- Вступление в силу внесенных изменений
- Пропускная способность
- Внезапные проверки
- Создание единого реестра
- Электронная диагностическая карта
- Покупка диагностической карты
- Получить (купить) карту станет сложнее
- Изменения в процедуре
- Если не прошел техосмотр
- Страховщик сможет предъявить иск к владельцу полиса ОСАГО
- Фиксация техосмотра на фотокамеру
- Штрафы за нарушения
- Стоимость осмотра
- Изменения в выдаче диагностической карты
- Ответственность за нарушение правил
- Иные изменения
- Отмена диагностических карт в бумажном формате
- Порядок прохождения ТО
- Требования к ремням безопасности
Вступление в силу внесенных изменений
В мае 2019 года был принят Закон РФ № 122-ФЗ от 06.06.2019, который вносит изменения в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» и ряд сопутствующих актов. В то же время он был официально опубликован 7 июня 2019 года.
Так, статья 5(1) вышеупомянутого закона гласит, что он вступит в силу через год после его официального опубликования. Таким образом, отсюда можно сделать вывод, что новая процедура технического осмотра вступит в силу с 7 июня 2020 года.
Пропускная способность
Каждая станция техосмотра имеет ограниченную вместимость. То есть, одна организация сможет обслуживать только определенное количество автомобилей в день.
Если отклонение составляет более 5%, система просто не выдаст диагностическую карту.
Внезапные проверки
Закон о техосмотре 2020 года гласит, что полиция может прийти на станцию в любое время в рабочее время и проверить соблюдение буквы закона.
Сотрудники инспекции могут проверять автомобильный пункт пропуска без уведомления
Главная особенность заключается в том, что сотрудники полиции могут посещать участок под видом обычного посетителя, не ставя в известность никого, кроме своего начальства.
Создание единого реестра
В этот единый реестр войдут станции технического осмотра, имеющие право диагностировать транспортные средства и выдавать электронные диагностические карты (подробнее об этом ниже).
Российский союз автостраховщиков поможет создать базу данных в едином реестре, куда войдут станции технического осмотра транспортных средств
База данных будет создана Российским союзом автостраховщиков. Возможно, появятся какие-то мобильные станции, но как будет проводиться диагностика в таких местах, пока неизвестно. Эксперты предполагают, что ситуация с этим пунктом пропуска прояснится с 1 января 2020 года или, по крайней мере, ближе к весне.
Электронная диагностическая карта
С начала действия нового закона бумажные диагностические карты больше не будут выдаваться в полном объеме.
Выданные ранее будут действительны до окончания указанного в них срока. После этой даты они будут заменены на новые.
Электронная диагностическая карта
После выдачи карта будет заверена электронной подписью эксперта, проводившего диагностику. Если вам нужна бумажная версия, вы можете получить ее бесплатно только один раз, последующие разы будут платными.
Покупка диагностической карты
Большинство понимает, что диагностические карты продавались и будут продаваться. Но если раньше ценную бумагу можно было купить за договорную тысячу, то со дня вступления закона в силу цена будет в несколько раз выше. Кроме того, в первые месяцы будут постоянные проверки, поэтому вначале могут возникнуть проблемы.
Должностные лица и организации могут быть оштрафованы за продажу флотских карт.
Если человек будет пойман с поддельной диагностической картой, оператор, выдавший ее, будет оштрафован. Так, должностные лица будут оштрафованы на 5-10 тыс. рублей, а организации — на 100-300 тыс. рублей.
Однако этот закон принят только в первом чтении, поэтому возможны некоторые изменения в ту или иную сторону.
Получить (купить) карту станет сложнее
Подсчитано, что от 40 до 80% автомобилей (по разным данным) в стране вообще не проходят техосмотр. Некоторые автовладельцы покупают диагностическую карту для того, чтобы приобрести ОС (обязательное автострахование), другие ездят без ОС. Диагностические карты, которые по закону попадают в официальную базу данных, продаются автосервисами (в том числе официальными клиниками) и страховщиками — услуга, облегчающая покупку полиса, пользуется большим спросом.
Недостатком действующей системы TI является то, что весь механизм контролируется и регулируется страховыми компаниями в лице Российской ассоциации автостраховщиков (РСА). Существует как минимум два способа обойти ТО. И теперь этот контролирующий орган должен сам с собой завязать отношения.
Каков будет результат? Просто подумайте: 25-30 миллионов автомобилей (по количеству пройденных интервалов) должны проходить ТО каждый год. Можно ли отследить такое количество проверок по фотографиям и кто будет выявлять «подделки»? По всей вероятности, удобная схема не изменится — получение диагностической карты только усложнится. По всей вероятности, его больше нельзя будет приобрести в местах расположения страховых компаний, и автомобилистам придется обращаться в сертифицированные сервисные центры.
Более того, если завтра все начнут честно являться на техосмотр, в стране может не хватить контрольно-пропускных пунктов: сейчас их количество недостаточно, причина лишь в том, что многие из них фальшивые.
Изменения в процедуре
Во время проверки будет возможность для фотосессий.
Будет сделано несколько фотографий:
- на входе с указанием времени начала процедуры
- Во время проверки на диагностической линии
- При выезде с линии досмотра транспортных средств, также с указанием времени выезда.
Все эти фотографии будут переданы и сохранены в базе данных ЕАИСТО.
Отныне операторы ТО не будут передавать в базу данных ЕАИСТО имя лица, представившего транспортное средство на осмотр.
Отныне можно будет проводить технический осмотр вне станции ТО с помощью мобильной диагностической линии.
Я считаю, что это важное новшество для удаленных поселений. Если до этого года людям приходилось ездить в ближайший районный центр, то теперь диагностическая линия сможет добраться даже до самого отдаленного населенного пункта.
Если водитель отказывается проходить техосмотр, информация об отказе также будет передана в базу данных ЕАИСТО.
Информация о прохождении техосмотра будет находиться в открытом доступе в Интернете. Любой человек может проверить любой автомобиль для прохождения технического осмотра.
Во время осмотра автобусов будут присутствовать сотрудники полиции.
Если не прошел техосмотр
Если вы не прошли техосмотр, вы имеете право в течение 20 календарных дней вернуться на этот пункт техосмотра, и будут проверены только те неисправности, из-за которых вы не получили диагностическую карту.
Если вы перейдете к новому поставщику, вам придется пройти полную проверку.
Вам также придется повторно пройти техосмотр, если вы представите свой автомобиль для повторной проверки через 20 календарных дней, независимо от пункта проверки.
Страховщик сможет предъявить иск к владельцу полиса ОСАГО
Теперь страховщик может и с вероятностью 99,9% будет предъявлять регрессный иск, если срок действия диагностической карты истек на момент наступления страхового случая, вызванного неисправностью транспортного средства.
То есть, если у вас есть полис гражданской ответственности, но срок действия диагностической карты истек, и в это время вы спровоцировали ДТП из-за неисправности автомобиля, страховая компания имеет полное право предъявить к вам регрессный иск и взыскать сумму страховой выплаты с пострадавшей стороны.
Фиксация техосмотра на фотокамеру
Одним из основных изменений, предусмотренных в № 122-ФЗ от 06.06.2019, является обязательная фотофиксация транспортных средств, проходящих техосмотр. Это означает, что операторы теперь также должны будут делать снимок транспортного средства во время его осмотра. При этом на изображении будет обязательна следующая информация (п. 10 ст. 1 № 122-ФЗ):
- место, где был проведен технический осмотр (привязка к местности);
- дата проверки;
- время начала и окончания процедуры.
Основная цель этого нововведения — исключить случаи фиктивного техосмотра, когда водители проходят эту процедуру за деньги, не проверяя автомобиль на самом деле.
Согласно пункту (i) статьи 1(1) вышеуказанного закона, под средством фотографической регистрации понимается любое техническое устройство, позволяющее сфотографировать автомобиль во время прохождения технического осмотра.
Штрафы за нарушения
Не только владельцы автомобилей, но и ремонтники должны адаптироваться к новым правилам. Официально они вступают в силу с 2021 года. Суммы штрафов увеличатся к 2022 году. Государство дает некоторое «свободное время» для получения техосмотра по старым правилам и регистрации станций техобслуживания. Повышенная ответственность включает следующие штрафы.
- За вождение без удостоверения взимается 2 000 рублей. Отчет можно делать один раз в день. В месяц эта сумма может составлять около 60 000 рублей.
- Выдача поддельных документов станциями технического обслуживания автомобилей грозит юридическому лицу от 100 000 до 300 000 рублей. Такое же наказание ожидает тех, кто сообщит о несанкционированной станции техобслуживания в базу ЕАИСТО.
- На АЗС, работающие без аккредитации, налагается административный штраф в размере 300 000 рублей. За игнорирование правил владельцам предприятий грозит штраф в размере 500 000 рублей. В некоторых редких случаях нарушителю может быть предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления.
Стоимость осмотра
Многих интересует, сколько будет стоить техосмотр автомобиля в 2020 году. Прежде всего, важно знать, что цены сильно различаются в зависимости от региона. Например, в 2019 году в Приморском крае техосмотр стоит 983 рубля, а в Астраханской области — 266 рублей.
К сожалению для автомобилистов, с начала июня 2020 года цены на техосмотр значительно вырастут.
С начала июня 2020 года эксперты прогнозируют рост цен на техосмотр автомобилей
Это связано с тем, что более строгие правила требуют больше денег. Если старые цены сохранятся, станции будут работать в убыток. На данный момент формула расчета стоимости еще не опубликована, но известно, что минимальная цена техосмотра будет равна 1 тысяче рублей.
Изменения в выдаче диагностической карты
С 08.06.2020 года диагностическая карта будет выдаваться в электронном виде и храниться в базе данных ЕАИСТО.
Бумажная версия карты пока не будет выбрасываться, а будет выдаваться только по запросу.
ВНИМАНИЕ!!!
Вам не нужно платить за выдачу бумажной диагностической карты!
В противном случае умные операторы могут начать брать с вас деньги и за это.
Однако, если вы потеряли бумажную диагностическую карту, по запросу вам выдадут дубликат, но при этом вам придется заплатить 10% от стоимости техосмотра.
То есть, если вы заплатили 800 рублей за процедуру экспертизы, то за дубликат вам придется заплатить 80 рублей.
800 х 10% = 80
Оператор технического осмотра больше не сможет бесконтрольно выдавать диагностическую карту. Теперь они обязаны рассчитать мощность станции техосмотра.
И если он выдаст больше карт, чем может провести за один день технического осмотра автомобилей, будет проведена проверка, наложены штрафы, а оператору могут аннулировать диагностические карты и отозвать аккредитацию.
Ответственность за нарушение правил
Не только водители, но и станции технического обслуживания должны будут строго соблюдать новые правила проведения технических испытаний. С июня 2020 года ответственность за их нарушение будет ужесточена.
- Штраф за использование автомобиля без диагностической карты составит 2 000 рублей (статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Но за такое нарушение можно штрафовать не чаще одного раза в день. Так, за месяц езды без диагностической карты водитель может быть оштрафован на 60 тысяч рублей.
- За выдачу фальсифицированной диагностической карты (статья 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) юридическим лицам придется заплатить 100 000 рублей. — 300 000 рублей. Аналогичное наказание предусмотрено для тех, кто представит в ЕАИСТО «липовый» техосмотр в 2020 году.
- Предусмотрено также наказание за эксплуатацию станции технического обслуживания без соответствующей аккредитации. Юридическое лицо должно будет заплатить штраф в размере до 300 000 рублей. Если они продолжат работать без аккредитации, штраф будет увеличен до 500 000 рублей. В крайних случаях они могут быть даже привлечены к уголовной ответственности по статье 171 Уголовного кодекса. Ответственному лицу может грозить до шести месяцев тюремного заключения.
Напомним, что новый закон предусматривает, что все вышеупомянутые положения о техосмотре вступят в силу только с 2021 года, а штрафы возрастут с 2022 года. В результате у автосервисов появилось дополнительное время для получения прав на техосмотр по новому закону, в то время как у автовладельцев будет время на прохождение техосмотра по старым правилам.
Иные изменения
Запланированные проверки субъектов технического контроля будут отменены. Останутся только внеплановые по основаниям, предусмотренным Законом о техосмотре.
Диагностические карты, выданные до вступления в силу Закона, т.е. до 08 июня 2020 года, будут действительны до истечения срока их действия.
Их не нужно перевыпускать, и нет необходимости в повторном тестировании.
С полным текстом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отмена диагностических карт в бумажном формате
Еще одно новшество, которое ожидает автовладельцев в 2020 году — отмена бумажной диагностической карты, то есть де-факто она будет существовать как и раньше, но выдаваться только в определенных случаях, указанных в законе.
Согласно пункту (а)(1) статьи 1 № 122-ФЗ, под диагностической картой понимается документ, составленный в электронной форме. При этом в бумажном виде он выдается только в определенных законом ситуациях (например, при выезде с территории Российской Федерации).
Важно отметить, что в 2020 году нельзя будет купить OC с бумажной диагностической картой. Необходимо, чтобы эта информация была внесена в ЕАИСТО (Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра).
Порядок прохождения ТО
Вы должны знать и строго соблюдать процедуры прохождения ТО. Это позволит вам заранее подготовиться к техосмотру и успешно его пройти. Процедура всегда одинакова, независимо от местонахождения и т.д. Таким образом, процедура выглядит следующим образом:
- Подготовка автомобиля: необходимо вымыть автомобиль, проверить срок годности огнетушителя, аптечки первой помощи и наличие аварийных знаков.
- Подготовка документов: вам понадобится гражданский паспорт, регистрация автомобиля и регистрация транспортного средства.
- Выезд на осмотр.
- Представление документов.
- Ожидание завершения инспекции.
- Получение диагностической карты.
- Оплата стоимости диагностики.
Если процедура прошла успешно, автомобиль может продолжать движение по городу. И если будет обнаружено какое-либо нарушение, его придется устранить, а затем вернуться для повторной проверки.
Если обнаружена неисправность, автомобилем нельзя управлять до ее устранения. Пока все неисправности не будут устранены, диагностическая карта водителю не выдается.
Читайте также: Правила техосмотра с 1 сентября 2022 года: что изменилось, как проходить ТО
Требования к ремням безопасности
- Все сиденья должны быть оборудованы ремнями безопасности в соответствии с требованиями, действовавшими на момент выпуска автомобиля.
- На ремне не должно быть разрывов.
- Пряжка должна зацепляться за «язычок» ремня и выдвигаться при нажатии на кнопку застежки.
- Ремень должен втягиваться и выдвигаться из катушки.
- Ремень должен резко фиксироваться в одном состоянии при резком вытягивании ремня.