистов сосредоточены исключительно в пункте 24 правил «24. Дополнительные требования к движению для велосипедистов и водителей мопедов». Однако в действительности это не так.

В правилах дорожного движения есть несколько типов участников дорожного движения, к которым может применяться тот или иной раздел правил. К ним относятся автотранспорт, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является транспортным средством, но те же соображения, которые относятся к водителям и транспортным средствам, относятся и к велосипедистам.

Внимание! Пункты, относящиеся к пешеходам, не относятся к велосипедистам. Они распространяются только на велосипедистов.

Это означает, что к велосипедистам применимо большинство правил дорожного движения, включая специальный раздел 24. В этой статье я не буду разбирать и объяснять абсолютно все правила дорожного движения для велосипедистов. Заинтересованный читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь только на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушают водители велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3 Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1 Перед отправлением в путь проверьте и убедитесь в исправности транспортного средства в соответствии с Общими правилами официального утверждения транспортных средств и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Общие правила).

Запрещается управлять автомобилем, если не работает тормозная система, рулевое управление, сцепное устройство (в составе автопоезда), не горят (отсутствуют) фары и задние фонари в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, не работают стеклоочистители со стороны водителя во время дождя или снегопада.

В целом, правила дорожного движения запрещают использование велосипеда с неисправной тормозной или рулевой системой. Речь идет не только о езде на велосипеде с неисправным рулем или тормозами.

Есть «увлеченные» велосипедисты, которые всячески пытаются уменьшить вес своего велосипеда. Это включает в себя снятие тормозов и других компонентов. Наказание за такое правонарушение предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом в нетрезвом состоянии и управлять велосипедом в нетрезвом состоянии.

Например, если пьяный друг убедительно просит вас разрешить ему взять ваш велосипед, чтобы прокатиться до ближайшего киоска за «добавкой», вы должны отказаться.

Сигналы поворота

Перед началом маневра поворота, сменой полосы движения, поворотом налево или остановкой водитель транспортного средства обязан подать соответствующие световые сигналы поворота, а в случае их отсутствия или неработоспособности — рукой. Маневр не должен создавать опасности для движения или препятствовать другим участникам дорожного движения.

Сигнал левого указателя подается вытянутой в сторону левой рукой или вытянутой в сторону правой рукой, согнутой в локте под прямым углом вверх. Правый индикатор соответствует вытянутой в сторону правой руке или вытянутой в сторону левой руке, согнутой в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой левой или правой рукой.

Велосипедист должен подать сигнал направления движения перед началом движения, сменой полосы, поворотом и остановкой. Поскольку велосипеды не оборудованы светящимися указателями поворота, сигналы должны подаваться вручную. Для подачи сигнала о левом повороте левая рука вытянута в сторону; для подачи сигнала о правом повороте правая рука вытянута вправо.

Ручные сигналы в правилах дорожного движения

На практике я рекомендую использовать вытянутую руку в направлении индикатора. Обычно водителю не составляет труда понять значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то этот сигнал может сбить с толку окружающих. Это означает, что водители могут не понять сигнал.

Сигналы поворота должны быть поданы заранее, до начала поворота. Вы можете вернуть руку на рулевое колесо непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Хотя этот маневр может показаться сложным или проблематичным, на практике это не так. Для этого достаточно немного попрактиковаться на ровной поверхности.

Важно помнить, что при подаче сигнала о повороте, во-первых, не нажимайте на рычаг тормоза, оставляя руку на руле, а во-вторых, не наезжайте на кочки. Оба этих фактора могут привести к опрокидыванию.

Где можно ехать на велосипеде?

В 2022 году в главе 24 правил дорожного движения есть 6 параграфов для велосипедистов (24.1-24.6).

Велосипедисты старше 14 лет могут ехать в порядке убывания:

  1. На велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке или полосе для велосипедистов.
  2. На правом краю проезжей части.
  3. На плече.
  4. На пешеходной дорожке или пешеходном переходе.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в приведенном выше списке подразумевает отсутствие предыдущих пунктов.

Например, бордюр (точка 3) можно использовать только в том случае, если нет велосипедной дорожки или тропинки, а правый край проезжей части использовать нельзя.

Есть и несколько исключений:

  • Вы можете двигаться по проезжей части, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • Вы можете ехать по проезжей части, если вы едете в колонне.
  • Вы можете ехать по тротуару или пешеходной дорожке, если вы сопровождаете велосипедиста в возрасте 14 лет или младше или везете ребенка в возрасте 7 лет или младше.

При езде по проезжей части, пожалуйста, обратите внимание на следующие пункты правил:

24.5 При движении по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только по одной полосе.

Если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м, разрешается движение колонны велосипедистов по двум полосам.

Велосипедная колонна должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов при однополосном движении или на группы по 10 пар при двухполосном движении. Расстояние между группами должно составлять от 80 до 100 м, чтобы облегчить обгон.

Другая информация:

Способ размещения велосипедов на проезжей части

Велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, велодорожкам и пешеходно-велосипедным маршрутам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что «студентам-велосипедистам» запрещено ездить по велосипедным дорожкам, проезжей части и бордюрам.

Велосипедисты младше 7 лет могут ездить только вместе с пешеходами (на тротуарах, пешеходных дорожках, велодорожках и пешеходных зонах).

Это означает, что в 2022 и 2023 годах велосипедисты также смогут ездить по тротуарам и обочинам дорог. Однако в Кодексе велосипедиста есть дополнительные требования:

24.6 Если движение велосипедиста по пешеходной дорожке, тротуару, бордюру или в пределах пешеходных зон создает угрозу или помехи для движения других людей, велосипедист должен сойти с велосипеда и выполнить требования настоящих правил для движения пешеходов.

Обратите внимание, что при движении по тротуарам, обочинам дорог и пешеходным зонам велосипедист не должен мешать движению других людей. При необходимости велосипедист должен сойти с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Допустим, на тротуаре стоит автомобиль (в некоторых случаях это разрешено законом) и едет велосипедист. В случае столкновения виноваты оба участника дорожного движения. Если велосипедист идет по тротуару, он не виноват в аварии (он не оплачивает ремонт автомобиля).

Поэтому в параграфе 24.6 подчеркивается, что в случае аварии на тротуаре одним из виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2023 году на дорогах появятся велодорожки со специальными знаками:

Знак 5.14.2 Велосипедная дорожка
Знак 5.14.3 Конец велосипедной дорожки
Знак 5.11.2 Дорога с велосипедной дорожкой
Знак 5.12.2 Конец дороги с велосипедной дорожкой
Знак 5.13.3 Выезд на дорогу с велосипедной дорожкой
Знак 5.13.4 Выезд на дорогу с велосипедной дорожкой

На этих полосах разрешено движение только велосипедов и мопедов.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2022 году велосипедисты также смогут пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта. Пункт 18.2 Постановления:

18.2 На дорогах с полосой для общественного транспорта, обозначенной знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, движение или остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены, за исключением следующих случаев

Велосипедистам разрешается двигаться по полосам движения маршрутных транспортных средств, если полоса находится с правой стороны.

Знак 5.14 Полоса движения транспортных средств
Знак 5.14.1 Конец полосы движения транспортных средств
Знак 5.11.1 Дорога с полосой для движения транспортных средств
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для транспортных средств
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для автомобилей
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для автотранспорта

Обратите внимание, что велосипедист может въехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если она обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть никаких дополнительных условий, запрещающих въезд на выделенную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. На самом деле, на дороге есть выделенная полоса для маршрутных транспортных средств, и все участники дорожного движения знают об этом. Однако с точки зрения Кодекса дорожного движения эта полоса не обозначена упомянутыми выше знаками. На входе в него просто появляется знак 3.1 «кирпич».

Знак 3.1 Въезд запрещен

Этот знак могут игнорировать только водители общественного транспорта. Под «кирпичом» не могут проезжать другие транспортные средства, включая велосипедистов.

