- Как понимать правило равнозначных дорог
- Когда работает правило «Помеха справа»
- Кто должен уступить дорогу?
- При перестроении по полосам движения
- При сужении дороги
- Во дворах и на стоянках
- На перекрестке
- При проезде равнозначных перекрестков
- При проезде неравнозначных перекрестков
- Определение очередности проезда перекрестков
- Равнозначная дорога
- Пересечение неравнозначных дорог
- Штраф за нарушение правила «третьей руки»
- Помеха справа, или Самые нелепые ДТП
- Помеха справа и дополнительный сигнал светофора
- Перестроение между полосами
- Правило правой руки и сложные ситуации ПДД
- На равнозначном перекрестке
- На повороте налево
- При перестроении
- Примеры возможных помех справа
- Проблемы на перекрестках
- Перестроение между полосами
- Особенности применения правила
- Как применяется на перекрестке
- Что важно учитывать
- Знак разрешающий объезд помеха справа
- Вопрос 2: Когда «помеха справа» не действует?
- Несоответствие статусов участников движения.
- Неравнозначность приоритетных позиций участников движения.
- Проблемы на перекрёстках
- Ориентирование во дворе
- Как не запутаться, помеха справа или слева
- Авария обгон по встречной полосе
- Помеха справа на прилегающей территории
- Правила ПДД при разъездах на автозаправочных станциях и парковках.
Как понимать правило равнозначных дорог
Обычно новым или неопытным водителям трудно понять правило о препятствии по правому борту, поскольку в Кодексе дорожного движения нет такой формулировки.
На самом деле, все просто и понятно: когда пути автомобилей пересекаются в равных ситуациях, автомобиль, идущий справа, проезжает первым.
Вчерашние школьники хорошо видят такой пример на картинках, но они могут действительно неправильно истолковать дорожную ситуацию, когда это правило применяется. Поэтому важно четко знать, что такое правосторонняя непроходимость и когда она возникает.
Когда работает правило «Помеха справа»
На дорогах общего пользования почти все действия водителей строго регламентированы знаками, светофорами и регулировщиком. На нерегулируемых участках дороги — это могут быть перекрестки с равной площадью, площади, автозаправочные станции, парковки гипермаркетов, сквозные полосы многополосной дороги — водители обязаны соблюдать «правило правой руки». Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто этим воспользуется.
Когда применяется это правило:
- Раздел 8.4, если два транспортных средства движутся в одном направлении по многополосной дороге и намереваются одновременно выехать на соседнюю полосу, то первым выезжает транспортное средство, находящееся справа;
- Пункт 8.9 — расширительное толкование всех случаев, когда траектории движения автомобилей пересекаются, но, согласно правилам дорожного движения, конкретно не указано, кто имеет преимущество при проезде, т.е. тот, кто справа;
- п. Пункт 13.3, если перекресток стал нерегулируемым, например, светофор не работает или переключился на ночной мигающий желтый, и нет знаков приоритета проезда перекрестка, первым проезжает тот, кто справа;
- Пункт 13.10, когда оба транспортных средства движутся по главной дороге, но она меняет направление на перекрестке, и водители находятся на пересечении равнозначных дорог, первым должен проехать тот, кто находится справа;
- п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением перекрестка с круговым движением, преимущество имеет правостороннее транспортное средство.
Короче говоря, «правило правой руки» применяется в основном в соответствии с Кодексом дорожного движения:
- во дворах или в местах без знаков и разметки (автостоянки, автозаправочные станции, промышленные зоны);
- когда транспортные средства меняют полосу движения одновременно, двигаясь в противоположном направлении;
- На перекрестках равнозначных дорог.
Видео: Слепое пятно справа. Правила равных дорог.
Кто должен уступить дорогу?
Ситуаций может быть больше, чем позволяет одна статья, но рассмотрим самые распространенные и основные — остальные можно легко вывести из них. Как это выглядит, можно увидеть отдельно на фотографиях.
