Пешеход глазами водителя

ПДД

Когда нужно пропускать пешехода при повороте на перекрестке?

Довольно часто на дороге вы можете заметить следующую ситуацию. Автомобили поворачивают налево на регулируемом перекрестке. Не успели они завершить поворот, как свет для пешеходов на перекрестке меняется на зеленый. Поскольку пешеход немедленно начинает уходить с дороги, водители уступают дорогу пешеходу (что они обязаны делать по закону).

13.1 При повороте направо или налево водители должны уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую они поворачивают.

Однако есть несколько интересных моментов, которые часто упускаются из виду водителями.

Во-первых, при повороте водители должны уступить дорогу всем пешеходам, пересекающим проезжую часть. Даже если пешеходы переходят дорогу на красный свет или нарушают другие требования закона. И если произойдет авария с пешеходом во время поворота автомобиля, водитель все равно будет виноват. Хотя в некоторых случаях пешеход становится и вторым виновником.

Во-вторых, именно пешеходы должны уступать дорогу водителям. К сожалению, некоторые водители не понимают этого и своими действиями создают пробки.

Рассмотрим пример. Водитель поворачивает налево, а для пешеходов на перекрестке горит зеленый свет. На пешеходном переходе нет пешеходов. Но водитель не денди! Он видит зеленый свет! Поэтому он ждет, когда включится красный сигнал для пешеходов. Он блокирует перекресток своим автомобилем и мешает другим машинам проехать, создавая пробку.

Поэтому я еще раз подчеркиваю, что пешеход — это человек, а не светофор. А пешеходные светофоры предназначены только для пешеходов. Водитель вообще не должен обращать внимания на такой светофор, а тем более ждать его красного сигнала.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) — например, в отдел ГИБДД УМВД России по городу (району, области) или в районный суд по месту действия этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), которому может быть направлена жалоба по почте, определяется постановлением. Копия передается водителю под роспись.

В своей жалобе укажите, что в материалах дела об административном правонарушении нет доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие для вашего конкретного случая, вы можете взять из текстов судебных решений, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить копию принятого решения и, если возможно, дополнительные материалы, например, видеозапись или фотографии.

Важно не пропустить срок подачи апелляции, который составляет 10 дней со дня получения копии постановления. Первый день — это день после вынесения решения.

Штраф за непропуск пешехода

Наказание за данное правонарушение установлено статьей 12.18 Кодекса об административных правонарушениях: штраф в размере от 1 500 до 2 500р. Точная сумма определяется по усмотрению инспектора.

Если штраф незаконен, он может быть обжалован в течение 10 дней после его наложения. Однако нет никакой возможности снизить штраф на основании смягчающих обстоятельств или чего-либо еще. Если правонарушение было совершено, размер штрафа, наложенного инспектором, не может быть изменен.

Единственный способ сэкономить деньги — оплатить штраф в течение 20 дней после его наложения. В этом случае применяется пункт 1.3 статьи 32.2. 1.3 статьи 32.2 КоАП Украины, который предусматривает 50% скидку за немедленную уплату штрафа.

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Если пешеход получил легкий вред здоровью (кратковременное расстройство здоровья — до 21 дня выздоровления), штраф для водителя составит от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от одного до полутора лет. За вред средней тяжести — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительских прав на два года. В случае причинения тяжких телесных повреждений или смерти пешеходу предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Есть ли отличия между обязанностью «пропустить» и «уступить дорогу»?

Первая неясность в законе заключается в том, что дети, находящиеся рядом с автобусом со знаком «Перевозка детей», и слепые люди должны уступать дорогу. В других случаях закон оперирует термином «уступить дорогу». Дело в том, что в законе нет объяснения термина «уступить дорогу», поэтому инспектор сам решает, объехал ли водитель пешехода или совершил нарушение.

Но понятие «уступить дорогу с приоритетом» довольно точно определено в разделе 1.2 ПДД:

  • «Уступить дорогу по приоритету» означает, что водитель транспортного средства не должен начинать, возобновлять или даже продолжать движение, если это действие заставит пешеходов или водителей изменить скорость или траекторию движения.

Различия в теории и на практике

К сожалению, теория и практика применения правил проезда пешеходных переходов несколько отличаются. Приведенное выше определение взято из правил дорожного движения и указывает на то, что водитель должен стоять на месте до тех пор, пока его движение может помешать пешеходу. На практике можно получить штраф, даже если водитель пересекает путь пешехода, вообще не создавая ему помех.

Например, водитель поворачивает направо на крайнюю правую полосу, а пешеход только начинает пересекать многополосную дорогу с противоположной стороны, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть так, чтобы не создавать пробку позади себя, при этом никак не мешая пешеходу. Однако сотрудник ГИБДД может оштрафовать вас на том основании, что пешеход уже вышел на проезжую часть. И нет никаких шансов обжаловать этот штраф, даже если у водителя есть запись с видеорегистратора.

Бывают еще более абсурдные ситуации, когда водителя штрафуют, если он начал движение, когда пешеход уже перешел дорогу, но не вышел из машины. В таких случаях суды, включая Верховный суд РФ, также считают штраф законным.

Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД

Письмо МВД России № 13/12-П-7618 от 4 сентября 2020 года разъясняет, когда водители должны пропускать пешеходов при переходе дороги, а когда нет. Таким образом, если водитель не заставляет пешехода изменить направление движения или скорость, он не нарушил закон. Например, Верховный суд Российской Федерации постановил, что водитель не может быть привлечен к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как он планировал, например, заставив его дать задний ход или остановиться, то он не нарушил закон.

Однако этот вывод противоречит правилам дорожного движения. Раздел 1(2) ПДД подразумевает, что нарушением со стороны водителя будет такое поведение, которое вынуждает пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому это прямо указано в некоторых судебных решениях. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость», — поясняется в письме Министерства внутренних дел.

В то же время, учитывая те же разъяснения, можно предположить, что инспектор, чтобы привлечь водителя к административной ответственности, должен будет зафиксировать правонарушение на видеокамеру и получить объяснение от пешехода. Однако следует иметь в виду, что даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошел наезд на пешехода, согласно разделу 2.6 правил дорожного движения, водитель, попавший в такое ДТП, обязан

  • Примите меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызовите скорую помощь и полицию.
  • В экстренных случаях отправляйте пострадавшего в больницу на внедорожнике и оставайтесь на месте происшествия. Однако если это невозможно, он сам отвозит пострадавшего в ближайшую больницу. Там водитель обязан назвать свое имя, регистрационный знак автомобиля (предъявив удостоверение личности или водительское удостоверение и регистрацию автомобиля) и вернуться на место происшествия.
  • Освободите проезжую часть, если движение стало невозможным для других водителей. Однако, прежде чем уехать, сфотографируйте автомобиль, все следы и предметы, имеющие отношение к аварии.
  • Запишите имена и адреса свидетелей и дождитесь прибытия сотрудников полиции.

В каких случаях можно избежать наказания за непропуск пешехода

Однако можно избежать наказания за такой, казалось бы, непростительный поступок — если правила нарушил не водитель, а пешеход.

В судебной практике пешеход почти всегда прав. Но есть и исключения: пешеход не прав, если он проехал на красный свет или вообще не переходил дорогу (особенно если он находился в состоянии алкогольного опьянения).

Водитель также не будет считаться виновным, если пешеход переезжал дорогу на велосипеде. Правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедисты сходили с велосипеда перед пересечением дороги.

Водителю понадобится видеозапись (или свидетели), чтобы доказать свою правоту.

Что делать, если нет записей камер видеонаблюдения?

Вы можете запросить записи камер видеонаблюдения в Центре автоматической фиксации дорожных правонарушений.

Посадка пешеходов в общественный транспорт

14.6 Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, приближающимся к стоящему на остановке транспортному средству общего пользования или выходящим из него (со стороны дверей), если они осуществляют посадку или высадку с проезжей части или парковочного места на ней.

Посадка и высадка пешеходов — еще одна ситуация, на которую следует обратить внимание. В конце концов, именно на остановках общественного транспорта происходит большинство несчастных случаев с участием пешеходов.

И это легко объяснить. В современных городах львиная доля пешеходов идет пешком до или от автобусной остановки. Но есть и другой фактор, способствующий увеличению числа аварий на автобусных остановках. Очень интересная аудиозапись уже несколько лет «ходит по кругу» в общественном транспорте. «… Соблюдайте правила дорожного движения для пешеходов, т.е.: переходите дорогу за троллейбусом или автобусом…». Многие пешеходы воспринимают это как призыв к действию и начинают переходить дорогу прямо на автобусной остановке.

Напомню, что пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам. Тем не менее, в некоторых регионах это положение все еще существует, и многие пешеходы выполняют предложенное действие, т.е. выходят из автомобиля и переходят проезжую часть.

Поэтому автобусная остановка является одним из самых опасных мест для водителя. Опаснее остановки может быть только остановка, соединенная с пешеходным переходом.

На автобусных остановках необходимо пропускать пешеходов, идущих к транспорту или от него, со стороны дверей, а на остановках, соединенных с пешеходными переходами, необходимо пропускать пешеходов, идущих в любом направлении по пешеходному переходу.

Дети, садящиеся в специальные транспортные средства, — это особый случай. Вы должны отдавать предпочтение пешеходам, идущим по обе стороны от автомобиля:

14.7 При приближении к остановившемуся транспортному средству, оборудованному аварийными огнями с опознавательными знаками «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Читайте также: Проезд светофоров со стрелками в основной части и в дополнительной секции

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств его вины. Короче говоря, рассуждения могут быть такими: если нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, как можно доказать вину?

Если водитель не согласен с правонарушением, составляется протокол и постановление. Последний документ используется для привлечения водителя к административной ответственности, так как устанавливает его вину. Права водителя будут разъяснены ему в протоколе, и он должен ими воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в «Объяснениях лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, вы его не совершали.
  • Запишите свое объяснение в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в решении, что заявление прилагается. Не нужно писать, что пешеход появился внезапно, не был виден и т.д. Таких формулировок следует избегать. Человек либо находился на проезжей части, либо его там не было. Поэтому в своем объяснении вы можете указать, что видели пешехода, и он видел вас, но ваши действия не заставили его изменить скорость или направление движения.
  • Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его сообщить свои контактные данные. Это позволит вам допросить пешехода в суде по поводу вашей жалобы на приказ. Будет лучше, если вы проследите за тем, чтобы пешеход явился в суд.
  • В крайнем случае, снимите пешехода на камеру телефона. Пусть он скажет, что вы не препятствовали ему перейти дорогу. Вы можете использовать эти кадры при обжаловании решения инспектора.
  • Не забудьте сохранить видеорегистратор. Вы можете представить его в суд и использовать в качестве доказательства защиты.
Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей