ПДД для велосипедистов – мой опыт за 18 лет езды

ПДД
Содержание
  1. Правила езды в городе
  2. Требования к велосипеду
  3. Движение по проезжей части или тротуару
  4. Дорожные знаки
  5. Сигналы велосипедиста на дороге
  6. Как пересекать перекрёстки
  7. Проезд по пешеходному переходу
  8. Езда без шлема
  9. Езда в состоянии алкогольного опьянения
  10. Кто может двигаться по полосе для велосипедистов?
  11. Правила езды для детей/подростков (до 14 лет)
  12. Какая максимальная скорость велосипедиста?
  13. Знаки 5.13.1, 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»
  14. Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?
  15. Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?
  16. Какими знаками обозначается специальная полоса для велосипедистов?
  17. Как ехать по дороге
  18. Что запрещается
  19. Знаки 5.13.3, 5.13.4 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов»
  20. Новые правила ПДД для владельцев двухколёсного ТС
  21. Разметка для велосипедной зоны
  22. Приоритет в велосипедной зоне
  23. Поворот налево и разворот
  24. Скорость движения в велосипедной зоне
  25. Где встречается знак велосипедная дорожка
  26. Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
  27. Что такое велосипедная зона?
  28. Понятие велозоны
  29. Какие ПДД необходимо знать велосипедистам?
  30. Немного о технике, или о чем все забывают
  31. Запрещено
  32. Знак 5.14.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств»
  33. Дорожные знаки и разметки
  34. Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
  35. Должен ли я пользоваться световыми приборами?
  36. Маневры
  37. Штрафы

Правила езды в городе

Требования к велосипеду

Прежде всего, давайте определим, что в правилах дорожного движения считается велосипедом:

Важные моменты:

  • Велосипед является транспортным средством (он не является механическим транспортным средством, т.е. без двигателя) и, соответственно, на него распространяются требования Правил дорожного движения для велосипедов непосредственно как на обычные транспортные средства. Но как только вы слезаете с велосипеда и проезжаете мимо, вы становитесь пешеходом.
  • Электровелосипед мощностью до 250 Вт и скоростью до 25 км/ч, несмотря на наличие электродвигателя, также является велосипедом. Но если он имеет мощность от 250 Вт до 4 кВт и скорость до 50 км/ч или двигатель внутреннего сгорания объемом до 50 куб. см, то это мопед. А для управления мопедом формально требуются права категории «М» или другие права без обозначения «ML». (запрещено управлять мопедом, скутером или квадроциклом).

Что касается требований к велосипеду, то в соответствии с правилами дорожного движения он должен быть оборудован:

  • рог
  • лампа или отражатель
  • белый отражатель спереди
  • красный фонарь или катафалк сзади
  • оранжевые или красные проблесковые маячки по бокам

Но помимо этого, если вы строго придерживаетесь буквы правил дорожного движения, при езде на велосипеде должны быть включены фары. Не только ночью, но и днем:

Конечно, вряд ли кто-то ездит в светлое время суток с включенными фарами. А зачастую на велосипеде вообще нет ни фар, ни светоотражателей, ни клаксона.

С точки зрения безопасности, чем заметнее велосипедист, тем лучше. Для вечерней и ночной езды очень желательны как красный фонарь сзади, так и белый фонарь спереди со стробоскопом (быстрое мигание). Луч света должен быть направлен только вниз, на несколько метров перед мотоциклом, иначе он будет слепить всех и может стать причиной аварии. Светоотражатели повышенной видимости на одежде и рюкзаках также помогают быть заметными в темноте.

Что касается клаксона — обычный велосипедный звонок хорош только для езды по тротуару, так как он имеет характерный звук, который сразу правильно ассоциируется с пешеходами. Для езды по проезжей части он практически бесполезен, и желательно иметь что-то более мощное, что может быть услышано водителями внутри автомобиля, например, воздушный клаксон.

Движение по проезжей части или тротуару

Согласно разделу 24 Правил дорожного движения, велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по следующим элементам дороги по порядку (если элемент отсутствует или по нему нельзя ехать, выбирается следующий элемент):

  1. Велосипедная дорожка, полоса для велосипедистов/пешеходов или велодорожка
  2. Правый край проезжей части
  3. Пешеходная дорожка
  4. Пешеходная дорожка или переход

Чтобы понять, о чем идет речь:

Если с остальными элементами дороги все в принципе понятно, то что означает «правый край проезжей части», остается только догадываться, так как в Кодексе дорожного движения РФ нет определения этого термина. Но есть горизонтальная разметка 1.2, которая «обозначает край проезжей части», из чего можно сделать вывод, что сама линия является «краем проезжей части» (потому что правая полоса находится слева от нее, а обочина — справа).

Но хорошо известно, что ездить прямо по линии сложно, не очень безопасно (сцепление с дорожным покрытием снижается, особенно на мокрой дороге), линия будет изнашиваться быстрее, а разметка 1.2 доступна не везде. Очевидно, поэтому под краем проезжей части подразумевалось что-то другое, возможно, обычная полоса на правой стороне. Это косвенно подтверждается пунктом 18.2, где велосипедисты могут двигаться по полосам (если над полосой нет знака 3.1 «Въезд запрещен» или «Кирпич»).

Но это по-прежнему оставляет ряд вопросов. Где заканчивается правый край? Что такое «запрет» на правом краю? Сдвигают ли припаркованные автомобили или плохой асфальт этот гипотетический край влево или делают невозможным движение по нему? И т.д. В целом, некоторые формулировки в BSS весьма неоднозначны и могут быть истолкованы по-разному.

Поскольку велосипедная инфраструктура (дорожки, тротуары, зоны) в нашей стране развита очень слабо, выбор обычно стоит между тротуаром и проезжей частью, и на практике: лучше ехать там, где, по нашему мнению, безопаснее или легче проехать.

Чисто гипотетически, дорожная полиция может наложить на вас руки, если вы едете по тротуару, но в реальности это может произойти только в случае какого-нибудь показательного рейда. И если вы оспорите это, потребуете определения в правилах дорожного движения, что такое «край проезжей части» и «запрет на движение» по нему или по обочине, то, скорее всего, вам просто сделают поблажку. В худшем случае вы получите штраф в размере 800 рублей. Но если у вас нет с собой документов (а вы не обязаны их иметь), вас придется доставить в участок для дачи показаний.

Дорожные знаки

Если вы едете по проезжей части, помимо дорожных знаков, предназначенных именно для велосипедистов, вам необходимо знать еще несколько, чтобы понимать логику движения автотранспорта. Мы обсудим их в самом общем виде, не вдаваясь в подробности.

Знаки приоритета указывают, кто имеет приоритет на нерегулируемых перекрестках (когда нет светофора или регулировщика). Если для вас установлен знак 2.1 «Главная дорога» или знаки перекрестка/второстепенной дороги (2.3.1 — 2.3.7), то, согласно Кодексу дорожного движения, у вас есть преимущество, и вас должны пропустить. Если знак 2.4 «Уступите дорогу по приоритету» — вы должны пропустить тех, кто едет по главной дороге. При повороте налево вы должны пропустить тех, кто едет со встречного направления, чтобы проехать прямо или направо (для них).

Также знак 8.13, указывающий на главную дорогу при повороте, может быть размещен под знаками «Главная дорога» и «Уступите дорогу по приоритету». В этом случае так называемое правило «права проезда» (вы должны уступить дорогу тому, кто находится справа) применяется к транспортным средствам, движущимся по равнозначным дорогам (главная дорога — главная дорога или второстепенная дорога — второстепенная дорога). Если на перекрестке нет светофоров или знаков, необходимо применять правило «право проезда», но если это перекресток дороги с твердым покрытием и грунтовой дороги, грунтовая дорога всегда является второстепенной.

Но на велосипеде вы всегда должны быть готовы к тому, что вас могут не пропустить, даже если правила дают вам преимущество. И лучше пропустить «дурака», чем пострадать в аварии, если вы правы. Большинство аварий происходит из-за несоблюдения правил движения по полосе.

Кроме того, существуют запрещающие и предписывающие знаки, назначение которых должно быть очевидно из их названий:

Сигналы велосипедиста на дороге

Пункты 8.1 и 8.2 ПДД РФ описывают, когда и как используются ручные сигналы:

Для велосипедистов это выглядит следующим образом:

Однако в реальности все происходит несколько иначе. В большинстве случаев велосипедисты вообще не используют ручные сигналы, а если и используют, то, как правило, когда вытягивают левую руку для поворота налево, для изменения направления движения на левое или иногда для движения прямо на перекрестке. Дело в том, что даже если вы ничего не показываете, некоторые водители позади вас могут подумать, что вы собираетесь повернуть направо (особенно если большинство машин поворачивают на этом перекрестке). Поэтому в некоторых случаях лучше дать понять, что вам не нужно поворачивать направо.

У меня был случай, когда осатаневший кавказский водитель на шестиместном автомобиле догнал меня на подъезде к перекрестку, остановился рядом и начал поворачивать, опрокинув меня на правый бок. К счастью, я не упал и после проклятий и невнятного мычания отвлекшегося водителя поехал дальше.

Как правило, такие ситуации довольно опасны и могут закончиться трагически, поэтому мы подробно опишем их чуть позже в главе об авариях, а пока вернемся к сигналам (жестам).

Не нужно вытягивать руку так далеко, как на рисунке выше (и не стоит делать это не глядя, потому что вас может зацепить обгоняющий автомобиль или другой велосипедист). Вы можете, например, показать его вот так (но только автомобилистам, потому что если вы едете в группе велосипедистов, жесты 2 и 3 на картинке ниже могут быть интерпретированы другими как какая-то опасность на дороге — яма, разбитое стекло и т.д.).

Важно, чтобы ваш сигнал был заметен и чтобы маневр, который вы планируете совершить, был понятен. Для этого перед поворотом поверните голову, убедитесь, что вы находитесь в поле зрения водителя позади вас, покажите рукой свой указатель, уберите руку с рулевого колеса и продолжайте поворот (или выполните другой маневр). Полезно иногда выглядывать из уголка глаза, чтобы посмотреть, что происходит позади вас (ведь индикатор не дает вам преимущества, он просто информирует других участников дорожного движения), но не стоит слишком сильно ускоряться, иначе автомобили перед вами могут неожиданно остановиться.

Что касается других сигналов, то вы вряд ли будете использовать их при движении среди автомобилей. Кроме того, лучше вообще избегать сигналов поворота согнутой в локте рукой, так как они могут быть неправильно поняты. Они были изобретены для того, чтобы водитель автомобиля мог показывать все сигналы одной рукой, высунувшись из окна, если у машины нет указателей поворота или если указатели поворота и стоп-сигналы не работают. Но теперь все работает, и такие жесты водители видят только на экзаменационных штрафах по правилам дорожного движения, а потом все благополучно забывается.

При движении на велосипеде в колонне используются сигналы поворота, тормоза и ряд других, но мы не будем разбирать их в этой статье.

Как пересекать перекрёстки

Правила проезда перекрестков регулируются разделом 13 Дорожного кодекса, но с некоторыми нюансами для велосипедистов:

Давайте рассмотрим несколько примеров того, как следует соблюдать правила проезда перекрестков.

На перекрестке с одной полосой движения в вашем направлении вы можете ехать прямо или повернуть в любую сторону (если это не запрещено знаком). На регулируемом перекрестке (со светофором) при повороте налево вы должны пропустить встречный транспорт, чтобы проехать прямо или направо, поэтому если вы едете прямо или направо, у вас есть преимущество.

Конечно, вы также должны везде разрешать пешеходам переходить дорогу.

На нерегулируемых перекрестках дело обстоит несколько сложнее. Если на знаке написано «Уступите дорогу по приоритету» — вы должны сначала пропустить тех, кто едет по главной дороге, если «Главная дорога» — порядок прохождения будет следующим:

Если на перекрестке нет знаков приоритета, преимущество имеет транспортное средство, движущееся справа («Помеха справа»):

Часто перекрестки бывают более сложными и имеют больше полос движения, и в этом случае вы не можете повернуть налево. А иногда даже запрещено ехать прямо с правой полосы, как на рисунке ниже. В этом случае вы должны сойти с дороги и перейти ее по пешеходному переходу в соответствии с правилами.

Или, если вы не соблюдаете правила, вы должны перейти дорогу.

На практике не всегда возможно или целесообразно управлять автомобилем в соответствии со всеми правилами, поэтому в некоторых случаях имеет смысл отступить от них, но не делайте этого бездумно и учитывайте возможные последствия.

Проезд по пешеходному переходу

Закон гласит, что нельзя переходить дорогу по пешеходному переходу, но вы должны слезть с велосипеда и пересечь дорогу на велосипеде.

В реальной жизни большинство велосипедистов безопасно пересекают проезжую часть по переходу, хотя значительная часть аварий с участием велосипедистов происходит на «зебре».

По моему опыту, если все сделано «правильно», риск при пересечении проезжей части не больше (если не меньше), чем при пешем переходе. Однако если произойдет авария с автомобилем или пешеходом, виновником будете вы, поэтому, если вы не уверены, лучше подстраховаться.

Чтобы «правильно» (на мой взгляд) перейти дорогу по переходу, необходимо:

  • Снизьте скорость (если только это не безлюдное место с хорошей видимостью) до скорости, сравнимой со скоростью пешехода (в пределах 3-10 км/ч), и будьте всегда готовы остановиться или совершить маневр;
  • При въезде убедитесь, что слева или справа от вас нет машин, или что водители видят вас и пропускают на каждой полосе (потому что иногда машина на одной полосе пропускает вас, а на другой — нет);
  • Не мешайте пешеходам (хотя они обычно лояльно относятся к велосипедистам и, если видят или слышат вас, пропускают).

Однажды меня сбили на перекрестке около 12 лет назад, потому что водитель ехал вперед, не глядя (он смотрел налево, поэтому там не было машин), а я не убедился, что он меня видит. А меня однажды чуть не сбили, когда я переходил дорогу пешком, примерно в то же время. Обычно я перехожу дорогу верхом на лошади в 99% случаев.

По статистике, количество сбитых велосипедистов при пересечении пешеходного перехода (зарегистрированных случаев) примерно в 2 раза больше, чем тех, кто шел и ехал рядом.

Езда без шлема

Законодательство не требует, чтобы вы носили шлем или какое-либо специальное оборудование.

Нужно ли носить шлем с точки зрения безопасности, не совсем ясно. Полноценных исследований не проводилось, а из тех, что были проведены, можно сделать следующие выводы:

  • В странах или провинциях, где ношение шлемов является обязательным, соотношение травм головы (и смертельных случаев) к общему количеству травм осталось примерно на том же уровне, что и без шлема.
  • Риск травмы головы при езде на велосипеде примерно такой же, как и при ходьбе (около 2 на 100 000 часов).
  • Водители менее настороженно относятся к велосипедистам в шлемах, возможно, подсознательно считая их более профессиональными или лучше защищенными. Исследование 2007 года показало, что водители автомобилей в среднем на 8,5 см ближе к велосипедисту в шлеме, чем к велосипедисту без шлема. Интересно, что в ходе эксперимента велосипедиста сбили дважды, и оба раза он был в шлеме.

Но в то же время при ношении шлема значительно снижается риск получения серьезных или смертельных травм при ударах головой. Хотя вероятность удара увеличивается, поскольку шлем увеличивает размер и вес головы (труднее удержаться и не удариться при падении) и может снижать видимость.

В целом, я считаю, что для обычной городской езды (без экстрима и трюков) можно обойтись и без шлема, но выбор за вами.

Езда в состоянии алкогольного опьянения

Правила дорожного движения, применимые к велосипедистам (так же, как и к водителям транспортных средств), запрещают езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Прямых наказаний за вождение в нетрезвом виде нет, но за нарушение правил дорожного движения штраф увеличивается (1000-1500 вместо 800 рублей). Если велосипед относится к категории мопедов, то за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в размере 30 000 рублей и лишение водительских прав (а при отсутствии прав — до 15 дней лишения свободы).

Кто может двигаться по полосе для велосипедистов?

Прежде всего, рассмотрим положение 9.9 Правил дорожного движения:

9.9: Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме случаев, предусмотренных разделами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение транспортных средств (кроме мопедов) по выделенным велосипедным дорожкам.

Поэтому по выделенным велодорожкам могут ездить только велосипеды и мопеды. Обратите внимание, что въезд автомобилей на велосипедную дорожку запрещен ни при каких обстоятельствах. Даже если полоса отделена от остальных пунктирной линией.

В этом заключается существенное отличие велосипедной полосы от выделенной полосы для транспортных средств.

Переходим к велосипедистам и водителям мопедов.

Велосипедисты должны использовать велосипедную дорожку:

24.1 Велосипедисты старше 14 лет должны пользоваться велодорожкой, велопешеходной дорожкой или полосой для велосипедистов.

Это требование распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Велосипедистам младше 14 лет не разрешается ездить по выделенной полосе.

Обратите внимание, что при наличии выделенной полосы велосипедисты старше 14 лет не могут двигаться по обочине или тротуару.

Водители мопедов также могут ездить по велодорожкам независимо от возраста (права категории М выдаются с 16 лет):

24.7 Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части по одной полосе или по велосипедной дорожке.

Правила езды для детей/подростков (до 14 лет)

Дети до 7 лет могут кататься только в пешеходных зонах (тротуары, дорожки и площадки). Дети в возрасте от 7 до 14 лет могут дополнительно ездить по велосипедным дорожкам и дорогам. Кроме того, если взрослый (старше 14 лет) сопровождает велосипедиста младше 14 лет или везет ребенка младше 7 лет, они могут ехать по тротуару или пешеходной дорожке.

Какая максимальная скорость велосипедиста?

Максимальная скорость велосипедиста ограничена так же, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать 60 км/ч; во дворах и жилых зонах разрешенная скорость не превышает 20 км/ч. Велосипедисты обязаны подчиняться знакам ограничения скорости.

Кроме того, велосипедист может развивать скорость более 25 км/ч только за счет собственной силы, поскольку в определении понятия «велосипед» указано, что скорость, развиваемая электродвигателем велосипеда, не должна превышать 25 км/ч.

Знаки 5.13.1, 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для автотранспорта» используются для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.1, и должны быть установлены перед всеми боковыми въездами.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 указывают, что на пересекаемой дороге имеется выделенная полоса для движения автотранспорта.

Соответственно, после 5.13.1 всем транспортным средствам, не допущенным на выделенную полосу, запрещается поворот налево, а после 5.13.2 всем транспортным средствам запрещается поворот направо.

Если на одном кронштейне у выхода установлено несколько знаков, то знаки 5.13.1, 5.13.2 обычно устанавливаются над другими знаками, т.е. над всеми знаками, но это не всегда так.

Справа

Допускается не устанавливать знаки на выездах с прилегающих территорий, если въезд на эти территории возможен только с дороги с полосой для маршрутных транспортных средств.

Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

У вас такие же права и обязанности, как и у автомобилистов. Вы также можете попросить предъявить удостоверение личности, если к вам обращается инспектор (пункт 45 правил).

Однако вы не обязаны передавать практически все для проверки. К сожалению, это правда (и большой недостаток). Водительские удостоверения и другие типичные документы на транспортное средство должны выдаваться для проверки только водителям транспортных средств (п. 2.1.1 Правил вождения). Однако инспектор может проверить гражданский паспорт велосипедиста в качестве гражданина и только в случае нарушения велосипедистом правил дорожного движения или в связи с его участием в качестве свидетеля или наблюдателя (пункт 107 Административного регламента Министерства внутренних дел).

Кстати, причины для остановки и проверки документов такие же, как и для водителей.

Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?

Да, он может. Эта обязанность возлагается непосредственно на инспектора. Он может проверить номера (п. 107 правил) в рамках ознакомительных и специальных мероприятий, для чего не обязан предъявлять соответствующие документы (но не должен препятствовать возможности ознакомиться с ними — они могут лежать на посту ГАИ, в подразделении или даже устно) — все, впрочем, как и у автомобилистов.

Какими знаками обозначается специальная полоса для велосипедистов?

Какие знаки обозначают специальную полосу для велосипедистов?

Знак велосипедной дорожки выполнен в виде велосипеда со стрелкой, направленной вверх или вниз, в зависимости от места установки знака. Если знак находится посередине дороги, то специальная полоса предназначена для двухколесного транспорта. Если знак находится справа, то велосипедная дорожка находится справа.

Конец выделенной полосы обозначен перечеркнутой красной линией. На знаке могут быть указаны параллельные полосы с определенным направлением движения, если движение осуществляется навстречу автомобилям. В этом случае символы могут располагаться сверху вниз и наоборот, слева направо и наоборот.

Соответствующие знаки указывают направление движения на перекрестках и перекрестках с круговым движением.

Как ехать по дороге

Если нет специальных дорожек, велосипедисты должны двигаться по правой полосе, вдоль тротуара. Если велосипедисты едут по дороге, где нет тротуара, они должны ехать по обочине.

Колонна всадников обязана двигаться только по проезжей части, движение по пешеходной дороге запрещено.

Сопутствующий материал

Велосипедисты обязаны двигаться только в направлении потока, т.е. им не разрешается выезжать на «встречную» дорогу на улице с односторонним движением или двигаться в направлении, противоположном потоку, на автомагистрали. Однако велосипедисты имеют право двигаться по полосе потока, если она находится на правой стороне главной дороги.

Велосипедисты обязаны обозначать свои маневры на дороге, посмотрите на инфографику, чтобы увидеть, как это выглядит.

Sports.co.uk

Велосипедист может повернуть налево только на дороге с одной полосой движения и без трамвайных путей. А поворот с многополосной дороги запрещен, если нет выделенной полосы для велосипедистов. Если велосипедисту необходимо повернуть налево на такой дороге, он должен сойти с велосипеда и пересечь дорогу по пешеходному переходу.

Велосипедист имеет приоритет при выезде с прилегающей территории. Кроме того, если автомобиль выезжает со двора, водитель должен уступить дорогу велосипедисту. В противном случае водители должны уступить дорогу велосипедисту, если он едет прямо, а автомобили поворачивают направо.

Сопутствующий материал

Велосипедист, едущий по дороге, является таким же участником дорожного движения, как и водитель автомобиля. Он также обязан пропускать пешеходов, переходящих дорогу, соблюдать правила дорожного движения и останавливаться на светофорах. Вождение в состоянии алкогольного опьянения также запрещено. Поскольку у нас еще нет велосипедов, ГАИ не может их отобрать, но штрафует на сумму до 1000-1500 рублей.

Что запрещается

Дополнительные требования для велосипедистов включают следующие запреты:

Кроме того, велосипедистам запрещено въезжать на автомагистрали (знак 5.1) и дороги для автомобилей (знак 5.3), а также двигаться в зоне действия знака 3.9 («Движение велосипедов запрещено»).

Знаки 5.13.3, 5.13.4 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов»

Велосипеды со стрелками

Знаки 5.13.3 и 5.13.4 «Выезд на дорогу с велосипедной дорожкой» используются для обозначения выездов на дорогу, обозначенную 5.11.2, и устанавливаются перед всеми боковыми выездами.

Новые правила ПДД для владельцев двухколёсного ТС

При движении на велосипеде по обозначенной дороге владелец двухколесного транспортного средства должен соблюдать правила, которые также изложены в .

Разметка для велосипедной зоны

Для того чтобы сделать дорожные знаки излишними, дорожная разметка также включена в правило 1.24.6:

Знаки Описание
1.24.6 — Лишний дорожный знак 5.33.1 Велосипедная зона

Обратите внимание, что данная табличка может использоваться только в сочетании с дорожными знаками. Это связано с тем, что в определении велосипедной зоны разрешены только знаки. Это означает, что если вы встретите эти знаки, а знаков нет, то данная территория не является велосипедной зоной.

Приоритет в велосипедной зоне

Рассмотрение правил дорожного движения 24.11:

24.11 В велосипедной зоне:

  • Велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами и могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, с учетом требований пунктов 9.11-9.3 и 9.6-9.12 настоящих Правил;
  • обратите внимание, в отличие от пешеходной зоны, в велосипедной зоне разрешено движение автотранспорта (мототранспорта).
  • велосипедисты имеют преимущество перед автотранспортом при движении.
  • велосипедисты могут двигаться по всей стороне проезжей части. Напомним, что на других дорогах велосипедисты могут двигаться только по правому краю проезжей части. Расположение велосипедистов на проезжей части

Велосипедисты должны соблюдать следующие правила:

  • Не выезжайте на встречную полосу, если она разделена стационарными знаками.
  • Не выезжайте на встречную полосу, если на ней четыре или более полос движения.
  • На трехполосных дорогах пользуйтесь средней полосой только для обгона, проезда, поворота налево и разворота.
  • Не выезжайте на встречные трамвайные пути.
  • Пересекайте разметку только при смене полосы движения.
  • Не ездите по центральным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.
  • Не лезьте на рожон.
  • Объезжайте дорожные островки и дорожные сооружения справа.

При желании вы можете самостоятельно обратиться к разделу 9 правил дорожного движения и прочитать полный текст правил для велосипедистов в велосипедной зоне.

Поворот налево и разворот

Обратите внимание на раздел 24.8 Кодекса дорожного движения:

24.8 Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • Поворачивайте налево или выполняйте разворот на дорогах с трамвайным движением и на дорогах с более чем одной полосой для данного направления (кроме случаев, когда разрешен поворот налево с правой полосы и кроме дорог в велосипедных зонах);

Из этого пункта следует, что велосипедистам запрещено поворачивать налево на дорогах с более чем 1 полосой движения в этом направлении. Однако это правило не действует в велосипедных зонах. Это означает, что левые повороты и развороты разрешены на всех дорогах в пределах велозоны.

Кроме того, это правило не применяется вне велосипедных зон, если разрешены левые повороты с правой полосы.

Например, если на Т-образном перекрестке разрешен только левый поворот, а знаки разрешают поворот налево с правой полосы, велосипедист может совершить левый поворот на таком перекрестке.

Скорость движения в велосипедной зоне

Положение 10.2 Правил дорожного движения:

10.2 В населенных пунктах транспортные средства могут двигаться со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых районах, велозонах и дворах — не более 20 км/ч.

Обратите внимание, что скорость движения в велосипедных зонах ограничена 20 км/ч.

С одной стороны, это может не понравиться велосипедистам, так как им придется снижать скорость внутри велосипедных зон. С другой стороны, я никогда не слышал, чтобы велосипедиста штрафовали за превышение скорости, поэтому маловероятно, что это будет строго соблюдаться и внутри велосипедных зон.

Что касается автомобилей, то им будет разрешено двигаться в пределах зон только со скоростью 20 км/ч. Другими словами, скорость всех транспортных средств будет более или менее одинаковой.

Где встречается знак велосипедная дорожка

Этот знак устанавливается на том участке проезжей части, по которому движутся эти транспортные средства.

Существует несколько типов велосипедных дорожек:

  1. Однонаправленный. Может находиться на одной или обеих сторонах проезжей части.
  2. С двухсторонней велосипедной дорожкой. Такие полосы чаще всего располагаются в местах, где часто ездят на велосипедах. Например, в местах активного отдыха (пешеходные тропы, парки и скверы).
  3. Если дорожка служит также для пешеходов, то на предписывающем знаке вместе с велосипедом указывается пешеход.
  4. Он является самодостаточным. Она может быть односторонней или двусторонней. Это полноценная велосипедная дорожка. В некоторых случаях она оборудована индивидуальным освещением, и вдоль нее может быть пешеходная дорожка для движения пешеходов.

В Нью-Йорке, например, велосипедная дорожка расположена у правого края проезжей части и отделена от нее двойной сплошной полосой или буферной зоной. Знак, указывающий на возможность проезда велосипедистов, в соответствии с рекомендациями Всемирной конвенции по безопасности дорожного движения, должен быть установлен на каждой дороге, по которой им разрешено движение.

Он должен располагаться на правой стороне велосипедной дорожки, если она отделена от нее:

  • газон;
  • бордюр;
  • барьер;
  • металлический или железный забор или аналогичные устройства.

Знак велосипедной дорожки может быть размещен над самой дорожкой, если такой способ крепления конструктивно возможен.

Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что езда на велосипеде не влечет за собой никакой ответственности. Несмотря на то, что велосипедисты пользуются минимальным вниманием со стороны властей, закон по-прежнему предусматривает ответственность за вождение в нетрезвом виде. В начале этой статьи мы указали, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.

Закон прямо запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

2.7 Водителю запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, угрожающем безопасности движения;

Могут ли вас лишить водительских прав, если вы попались на езде на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения? Давайте рассмотрим статью российского Дорожного кодекса, которая предусматривает уголовную ответственность за вождение в нетрезвом виде:

1. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат состава правонарушения -.

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

На первый взгляд, кажется, что статья полностью подходит для велосипедистов, и полицейские могут попытаться возбудить дело на ее основании. Однако велоспорт не требует специальной лицензии и ее получения, равно как и лишение такой лицензии не имеет никакого отношения к велоспорту. Для велосипедистов в КоАП РФ есть специальная статья, определяющая ответственность.

Обратите внимание, в случае управления скутером или мопедом в состоянии алкогольного опьянения, применение данной статьи имеет полное право. Единственное исключение из этой статьи касается велосипедистов.

Что такое велосипедная зона?

В пункт 1.2 Правил дорожного движения введено новое понятие:

«Велосипедная зона — это зона, предназначенная для велосипедистов, начало и конец которой обозначены знаками 5.33.1 и 5.34.1 соответственно.

Это определение говорит лишь о том, что велосипедная зона должна быть обозначена специальными знаками. Другими словами, территория является велосипедной зоной при наличии знаков, но не при их отсутствии.

Понятие велозоны

Новый документ, выпущенный правительством, ввел в Кодекс дорожного движения новое понятие «велосипедная зона». Это специальная зона, предназначенная для велосипедистов. Границы велосипедной зоны обозначены специальными знаками. Вдоль всей дороги также установлены специальные знаки для велосипедистов, указывающие на то, что движение на велосипедах запрещено.

Какие ПДД необходимо знать велосипедистам?

Даже если велосипедист едет по выделенной полосе, существуют правила, которые необходимо соблюдать.

Важно: как только человек слезает с велосипеда и начинает катить, нести или делать что-то еще, статус велосипедиста немедленно меняется на статус пешехода.

Еще один нюанс, о котором не стоит забывать: езда по обозначенной дорожке в состоянии алкогольного опьянения наказывается штрафом в размере от 1 000 до 1 500 рублей. Категорически запрещается выезжать на неисправном велосипеде. Если неисправность обнаружена на дороге, владелец транспортного средства обязан устранить ее как можно скорее.

Отражатели должны быть расположены так, чтобы их было хорошо видно. Ездите со скоростью, не превышающей установленного ограничения скорости. Однако необходимо учитывать фактические дорожные условия (включая видимость) и возможность безопасного выполнения требуемых маневров.

Правила дорожного движения предусматривают специальные жесты, с помощью которых велосипедисты должны уведомить других участников движения о том, что они решили повернуть или припарковаться.

Поворот налево обозначается вытянутой прямой левой рукой или правой рукой, согнутой под прямым углом вверх. В зависимости от того, какой рукой удобнее пользоваться, правый поворот сигнализируется зеркально (относительно левого поворота). Остановка обозначается соответствующим поднятием левой (правой) руки. Сигналы подаются перед началом маневра и прекращаются, когда маневр завершен.

Велосипедист, как и водитель (мотоциклист), обязан пропустить пешеходов. Рекомендуется двигаться по выделенным полосам у края проезжей части или по пешеходной дорожке с максимальной скоростью 20 км/ч.

Немного о технике, или о чем все забывают

2.3 Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1 Перед отправлением в путь проверьте техническое состояние транспортного средства и убедитесь, что оно находится в исправном состоянии, как это определено в Общих правилах официального утверждения транспортных средств и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Общие правила).

Запрещается управлять транспортным средством с неисправной рабочей тормозной системой, рулевым управлением, сцепным устройством (в составе автопоезда), неосвещенными (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях плохой видимости.

19.1 В темноте и при плохой видимости, независимо от дорожного освещения, а также в туннелях, во время движения транспортного средства должны быть включены следующие световые приборы

У всех автомобилей и мопедов должны быть включены фары или ближний свет фар, у велосипедов должны быть включены фары или фонари, у конных экипажей должны быть включены фары (если они есть);

19.5 В светлое время суток все движущиеся транспортные средства должны иметь ближний свет фар или дневные ходовые огни, сигнализирующие об их присутствии.

Запрещено

24.8 Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом или мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, превышающий длину или ширину транспортного средства более чем на 0,5 м или мешающий управлению транспортным средством;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей младше 7 лет, если для них нет специально приспособленных мест;
  • поворачивать налево или выполнять маневр левого поворота (U) на дорогах с трамвайным движением и на дорогах с более чем одной полосой для данного направления движения;
  • выезжать на дорогу без застегнутого мотоциклетного шлема (относится к водителям мопедов);
  • Переходите дорогу по пешеходным переходам.

24.9 Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедов и мопедов, за исключением буксировки прицепа, предназначенного для перевозки велосипеда или мопеда.

Знак 5.14.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств»

Перекрещенный автобус со стрелкой, направленной вперед

Знак 5.14.1 «Конец полосы движения» используется для обозначения конца полосы движения на данной дороге.

Знак 5.14.1 должен быть установлен в конце полосы, предназначенной для движения транспортных средств. Дальше дорога идет без выделенной полосы.

После знака 5.14.1 правила дорожного движения разрешают использовать всю ширину проезжей части.

Дорожные знаки и разметки

Кое-что о дорожных знаках и разметке на велосипедных дорожках и вокруг них уже было сказано. Конечно, почти все их видели. Однако знать эту информацию еще недостаточно. На проезжей части велодорожки ограничены слева сплошной линией. С правой стороны есть бордюр. Если велосипедная дорожка выделена на пешеходной дорожке или тротуаре, она обозначается белыми сплошными линиями справа и слева. Велосипедная дорожка используется дополнительно, чтобы еще больше подчеркнуть ее назначение.

Эти дорожки хорошо подходят для прогулочного велоспорта. Они не подходят для быстрой езды без выезда на проезжую часть. Другой тип полос — полосы исключительно для велосипедистов.

В основном они используются в парках, где пешеходное и велосипедное движение может быть разделено. По периметру проводится желтая непрерывная линия. Если ширина дорожки позволяет, она делится на 2 противоположных направления. В этом случае две сплошные белые линии рисуются посередине, с небольшим промежутком между ними. Рядом с полосами, предназначенными только для велосипедистов, установлены треугольные знаки с красной рамкой и черным велосипедом на белом фоне.

Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

Короче говоря, они имеют такое же право ездить по тротуарам, как и велосипедисты, согласно Кодексу дорожного движения. Если в районе нет тротуара или других пешеходных зон, или по ним невозможно идти, пешеходы имеют право идти по велосипедной дорожке. Более того, они могут идти по всей ширине полосы, но, к сожалению, у них нет обязанности не мешать велосипедистам.

Если тротуаров, переходов, велодорожек или обочин нет или по ним невозможно идти, пешеход может идти по велодорожке или идти по одной полосе по краю проезжей части (на дорогах с центральной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Что означает невозможность ходить по тротуару? Невозможность должна быть объективной. Например, плохой или грязный тротуар сам по себе не делает ходьбу по нему невозможной, хотя и затрудняет ее. «Там и так много народу» также не является причиной для того, чтобы занимать велосипедную дорожку.

На велосипедной дорожке

Должен ли я пользоваться световыми приборами?

Да. Согласно разделу 19.1 Правил дорожного движения, велосипед должен быть оборудован фонарем или светоотражателем, который должен включаться в темное время суток или в условиях плохой видимости. Обратите внимание, что плохая видимость включает туман и дождь.

В светлое время суток велосипед в любом случае должен иметь:

  • белая лампа или отражатель,
  • красный отражатель или фонарь сзади,
  • красные или оранжевые светоотражатели с обеих сторон велосипеда.

За их отсутствие предусмотрено наказание.

Маневры

8.1 Перед началом движения, сменой полосы, поворотом налево или остановкой гонщик обязан подать сигнал о соответствующем направлении движения с помощью указателя или, если он отсутствует или поврежден, с помощью ручного сигнала. Маневр не должен создавать опасности для движения и не должен препятствовать другим участникам дорожного движения.

Читайте также: Предложения со словосочетанием ВЫБРАТЬ ОПЦИЮ

Штрафы

Велосипедисты (которые не ездят на мопедах) обычно подпадают под действие разделов 12.29 и 12.30 Административного кодекса дорожных правонарушений (КоАП) за нарушение правил дорожного движения:


Но штрафы бывают крайне редко. Я не всегда вожу машину по правилам (хотя делаю это максимально безопасно), но меня ни разу даже не остановили, хотя я пытался однажды.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей
Adblock
detector