- Ширина полосы за городом
- Классификация дорог
- Виды дорог
- Ширина полосы движения в городе
- ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
- Предисловие
- Сведения о стандарте
- Область применения
- Нормативные ссылки
- Термины и определения
- Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
- Ширина полосы в городе и за его пределами
- Как все устроено
- Что делать с полосами неправильного размера
- От чего зависит ширина полосы движения
- Ширина проезжей части по ГОСТ
- Четвертая и пятая категории дорог
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, о котором пойдет речь сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог общего пользования». Особенностью этого документа является то, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных дорог смешанного назначения (построенных на срок эксплуатации менее пяти лет), фермерских дорог, городских улиц и зимних дорог.
Обратите внимание, что в документе речь идет именно о городских улицах, а не о застроенных территориях. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются разные термины — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И здесь важно не запутаться.
Именно в городских районах ГОСТ не применяется. То есть, например, в городе, который является населенным пунктом, дорожки должны быть спроектированы в соответствии с этим документом.
Ширина полосы движения, м | Категория дороги | Описание |
4,5 | V | Однополосная дорога. По этим дорогам можно добраться до отдаленных деревень с небольшим населением. |
3,75 | IA, IB, II (с 2 дорожками) | IA, IB, IB — широкие дороги (4 и более полос) со средней полосой. Это самые быстрые дороги в России. II (2-полосная) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это наиболее распространенный тип дорог вне населенных пунктов. |
3,5 | II (с 4 полосами движения), III | II (4-полосная) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее. III — это двухполосная дорога без пересечений уровней и трамвайных путей (только виадуки). |
3 | IV | Двухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути. |
Обратите внимание, что размеры полос в ГОСТе сильно отличаются (3 — 4,5 метра). И легковой автомобиль легко поместится на такой полосе, поскольку даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2 метров.
Еще раз напоминаю, что приведенные размеры не относятся к городским улицам.
Классификация дорог
Согласно действующим правилам, ширина дороги по ГОСТу должна соответствовать типу дороги. Это необходимое условие для обеспечения безопасности движения. Именно по этой причине при приемке дороги после разметки необходимо измерить размеры, чтобы убедиться в их соответствии принятым стандартам.
Ширина дороги по ГОСТу в населенном пункте зависит от типа построенной магистрали. Различают следующие типы:
- 4/8-полосные (двусторонние) главные дороги для высокоскоростного движения (до 130 км/ч);
- Аналогичные городские магистрали (с ограничением скорости 100 км/ч);
- 2/6-полосные (с круговым движением) главные дороги (ограничение скорости не более 80 км/с, транспортный поток регулируется);
- Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регулируемым движением (4 — 8 полос);
- 2/4-полосные транспортные/пешеходные дороги с обязательным бордюром (значение — районное, ограничение скорости — 70 км/ч);
- Подъездные улицы/дороги промышленных предприятий и/или транспортных компаний (для крупногабаритного транспорта);
- Обычные дороги с минимальной шириной, разрешенной правилами: второстепенные дороги к периферийным населенным пунктам, вспомогательные подъезды и проезды к улицам в жилых районах.
Правила регулируют ширину, размер и другие параметры дорожных полос, необходимые для движения.
Виды дорог
Согласно российскому законодательству, в соответствии со стандартом ГОСТ, ширина дорожной разметки должна выбираться в зависимости от типа самой полосы движения. Это условие является обязательным и введено для обеспечения безопасности дорожного движения.
Должностные лица, принимающие полосу, должны измерить размеры и убедиться, что они полностью соответствуют нормам. Поэтому ширина зависит от типа проложенной автомагистрали.
Можно выделить несколько типов:
- Двухполосные 4 и 8 полосные магистрали, предназначенные для высокоскоростного движения — не более 130 километров в час.
- Городские скоростные магистрали с максимальной скоростью 100 километров в час.
- Двух- и шестиполосные дороги с двойной проезжей частью с возможным регулированием движения и ограничением скорости 80 километров в час.
- Аналогичные артерии с управлением потоком, но состоящие из 4 и 8 полос.
- Автомобильное и пешеходное движение, 2-х и 4-х полосные автомагистрали, где обязательно устанавливается бордюр. Назначение такой автомагистрали — региональное, а скорость движения не превышает 70 км в час.
- Секции предназначены для проезда крупных предприятий — промышленных или транспортных. Движение осуществляется в основном крупногабаритным транспортом.
- Обычные скоростные дороги с минимальной шириной, разрешенной законом. Они могут быть второстепенными и удаленными от населенных пунктов и выступать в качестве подъездных путей к жилым домам и жилым комплексам.
Стандарты устанавливают ширину проезжей части и размер разделительной полосы. Ширина может быть не менее трех метров, но в России чаще всего встречается ширина 2,75 метра. На обычных дорогах можно использовать и это значение.
В населенных пунктах, где наблюдается интенсивное движение, ширина дороги должна быть не менее 3,5 метров, а в некоторых случаях — не менее 3,75 метров.
Самым важным вопросом является ширина проезжей части. Не случайно были приняты действующие значения ГОСТа. Они принимаются для создания безопасности движения, которая во многом зависит от того, насколько правильно применяются знаки и соблюдаются действующие стандарты.
Водитель должен обращать внимание на разметку, но фактическая толщина может представлять интерес в случае спора с дорожной полицией.
Ширина полосы движения в городе
Ширина полос движения в городе регламентируется СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планирование и развитие городских и сельских поселений».
Ширина полосы движения, м | Тип дороги и ее описание |
4 | Пешеходная магистраль регионального значения, 2 полосы движения. |
3,75 | Магистральная дорога, 4-8 полос Городская магистральная дорога непрерывного движения, 4-8 полос. |
3,5 | Доступная магистральная дорога, 2-6 полос. Городская магистральная дорога с регулируемым транспортным потоком, 4-8 полос. Автомагистраль с регулируемым движением, 2-4 полосы. Улицы и дороги местного значения научных, промышленных и коммунальных районов, 2-4 полосы. Второстепенные дороги, 1 полоса. |
3 | Улицы и дороги местного значения в жилых районах, 2-3 полосы движения. Местные улицы и дороги — парковые, 2 полосы. |
2,75 | Главные дороги, 2 полосы. |
Таким образом, ширина полос движения в городских районах (от 2,75 до 4 м) в среднем меньше, чем на других дорогах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации определены Федеральным законом № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. «О техническом нормировании». Правила применения национальных стандартов Российской Федерации определены ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации.
Сведения о стандарте
- РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический университет), Российской академией транспорта, ООО «ИНЖИНИРИНГИНВЕСТ».
- УТВЕРЖДЕН Техническим комитетом по стандартизации ТС 418 «Дорожное хозяйство»
- УТВЕРЖДЕН И ОТМЕНЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, N 297 ST, 22 ноября 2005 года.
- ВПЕРВЫЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ
Информация о поправках к настоящему стандарту будет опубликована в ежегодном информационном библиографическом указателе «Национальные стандарты», а тексты поправок и изменений — в ежемесячном информационном библиографическом указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячных национальных журналах по стандартизации. Соответствующая информация, уведомления и тексты также размещаются в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети.
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных дорог смешанного назначения (построенных на срок эксплуатации менее 5 лет), фермерских дорог, городских улиц и зимних дорог.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ 23457-86 Технические мероприятия по организации дорожного движения. Принципы применения
Примечание — При применении настоящего стандарта целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по национальному перечню стандартов по состоянию на 1 января текущего года и соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то замененный (измененный) стандарт будет регулировать применение настоящего стандарта. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, содержащее ссылку на него, применяется в части, не затрагивающей ссылку.
Термины и определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Краевая полоса: Обочина, предназначенная для защиты от повреждений края проезжей части и обеспечения регулярного доступа на нее автотранспорта.
3.2 Полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного покрытия, примыкающий к краю проезжей части, который позволяет транспортным средствам регулярно приближаться к нему во избежание аварий.
3.3 Стабилизированная часть обочин: часть обочины, имеющая покрытие.
3.4 Неасфальтированные обочины: Часть обочины без покрытия.
3.5 Парковочная полоса: Укрепленная часть поверхности проезжей части, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.
3.6 Проезжая часть: Основной элемент проезжей части, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.
Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
Расчетная скорость, км/ч | Наибольший продольный градиент, ‰ | Наименьшее расстояние видимости, м | |
стоп | ‰ Наименьшее расстояние видимости в метрах для остановки встречного транспортного средства | ||
140 | 30 | 275 | — |
120 | 40 | 250 | 450 |
100 | 50 | 200 | 350 |
80 | 60 | 150 | 250 |
60 | 70 | 85 | 170 |
50 | 80 | 75 | 130 |
40 | 90 | 55 | 110 |
30 | 100 | 45 | 90 |
Примечания:
|
4.2 Там, где в силу местных условий на дороге могут регулярно появляться люди и животные, боковая видимость прилегающей к дороге полосы движения должна обеспечиваться на расстоянии 25 м от обочины для дорог, рассчитанных на скорость не менее 100 км/ч, и 15 м для других дорог.
4.3 На дорогах в горной местности допускаются незначительные уклоны. Длина участка с крутым уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. На более длинных подъемах продольный профиль должен состоять из участков с меньшими продольными уклонами (не более 20‰) и стоянок с интервалами между ними, не превышающими длины участков, приведенных в таблице 2.
Таблица 2 — Длина участков с уменьшенным продольным уклоном
Местность | Продольный градиент, ‰ | |||||
40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | |
Граничная длина участка с расширенным градиентом, м | ||||||
Плоские и слегка холмистые | 600 | 400 | 300 | 250 | 200 | 150 |
Очень прочный | 1500 | 1200 | 700 | 500 | 400 | 350 |
4.4 Размеры площадок для парковки автомобилей на крутых склонах должны быть достаточными для размещения расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения следует выбирать с учетом безопасности парковки, чтобы исключить осыпи и камнепады и, как правило, вблизи источников воды.
Съезды следует устраивать перед крутыми съездами с уклоном более 50‰, а также на прямых съездах с интервалом 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу движения автомобиля.
Ширина полосы в городе и за его пределами
На всех автомагистралях ширина полосы движения не должна превышать 3,75 м (за исключением дорог с одной проезжей частью) при общей ширине 15 м при наличии четырех полос (с обеих сторон) и 30 м при наличии восьми полос.
Полосы шириной 3,75 м также встречаются в населенных пунктах (крупные автомагистрали, где разрешена скорость до 100 км/ч), но чаще встречаются на междугородних автомагистралях и на федеральных и окружных дорогах за пределами городов.
Многополосные дороги с более широкой проезжей частью встречаются в крупных населенных пунктах и мегаполисах, таких как Москва, где есть участки, на которых разрешена скорость выше 60 км/ч (при наличии знака).
В населенных пунктах также имеются автомагистрали с максимальной шириной полосы 3,5 метра, включая дороги с бордюром, предназначенным специально для пешеходов. Такая же ширина регламентируется для всех городских дорог с регулируемым движением.
Иногда параметры, установленные ГОСТом, в городе не соблюдаются. Чаще всего такая ситуация связана с развитием российских городов, которые строились в то время, когда еще не было автомобильного движения. В результате улицы часто бывают слишком узкими.
Как все устроено
Для повышения безопасности движения и доступности современная автомагистраль строится как сложное техническое сооружение на специально выделенной территории, называемой полосой отвода. Сама проезжая часть, по которой движутся автомобили, построена в этой зоне. Почти все типы дорог имеют твердое покрытие: асфальт, бетон и другие строительные материалы для повышения пропускной способности, удобства вождения и безопасности движения. Ширина проезжей части для дорог с одной проезжей частью должна быть не менее 7 м. Небольшой участок полосы отвода не имеет тротуара и не является частью проезжей части — он используется как вспомогательная зона. Эта часть полосы отвода используется для объездов, велосипедных дорожек, движения тракторов, для дренажа и защиты леса, а также для работ по содержанию дорожного покрытия, где хранятся строительные материалы.
Помимо проезжей части, дорога включает две обочины с левой и правой стороны проезжей части. Эта дополнительная полоса служит для съезда (попутного или вынужденного) с основного участка дороги, а также может использоваться как вспомогательная полоса для проезда или ремонта дорожного покрытия. Различные типы дорог имеют разную ширину обочин: от 2 до 3,75 м. С обеих сторон дороги предусмотрены канавы — кюветы глубиной от 0,3 до 1 метра — для отвода воды от дождя и снега. Независимо от класса и категории, все дорожные покрытия не являются плоскими, а имеют скатную крышу с уклоном от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевой воде свободно стекать в водосток, а не оставаться на поверхности.
Что делать с полосами неправильного размера
Обратите внимание, что иногда на дороге могут встречаться полосы не соответствующей ширины. В этом случае следуйте дорожной разметке на проезжей части, а не теоретическим значениям.
Ведь в случае аварии сотрудники дорожной полиции и судья будут смотреть на фактическое, а не теоретическое состояние проезжей части.
Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.
Например, за пределами населенного пункта я встретил дорожку, которая постепенно сужалась до ширины около 1,5 метров. Очевидно, что автомобили не могли поместиться на такой полосе и вынуждены были частично съезжать с нее.
Если вы сталкивались с чем-то подобным на практике, проблему можно решить. И это не очень сложно. Все, что вам нужно сделать, — это написать в местный орган по обслуживанию дорог. Труднее всего найти местную обслуживающую организацию, поскольку в каждом регионе она называется по-своему.
Тем не менее, если у вас возникли трудности на этом этапе, просто напишите обращение в местную администрацию (город, округ, префектуру и т.д.). В теле обращения вы можете указать следующее:
Возле дома № 18 по улице Ленина в городе Москве нарисована сплошная линия вывески. Ширина крайней правой полосы движения (направление — в центр) составляет 2,24 м, и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.
Я прошу исправить организацию дорожного движения на этом участке (установить новые знаки).
Такое обращение — хороший способ исправить недостатки в организации дорожного движения.
От чего зависит ширина полосы движения
Геометрические параметры проезжей части определяются ГОСТами и СНиП 2.07.01-89. Однако разработанные стандарты не одинаковы для разных типов дорог.
Таким образом, ширина дорожной полосы зависит от следующих факторов:
Расположение — внутри или за пределами застроенной территории.
Количество полос движения.
Максимальная скорость, разрешенная на дороге.
Каково значение автомагистрали (местное, штатное, федеральное).
То есть ширина полос движения в Москве будет иной, чем в пригородной зоне, и для многополосной автомагистрали установлены иные стандарты, чем для обычной междугородней автомагистрали.
Ширина проезжей части по ГОСТ
Ширина одной полосы движения зависит от ряда параметров
- Где расположена дорога — городская, внегородская;
- максимальная скорость движения на автомагистрали
- количество полос движения;
- значение автомагистрали — федеральное, национальное, местное.
Максимальная ширина полосы движения в России составляет 3,75 метра. К ним относятся:
- высокоскоростные магистрали (до 130 км/ч) с 4-8 полосами движения в обоих направлениях;
- Городские магистрали с 4-8 полосами движения для скоростей до 100 км/ч.
ГОСТ также устанавливает, что общая ширина такой автомагистрали (4 полосы движения в обоих направлениях) должна составлять 15 метров. Сюда не входят ограждения и обочины. Для 8-полосной автомагистрали ширина проезжей части должна составлять 30 метров.
Если учесть, что ширина среднего легкового автомобиля составляет 1,8 метра, то два автомобиля могут пересекаться на одной полосе, но это будет очень плотное разделение.
Также, согласно тому же ГОСТу, допускается ширина 3,5 метра. В эту категорию входят:
- Регулируемые автомагистрали, рассчитанные на скорость не более 80 км/ч и состоящие из 2-6 полос движения в обоих направлениях;
- Городские, регулируемые дороги, скорость до 80 км/ч, с ограничением скорости на четырех-восьми полосах;
- Дороги с региональным и пешеходным движением (с пешеходными обочинами), ограничение скорости не более 70 км/ч, от 2 до 4 полос;
- Улицы и проезды, ведущие к различным транспортным, промышленным или научным предприятиям, где наблюдается интенсивное движение грузовых автомобилей.
Так, на центральных улицах города со светофорами и выделенными пешеходными дорожками одна полоса должна быть шириной не менее 3,5 метров.
А самые узкие дороги имеют ширину 3 метра. Хотя существует специальное требование, что в случае проведения ремонтных работ или при плохом состоянии дороги ширина может быть уменьшена до 2,75 метров.
Запрещено ездить по дорогам с сужением более 2,75 метра. Обычно это различные велосипедные или пешеходные дорожки, специальные въезды и выезды с прилегающих территорий для специальной техники. Это правило может не распространяться на муниципальные автомобили, автомобили доставки и так далее.
Ширина следующих типов дорог может составлять три (2,75) метра:
- Улицы в жилых районах;
- Парки или проезды в промышленных зонах (не первичные, а вторичные);
- Второстепенные дороги, ведущие, например, к периферийным городским поселениям.
Предполагается, что на таких участках дорог действуют особые требования правил дорожного движения: ограничение скорости 30-40 км/ч или 20 км/ч в жилых районах в жилых зонах, уступить дорогу встречным транспортным средствам, уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. Это также может быть запрещено.
Читайте также: Параллельная парковка задним ходом в городе и на автодроме — пошаговая инструкция 2022 года
Четвертая и пятая категории дорог
Четвертая категория дорог характеризуется довольно низким качеством покрытия. Это может сделать их очень сложными в использовании, особенно осенью и весной. Эти дороги могут пропускать не более 1 000 автомобилей в день и ограничены скоростью 80 км/ч. Часто эти дороги вообще невозможно использовать, поскольку движение тяжелых транспортных средств вызывает быстрое и серьезное повреждение покрытия.
Представителем пятой категории является «классическая» национальная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют покрытия, и движение по ним со скоростью более 60 км/ч маловероятно.