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие Cycle Zone. Для обозначения велосипедной зоны используются следующие дорожные знаки:

Знак 5.33.1 Велосипедная зона
Знак 5.34.1 Конец велосипедной зоны

В велосипедной зоне разрешено движение не только велосипедистов, но и механических транспортных средств (автомобилей). Необходимо соблюдать следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет перед автотранспортом.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей проезжей части, а не только по правой стороне.
  • Велосипедистам не запрещено поворачивать налево или направо на широких дорогах.
  • Ограничение скорости составляет 20 км/ч.
  • Пешеходы могут пересекать проезжую часть в любом месте, но у них нет преимущества.

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1 Водитель транспортного средства, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или пересекающим проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток фары или фонари на велосипеде должны быть включены, а ближний свет фар или дневные ходовые огни должны быть включены в светлое время суток:

19.1 В темное время суток и в условиях плохой видимости, независимо от освещения дороги, а также в туннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы

У всех автомобилей и мопедов должны быть включены фары или ближний свет фар, у велосипедов должны быть включены фары или маячки, у конных транспортных средств должны быть включены фары (если они есть);

19.5 В светлое время суток все транспортные средства должны быть оборудованы ближним светом фар или дневными ходовыми огнями для идентификации.

До сих пор я не встретил ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет или дневные ходовые огни во время езды в светлое время суток. По этой причине дорожная полиция может наложить штраф практически на любого велосипедиста.

Возраст для управления велосипедом

Велоспорт разрешен в любом возрасте. Однако в зависимости от вашего возраста действуют различные правила езды на велосипеде (об этом говорилось выше).

Выезжать на дорогу можно только с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

24.8 Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • ездить на велосипеде или мопеде, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, превышающий длину или ширину более чем на 0,5 м или мешающий управлению транспортным средством;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей младше 7 лет, если для них нет специально приспособленных мест;
  • поворачивать налево или выполнять маневр левого поворота на дорогах с трамвайным движением и на дорогах с более чем одной полосой для данного направления (кроме случаев, когда разрешен поворот налево с правой полосы и кроме дорог в велосипедных зонах); и
  • выезжать на дорогу без застегнутого мотоциклетного шлема (относится к водителям мопедов);
  • Переходите дорогу по пешеходным переходам.

24.9 Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедов и мопедов, за исключением буксировки прицепа, приспособленного для использования велосипеда или мопеда.

Из этого списка следует отметить следующие пункты:

водителям велосипедов запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с более чем одной полосой движения в данном направлении. Другими словами, в городе велосипедисту запрещено поворачивать налево почти на всех центральных улицах.

Внимание. Это требование не распространяется на велосипедные зоны или дороги, где разрешены левые повороты с правой полосы движения.

На практике можно предложить следующее решение. Велосипедист покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в нужном направлении по пешеходному переходу. Затем он снова садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или бордюру.

Запрещено буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипеды и мопеды.

При езде на велосипеде не обязательно иметь специальный велосипедный шлем, но я рекомендую всем владельцам велосипедов приобрести его. Однажды я был свидетелем того, как мой друг упал с велосипеда в довольно безобидной ситуации и ударился головой (о землю, а не о тротуар). Как следствие, он получил сотрясение мозга и потерял память в последние недели.

Наверное, не нужно напоминать, что велосипедный шлем может стать спасением в случае аварии с участием автомобиля. Поэтому не экономьте на своем здоровье.

Что значит спешиться с велосипеда

Существует множество значений слова «демонтаж». Сойти с велосипеда означает сойти с него.  Водитель является пешеходом и едет на велосипеде вместе с ним.  Теперь он имеет преимущество перед другими пешеходами на пешеходном переходе. Это единственный безопасный и правильный способ пересечь перекресток.

Информация для международных велотуристов

Отправляясь за границу на велосипеде, важно ознакомиться с законами и правилами тех стран, где вы собираетесь кататься, чтобы избежать проблем с полицией.

Посещения соседних стран — бывших республик СССР — не стоит бояться. В этих странах действуют почти одинаковые правила дорожного движения — их трудно нарушить, если вы знаете дорогу (но обязательно ознакомьтесь с ними перед поездкой!

В Германии каждый десятый автомобилист считает, что велосипедисты представляют наибольшую угрозу для безопасности движения. В ходе проведенного опроса 3/4 из 1 506 водителей заявили, что пугаются и нервничают, когда видят кого-то на велосипеде.

Казахстан

Особой разницы нет, требования к велосипедистам мужского и женского пола практически такие же, как и в России. На городских улицах и сельских дорогах велосипедистам всех возрастов разрешается двигаться в общем потоке транспорта справа (без заезда на бордюр). Отдельные полосы для автобусов разрешены. Переходите пешеходные переходы только в седле.

Если вы едете по тротуарам, вы должны заплатить штраф (за несовершеннолетних детей должны платить родители).

Вы можете припарковать велосипед на проезжей части параллельно краю дороги. Если вы паркуетесь на краю тротуара и проезжей части, вам разрешается частично или полностью заезжать на тротуар, если велосипед не мешает пешеходам.

Статья 615 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение правил участниками дорожного движения, в том числе пешеходами, предусматривает штраф в размере 5 МРП (1 МРП = 2405 тенге), при этом минимальный штраф составляет 2 МРП.

Белоруссия

Глава 20 белорусских правил дорожного движения предписывает почти такие же правила. Незначительные поправки были внесены в 151 пункт и некоторые другие пункты.

Разрешается пересекать регулируемые пешеходные переходы — без ускорения, но снизив скорость до 10 км/ч.

Разрешается поворачивать налево на расстоянии более 1 метра от крайнего правого края проезжей части для: обгона, обгона, разворота, поворота налево, если это разрешено (на дорогах с одной проезжей частью).

Лица младше 14 лет могут ездить по правой стороне дороги в сопровождении взрослых. Однако вождение в условиях гололеда или снегопада запрещено.

Нарушения различной степени тяжести наказываются штрафом в размере 1~20 базовых единиц. Наказание за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения составляет до 5 базовых величин, за причинение ДТП — до 8, за причинение легких телесных повреждений — до 20. Штрафы могут достигать 900 000 рублей и до 1,5-3,6 млн рублей за тяжесть правонарушения и оставление места происшествия.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Наиболее частыми нарушениями правил дорожного движения водителями велосипедов являются примыкание к транспортному потоку и въезд на пешеходный переход на велосипеде. В таких ситуациях велосипедисты просто не осознают, что они стали водителями и в душе остаются пешеходами.

Оба эти маневра чрезвычайно опасны, но особенно это касается тех случаев, когда велосипедист пересекает дорогу по пешеходному переходу. Очень часто в таких ситуациях гибнут дети, и водители автомобилей не виноваты (они должны пропускать только пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая, что велосипеды легко развивают скорость до 30-40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части очень быстро и неожиданно. Во время движения в теплое время года внимательно следите за велосипедистами на дороге и вблизи нее.

Ответственность при ДТП

Когда велосипедист становится причиной аварии в городе или на сельских дорогах, он несет такую же ответственность, как и другие водители. Они не могут перемещать свой автомобиль и покидать место аварии до прибытия дорожной полиции.

Авария на велосипеде

Штрафные санкции для велосипедистов в РФ

Существует ряд административных штрафов для тех, кто отказывается соблюдать общественные правила и нормы или совершает непреднамеренные правонарушения:

  • Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения — 1~1 500 рублей.
  • Нарушения правил вождения: без причинения вреда потерпевшим — 800 рублей; с причинением физического вреда — 1~1,5 тысячи рублей.
  • Создание помех и препятствий движению транспорта — 1 000 рублей.

Кодекс об административных правонарушениях (пункт 12) не признает велосипед «серьезным» средством передвижения, поэтому к велосипедистам не применяются более жесткие санкции (как к водителям автомобилей и мопедов).

Правила езды для детей/подростков (до 14 лет)

Дети до 7 лет могут ездить только в пешеходных зонах (тротуары, переходы и площадки). Дети в возрасте от 7 до 14 лет могут дополнительно ездить по велосипедным дорожкам и дорогам. Кроме того, если взрослый (старше 14 лет) сопровождает велосипедиста младше 14 лет или везет ребенка младше 7 лет, они могут ехать по тротуару или пешеходной дорожке.

Какая максимальная скорость велосипедиста?

Максимальная скорость велосипедиста ограничена так же, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать 60 км/ч; во дворах и жилых зонах разрешенная скорость не превышает 20 км/ч. Велосипедисты обязаны подчиняться знакам ограничения скорости.

Кроме того, велосипедист может развивать скорость более 25 км/ч только за счет собственной силы, поскольку в определении понятия «велосипед» указано, что скорость, развиваемая электродвигателем велосипеда, не должна превышать 25 км/ч.

Проезд перекрестков и пересечение дороги

В основном существует четыре способа пересечь перекресток: ехать прямо, повернуть направо или налево или развернуться. Правый поворот для велосипедиста разрешен на всех обычных перекрестках, поскольку он выполняется из крайнего правого положения — законного положения велосипедиста.

Велосипедист, поворачивающий направо, также может свободно проехать по своей полосе и будет иметь приоритет перед теми, кто поворачивает направо. Если правая полоса предназначена только для поворота, то для движения прямо вам необходимо переместиться на следующую полосу, уступив сначала дорогу тем, кто не собирается менять полосу движения.

Левые повороты и смена направления движения велосипедистами разрешены только с дорог с одной полосой движения в каждом направлении и без трамвайных путей. Кстати, о трамваях: трамваи имеют приоритет перед велосипедами на перекрестках, если только трамвай не едет на красный, не выезжает с подчиненной дороги или не выезжает из депо.

Выезд на перекресток с трамвайными путями
Трамвай всегда рулит

Предупреждающие знаки для поворота: «правильно» — рука, вытянутая вправо, «налево» и «разворот» — рука вытянута влево. Перед началом маневра следует указать направление поворота.

Индикаторы направления
Сигнализация при повороте — хороший тон, серьезный подход

Существует несколько типов перекрестков:

  • Нерегулируемые, ровные дороги.
  • Нерегулируемая, с приоритетом.
  • Регулируется.

На перекрестках первого типа действует правило «право проезда». Посмотрите направо и пропустите все, что движется оттуда. При повороте налево на этих перекрестках вы должны пропустить весь встречный транспорт, если он не имеет помехи справа (слева от вашего велосипеда).

Право на проезд
Проезд «препятствия справа»

Перекрестки с приоритетом — это перекрестки, на которых по закону одни люди проезжают «не глядя», а другие уступают дорогу. Первые находятся на главной дороге, вторые — на второстепенной. Велосипед имеет такое же преимущество, как и автомобиль на главной дороге. Однако следует соблюдать осторожность, немного снизить скорость и проезжать только тогда, когда это действительно разрешено.

Самый неприятный маневр на главной дороге — это поворот налево. Здесь вы должны заранее пропустить весь встречный и попутный транспорт. Иногда главная дорога может менять направление: для этого под указателем есть табличка. Если такая дорога поворачивает налево, вам не нужно никого обгонять. На второстепенной дороге велосипедист уступает дорогу всем участникам движения на главной дороге, если он собирается ехать направо или налево, и только будущим попутным транспортным средствам при повороте направо.

приоритетный переход
Пересечение с приоритетом

Регулируемый перекресток — это, как правило, перекресток главных улиц, где вам не разрешается поворачивать налево. Существует два способа поворота:

  • Слезайте с велосипеда и переходите дорогу по пешеходным переходам.
  • Идите в «угол»: Идите прямо на зелень, повернитесь на 90 градусов и снова идите прямо на зелень. Это можно делать там, где нет пешеходных переходов и если у края дороги нет машин. В целом, первый вариант более безопасен.

маневрирование на многополосной дороге
Поворот налево с многополосной дороги в «развороте» (зеленые линии)

Повороты направо и прямо разрешены при зеленом сигнале, включая мигающие огни. Можно проехать перекресток на желтый или даже красный цвет. Если светофор мигает желтым или выключен, обратите внимание на знаки приоритета или выйдите из машины и перейдите дорогу пешком.

Существуют также Т-образные перекрестки. Они интересны тем, что вы можете повернуть налево с дороги, не проезжая прямо, даже если там более одной полосы. Вам нужно заранее занять левую полосу и безопасно повернуть налево на зеленый: ваш велосипед будет справа и не будет мешать. Не забывайте подавать сигнал при смене полосы движения и перед поворотом.

Внимание: при повороте направо или налево пересекайте пешеходный переход только в том случае, если там нет пешеходов. Другими словами, действуйте так же, как и на автомобиле: пропустите всех пешеходов на повороте и дайте им возможность закончить переход.

Вы должны переходить дорогу с велосипедом на ногах, по пешеходному переходу. К сожалению, многие люди пренебрегают этим и переходят непосредственно на седло. Вы не должны этого делать по следующим причинам:

  • Вы можете сбить пешехода на «зебре».
  • Существует опасность наезда на бордюр и сбрасывания с велосипеда.
  • Водитель автомобиля может не заметить велосипедиста на повороте и сбить его.

То же самое относится и к регулируемым переездам (без пересечения): в правилах четко указано, что велосипедист должен пересекать проезжую часть как пешеход. Уважающий себя велосипедист всегда помнит о том, где можно и где нельзя ездить.

несоответствующий переход
Это плохой велосипедист.

Общие требования ПДД для велосипедистов

В этом разделе кратко изложены общие правила для велосипедистов.

Светофоры

6.5 Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта для пешеходов (велосипедистов), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). Зеленый сигнал разрешает, а красный — запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для управления движением велосипедистов также может использоваться светофор с меньшим круговым сигналом, дополненный прямоугольным знаком 200 x 200 мм белого цвета с черной надписью «Велосипед».

Сигналы маневрирования

8.1 Перед началом движения, сменой полосы, поворотом и остановкой водитель должен подать сигнал с помощью соответствующих указателей поворота или, если они отсутствуют или повреждены, вручную. Маневр не должен создавать опасности для движения или препятствовать другим участникам дорожного движения.

Левый указатель подается вытянутой в сторону левой рукой или вытянутой в сторону правой рукой, согнутой в локте под прямым углом вверх. Правый индикатор соответствует вытянутой в сторону правой руке или вытянутой в сторону левой руке, согнутой в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается с поднятой левой или правой рукой.

8.2 Сигналы поворота или ручные сигналы подаются перед началом маневра и прекращаются сразу после его завершения (ручные сигналы могут быть прекращены непосредственно перед завершением маневра). Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников дорожного движения.

Световые приборы

19.1 Ночью и в условиях плохой видимости, независимо от освещения дороги, а также в туннелях при движении транспортного средства должны быть включены следующие световые приборы

  • На всех автомобилях и мопедах — фары дальнего или ближнего света; на велосипедах — фары или фонари; на конных транспортных средствах — фонари (если есть);
  • На прицепах и буксируемых транспортных средствах — габаритные огни.

Штрафы

Велосипедисты (которые не ездят на мопедах) обычно подпадают под действие статей 12.29 и 12.30 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) за нарушение правил дорожного движения:


Но штрафы бывают крайне редко. Я не всегда вожу машину по правилам (хотя делаю это максимально безопасно), но меня ни разу даже не остановили, хотя однажды пытались.

Читайте также: Дорожная разметка с пояснениями и обозначениями ✔ Пояснения разметки 2022

Должен ли велосипедист спешиваться (п.24.6 ПДД)

Велосипедист должен сойти с дороги при возникновении препятствия или опасной ситуации. Он должен остановиться, где бы он ни ехал в этот момент. Едет ли велосипедист по велосипедной дорожке, по тротуару или бордюру, или по пешеходному переходу. Это реализация раздела 24.6 Кодекса дорожного движения.  Вам необходимо снизить скорость, остановить движение и сойти с дороги. Решайте любые проблемы, которые мешают или возникают во время движения.

Пешеходный переход

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей