Рабочее время, время отдыха и условия труда водителя

ПДД

Область применения нового приказа Минтранса

Как и его предшественник, новое постановление было принято для реализации положений статьи 329 Трудового кодекса, согласно которой режим рабочего времени водителей определяется соответствующим федеральным ведомством.

Новые особенности организации труда и режима отдыха Министерства транспорта распространяются на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или у индивидуальных предпринимателей. Однако следует уточнение: частные предприниматели, управляющие собственными автомобилями, также обязаны соблюдать новый приказ Министерства транспорта с 2021 года.

Вождение автомобиля обязательно должно входить в обязанности сотрудников, подпадающих под действие приказа Министерства транспорта.

Положения постановления по-прежнему не применяются

  • водителей на междугородних маршрутах;
  • водители аварийных и пожарных автомобилей;
  • Водители автомобилей скорой медицинской помощи.

С 2021 года действие приказа Министерства транспорта не распространяется на следующие категории работников транспорта

  • Водители малотоннажных автомобилей государственных учреждений;
  • Водители, занимающиеся внутрифирменными перевозками и не выезжающие на дороги общего пользования;
  • Водители малотоннажных автомобилей для государственных служб безопасности;
  • Военные водители;
  • Водители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате сфера действия приказа Минтранса была конкретизирована: в дополнение к сотрудникам компаний были добавлены индивидуальные предприниматели, которые занимаются перевозками самостоятельно. В то же время из сферы действия приказа были исключены водители, работающие на территории компаний, а также водители, работающие в различных государственных учреждениях.

Водитель ИП сам разделяет рабочий день на части

Самозанятый человек может самостоятельно распределять рабочий день.
Ранее разделение рабочего дня распространялось только на водителей, работающих по найму, поскольку разделение рабочего дня могло быть следствием локального нормативного акта работодателя.
Новое постановление разъясняет, что водитель, работающий на себя, может сам распределять рабочий день. Но в этом случае должны соблюдаться законодательно установленные нормы о продолжительности и периодичности отдыхаПример, это описано в Постановлении № 424Разделение рабочего дня (смены) водителя, работающего по найму и управляющего собственным транспортным средством, допускается на основании решения такого водителя.

Перерыв на обед для водителя ИП

Самозанятый водитель имеет право самостоятельно выбирать обеденный перерыв.
Ему не нужно полагаться на внутренние правила работы. Однако правила, изложенные в других пунктах Постановления № 424, все равно должны соблюдаться.Как описано в Постановлении № 424Продолжительность перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерыва) определяется водителем-самозанятым, управляющим собственным транспортным средством, в пределах значений, установленных в данном пункте.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

Сохраняя положение об установлении нормальной продолжительности рабочего времени в неделю в 40 часов, новый приказ Министерства транспорта не содержит строгих предписаний о работе по 8 или 7 часов в неделю. Другими словами, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут варьироваться при условии соблюдения недельной нормы рабочего времени.

Еще можно ввести агрегирование рабочего времени. Однако контрольный период может быть не более 1 месяца, а в некоторых случаях, когда это невозможно, не более 3 месяцев.

Новый приказ Министерства транспорта исключает с 2021 года возможность применения 6-месячного контрольного периода для праздничных и сезонных пассажирских перевозок.

В принципе, допустимое рабочее время для агрегации осталось неизменным:

  • До 10 часов — при нормальных условиях;
  • До 12 часов — на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • До 12 часов — для водителей в сфере здравоохранения, телефонной связи, телеграфной связи, агентств связи, перевозки руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских машин, такси и вахтовых бригад.

Также можно увеличить максимальную продолжительность рабочего дня на два часа — или до 12 часов. Применяется к:

  • необходимость завершения транспортировки;
  • Необходимость завершить перевозку; и необходимость добраться до места стоянки.

Новое положение Министерства транспорта не предусматривает ежемесячного графика сменности для городских и пригородных водителей с 2021 года.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом Приказе Министерства транспорта 2021 также включает периоды непосредственного вождения и специальные перерывы для водителя. Однако есть и некоторые различия.

С 2021 года расширяется перечень видов деятельности, не связанных с непосредственным управлением автомобилем, но включаемых в рабочее время. Была введена отдельная категория времени, не связанного с вождением, которая включает в себя:

  • Время подготовки — работа;
  • периоды медицинского обследования;
  • время простоя, которое не может быть отнесено на счет работника
  • Время ремонта;
  • Другие периоды, предусмотренные законом, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает в себя открытый перечень видов деятельности, не связанных с вождением. Она определяется соглашениями между работодателем и работником. Кроме того, были сняты ограничения по учету периодов в качестве рабочего времени:

  • охрана груза;
  • присутствие на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года можно будет делить рабочую смену водителя с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих и водителей автобусов на городских и пригородных маршрутах.

Поэтому с 2021 года список водительских работников, к которым может быть применен данный тип организации труда, расширен.

Кроме того, с 2021 года вводится четкое разграничение максимального времени перерыва между сменами:

  • для водителей, осуществляющих пассажирские перевозки — не более 3 часов;
  • Для других водителей — не более 5 часов.

Эти временные перерывы между частями рабочего дня не учитываются как рабочее время. Они должны быть приняты не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Важно

Новое постановление Министерства транспорта исключает с 2021 года положение о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применяться общие правила сверхурочной работы, установленные Трудовым кодексом РФ.

Уменьшена продолжительность учетного периода для водителя ИП

После внесения поправок продолжительность периода предъявления претензий для водителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, составляет один месяц.
В предыдущей редакции Постановления максимальный срок предъявления претензий составлял 3 месяца. Срок предъявления претензий — это промежуток времени, в течение которого должны соблюдаться нормы режима труда и отдыха водителя.
Как описано в Постановлении № 424:
‘Продолжительность контрольного периода может быть продлена до трех месяцев по согласованию с выборным органом базовой профсоюзной организации или, при его отсутствии, с другим представительным органом работников.
Он стал:
Продолжительность контрольного срока может быть продлена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом базовой профсоюзной организации, а при его отсутствии — с другим представительным органом работников.
————
Продолжительность рабочего времени самозанятого водителя, управляющего собственным транспортным средством, не может превышать нормального количества рабочих часов за рабочий период в один месяц. Это изменение исключает ситуацию, когда самозанятый водитель устанавливает себе рабочий период в три месяца и работает максимально интенсивно в течение первого месяца перед уходом в отпуск. Такой график приводит к усталости водителя и снижению безопасности дорожного движения.

Примеры разделения рабочего дня на части

Пример 1

S.A. Краснов, работник кафе-закусочной, имеет следующий график работы: первая часть длится с 7:00 до 10:00, вторая — с 14:00 до 18:00. Это связано с пищевыми привычками основной массы клиентов закусочной — в период, разделяющий две части рабочего дня Краснова, их приток минимален. В контракте к свободному времени Краснова был добавлен часовой перерыв на обед. В общей сложности рабочее время Краснова составляет 7 часов.

Для работников определенных профессий разделение рабочего времени на части регулируется отраслевыми нормами. Распределение рабочего времени зависит от сложности и интенсивности работы сотрудников и необходимости восстановления сил в течение дня. Работодатель должен руководствоваться ими при определении разделения рабочего времени.

Какие документы должны быть оформлены при введении разделения рабочего дня (рабочего времени) в процессе работы?

В число этих сотрудников входят:

  • водители автобусов;
  • Водители трамваев и троллейбусов
  • Гражданские экипажи самолетов;
  • Специалисты по железнодорожным перевозкам, операциям и специальным вагонам;
  • Сотрудники метрополитена, непосредственно занимающиеся обслуживанием пассажиров;
  • Сотрудники коммуникационного центра;
  • Работники организаций наземного транспорта и т.д.

Как следует вести учет рабочего времени, если рабочий день (смена) разделен на части?

