Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов

ПДД

Что такое маршрутное транспортное средство?

Прежде всего, рассмотрим понятие транспортного средства общего пользования из раздела 1.2 Кодекса дорожного движения:

«Транспортное средство с фиксированным маршрутом» — это общественное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки пассажиров по дорогам и курсирующее по фиксированному маршруту с установленными остановками.»

Обратите внимание, что определение включает следующую формулировку «передвижение по фиксированному маршруту». Если транспортное средство общественного транспорта отклоняется от установленного маршрута, оно больше не является транспортным средством по расписанию.

Например, если водитель решит объехать пробку по двору, его автомобиль потеряет преимущества общественного транспорта, как описано ниже.

Полоса для маршрутных ТС

Маршрутная полоса — это выделенная полоса для общественного транспорта, закрытая для всех легковых и грузовых автомобилей.

Знакомство с нюансами маршрутизации транспортных средств

Выделенной полосой могут пользоваться не только общественные транспортные средства, но и

  • школьные автобусы
  • такси;
  • велосипедисты, если право проезда находится у правого края проезжей части;
  • Специальные транспортные средства, назначенные органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Начало полосы обслуживания обозначается знаком 5.14, конец полосы обслуживания обозначается перекрестком или знаком 5.14.1. Если полоса обслуживания продолжается за пределами перекрестка, над полосой обслуживания снова устанавливается знак 5.14.

В качестве альтернативы выделенная полоса обслуживания может быть обозначена дорожными знаками с нарисованной буквой «А».

Движение по полосе

Этой полосой могут пользоваться только маршрутные транспортные средства, но при определенных обстоятельствах обычные транспортные средства могут использовать ее для маневрирования. Разделительная линия между обычной полосой и выделенной полосой должна быть обозначена пунктирной линией.

Особенности

Существуют два основных типа выделенных полос для движения автомобилей MOT

  • сквозная полоса — движение осуществляется в том же направлении, что и основной поток;
  • встречный — направление движения маршрутных транспортных средств противоположно направлению основного потока движения по прилегающим полосам.

В последнем случае движение по полосе МТС приравнивается к движению по встречной полосе, и нарушитель подлежит дисквалификации.

Поворот

Существуют два правила, связанные с возможностью или запретом въезда общего транспорта на выделенную полосу при повороте направо.

  1. Если проезжая часть на перекрестке отделена от соседней полосы пунктирной линией, можно переключить правоповоротную полосу на резервную полосу и затем повернуть направо.
  2. Если в зоне перекрестка выделенная полоса отделена от соседней полосы сплошной линией, въезд на выделенную полосу для выполнения поворота запрещен. При выполнении маневра транспортные средства должны въехать на перекресток и повернуть направо, не меняя полосы движения.

Съезд и выезд

Въезд на второстепенную дорогу или прилегающую территорию через выделенную полосу разрешен, но только если она отделена от прилегающей полосы пунктирной линией. Те же правила действуют при выезде с прилегающей дороги или прилегающей территории.

При выполнении маневра водитель не должен препятствовать движению транспортных средств по выделенной полосе.

Обгон

Обгон или въезд на полосу движения MTA запрещен. Обгон разрешен только для автомобилей, находящихся на выделенной полосе. Обгон наказывается штрафом в размере 1 500 рублей (статья 12.17 КоАП).

Обгон с въездом на выделенную полосу наказывается штрафом в размере 5 тысяч рублей или изъятием водительского удостоверения.

Посадка и высадка пассажиров

Пассажиры могут въезжать или выезжать на выделенную полосу у правого края проезжей части. При выполнении этого маневра необходимо соблюдать несколько условий:

  • При смене полосы движения пересечение сплошной линии не происходит;
  • Автомобиль не сталкивается с автомобилями на выделенной полосе;
  • Транспортное средство не находится в зоне действия разметки «Стоп» или, если разметка отсутствует, транспортное средство должно находиться не ближе 15 метров от соответствующего дорожного знака.

Движение маршрутных ТС запрещено

На транзитные транспортные средства практически не распространяются запрещающие, ограничивающие или предписывающие знаки. На МТА не распространяются пункты 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение запрещено», 3.18.1 «Запрет правого поворота» и 3.18.2 «Запрет левого поворота», 3.19 «Запрет разворота», 3.27 «Запрет остановки» и многие другие.

Такое обеспечение МТ определяется необходимостью быстрой доставки пассажиров в условиях городских пробок.

Для того чтобы такое положение было действительным, должны быть выполнены два условия:

  • движение транспорта в застроенной зоне;
  • транспортное средство движется по установленному маршруту.

Если автобус или троллейбус отклоняется от маршрута, он равен в своих правах и обязанностях с другими участниками дорожного движения. В такой ситуации на МЗС распространяются любые запрещающие, ограничивающие или предписывающие знаки.

В некоторых случаях также запрещается движение транспортных средств по маршруту во время его работы. Например, знак 3.17.2 «Опасность» запрещает движение любого транспортного средства, включая маршрутные транспортные средства, из-за аварии или другой непосредственной опасности.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество микроавтобусов, автобусов и троллейбусов заключается в том, что для них выделены полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в отдельной статье, поэтому я не буду повторять их здесь.

Движение по выделенным полосам

Я лишь напомню, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для бортовых автомобилей
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для встречных транспортных средств
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для разгона
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств
Знак 5.14 Управляемая полоса для транспортных средств
Знак 5.14.1 Конец полосы движения автотранспорта

Начало движения от обозначенного места остановки

Эта ситуация регулируется пунктом 18.3 Правил дорожного движения:

18.3 В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, стартующим с обозначенной остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только тогда, когда они уверены, что имеют право проезда.

Обратите внимание, что микроавтобусы, автобусы и троллейбусы имеют приоритет при одновременном выполнении следующих условий:

  • Ситуация происходит в населенном пункте.
  • Место остановки должно быть обозначено 5.16:
    Знак 5.16 Место остановки автобуса и/или троллейбуса
  • Общественный транспорт должен двигаться. То есть, если микроавтобус медленно проезжает через остановку, но не останавливается, он не получает преимущества.

В этом пункте также есть дополнительное требование к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться, что уступают приоритет. На практике это приводит к тому, что в случае ДТП с участием автобуса, выезжающего с остановки, виновными будут признаны сразу оба водителя. Водитель автомобиля нарушит первое предложение раздела 18.3, водитель общественного транспорта — второе предложение того же раздела.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения есть несколько знаков, которые не распространяются на общественные транспортные средства:

Знак 4.1.1 Путь следования
Признак 4.1.2 Правостороннее движение
Знак 4.1.3 Бег с левой стороны
Знак 4.1.4 Движение прямо или направо
Знак 4.1.5 Движение прямо или налево
Признак 4.1.6 Правостороннее или левостороннее движение
Знак 3.1 Въезд запрещен
Знак 3.2 Въезд запрещен
Знак 3.3 Запрет на движение автотранспорта
Знак 3.18.1 Запрет правого поворота
Знак 3.18.2 Запрет поворота налево
Знак 3.19 Запрет поворота
Знак 3.27 Нет позиции

Обратите внимание, что транспортные средства общественного транспорта могут нарушать требования этих знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Об этом говорилось в начале статьи. В тот момент, когда микроавтобус отклоняется от маршрута, он перестает быть микроавтобусом.

Это предотвращает возникновение на практике таких опасных ситуаций, как встречное одностороннее движение.

Обычно автобусы, троллейбусы и микроавтобусы едут в неразрешенном направлении, чтобы въехать на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную против основного потока. Другим транспортным средствам (кроме такси и школьных автобусов) въезд на такую полосу запрещен.

Проверка по официальной базе ГИБДД

  • По транспортному средству и водителю
  • По номеру лицензии

Регистрационный номер транспортного средства
Водительское удостоверение
Читайте также: Дорожный знак 6

Приоритет маршрутных транспортных средств

  • 18.1 Кроме перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамваи имеют приоритет перед нерельсовыми транспортными средствами, за исключением выезда из депо.
  • 18.2 На дорогах с выделенной полосой для управляемых транспортных средств
  • 18.3 В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, которые начали движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут вливаться в поток транспорта только после того, как убедятся, что им уступили дорогу
Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей
Adblock
detector