При перестроении по полосам движения
Два автомобиля движутся в одном направлении. Идет смена полосы движения. Кто кого должен пропускать? Всегда ли прав тот, кто справа? Вспомним раздел 8.4 ПДД, согласно которому:
- Если оба автомобиля проезжают одновременно, преимущество имеет тот, который движется справа.
- Если один из автомобилей не меняет полосу движения, а продолжает движение по своей полосе, он имеет преимущество независимо от своего положения относительно другого автомобиля (справа или слева).
Из этого вытекает еще несколько типичных ситуаций, которые трудно интерпретировать.
При сужении дороги
Существует заблуждение, что в случае сужения дороги всегда применяется стандарт препятствия справа. Это не совсем верно — ситуация также зависит от обстоятельств:
- Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущество имеют те, кто едет по правой полосе.
- Если обе полосы сужены, т.е. обе полосы меняются, то преимущество также имеют те, кто едет справа.
- Если правая полоса сужается, т.е. автомобили слева продолжают движение по своей полосе, не меняя полосы, а поворачивающие направо вынуждены «вклиниваться» в свою полосу, преимущество имеют поворачивающие налево.
Конечно, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов — разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников дорожной полиции (ГИБДД), регулирующих движение.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях также действуют правила, продиктованные вывесками, указателями и т.д. С другой стороны, при отсутствии этих факторов, т.е. когда транспортные средства находятся в определенных зонах с разрешенным движением, но без дополнительного регулирования, правило правой руки применяется напрямую, т.е. тот, кто едет справа, всегда имеет преимущество.
Очень важным будет глубокое понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги для определения преимущества.
На перекрестке
Пересечение перекрестков регулируется отдельными правилами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофоры, знаки и разметка, и только при их отсутствии применяется норма о вмешательстве в право, ситуации для которых мы рассмотрим ниже.
Среди прочего, Правила дорожного движения РФ содержат четкие указания для следующих случаев:
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не является перекрестком с круговым движением, то на ровных дорогах действует правило «право на проезд» — т.е. преимущество имеет тот, кто едет справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
При переходе с главной дороги на второстепенную или наоборот не возникает никаких сомнений. В таких ситуациях преимущество имеют автомобили, движущиеся по главной полосе.
Но есть варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная дорога поворачивает направо, а встречная второстепенная дорога поворачивает в противоположном направлении. Если нет съезда с одного типа дороги на другой, то в пределах одного типа дороги применяется стандарт, препятствующий правому повороту.
Определение очередности проезда перекрестков
Согласно разделу 13 Правил дорожного движения, порядок проезда перекрестка определяется.
- Жесты руководителя движения, он главный человек на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, т.е. если горит зеленый свет и у вас главная дорога, а руководитель движения запрещает движение, вы не должны ехать ни в коем случае;
- светофоры, находятся ниже в «табели о рангах», чем дорожные инспекторы, но выше, чем знаки приоритета;
- сами знаки приоритета, например, главная дорога, пересечение с второстепенной дорогой, уступи дорогу, запрет остановки и т.д. Если на перекрестке нет регулировщика или светофора, используйте их в качестве ориентира;
- дорожное покрытие, при отсутствии знаков вы всегда сможете сориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.
Если порядок не удается установить с помощью вышеперечисленных способов, самое время применить «правило правой руки», хорошо известное в водительских кругах.
Пример:
Автомобиль, назовем его «А», едет прямо на зеленый свет и к нему приближается автомобиль «В», который хочет повернуть налево. Возникает конфликтная ситуация: оба автомобиля поворачивают на зеленый, и их пути пересекаются. Единственным решением является применение «правила правой руки». Когда автомобиль «B» начнет поворот, справа от него возникнет препятствие в виде приближающегося автомобиля «A», поэтому он должен уступить дорогу.
Не забывайте, что при определении порядка проезда автомобилей и трамваев ни в коем случае нельзя применять правило «препятствие справа», это может привести к серьезному столкновению с 20-тонной эстакадой.
Равнозначная дорога
Пункт 13.11 Правил дорожного движения для нерегулируемых перекрестков гласит, что водители безрельсовых транспортных средств должны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это правило «препятствования праву проезда» действует только на нерегулируемых пересечениях уровней (перекрестках). Он применяется на всех перекрестках, где нет ни регулировщиков, ни светофоров, или последние не работают.
Перекресток считается перекрестком в следующих случаях:
- Установлен знак «Равный перекресток».
- Установлен знак «Конец главной дороги».
- Перед перекрестком нет знаков приоритета, а пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие. Примером могут служить перекрестки, на которых отсутствуют знаки «Вне дороги» или «Асфальт».
В случаях, когда перекресток нерегулируемый и равнозначный, применяется правило ПДД «Препятствие справа».
Пересечение неравнозначных дорог
На перекрестке неровных дорог автомобиль, движущийся по главной дороге, имеет приоритет перед автомобилем, въезжающим на перекресток по второстепенной дороге. Это касается только тех случаев, когда порядок движения на перекрестке не определяется светофорами или регулировщиками.
Если пути транспортных средств, въезжающих на перекресток по одной и той же дороге, пересекаются, применяется правило 13.10, а очередность определяется в соответствии с правилом 13.11, т.е. начинает действовать правило правой стороны.
Пример: Водитель намерен повернуть налево с главной дороги на второстепенную и обязан уступить дорогу транспортному средству, въезжающему на перекресток с главной дороги справа, если главная дорога меняет направление, или встречному транспортному средству, если главная дорога не меняет направление.
Штраф за нарушение правила «третьей руки»
Таблица штрафов за нарушение правила «препятствующей правой руки» не содержит буквального положения. Однако если вы не уступаете дорогу в соответствии с правилом «Уступите дорогу справа», в силу вступают определенные статьи Административного кодекса:
- Ст. 12.13 п. 2 — если нарушение происходит на перекрестке, штраф составляет 1000р;
- Ст. 12.14 п. 3 — нарушение правил очередности проезда перекрестков, кроме ст. 12.13 п. 3 и 12.17 Кодекса об административных правонарушениях, наказание — устное предупреждение и штраф в размере 500 р;
- Статья 12.17 с непредоставлением права проезда маршрутному транспортному средству или автомобилю с включенными поворотными огнями, специальным звуковым сигналом (сиреной), наружными цветами наказывается штрафом от 500 до 3 000 рублей или лишением водительских прав на 1-3 месяца в зависимости от сложности случая.
Таким образом, инспектор ГИБДД укажет в протоколе АОК нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по соответствующей статье Административного кодекса за несоблюдение требования о приоритетной полосе.
Положение о «помехе справа» применяется только в том случае, если случай не подпадает под ограничения, описанные в Дорожном кодексе.
Помеха справа, или Самые нелепые ДТП
Изучив место происшествия, мы пришли к следующему выводу: если почти прямая улица действительно так «круто» рассекает соседний участок, то такие места должны быть обозначены знаками 5.21 «Начало населенного пункта» и 5.22 «Конец населенного пункта».
Поэтому, если вторая гипотеза верна, то винить следует дорожников и управляющую компанию. Однако этот случай очень хорошо иллюстрирует дальнейшие мысли. На видео выше — четырехполосный перекресток с ровными дорогами, которые хочется пересечь не глядя. Но в этом случае вам придется уступить дорогу препятствиям справа. И статус этого перехода достаточно ясен: пешеходные переходы есть во всех направлениях, то есть.
Вопрос для загадки: Какие признаки позволяют водителю отличить перекресток равнозначных дорог, не обозначенный знаком, от выезда с прилегающей территории?
Если это автозаправочная станция или закрытая бизнес-зона со шлагбаумом, то проблем обычно не возникает.
Помеха справа и дополнительный сигнал светофора
Некоторые светофоры оснащены дополнительным сигналом. Например, если основной красный сигнал запрещает движение прямо, загорается дополнительная зеленая стрелка, разрешающая водителю повернуть направо. Если водитель намеревается повернуть направо в соответствии с дополнительным сигналом, а со встречного направления движется транспортное средство, поворачивающее в том же направлении в соответствии с основным сигналом, положения о создании помех для движения справа не применяются, и приоритет имеет транспортное средство, движущееся в соответствии с основным сигналом.
Перестроение между полосами
Не меньше споров возникает и при смене полосы движения на многополосной дороге. Не всегда при смене полосы движения транспортное средство рассматривается как помеха справа. Если мы обратимся к правилам дорожного движения, то получим следующее толкование: при выполнении маневра смены полосы движения водитель транспортного средства обязан пропустить те транспортные средства, которые движутся во встречном направлении и не меняют направление движения одновременно. Если два транспортных средства, движущиеся в одном направлении друг с другом, одновременно выполняют маневр по смене полосы движения, приоритет должен быть у транспортного средства, движущегося справа.
Мы выбрали несколько вариантов, часто встречающихся на дороге, чтобы облегчить усвоение изложенного материала:
- При движении по своей полосе автомобиль выстраивается на соседней стороне — вы не обязаны его обгонять. Такой водитель должен подождать, пока на полосе движения не будет автомобилей, и только после этого выполнять маневр.
- При смене полосы движения другой автомобиль, находящийся на этой полосе, также хочет совершить маневр в левую полосу. В этой ситуации ваш автомобиль является препятствием, которое должно уступить дорогу. Здесь действует рассматриваемое правило.
- Когда вы движетесь по правой полосе, другой автомобиль, находящийся на этой полосе, также совершает маневр в правую полосу. Здесь вы уступаете дорогу.
Принцип создания препятствий на правой полосе движения такой же, как и на круговом перекрестке. Специфика сдвига не отличается. При въезде на круговое движение транспортное средство должно пропустить все транспортные средства, движущиеся по круговому движению, не меняя направления движения.
Правило правой руки и сложные ситуации ПДД
Дорога состоит из участков различной сложности. Например, в городских районах часто встречаются пересечения нескольких транспортных средств. Для безопасного пересечения некоторых из них необходимо учитывать препятствия в полосе отвода.
На равнозначном перекрестке
При проезде перекрестка равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортному средству, движущемуся справа. Это предусмотрено Правилами дорожного движения 13.11. Данное положение распространяется только на перекрестки, где нет светофоров, регулировщиков или дорожных знаков, определяющих порядок проезда.
Другими словами, на нерегулируемых перекрестках действует правило о полосе отвода.
Этот тип пересечения может быть определен в следующих случаях:
- При наличии дорожного знака «Перекресток равнозначных дорог»;
- Придорожный знак, указывающий на конец главной дороги;
- При отсутствии знаков приоритета.
Таким образом, на перекрестке может быть применено правило препятствования движению в полосе отвода, если это нерегулируемый перекресток и пути имеют равное значение. Если на дороге есть указатели, знаки и разметка, вы должны подчиняться им во время движения.
На повороте налево
Препятствие справа не имеет абсолютно никакого отношения к левому повороту или развороту.
Согласно Правилам дорожного движения 13.12, водитель колесного транспортного средства при повороте налево или развороте обязан пропустить прямо или направо все, что находится на противоположной стороне выровненной дороги.
Даже водители встречных трамваев должны соблюдать это правило. Поэтому Правила дорожного движения не предусматривают использование термина «препятствие справа» для таких маневров.
При перестроении
Автомобиль может менять полосы движения при движении по дороге с несколькими полосами. Важно соблюдать требования безопасности при смене полосы движения. Для этого лучше соблюдать правила дорожного движения. При обычной смене полосы движения водитель должен пропустить абсолютно все транспортные средства, движущиеся в противоположном направлении по данной полосе, не меняя направления движения.
Правило «правой руки» вступает в силу, когда два автомобиля меняют полосы движения одновременно. Здесь необходимо пропустить транспортное средство, находящееся справа. Не имеет значения, находятся ли автомобили на одном уровне или один перед другим.
Правила смены полосы движения изложены в разделе 10 Правил дорожного движения.
Основной упор здесь делается на безопасность. Перед этим водитель должен убедиться, что он не мешает и не блокирует движение других транспортных средств. Всегда используйте сигналы поворота, чтобы предупредить других.
Водитель слева не должен пересекать сплошную, если это заставит другого водителя резко затормозить или изменить направление движения.
Примеры возможных помех справа
Хотя это положение четко определяет правила поведения для водителей, в реальности ситуация сложнее.
Проблемы на перекрестках
Прежде всего, следует уточнить, что нерегулируемый перекресток — это место, где пересекаются несколько дорог, но нет дороги:
- дорожный инспектор;
- светофоры (или они неисправны).
Правило о полосе отвода не применяется на регулируемом перекрестке. Пересекая их, вы должны подчиняться сигналам светофора и действующим дорожным знакам.
Согласно правилам дорожного движения, на нерегулируемом перекрестке вы должны пропустить транспортные средства, движущиеся справа, в следующих случаях:
- Автомобиль движется прямо, а другой автомобиль справа от него намеревается совершить правый поворот.
- Выполняя маневр правого поворота, вы должны пропустить транспортные средства, движущиеся прямо по пересекаемой дороге.
- При выполнении этого маневра встречное транспортное средство движется прямо или поворачивает налево.
Независимо от того, в какую сторону трамвай намерен повернуть, все автомобилисты должны пропустить его.
При движении по круговым перекресткам это правило также применяется. Транспортные средства на «круговом движении» имеют приоритет перед водителями за пределами «кругового движения».
Перестроение между полосами
Транспортные средства, движущиеся в том же (встречном) направлении слева, должны соблюдать правило правого поворота при условии, что транспортное средство, движущееся по правой полосе от них, начало менять полосу движения.
Если последний продолжает движение в том же направлении и не совершает маневр, рассматриваемое правило не применяется.
Такая ситуация довольно часто встречается на дорогах общего пользования, поэтому разумно сослаться на несколько единичных случаев:
- Автомобилист, не совершая никаких маневров, продолжает движение по своей полосе. В этом случае он не обязан разрешать другим транспортным средствам двигаться по занимаемой им полосе.
- При маневрировании в левой полосе водитель имеет преимущество перед мотоциклистами как справа, так и слева.
- При смене полосы движения на левую важно пропустить транспортное средство справа, выполняющее маневр в том же направлении.
В таких ситуациях, прежде чем менять полосу движения, следует убедиться, что другие автомобилисты готовы пропустить впереди идущий автомобиль.
Особенности применения правила
Нюансы применения напрямую зависят от наличия или отсутствия трех ключевых условий. Этот принцип применяется в двух случаях:
- одновременная смена полосы движения;
- нерегулируемые перекрестки и места, где движение не регулируется.
Примечание: «помеха справа» — это правило последней инстанции. Он применяется только тогда, когда другие правила либо не работают, либо уже были применены.
Как применяется на перекрестке
Правило дорожного движения «создание помех движению справа» на перекрестке действует, когда:
- Участок представляет собой пересечение равнозначных проезжих частей, светофоры отсутствуют. Первая может иметь маркировку 1.6 и 2.2. Если нет, то обе дороги должны иметь одинаковое покрытие. Асфальт только на одной из них делает ее главной дорогой, на другой — второстепенной. И применение этого положения в данном случае невозможно.
- На этом участке сходятся неровные дороги, но главная дорога расходится в стороны. Также не должно быть никаких светофоров. Ситуация регулируется разделом 13.10: «Когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители транспортных средств, движущихся по главной дороге, должны соблюдать правила проезда перекрестков с равным приоритетом между ними».
Те же правила применяются к водителям, движущимся по второстепенной дороге». И если это так, то состояние правой руки — это именно то, что работает. Транспортные средства, приближающиеся к другим транспортным средствам с этой стороны, должны предоставлять им приоритет.
Это условие не применяется на перекрестке в следующих случаях:
- Участок представляет собой слияние неровных путей, т.е. один из них является главным, а пересекающий его — второстепенным. Здесь приоритет имеет транспортное средство, движущееся по первому пути. Он может быть первым и идти прямо, поворачивая в любом направлении. Не имеет значения, если кто-то приближается с правого фланга по второстепенной дороге.
- Перекресток является кольцевой развязкой, и здесь нет знаков приоритета. В этом случае преимущество получают те, кто уже едет по кольцевой развязке. Машины, нацеленные на урожай в нем. Практически это выглядит так же, как проезд через перекресток с неровной дорогой. Круговая развязка действует как главная дорога.
- На участке с дополнительной секцией установлен светофор. Когда он меняется на зеленый одновременно с основным блоком, некоторые автомобили имеют приоритет, другим приходится ждать. Транспортные средства, движущиеся под дополнительной «стрелкой», должны уступить дорогу, если в это же время основной светофор загорается красным. Все остальные имеют преимущество независимо от направления движения.
Что важно учитывать
Правила дорожного движения направлены на водителей, которые не могут анализировать или отвлекаются, теряются в сложных ситуациях и имеют проблемы при проезде других транспортных средств:
- Во-первых, было введено правило, согласно которому, если водитель сомневается, что он находится на главной дороге, он должен вести себя так, как будто он находится на подчиненной дороге — уступать дорогу всем.
- Во-вторых, подробно описаны пункты правил дорожного движения, касающиеся приоритета автомобиля, приближающегося справа. Но чтобы лучше понять, когда именно начинает действовать правило «правильного препятствия», необходимо знать, что такое пересечение ровных и неровных дорог, нерегулируемый перекресток, примыкающая территория, что делать, когда дорожный путь пересекается с траекторией трамвая.
Другими словами, прежде чем применять этот метод определения приоритета при пересечении дороги, водитель должен четко понимать, как правила дорожного движения правильно трактуют его ситуацию и где именно он сейчас находится.
Знак разрешающий объезд помеха справа
На некоторых участках дороги, не предназначенных для безопасного движения, можно установить 4. 2 1 это позволит вам объехать препятствие справа. Другие маневры будут считаться нарушением правил дорожного движения и приведут к плохим последствиям, таким как угроза лишения водительских прав или, в лучшем случае, штраф.
Водители должны серьезно относиться к правилам дорожного движения и избавить себя и других от проблем на дороге и с ГИБДД.
Вопрос 2: Когда «помеха справа» не действует?
Теперь рассмотрим условия, при которых «препятствие справа» не действует. В принципе, этот вопрос уже рассматривался в предыдущем разделе «Условия применения «правила правой руки»». Но там она была решена с положительной стороны: когда применяется этот принцип? Теперь нас интересует негатив.
Несоответствие статусов участников движения.
Принцип «правой руки на дороге» не работает, если изначально статусы участников дорожного движения неравны. Мы уже упоминали наиболее распространенные комбинации участников:
- пешеходов и транспортных средств;
- трамвай «рельсовый» и безрельсовый транспорт.
Неравнозначность приоритетных позиций участников движения.
Правило «правой руки» не будет работать для водителей, которые находятся в разных приоритетных позициях (предписанных знаками, светофорами или регулировщиками).
В этом случае «правило правой руки» не работает
Рассмотрим первый пример. Судя по фотографии, водители находятся в разном положении с точки зрения приоритета: один на главной дороге, другой на второстепенной. Поэтому они не могут применять «правило правой руки» между собой, так как тот, кто едет по главной дороге, всегда проедет первым. Он просто имеет преимущество в данный момент и обязан его использовать.
В этом случае водитель автомобиля должен уступить дорогу
Рассмотрим второй пример. Один человек едет по дороге, а другой выезжает с автозаправочной станции (или двора). Их «конфликт» не может быть разрешен по правилу «помехи справа», потому что, согласно правилам дорожного движения, выезжающий с прилегающей территории обязан уступить дорогу всем.
В этом случае автобус должен проехать первым, даже если он находится в правой полосе.
Рассмотрим третий случай. Один представитель общественности движется под основной зеленый свет, а другой — по дополнительной полосе, но под основной красный (или другой запрещающий свет). Изначально их позиции неравны, так как тот, кто движется в дополнительной секции под основным запрещающим светом, должен сначала пропустить всех выезжающих под основным разрешающим светом.
Интересный случай выхода из строя и неправильного толкования правила «правой руки» произошел в мае 2015 года в Набережных Челнах.
Водители С. Иванов и Н. Морозов ехал во встречном направлении и поворачивал с проспекта Хульмана на проспект Яше. Оба автомобиля ехали параллельно, и поворот произошел через разрыв в разделительной полосе. Автомобиль С. Иванова находился слева от автомобиля Н. Морозов. При въезде на проспект произошло столкновение, виновником которого, по мнению инспектора ГИБДД, был Иванов, так как он не пропустил справа автомобиль, двигавшийся во встречном направлении, из-за чего Иванов был оштрафован на 500 рублей. К несчастью для полицейского, Иванов оказался упрямым человеком и обжаловал решение инспектора в городском и национальном судах, которые встали на сторону инспектора. Наконец, он дошел до Верховного суда, который встал на сторону водителя и отменил решения нижестоящих судов. Верховный суд обосновал свое решение тем, что г-н Иванов, поворачивая налево, занял неустойчивое левостороннее положение на проезжей части, и поэтому принцип «помехи справа» не применим в данных обстоятельствах.
Есть и другие случаи, когда это правило не действует (например, при выезде с проезжей части или при движении задним ходом вы должны заранее уступить дорогу другим участникам движения).
Проблемы на перекрёстках
Загромождение правой полосы движения на перекрестке — распространенная ситуация, с которой водители могут сталкиваться несколько раз в день. Необходимо знать правила проезда нерегулируемых перекрестков. Эти знания помогают свободно передвигаться по дороге, не создавать проблем другим участникам дорожного движения и избегать аварий.
На перекрестках правило правой руки действует следующим образом: если у водителей равные возможности, то автомобиль справа должен быть пропущен. Сложность возникает из-за динамического характера трафика, что характерно для больших городов с интенсивным движением. Существуют ситуации, когда это правило не применяется. Мы обсудим их далее.
Ориентирование во дворе
Принцип дорожного кодекса о «вмешательстве в закон» во дворе жилого дома также должен соблюдаться, когда речь идет об участниках того же статуса. Все автомобильное и пешеходное движение в этих зонах регулируется разделом 17 Дорожного кодекса. Подраздел 17.3 гласит:
При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
Но кто может ехать первым, а кто должен ждать, если из двора одновременно выезжают машины, не регулируется никаким другим положением или знаком. Таким образом, применяется пункт 8.9: лицо, к которому справа приближается соперник, обязано уступить дорогу первым.
Это не относится к пешеходам. Их машины, выезжая с площади, обязаны уступать дорогу в любом случае.
Как не запутаться, помеха справа или слева
Начинающий водитель, приближаясь к сложному участку дороги, может растеряться и забыть, следует ли ему обогнать другой автомобиль или нужно ехать без промедления. И он судорожно напоминает себе о правилах дорожного движения: препятствие справа или слева обязывает его уступить дорогу.
В большинстве автомобилей в России руль расположен слева. Это означает, что уступать дорогу необходимо, когда соперник приближается со стороны пассажира, который находится рядом с водителем.
Авария обгон по встречной полосе
К сожалению, случаются аварии, и дорога оказывается перекрытой, а обгон возможен только по встречной полосе, однако, если вы совершите такой поворот, вас могут немедленно оштрафовать, но вы можете попробовать на свой страх и риск. Если общественный транспорт (автобусы, микроавтобусы) остановился, рекомендуется подождать, пока он начнет движение. Также можно объехать препятствие, не выезжая на другую полосу — но это бывает редко.
Обратите внимание, что никогда не следует обгонять транспортное средство по встречной полосе, если есть знак, запрещающий любые маневры. В лучшем случае за такое правонарушение можно получить огромный штраф.
Помеха справа на прилегающей территории
Помимо территории, непосредственно прилегающей к дороге, сюда входят дворы и жилые комплексы, которые могут иметь собственную разветвленную сеть улиц. Эти улицы, в свою очередь, пересекаются, образуя множество одинаковых по размеру перекрестков. Эти «внутренние» улицы используются соответственно для движения автотранспорта.
Если территория находится на стадии формирования (расширение квартала, продолжающееся строительство и т.д.), «местные» дороги имеют статус технологических дорог в границах прилегающей территории и, как определено (пункт 1.2), движение на прилегающей территории регулируется настоящими правилами.
Пункт 8.9 (препятствие в полосе отвода): В случаях, когда пути движения транспортных средств пересекаются и порядок обгона не оговорен в правилах, водитель, чье транспортное средство приближается справа, должен уступить дорогу первым.
Обратите внимание, в этом пункте ничего не говорится о ширине или прямолинейности дороги. Другими словами, две пересекающиеся дороги могут иметь разную ширину, одна дорога является «прямой», а другая — примыкающей и может примыкать под любым углом. Эти факторы не влияют на приоритет.
Актуальным является только условие, согласно которому транспортное средство, движущееся справа, имеет приоритет при движении по прилегающей дороге.
Это требование (уступить дорогу препятствию справа) по абсолютно разным причинам (забыл, не заметил, не знал и т.д.) довольно часто не выполняется, поэтому нужно быть бдительным. На самом деле, в дороге нет времени разбираться в этих причинах.
Поэтому, когда вам приходится сталкиваться с другим автомобилем на соседней территории, даже имея преимущество, имеет смысл учитывать «забывчивость» другого и быть готовым, в случае необходимости, остановиться, чтобы избежать аварии.
Как правило, в подобных ситуациях используйте приоритет (преимущество в движении) только в том случае, если вы твердо уверены в наличии права проезда. Например, вы видите, что соперник остановился или значительно снизил скорость и ждет, пока ваш автомобиль проедет.
Если это не так, не стоит торопиться. Вполне возможно, что противник даже не уступит вам дорогу, как на видео. Причины в данном случае не имеют значения.
Наконец, несколько слов о том, что при выезде (оставлении зоны на дороге), согласно разделу 8.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу всем другим участникам дорожного движения, которые уже находятся на дороге. При выезде сначала убедитесь, что дорога достаточно свободна, чтобы водитель мог совершить поворот, учитывая интенсивность движения на данном участке дороги.
Читайте также: Режим труда и отдыха водителя: график работы водителей
Правила ПДД при разъездах на автозаправочных станциях и парковках.
Вариант 1 — вы покидаете парковочное место одновременно с другим автомобилем. Естественно, возникает вопрос: при повороте налево какой водитель должен уступить дорогу?
Ответ: вы должны уступить дорогу, потому что пока машины припаркованы на своих местах, никто никому не создает препятствий, но как только вы съезжаете с дороги и вам кажется, что вы мешаете проезду справа, а другой водитель — нет.
Вариант 2 — легковой автомобиль выезжает с территории станции технического обслуживания на проезжую часть, по которой движется грузовой автомобиль.
В этом случае правило, упомянутое в данной статье, не действует, поскольку транспортное средство, выезжающее с прилегающей территории, уступает дорогу всем первым.
Когда «препятствие правой руки» не может быть применено.
- Когда одним из участников движения является пешеход, трамвай или автомобиль со специальным сигналом (они имеют право приоритета в любой ситуации).
- Когда участники находятся в разных приоритетных позициях (предписанных светофорами, сигналами светофора, знаками).
- В начале движения или при движении задним ходом — здесь водитель обязан уступить дорогу всем.