Пример 2

Для водителей трамваев и троллейбусов разделение рабочего времени на части предусмотрено Постановлением Министра транспорта № 127 от 18.10.2005. Пункт 9 действующей редакции фиксирует возможность разделения рабочего времени на 2 части по просьбе автомобилиста.

При составлении расписания необходимо учитывать следующее (в тексте приказа Министерства транспорта № 127, пункты 8, 9, страница II)

  • Перерыв между двумя частями смены не может быть позже, чем через 4 часа после начала смены;
  • Перерыв может длиться не более 2 часов (ночью не более 6 часов);
  • Перерыв на обед не учитывается;
  • Ежедневное рабочее время не должно превышать 10 часов (в исключительных случаях оно может быть увеличено до 12 часов с согласия профсоюза).

Можно ли разделить рабочий день водителя на части?

Так, если (ориентировочно) водитель троллейбуса Краснов С. приступил к работе в 6 утра, то для него возможен следующий график:

  • С 6 утра до 10 утра — рабочее время. Он работал в течение 4 часов.
  • С 10.00 до 13.00 — нерабочее время, включая 1 час на перерыв для отдыха и питания.
  • от 13 до 18 — рабочее время. 5 часов работы.

Всего за смену отработано 9 часов, что меньше 10 часов. Перерыв, разделяющий рабочее время, составляет 2 часа. Перерыв на обед составляет 1 час. Лимиты, установленные приказом Министерства транспорта, были соблюдены.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Другой нормативный акт распространяется на водителей, управляющих не автобусами, а трамваями и троллейбусами: положение, утвержденное приказом министра транспорта № 127 от 18.10.2005. «Об утверждении нормативных актов, касающихся особенностей …». Основные различия с разделением рабочего дня водителей автобусов в данном случае заключаются в следующем.

  1. Перерыв между двумя частями дня должен начинаться не позднее, чем через 4 часа.
  2. Продолжительность перерыва: не более 2 часов днем и не более 6 часов ночью. Возможность продления не предусмотрена, но время обеда и отдыха (как для водителей пригородных и городских автобусов) не включено.
  3. Водителю должно быть предоставлено место для отдыха во время перерыва, когда рабочий день разделен на части.

Если это не водители, а машинисты метрополитена (хотя суть их работы одинакова — эксплуатация электрического пассажирского транспорта), то применяются статьи 17 и 18 правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.06.2005 № 63. «Об утверждении Положения об особенностях режима работы…». Согласно этим правилам, разделение рабочего дня машинистов метрополитена осуществляется по следующим правилам:

  • Вводится 1 перерыв продолжительностью 2 часа или 2 перерыва по 1 часу;
  • Отдых и питание включены в перерыв;
  • Работникам локомотивных бригад, которые делят рабочий день на части в ночное время, не разрешается делать перерыв между частями менее 2,5 часов.

Нюансы

При составлении кадровых документов необходимо учитывать ряд вопросов:

  1. Рабочий день, как правило, может быть разделен более чем на две части.
  2. График, который делит рабочий день на части, неявно содержит неудобства для сотрудников. Согласно статье 149 Трудового кодекса РФ, неблагоприятные условия должны компенсироваться доплатами к основному заработку. Дополнительные выплаты для определенных профессий регулируются федеральными законами (например, для женщин, работающих в сельской местности). В целом, необходимо включить в LPa положение о выплате компенсации и отразить это в дополнительном договоре.
  3. Порции, возникающие в результате разделения рабочего дня, не являются отдельными сменами. Использование термина «сменная работа» при подготовке нормативной документации является некорректным.
  4. Период, разделяющий части рабочего дня (смены), не относится к рабочему времени.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

Ограничение, разрешающее использование ненормированного рабочего дня, распространяется только на

  • водители легковых автомобилей (кроме такси);
  • водители, занимающиеся геологоразведочными и изыскательскими работами.

Для водителей других транспортных средств этот режим недоступен. Само регулирование времени вождения с 2021 года завершено. Вот сравнение:

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА № 15 ОТ 20.08.2004. НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА ОТ 2021 ГОДА.
Не более 9 часов за смену, а в случае вождения в горной местности, перевозки крупногабаритных или длинномерных грузов не более 8 часов.

Продление времени вождения до 10 часов возможно только при суммировании рабочих часов.

Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения до 10 часов, но не более 2 раз в календарную неделю
Общее время непосредственного вождения не может превышать 56 часов в неделю и не может превышать 90 часов в течение любых двух календарных недель
Общее время движения за 24-часовой период не может быть превышено более чем на 1 час — для движения к месту остановки, пункту назначения или зоне отдыха

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей в 2021

Новый режим отдыха и рабочего времени для водителей существенно отличается от отмененного Постановления № 15. Поэтому Постановление № 424 следует внимательно изучить и применить в своей работе. Специалисты по охране труда и технике безопасности и руководители компаний должны издать новые распорядительные документы об основных изменениях в системе отдыха и рабочего времени водителей: определить в локальных нормативных актах продолжительность работы, специальных перерывов, перерывов для отдыха и питания, а также предоставление отдыха, как ежедневного, так и еженедельного.

Главные изменения в режиме труда и отдыха водителей по приказу 424

➤ Рабочее время водителей

Рабочее время исключает период, в течение которого водитель не управляет транспортным средством лично, а находится в кабине и является фактическим заместителем, страхуя от болезни другого водителя. Другими словами, в новых правилах-2021 четко прописано, что именно считается рабочим временем:

  • прямое управление
  • специальные перерывы
  • обслуживание на линии
  • ожидание погрузки груза, пассажиров
  • ожидание на станциях техобслуживания
  • медицинские осмотры до и после поездки
  • технический осмотр автомобиля техником гаража

Обратите внимание! Время простоя по вине работодателя или третьей стороны не может быть исключено из рабочего времени. И наоборот, время простоя по вине водителя должно быть исключено из рабочего времени.

Рабочее время больше не включает время простоя, когда водитель сам должен присматривать за грузом или транспортным средством в случае поломки: водители не могут бросать транспортные средства и грузы, поскольку они несут за них ответственность. Поэтому работодатель должен оплачивать это время в соответствии с коллективным договором или другим местным нормативным актом.

Включено в рабочее время Не включается в рабочее время
Ремонтные работы Сотрудник службы безопасности
Ожидание погрузки и разгрузки Сопровождение автомобиля в качестве сменного водителя
Медицинский осмотр (до и после вождения) Время простоя по вине водителя
Проверка до и после отъезда

➤ Рабочее время

Трудовой кодекс определяет, что нормальная продолжительность рабочего времени для водителей составляет 40 часов в неделю. По согласованию с представительным органом работников или в случае его изменения в дополнительном соглашении к трудовому договору указывается продолжительность смены, которая не должна превышать предельную, предусмотренную Трудовым кодексом.

Пример

Часто случается, что из-за пробок или других обстоятельств водитель находится за рулем дольше оговоренного времени смены. В такой ситуации допустимо ввести сокращенный расчет рабочего времени. Однако это можно сделать только при поддержке представительного органа работников.

Коллеги возразят, что не в каждой организации, не говоря уже об индивидуальном предпринимателе, есть такие представители работников. В этом случае необходимо согласовать коллективный учет рабочего времени с представителями персонала — с самими водителями, например, на собрании. Не допускается введение нового режима труда и отдыха без обсуждения с работниками. Это требование изложено в пункте 5 приложения к приказу Министерства транспорта № 424.

При суммированном учете рабочего времени работнику может быть установлена смена, например, 10 часов, а в исключительной ситуации она может быть продлена — если поездка не закончена и работнику необходимо отдохнуть и добраться до организованной автостоянки.

12-часовые смены не запрещены для водителей общественного транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовых работников и личных водителей руководителя организации.

➤ Разделение рабочего времени

Согласно новым правилам, рабочее время водителей теперь можно разделить на несколько частей (пункт 7 Приложения к Постановлению № 424 Министерства транспорта). Отмененный Декрет № 15 не содержал таких исключений, за исключением водителей общественного транспорта.

Пример

Предположим, водитель настроен разделить свою смену на части. Работник должен отработать минимум пять часов до перерыва. Перерыв не должен превышать 5 часов для всех водителей и 3 часов для водителей общественного транспорта, включая пригородный.

➤ Нормальное рабочее время

Согласно новому законодательству, ненормированный рабочий день может быть установлен только для определенных категорий работников. Например, нельзя устанавливать ненормированный рабочий день для водителей такси. Мы еще раз подчеркиваем: нельзя вводить ненормированный рабочий день без согласия представительного органа работников. Поэтому не нарушайте закон, если вводите режим отдыха и рабочего времени для водителей.

На что следует обратить внимание при организации работы водителя:

  1. Водитель может работать в течение 9 часов за смену. Это время может быть увеличено на 1 час, но не менее 2 раз в неделю, если для этого есть уважительная причина, например, завершение поездки или посещение зоны отдыха.
  2. Запрещено находиться за рулем более 56 часов
  3. В течение двух недель подряд работник не должен находиться за рулем более 90 часов, иначе работодатель будет подвергнут крупному штрафу, как и водитель, если он знает, что в его организации установлен режим труда и отдыха, но игнорирует его.

➤ Специальные перерывы

Новые правила, утвержденные приказом № 424 Министерства транспорта, определили специальные перерывы для водителей:

  • перерыв на обед, не засчитываемый в рабочее время, не менее 30 минут и не более 2 часов
  • специальный перерыв после каждых 4,5 часов езды. Продолжительность — не менее 45 минут

➤ Ежедневный отдых для водителя

Новые правила регламентировали продолжительность ежедневного отдыха водителя. Теперь работники должны отдыхать в два раза дольше, чем они работали в предыдущий день. Например, если водитель проработал за рулем девять часов, он имеет право на 18 часов отдыха после этого. Инспектор из надзорного органа изучит табели учета рабочего времени и путевые листы.

➤ Еженедельный отдых для водителей

В дополнение к ежедневному периоду отдыха новые правила предусматривают еженедельный период отдыха. В течение каждой недели водитель должен отгулять в общей сложности не менее 45 часов. Конкретный день отдыха должен, по крайней мере, вытекать из правил внутреннего распорядка.

Читайте также: Знак Остановка запрещена: что можно, а что нельзя?

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года продолжительность еженедельного отдыха водителей не может быть менее 45 часов. Он был продлен на 3 часа по сравнению с предыдущим документом Министерства транспорта.

В то же время работодатель может сократить продолжительность еженедельного отдыха до 24 часов — один раз в 2 недели подряд. Но тогда он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3 недель после недели с удлиненным рабочим днем он должен добавить 24 часа к еженедельному периоду отдыха или 3 раза по 9 часов к ежедневному периоду отдыха.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной продолжительности смены (рабочего дня). В случае агрегации с 2021 года допускается сокращение времени отдыха до 11 часов (до 12 часов в 2020 году, а 11 часов только для междугородних перевозок).

С 2021 года действуют новые правила сокращения еженедельных периодов отдыха, которых ранее не существовало:

  • можно сократить отдых до 9 часов, но не более 3 раз между двумя недельными периодами отдыха (т.е. обычно не более 3 раз в неделю);
  • разрешается разделить ежедневный период отдыха на части, первая из которых будет составлять не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов.

Важно

С 2021 года любой ежедневный период отдыха может быть заменен еженедельным периодом отдыха.

В середине рабочего дня по-прежнему предоставляется перерыв для отдыха и питания. Она может длиться от 30 минут до 2 часов. Период, по окончании которого водитель должен получить специальный 45-минутный отдых, был увеличен до 4 часов 30 минут за смену. Этот период отдыха может быть разделен на части, первая из которых должна длиться не менее 15 минут, а вторая — не более 30 минут. Этот перерыв предоставляется при условии, что он не совпадает с другими периодами ежедневного отдыха.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей