- Определение понятия
- Фиксация нарушения и штраф
- Какие критерии опасного вождения?
- По каким критериям необходимо оценивать опасную езду?
- Есть ли способ, который позволяет получить взыскание?
- Что относится к опасному вождению
- Условия признания
- Если остановит инспектор
- Что не считается?
- Что может считать агрессивным вождением
- Видео с примерами опасного вождения
- Как выявляется опасное вождение
- Накажут ли за опасную езду, зафиксированную на камеру?
- Что не является опасным движением
- Штраф за фиксацию опасного движения камерами
- Пробелы в законопроекте
- Могут ли оштрафовать за это камеры
- Есть ли термин в других странах?
- Как получить штраф
- Существует ли штраф за преднамеренно опасное вождение
- Что входит в типичные нарушения?
- Должен ли сотрудник ГИБДД доказать опасное вождение?
Определение понятия
Опасное вождение определяется как неоднократное совершение нескольких нарушений правил дорожного движения. К ним можно отнести:
- Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству с приоритетом при смене полосы движения;
- Агрессивное переключение передач в условиях интенсивного движения, когда все полосы движения заняты, за исключением поворота, разворота, остановки или объезда препятствия;
- Невозможность соблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; — несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; — несоблюдение боковой дистанции;
- Необоснованное экстренное торможение;
- препятствуя обгону;
- вызывая другие виды аварий.
Умышленное создание аварийной ситуации подпадает под статью «опасное вождение».
На практике трудно применить административное положение и привлечь водителя к ответственности. Инспектор должен доказать вину водителя. Неясно, как именно это должно быть сделано с законодательной и практической точки зрения. У инспекторов нет такого опыта.
Эксперты уверены, что как только в правила дорожного движения будет добавлена новая статья об опасном вождении, это положительно скажется на дорожной ситуации. Ожидается, что это дисциплинирует водителей, поскольку планируется вводить крупные штрафы.
Считается, что водители сами должны быть предварительно мотивированы на соблюдение правил дорожного движения. Потому что такими агрессивными маневрами они подвергают окружающих невероятной опасности.
В наше время видеорегистратора в машине может быть недостаточно для доказательства вины — необходимы свидетели
Эффективность борьбы с таким явлением, как «опасное вождение», во многом зависит от правосознания самих граждан. В настоящее время рекомендуется делать фото- и видеосъемку собственного опасного вождения, но это можно делать только в присутствии свидетеля или пассажира. Опасное вождение может быть подтверждено записями с камер наблюдения, расположенных вблизи проезжей части.
Шашечная езда представляет прямую угрозу для других участников дорожного движения
Такие законодательные и практические меры направлены на снижение количества аварий и смертельных случаев на дорогах. Большинство аварий происходит из-за того, что водители прибегают к опасным маневрам.
Фиксация нарушения и штраф
Чтобы доказать незаконное вождение, инспектору ГАИ придется опираться на доказательства в виде фотографий и видеозаписей, собственного удостоверения. Главная задача — подтвердить, что человек не случайно или непреднамеренно прибег к опасному маневру, но это его обычная манера вождения, создает аварийную ситуацию без видимых причин.
В настоящее время средний штраф за такие «гонки» на дорогах составляет пять тысяч рублей (статья 12.38 Кодекса об административных правонарушениях).
Какие критерии опасного вождения?
Хотя в официальном тексте Правил дорожного движения содержатся четкие критерии нарушения, все же многие факты об агрессивном вождении остаются неясными:
- Сколько времени должно пройти между двумя нарушениями, чтобы они в совокупности стали опасным вождением: пять секунд, минута, день, месяц? Закон не дает ответа на этот вопрос.
- Должен ли инспектор доказывать опасное вождение и как? Ниже мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
- Что такое интенсивное движение, когда смена полосы движения запрещена? Законодательство 2022 года не содержит никаких критериев такой интенсивности или даже ее определения. Кроме того, водитель всегда может сказать, что он намеревался повернуть или свернуть, и в этом случае это уже не является правонарушением.
- Что такое безопасное расстояние и боковой просвет? В Кодексе водителей нет ответа на вопрос «сколько метров?», как нет и определения безопасного расстояния. Для этих концепций существует только прецедент — если нет несчастного случая, значит, они безопасны.
- И самое главное, существует такое условие, как риск аварии. Как это понять? Если не было аварии, значит ли это, что вождение не опасно?
К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему усмотрению. Если инспектор считает, что движение слишком интенсивное — вы получите штраф; если он не верит, что вы двигаетесь для поворота — вы получите штраф; если он считает, что боковое расстояние небезопасно — опять же, вы получите штраф.
По каким критериям необходимо оценивать опасную езду?
В отношении опасного вождения до сих пор существует много неясностей и спорных моментов.
И вот некоторые из нерешенных вопросов:
- Опасным считается вождение, при котором совершается несколько маневров за короткий промежуток времени. Что считается коротким периодом времени? Это может быть минута, час, неделя и т.д. Ни один нормативный документ не дает ответа на этот вопрос.
- Что считается интенсивным движением на автомагистрали. Это количество автомобилей на дорогах? Этот вопрос остается открытым. На этот вопрос до сих пор нет ответа. Не следует забывать, что перемещение с одной полосы на другую также может объясняться необходимостью совершить поворот. Это вовсе не является правонарушением.
- Все слышали о безопасном расстоянии, но никто не знает, сколько оно составляет в сантиметрах, метрах. Как водитель должен понимать и на каком расстоянии он должен ехать от обгоняющего транспортного средства.
Но самым спорным вопросом остается вопрос риска. Что следует считать риском несчастного случая, а что нет? Этот вопрос еще не решен. Все зависит от усмотрения инспектора. В целом, с камерой все понятно.
Недостатком этой сферы является то, что в каждом конкретном случае инспектор сам решает, кто составляет отчет и кто рассматривает дело. Вот и все. Такие стандарты утверждаются в КоАП. А то, что здесь может быть чисто субъективный человеческий фактор, никого не волнует.
Есть ли способ, который позволяет получить взыскание?
И да, и нет. Все относительно. Инспектор не может выписать штраф на месте (только за опасное вождение). Он может только остановить нарушителя и составить протокол. И далее ситуация должна быть детально изучена. Дело расследует не инспектор, а руководитель инспекции. Именно он принимает решение о вынесении постановления.
Алгоритм получения постановления о правонарушении следующий:
- Объект агрессивно ведет себя на дороге, неоднократно нарушая правила;
- Инспектор принимает к сведению ситуацию на месте и останавливает водителя, составляя протокол на месте;
- отчет направляется главному инспектору. Инспектор может принять решение в присутствии или без присутствия водителя;
- если решение принято не в пользу водителя, постановление высылается ему по почте.
Что относится к опасному вождению
Анализируя характер небезопасного вождения в соответствии с Кодексом водителей, можно выделить пять основных областей правонарушения, которые определяют небезопасный стиль вождения.
Именно они позволяют обвинить водителя в опасном вождении и выписать соответствующий штраф или применить другой вид наказания, предусмотренный Кодексом дорожного движения и другими законодательными актами. Речь идет о ситуациях, в которых нарушаются следующие правила и вождение считается опасным:
- Водитель игнорирует сигналы и призывы уступить дорогу другому транспортному средству при наличии соответствующего преимущества. Это правонарушение отображается в разделе 8.8 Кодекса дорожного движения.
- Смена полосы движения при интенсивном движении, например, при интенсивном движении на автомагистрали. Здесь мы ссылаемся на раздел 9.4.
- Водитель намеренно препятствует обгону другого транспортного средства, т.е. имеет место преднамеренное препятствование маневру. Эта ситуация обсуждается в пункте 11.3.
- Водитель резко тормозит. Случаи, когда водитель пытался избежать возможной аварии, рассматриваются как исключение. Это регулируется пунктом 10.5 Кодекса дорожного движения.
- Водитель не выдержал дистанцию до впереди идущего автомобиля и нарушил боковую дистанцию с автомобилями справа и слева. Это регулирование обсуждается в разделе 9.10.
Несоблюдение дистанции
Опасное вождение (DOD) также может называться агрессивным вождением. Помимо этих правонарушений, взимается плата за езду по тротуару, частое движение и смену полосы движения в интенсивном потоке, оскорбительные жесты, крики и ругательства в адрес других водителей. Этот список в значительной степени является открытым, поскольку детальные нюансы правонарушения во многом зависят от степени безответственности и фантазии автомобилиста.
Условия признания
Существуют ключевые условия, при которых поездка может считаться экстремальной, агрессивной или опасной. Все они в равной степени относятся к концепции.
Первое условие — совершение не менее 2 или более преступлений подряд. Согласно Кодексу водителей, действия будут классифицироваться как ПН, если правонарушения относятся к разным параграфам закона или нарушается один и тот же параграф, но неоднократно.
Однако понятие совершения одного нарушения за другим не уточняется, поэтому каждый сотрудник дорожной полиции может индивидуально решать, является ли действие водителя опасным или нет. На практике оказалось, что перекресток может считаться опасным даже в ситуациях, когда между правонарушениями проходит значительный промежуток времени.
Вторым условием признания НП является опасность для жизни или здоровья человека, а также для имущества. Это условие можно считать объективным и однозначным в ситуациях, когда есть реальная возможность зафиксировать наличие такой опасности. Факт воплощения опасности проявляется в виде несчастного случая. Однако, если опасность присутствовала, но не привела к каким-либо последствиям, регистрация опасности может быть проблематичной.
Пьяные водители — это особый случай. Факт их состояния может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Выбор наказания напрямую зависит от конкретных обстоятельств. А именно:
- водитель отказался пройти медицинское освидетельствование;
- водитель передал руль лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения;
- действия пьяного водителя привели к смерти человека и т.д.
Другим особым случаем считается наркотическое опьянение, а также многократные аресты водителя, находящегося под воздействием алкоголя или наркотиков. Здесь применяются административные и уголовные санкции.
Если остановит инспектор
Новый законопроект предусматривает, что инспектор дорожной полиции может наложить штраф за опасное вождение по своему личному усмотрению. Подразделения дорожной полиции, патрулирующие улицы, будут иметь право сообщать о нарушителях без предоставления видеодоказательств.
Сейчас ответственность на водителя может возложить только сотрудник дорожной полиции — по мнению юристов, эта мера будет невыполнимой, поскольку полицейский должен доказать в суде, что водитель совершил несанкционированный маневр.
Существует большая вероятность того, что протоколы, не подкрепленные фото- и видеоматериалами, будут выдаваться только в самых очевидных случаях, а автоматические стационарные или мобильные комплексы будут фиксировать большинство нарушений. Это может привести к тому, что водители будут получать штрафные письма за не всегда очевидные признаки нарушения.
Что не считается?
Однако не все действия водителя, которые на первый взгляд кажутся опасными, могут быть квалифицированы как опасное вождение.
В этих случаях вождение не будет равнозначно таковому:
- Несоблюдение дистанции до движущегося впереди автомобиля. Пример — автомобили, стоящие вплотную друг к другу в пробке;
- дрейф;
- Передвижение с полосы на полосу без поворота;
- второго ряда.
Другими словами, если действие не указано в списке опасного вождения, оно не может быть приравнено к нему. Работает принцип: что не запрещено, то разрешено.
Что может считать агрессивным вождением
На основе определения, данного законодателем, можно составить примерный перечень действий, которые считаются опасным вождением.
Видео с примерами опасного вождения
Согласно регламенту, «опасное вождение» выражается в неоднократном совершении водителем действий, представляющих опасность для жизни или здоровья людей, повреждения транспортных средств, сооружений, имущества или иного материального ущерба. К таким действиям относятся:
- Отказ уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество;
- Смена полосы движения при интенсивном движении, когда все полосы заняты (за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия)
- Несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала;
- Резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения аварии);
- Избегайте обгонов.
Этот тип вождения характеризуется повышенным риском именно из-за сочетания этих действий за короткий промежуток времени. В некоторых случаях это делает невозможным для других участников дорожного движения предсказать последующее поведение этого водителя и отреагировать соответствующим образом, говорится в пояснительной записке к документу.
Видео — Препятствование обгону:
Неоправданное резкое торможение перед другим транспортным средством:
Переключение передач при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия:
Несоблюдение бокового зазора. Пример видео:
Видео — Несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства:
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся правом проезда, при смене полосы движения:
Как выявляется опасное вождение
Можно ожидать, что на начальном этапе дорожная полиция будет фиксировать большинство правонарушений. Это связано с тем, что оборудование, способное эффективно и точно выявлять нарушителей правил дорожного движения, еще не разработано. По определению, для привлечения к ответственности необходимо собрать полную совокупность доказательств, подтверждающих целый ряд действий водителя. Невозможно будет наказать нарушителя, допустившего только 1 нарушение (неправильная смена полосы движения).
Обычные автомобилисты также смогут помочь. Они смогут предоставлять кадры с видеодоказательствами непосредственно в (дорожную полицию). Самое главное — запечатлеть все моменты на видео и суметь различить регистрационный номер нарушителя. Уже отмечалось, что сотрудники дорожной полиции рассчитывают на активную гражданскую позицию водителей, так как это повысит уровень безопасности на дорогах в целом.
Накажут ли за опасную езду, зафиксированную на камеру?
Здесь есть несколько моментов. Давайте начнем с первого из них. Камера не всегда практически способна зафиксировать опасное вождение. Необходимо повторить маневр несколько раз за короткий промежуток времени. Ситуация должна быть рискованной и представлять опасность для других участников.
Другой вопрос. Многие маневры, указанные в списке опасного вождения, должны сопровождаться изменением скорости или вектора движения. В противном случае трудно доказать факт резкого торможения и т.д. Однако не все камеры могут это делать.
Третий пункт. Действия водителя должны создать опасную ситуацию. Камера не настолько умна, чтобы оценить ситуацию на месте.
Получается, что за опасное вождение нельзя получить штраф на основании камеры.
Что не является опасным движением
Под определение опасного вождения не попадают все маневры и нарушения, не описанные в разделе 2.7 ПДД, напр:
- несоблюдение дистанции во время движения;
- динамичный старт со светофора;
- превышение скорости и т.д.
Штраф за фиксацию опасного движения камерами
Уже сейчас можно сказать, что обвинение в агрессивном вождении не будет предъявлено только на основании видеозаписи. Они недостаточно технически развиты и не могут интерпретировать некоторые маневры водителей как сложное нарушение.
Пробелы в законопроекте
Важно! Не получили ответа на свои вопросы? Наши адвокаты по автомобильным делам готовы помочь вам. Это совершенно бесплатно!
- Только практикующие юристы по автотранспортным средствам
- Аноним
- Бесплатно
Исходя из определения, данного в разделе 2.7 правил дорожного движения, следующие пункты никак не регламентируются:
- Какой временной интервал позволяет считать маневры последовательными?
- с какой скоростью должен двигаться транспорт, чтобы считаться интенсивным и не подходящим для смены полосы движения;
- каково безопасное расстояние, если таковое имеется, до столкновения и возникновения аварии
- как оценить, являются ли действия водителя опасными, если они не привели к аварии.
Пока что упомянутые ситуации не определены ни в одном законе, поэтому решение остается за инспектором ГАИ, который рассматривает дело в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. От того, как он интерпретирует действия водителя, зависит, будет ли он оштрафован.
Могут ли оштрафовать за это камеры
КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Однако законодатель предусмотрел исключение из этого правила, когда гражданин должен доказать свою невиновность. Это происходит в том случае, если административное правонарушение было зафиксировано автоматическими системами видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Комплексы не фиксируют данное нарушение
Автомобилист имеет право обжаловать вынесенное в отношении него решение через вышестоящие органы или в суде. Однако не всегда удается добиться оправдательного приговора. Хорошо известно, насколько проблематично обжаловать билет, полученный от автомата.
Есть ли термин в других странах?
В России термин «опасное вождение» появился только в середине 1920-х годов, но на Западе (особенно в США и некоторых странах Западной Европы) он существует уже давно и не склонен к недопониманию. Законодатели США были наиболее щепетильны в этом вопросе. В отличие от России, у них официально утверждены двадцать видов маневров, которые можно однозначно трактовать как признаки агрессивного вождения. Для человека, находящегося за рулем, достаточно двух или трех таких последовательных действий, чтобы получить штраф. И водитель рискует не только потерять деньги или права на вождение, но и лишиться свободы на несколько месяцев.
В России подобные предложения уже звучат и будут официально одобрены.
В случае с ЕС все не так однозначно. С одной стороны, штрафы в этих странах выше, чем в России. Но понятие агрессивного вождения нельзя считать специфическим везде. Эта проблема особенно остро стоит в Великобритании. Там штрафы за неосторожное вождение нечасты, но никто за рулем не может чувствовать себя застрахованным. Достаточно того, что сотруднику дорожной полиции просто не нравится манера вождения автомобиля и он считает поведение водителя опасным. Штрафа недостаточно. Если вы являетесь особо серьезным нарушителем, вам могут запретить управлять автомобилем или арестовать, или вам придется пересдать экзамен по вождению.
Как получить штраф
Чтобы получить штраф за опасное вождение, необходимо совершить несколько опасных маневров на глазах у инспектора дорожной полиции. Сотрудник, остановивший автомобиль, составит протокол с подробным описанием всех деталей правонарушения и отправит его начальнику дорожной полиции, вручив водителю копию с указанием даты и времени заседания, на котором будет рассмотрено его дело.
Если водитель примет участие в слушании, он сможет представить свою защиту. В противном случае копия решения будет направлена ему.
Существует ли штраф за преднамеренно опасное вождение
В России понятие «опасное вождение» появилось в 2016 году. Рассмотрение законопроекта несколько раз откладывалось. В настоящее время в КоАП РФ существуют статьи, которые описывают определенные виды агрессивного поведения водителей автомобилей и регламентируют способы наказания за такие правонарушения. Ожидается, что штраф за умышленно опасное вождение появится в Российской Федерации с 2019 года.
Таблица 1. Сколько заплатит нарушитель ПДД за некоторые виды хулиганского вождения
Слишком часто меняет полосы движения в непрерывном потоке транспорта | Наказание в виде предупреждения или штрафа с обязательством уплатить 500 рублей. |
Не соблюдается боковое расстояние между полосами движения | 1500 |
Избегайте резкого торможения | |
Создал препятствие для обгона |
Во многих европейских странах за опасное вождение полагается штраф. Кроме того, полиция имеет право лишить правонарушителя водительских прав. В этих странах «опасное вождение» не определено, но участники дорожного движения наказываются за «агрессивное вождение».
Что входит в типичные нарушения?
Хотя опасное вождение имеет фиксированное определение, неточности не устранены. Основное внимание инспектора ГИБДД уделяется действиям водителя. В частности, это включает в себя:
- Опасное приближение со стороны и сзади других транспортных средств;
- Неоправданно резкое нажатие на тормоза;
- попытка маневрировать между потоками на оживленной полосе;
- Отказ уступить дорогу попутному транспорту, несмотря на то, что это закон.
Такие действия классифицируются как опасное вождение, поскольку они могут привести к повреждению других автомобилей, наезду на пешеходов или повреждению зданий и дорожных сооружений.
Читайте также: Правила использования внешних световых приборов для автомобилистов
Должен ли сотрудник ГИБДД доказать опасное вождение?
Собранные дорожной полицией доказательства должны трактоваться совершенно однозначно, иначе любое наказание будет считаться необоснованным и неоправданным.
Съемка вождения и действий человека за рулем с разных ракурсов необходима для того, чтобы показать, что человек неоправданно совершает рискованные маневры и что он делал это не один раз, а систематически.