Перенос требования об установке тахографов на городские автобусы

ПДД

Информация о Постановлении Правительства №944

2020.07.08 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 г. № 944 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 382» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Кого отсрочка не касается

Отсрочка не распространяется на перевозчиков, которые регулярно перевозят пассажиров на автобусах:

  • в пригородном движении
  • Междугороднее сообщение

Тахографы должны быть установлены в таких автобусах к 1 января 2021 года.

Нужен ли тахограф на автобус или микроавтобус в частной собственности?

Если автобус или другое транспортное средство оборудовано более чем 8 сиденьями, тахограф обязателен, даже для частного использования. Для перевозки пассажиров также требуется лицензия категории 1.

Тахограф на пригородные и городские маршруты

Ранее допускалось использование транспортных средств на пригородном маршруте (с установленной схемой движения, утвержденным расписанием и протяженностью не более 50 км) без тахографа. Но с вступлением в силу Постановления № 277 перевозчики были обязаны устанавливать контрольные устройства и на транспортные средства, работающие на пригородных маршрутах. Так, с 1 июля 2018 года выезд автобуса, не оборудованного бортовым тахографом. На пригородном маршруте. Рассматривается как нарушение.

То же самое относится и к городским маршрутным автобусам. Ранее вождение на внутригородских маршрутах не предусматривало обязательного наличия цифровых контрольных устройств. Но с 1 июля 2019 года тахограф должен быть в каждом транспортном средстве, перевозящем пассажиров.

Какие автобусы оборудуются тахографами?

Хотя условия переоборудования транспортных средств изменились, перечень транспортных средств, на которые распространяется действие Указа № 382, остался прежним. Тахографы должны быть установлены, если транспортное средство весит более 3,5 тонн и имеет не менее восьми пассажирских мест (место водителя не учитывается). Такие требования приводят к тому, что микроавтобусы, переоборудованные для перевозки большего количества пассажиров, также подпадают под действие правил.

Тахографы устанавливаются на:

  • Транспортные средства, осуществляющие регулярные коммерческие поездки по городским/пригородным маршрутам.
  • Транспортные средства, осуществляющие нерегулярные пассажирские перевозки.
  • Транспортные средства, используемые для доставки сотрудников к месту работы, перемещения их между местами работы, а также для доставки грузов на дом.

В последнем случае есть важное исключение. Если перевозки осуществляются вне дорог общего пользования, например, на заводе или на большой строительной площадке, то нет необходимости оснащать транспортное средство регистратором данных.

Требования распространяются на транспортные средства любой формы собственности. Если автобус принадлежит частному лицу и не совершает прибыльных рейсов (даже изредка), закон пока не требует оснащать его тахографом. Но в этом случае при перевозке пассажиров у сотрудников дорожной полиции могут возникнуть вопросы к водителю — поэтому некоммерческий характер перевозки придется подтвердить. В качестве подтверждения достаточно устных заявлений пассажиров (если водитель не указан как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

Законы о тахографах для автобусов и микроавтобусов

Обязанность оснащения пассажирских транспортных средств цифровыми тахографами регулируется несколькими документами:

  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 438 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами».
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

частный микроавтобус

Каких перевозчиков касается отсрочка

Отсрочка распространяется на владельцев автобусов категорий M2 и M3, которые

  • регулярно перевозить пассажиров в пределах городских поселений
  • должны соблюдать требования статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения (т.е. соблюдать режим отдыха и рабочего времени водителя и ограничения по времени вождения)

Отсрочка на срок более одного года предоставляется:

  • юридические лица
  • самозанятые лица
  • физические лица

В настоящее время в России насчитывается около 95 000 городских автобусов.Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 сидений в дополнение к сиденью водителя. Технически допустимый максимальный вес не превышает 5 тонн.Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест, помимо места водителя. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

Обязательна ли установка тахографа на автобус?

Указанные правила распространяются практически на все транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам, транспортные средства категорий M2/M3, имеющие более 8 пассажирских мест, используемые на городских, пригородных, междугородних и международных маршрутах, должны быть оборудованы бортовыми самописцами.

Тахограф необходим для регулярных пассажирских перевозок, а также для нерегулярных пассажирских перевозок (контракт или аренда/экспедирование).

Если транспортная компания перевозит пассажиров только по территории Российской Федерации, то тахографы с блоком SCSI должны быть установлены в соответствии с Приказом 36. Если вы регулярно или периодически совершаете поездки в страны, где применяется только ЕСТР (Транспортное соглашение Европейского союза), вам необходим тахограф ЕСТР,

Тахографы для автобусов, перевозящих сотрудников

До недавнего времени, в соответствии со старой редакцией закона, существовала своеобразная правовая коллизия, касающаяся этой категории автобусов:

  • С одной стороны, согласно закону, тахограф должен был быть установлен.
  • С другой стороны, можно было перевозить пассажиров без лицензии.

Теперь все эти противоречия в законе устранены. Все компании, организации и предприниматели, которые используют свои автобусы для перевозки сотрудников, должны пройти процедуру лицензирования. Соответственно, перед подачей документов в Ространснадзор все транспортные средства должны быть оборудованы контрольными устройствами.

Единственным исключением является перевозка рабочих вне дорог общего пользования — например, на той же строительной площадке, в карьере и т.д. Без выездов, на дорогах общего пользования. В других случаях автобус, совершающий поездки для удовлетворения внутренних потребностей организации, оснащается цифровым тахографом.

Ставить ли тахограф на служебный транспорт?

Служебные автомобили представляют собой довольно широкую категорию, и именно к ней относится большинство исключений. Если автобус компании перевозит сотрудников по дорогам общего пользования, он должен быть оборудован тахографом. Это прямое требование закона и необходимое условие для получения лицензии.

перевозка сотрудников

В список исключений, для которых не требуются тахографы, входят транспортные средства, принадлежащие:

  • Вооруженные силы Российской Федерации.
  • Федеральная служба охраны России.
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации и другие специальные службы.
  • Министерство внутренних дел и его подразделения.
  • Скорая помощь и другие медицинские услуги.
  • СЛУЖЕНИЕ ДЛЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Во всех этих случаях оборудование тахографа может быть установлено только на добровольной основе (например, по инициативе руководителя подразделения). Для обеспечения безопасного вождения.

Применение в городских автобусах

Городской автобус — это общественное пассажирское транспортное средство, которое передвигается на короткие расстояния по фиксированному маршруту в пределах города. Он используется для перевозки 8 и более пассажиров.

Требование об установке тахографов в городских автобусах закреплено в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы категорий М2 и М3 должны быть оборудованы контрольными устройствами.

Необходимо устанавливать тахографы с блоками СКЗИ, изготовленными в Российской Федерации. Например, модели:

  • ШТРИХ-ТАХОРУС;
  • Mercury TA-001;
  • DTCO 3283;
  • ATOL Drive 5;
  • EFAS V2 RUS и другие.

Обратите внимание, что тахографы с блоками ЕСТР не могут использоваться в городских автобусах и микроавтобусах. Такие контрольные устройства могут быть установлены на автомобили, если они произведены за рубежом. Но использовать эти устройства по назначению на российских дорогах в городских условиях запрещено.
Другими словами, компания может приобрести европейскую шину вместо отечественной, но она все равно должна быть оснащена блоком SCSI.

Перенос требования о наличии тахографов на городских автобусах на 1 июля 2021 года

Примечание: Установка тахографов в автобусах откладывается до 1 января 2022 года.

Поправка к Указу № 382, пункт 2:

Пункт 1 настоящего Решения в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в общественном транспорте, вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Пункт 1 настоящего Решения в части, касающейся оборудования тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Поправка предусматривает, что городским общественным транспортным средствам (автобусам) будет разрешено работать без тахографов до 1 июля 2021 года.

Внимание. Следует понимать, что предыдущая редакция документа уже применялась с 1 июля 2020 года, а новая редакция будет применяться только с 16 июля 2020 года.

Так, с 1 июля по 15 июля 2020 года тахографы на городских автобусах являются обязательными. И теоретически за их отсутствие может быть наложен штраф.

Изменение в законодательстве

Некоторые источники периодически публикуют новости о том, что правительство отказывается от установки тахографов. Это ложное сообщение. Постановление № 1998 было изменено Постановлением Правительства № 944, а затем Постановлением Правительства № 539 от 31 марта 2022 года. Первый корректирующий акт продлил отсрочку на установку тахографов в автобусах до 01.03.2023 г., второй — до 01.03.2024 г. Свежие изменения уже внесены в Постановление № 1998, а пп. 1 его нынешнего текста на сайте Правительства Российской Федерации содержится соответствующая аннотация.

Перенос требования о наличии тахографа

Дата, когда все городские автобусы должны быть оснащены тахографами, была перенесена на 1 марта 2024 г. В настоящее время можно эксплуатировать пассажирские транспортные средства без тахографов.

Согласно изменениям в законодательстве, тахографы с блокировкой SCSI не могут быть установлены на транспортные средства, в которых уже имеется устройство с блоком ЕСТР. То есть, если в городском парке есть автобусы, импортированные из европейских стран (с работающими бортовыми самописцами), достаточно пройти процедуру их адаптации и продолжать использовать оборудование.

Однако исключение работает при следующих условиях:

  • автобус перевозит только на междугородних маршрутах;
  • транспортное средство имеет карточку разрешения на международные перевозки.

То есть автобусы со стандартным оборудованием AETR на городских маршрутах все равно требуют установки российского контрольного устройства. Установка может осуществляться как при замене устройства, так и параллельно с существующим регистратором.

На какие даты переносится

Согласно последним изменениям в Постановлении Правительства № 1998, перенос срока установки тахографов в городских автобусах откладывается до 01.03.2024 г. До этого времени перевозчики могут свободно предоставлять услуги пассажирского транспорта, не опасаясь штрафов за нарушения.

Кстати, это не первый раз, когда сроки переносятся. Сроки были перенесены на 2020 и 2021 годы. Не исключено, что в дальнейшем будут внесены коррективы.

Для кого действует отсрочка

Льготный период для установки тахографов распространяется на владельцев автобусов всех форм собственности, чьи транспортные средства соответствуют категориям M2 и M3 и при соблюдении следующих условий

  • автобусы используются для регулярных пассажирских перевозок только в пределах одного населенного пункта (городские автобусы)
  • эксплуатация автобусов соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», т.е. соблюдаются нормы рабочего времени и времени отдыха водителей.

Отсрочка до 01.03.2024 распространяется на:

  • физические лица, владеющие автобусами для общественного транспорта и заключившие договор о сотрудничестве с транспортной компанией (т.е. человек работает в собственном автобусе на городских маршрутах, а транспортная компания, помимо зарплаты, оплачивает аренду, обслуживает транспорт и т.д.;)
  • индивидуальные предприниматели, владеющие автобусами и сотрудничающие с муниципалитетом напрямую или на основе договора с автобазами;
  • юридические лица всех форм собственности, предоставляющие услуги городского пассажирского транспорта.

Кстати, на сегодняшний день в России более 100 000 городских автобусов в совокупности закреплены за вышеуказанными лицами.

Для кого не действует

Перенос срока установки тахографов не распространяется на автобусы, которые перевозят пассажиров по маршрутам

  • пригородное движение, когда транспортное средство движется из города в соседние малые города (деревни, поселки);
  • Междугородние и международные перевозки.

Для междугородних и междугородних автобусных рейсов отсрочка действовала до 1 января 2021 года, но для автобусов, совершающих междугородние рейсы, отсрочка не действовала, поскольку с 2006 года тахографы устанавливаются производителями при сборке транспортных средств.

Причины переноса

Основной причиной переноса сроков установки тахографов является нежелание пассажирских перевозчиков тратить деньги на контрольное оборудование. В обосновании постановления, утверждающего отсрочку, приводятся следующие причины:

  • ограничения, вызванные пандемией коронавируса, что привело к снижению плотности пассажиров;
  • Статистика показывает, что количество пассажиров общественного транспорта в 2021-2022 годах сократилось на 20-30% по сравнению с 2019 годом до вспышки эпидемии.

Другими словами, автотранспортные компании не готовы вкладывать свои средства в оснащение транспортных средств тахографами, потому что на данный момент они не приносят полной прибыли. Установка необходимого контрольного устройства только на один автомобиль обходится более чем в 30 тысяч рублей.

Причины переноса сроков

В обосновании Минтранса РФ было указано, что в настоящее время перевозчики не готовы тратить деньги на установку тахографов, так как

  • Введение ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, привело к снижению пассажиропотока
  • В среднем, в 2021 году городские автобусы перевезли на 15-30% меньше пассажиров, чем в 2019 году, предшествовавшем вспышке эпидемии

К проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 1998 «О категориях транспортных средств, оснащенных тахографами, для осуществления регулярных перевозок пассажиров, а также о видах сообщения, в которых такие перевозки осуществляются транспортными средствами указанных категорий».

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ) обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, оборудовать их тахографами. Категории транспортных средств, оборудованных тахографами для осуществления регулярных перевозок пассажиров, а также виды сообщений, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 1998.
Указ предусматривает, что транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщении, должны быть оборудованы тахографом.
Для транспортных средств указанных категорий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в городском сообщении, установлен отложенный срок — 1 января 2022 года.
В связи с принятием ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, наблюдается значительное снижение пассажиропотока на регулярных городских маршрутах перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В то же время, полностью восстановить пассажиропоток на этом виде транспорта до доэпидемического состояния не удалось.
В Минтранс России и Правительство Российской Федерации поступают обращения транспортных операторов, Союза транспортников России и глав субъектов Российской Федерации, в которых указывается, что обязанность по оснащению тахографами предприятий городского пассажирского транспорта приведет к дополнительной финансовой нагрузке на автотранспортные предприятия, которые и так находятся в сложном финансовом положении из-за низкого спроса на перевозки.
По данным Росстата, в январе 2021 года автобусами перевезено 564394,5 тыс. человек, в октябре 2021 года — 716782,5 тыс. человек, что на 30,6% (814 234,0 тыс. человек) и 17,4% (918495,9 тыс. человек) меньше, чем в соответствующие периоды предэпидемического 2019 года. Средний прирост числа перевезенных пассажиров с февраля по октябрь 2021 года составил 22% к числу перевезенных в январе 2021 года. Положительные тенденции роста числа перевезенных пассажиров в сочетании с вакцинацией населения позволяют предположить, что спрос на перевозки достигнет уровня 2019 года к декабрю 2022 года. Кроме того, если прогнозируемые объемы будут достигнуты, потребуется дополнительное время для систематического оборудования.
Соответственно, Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 1998» (далее — проект постановления) о переносе срока оснащения транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в городском сообщении, на 1 марта 2023 года.
Таким образом, обязательная установка тахографов на данные транспортные средства, а также оценка соблюдения данного требования, осуществляемая в рамках государственного контроля (надзора) при рассмотрении дел об административных правонарушениях, будут перенесены на эту дату.
Реализация данного решения затронет около 95 000 автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в городском сообщении, и позволит перераспределить ранее запланированные средства на приобретение тахографов для финансирования выпадающих доходов перевозчиков.
Пункт 4 постановления Правительства РФ № 1998 от 3 декабря 2020 г. ограничивает срок его действия до 1 января 2027 г. В то же время, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 247-ФЗ от 31 июля 2020 г.
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через девяносто дней со дня официального опубликования, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Соответственно, если результаты оценки применения обязательных требований, установленных частью 5 статьи 3 Федерального закона, определены постановлением Правительства Российской Федерации
3 декабря 2020 года № 1998, не будет принято решение о продлении срока его действия, то применение данного нормативного правового акта после 1 января 2027 года будет невозможно, а издать новый нормативный акт можно будет только с 1 марта 2027 года, что соответственно создаст пробел в правовом регулировании.
Таким образом, действие постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 1998 приведено в соответствие с положениями Федерального закона № 247-ФЗ.
Предлагаемые решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта Указа и реализация его положений не требуют дополнительных расходов из федерального бюджета, не влекут изменения полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не сокращают доходы соответствующих бюджетов.

Читайте также: 17

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей