Тахограф и техосмотр — изменения в законе

ПДД

Х арактеристик а тахографа

Эксплуатация транспортных средств, оборудованных тахографами, четко регулируется действующим законодательством. Эксплуатация и использование этих устройств включены в перечень обязательных правил для некоторых видов автомобильного транспорта.

Предназначение устройства

Тахограф является цифровым устройством. Он записывает данные и контролирует работу водителей. Специальные карты, представляющие собой электронные чипы, встроенные в пластик, используются для записи показаний прибора. Это могут быть карты, предназначенные для:

  • водитель;
  • компания;
  • контроллеры;
  • мастерские.

Транспортные средства, подлежащие регулярному техническому осмотру, для которых тахографы являются обязательными, являются:

  • грузовые автомобили российского производства грузоподъемностью более 3,5 тонн;
  • международные автобусы с 8 и более сидячими местами;
  • все грузовые и пассажирские автомобили, используемые в международных перевозках.

Иностранные большегрузные автомобили оснащаются тахографами в процессе производства. Российские автомобили оснащаются электронным оборудованием в специализированных мастерских. Отсутствие тахографов или специальных карт для них во время перевозки влечет за собой штрафные санкции.
Тахографы важны для снижения количества аварий на дорогах, уменьшения коррупции при эксплуатации транспортных средств, устранения фиктивных техосмотров, а также для того, чтобы на дороги выезжали только эффективные автомобили со здоровыми водителями. Тахограф контролирует и измеряет пройденное расстояние, время в пути и скорость транспортного средства.
Тахографы легально используются с июня 2010 года. С тех пор были введены новые правила и несколько раз принимались законодательные изменения.
Но в 2021 году, помимо уже действующих правовых норм, регламентирующих проведение технических испытаний различных видов транспортных средств и установку в них электронного тахографа, вступили в силу новые требования. Эти правила изложены во вновь опубликованных правовых актах, поправках и других юридических документах.

На каких категориях транспортных средств тахограф не проверяют?

В пункт 83 Приложения 1 к Правилам технического осмотра вносятся следующие изменения:

Категория транспортного средства 1
M1 N1 M2 N2 M3 N3 O1, O2 O3, O4 L
83 Автомобиль должен быть оборудован тахографом …. X X X X

Напоминаем, что расшифровку технических категорий вы найдете в отдельной статье:

Категории в технических регламентах

Во время технического осмотра только грузовые автомобили категории С и все автобусы (категория D) будут проверяться на наличие тахографов.

Что касается легковых и пассажирских автомобилей, грузовиков категории B и прицепов, то они освобождены от требования о наличии тахографа.

Как проходит техосмотр грузовика

Для грузовых автомобилей порядок проведения технических испытаний в 2022 году установлен в Приложении 1 к Правилам ТО № 1434 (с изменениями). Список требований включает:

  • Эффективность торможения — в соответствии с приложением № 8 ТР ТС, принятым в 2011 году;
  • разница между тормозными силами осей колес допускается в пределах, указанных в вышеуказанном приложении;
  • Грузовые автомобили категорий 2 и 3 должны иметь эффективную систему автоматического торможения (если привод пневматический);
  • для тех же категорий сжатый воздух не должен выходить из тормозных камер колес транспортного средства;
  • правила проверки грузовых автомобилей 2022 года не позволяют определять утечки или негерметичность гидравлической тормозной системы;
  • Невозможно провести проверку, если тормозная система имеет коррозию, механические повреждения, треснувшие или деформированные детали;
  • для грузовых автомобилей категорий B и C в 2022 году требует эффективности стояночного тормоза, управления, сигнализации, тормозов и манометра для пневматической и гидравлической систем;
  • технический тест для прицепов (полуприцепов) и полуприцепов для грузовых автомобилей 2022 требует исключения повреждений во время движения, правильной прокладки и длины соединительных шлангов.

Основными требованиями являются не только выполнение требований к тормозной системе, установленных техническим регламентом Таможенного союза. Система рулевого управления, воздухозаборник и выпускной байпас будут проверены на предмет исправности. Новые Правила технического осмотра грузовых автомобилей 2022 года не предусматривают проверку световых приборов, противоугонных устройств, герметичности и уровня шума, а также наличия противооткатных упоров. Изменения, введенные постановлением правительства, привели к сокращению некоторых статей расходов. А из нового ввели только воздухозаборник и выхлоп (система обхода утечек).

И зменения 2021 года

Многое в процедуре технического осмотра и правилах установки тахографа остается неизменным. Процесс проверки остается неизменным. Частота проверок также не изменилась. Например, транспортные средства с различной грузоподъемностью и весом, а также период их использования должны проверяться один раз

  • каждые 6 месяцев
  • через 1 год;
  • каждые 2 года.

По результатам технического осмотра владельцы транспортных средств получают диагностическую карту и могут сразу же оформить страховой полис.
Диагностика по-прежнему может проводиться только аккредитованными организациями и дилерскими центрами, перечисленными на сайте РАМИ (Российского автомобильного союза). Разрешения на такую деятельность выдаются службой Ространснадзора. Для прохождения техосмотра владелец автомобиля должен предъявить удостоверение личности, сертификат или свидетельство о регистрации транспортного средства (ПТС).

Когда техосмотр все же нужен

Когда же необходимо проходить техосмотр?

При продаже автомобиля.

Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл, возраст которого превышает четыре года (с года выпуска), для регистрации необходима диагностическая карта. Интересно, что в законе не указано, кто должен нести расходы — продавец или покупатель. Предположительно, до разъяснения и уточнения этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае по договоренности.

При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.

На самом деле, описанная выше ситуация на стороне покупателя. Если нет свежего ТО, автомобиль не может быть зарегистрирован. Как мы уже говорили, предыдущий и новый владельцы должны будут договориться о том, кто проводит техосмотр.

При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.

При модификации необходимо получить новый сертификат, иначе автомобиль не может считаться безопасным по закону.

Модификацией считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если производитель одобрит какие-либо изменения, это должно быть зафиксировано в технической документации, в этом случае дальнейшие действия не требуются. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для внепланового обслуживания. В частности, к модификациям, требующим проведения ТО, относятся:

  • Изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка нестандартных электрических бамперов, лебедок и т.д.).
  • Замена фар на источник света другого класса.
  • Переоборудование транспортного средства таким образом, чтобы им мог управлять инвалид.
  • Замена двигателя на двигатель с другой спецификацией (отличающейся от спецификации оригинальной детали).
  • Модификации тормозной системы.
  • Подъем или опускание подвески.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ № 413, устанавливаемые детали должны быть предварительно проверены на безопасность и одобрены для установки. Только в случае подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких правил.

Наказание ужесточили

Езда без техосмотра теперь наказывается штрафом в размере 2 000 рублей. Однако владельцы частных автомобилей освобождены от ответственности — в принципе, они не обязаны проводить технический осмотр. Остальные могут быть оштрафованы не только инспекторами ГАИ. Штрафы будут поступать с видеокамер, причем регулярно — раз в день.

Владелец легкового автомобиля может быть оштрафован только в случае попытки регистрации без действующей диагностической карты. Но более вероятно, что незадачливому автовладельцу откажут в регистрации и законно направят на техосмотр.

Изменения, касающиеся прохождения самого ТО

Изменения в процедуре технического осмотра стали более строгими, поскольку ужесточились требования к конструкции и пригодности транспортных средств. Изменения, не разрешенные производителем, могут препятствовать прохождению ТО. Транспортные средства могут быть просто не допущены к осмотру из-за чрезмерной комплектации или отсутствия обязательных деталей. Изменения в конструкции могут привести к штрафам и даже конфискации автомобилей до тех пор, пока изменения не будут устранены и штрафы не будут уплачены.
Кроме того, были увеличены сроки проведения проверок автобусов. Были приняты нововведения, касающиеся частоты проверок автобусов, специализированных автомобилей и грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов. Диагностические карты, выдаваемые после техосмотра автомобилей и автобусов, теперь имеют новый дизайн в соответствии с вышеуказанными изменениями. Теперь они могут быть в электронном виде и должны иметь цифровую подпись специалиста, проводившего проверку.
Осматриваемые транспортные средства должны быть сфотографированы «до» и «после» осмотра. На фотографиях должны быть указаны координаты проведения проверки в любой точке Российской Федерации. В то же время были дополнены правовые акты, регулирующие сроки и другие стандарты проведения проверок.

Сколько стоит?

Государство устанавливает минимальную стоимость техосмотра. Регионы имеют право увеличить его. Цена будет ежегодно корректироваться с учетом инфляции. Минимальная цена техосмотра легкового автомобиля составляет 913 рублей.

Если в ходе проверки будут выявлены какие-либо нарушения, владелец автомобиля может исправить их в течение 20 дней и обратиться в тот же пункт проверки. Тогда ему придется оплачивать только необходимые повторные проверки. В противном случае всю сумму придется заплатить снова.

Какие требования предъявляются к тахографу?

В предыдущей части этой статьи текст пункта 83 таблицы был сокращен для удобства восприятия, но пришло время рассмотреть его в полном виде:

83 Транспортное средство должно быть оборудовано тахографом или контрольным устройством (тахографом), регистрирующим время движения и отдыха водителей транспортных средств в соответствии с Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) 3 («контрольное устройство (тахограф)»). Тахограф должен быть опломбирован в установленных местах, откалиброван не позднее, чем за 3 года до даты представления транспортного средства на периодический технический осмотр, на нем должна быть нанесена информация о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер), номер программного и шифровального (криптографического) оборудования, текущая дата и время, а также информация о результатах калибровки тахографа, подтверждающая его пригодность к использованию, находящаяся в Федеральной информационной системе.

Контрольное устройство (тахограф) должно быть опломбировано в установленных местах, иметь знак официального утверждения типа и пройти калибровку не позднее чем за 2 года до даты представления транспортного средства на очередной технический осмотр, а информация о результатах поверки контрольного устройства (тахографа), подтверждающая его пригодность к использованию, должна быть включена в Федеральный комплект данных об обеспечении единства измерений. На транспортном средстве, оборудованном контрольным устройством (тахографом) (или на самом контрольном устройстве (тахографе)), должна быть прикреплена табличка с указанием характеристического коэффициента транспортного средства и даты его определения, эффективной окружности колесных шин и даты их измерения

если транспортное средство должно быть оборудовано тахографом в соответствии с законодательством Российской Федерации или контрольным устройством (тахографом) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Тахограф идентифицируется по наличию пломб с префиксом «RF», контрольное устройство (тахограф) — по наличию пломб с префиксом «RUS».

Давайте рассмотрим наиболее важные моменты этого раздела:

тахограф необходим только для тех грузовиков и автобусов, для которых он обязателен по закону. Если транспортное средство попадает в список исключений, проверка тахографа не производится.

Например, бетономешалка не требует наличия тахографа и не подлежит проверке во время техосмотра.

Существует два типа устройств контроля режима движения: тахограф и контрольное устройство. Они отличаются тем, что тахограф устанавливается в соответствии с российскими правилами, а контрольное устройство — в соответствии с европейскими.

Последняя корректировка российского тахографа должна быть произведена не ранее, чем за последние 3 года. Если с момента корректировки прошло более трех лет, необходимо обратиться в специализированную организацию для повторного проведения корректировки.

Последняя калибровка европейского контрольного устройства должна быть проведена не ранее, чем за последние 2 года.

Как подготовить грузовик к техосмотру — советы

Эксперты советуют внимательно изучить все критерии автомобиля, которые будут проверены экспертами при визуальном осмотре, и не только их. Внешний вид грузовика, состояние световых приборов, визуально различимые детали конструкции и наличие необходимого оборудования — все это может повлиять на точность проверки.

Рекомендации включают:

  • чистота транспортного средства и разборчивость номерных знаков;
  • подготовка пакета необходимых документов;
  • изучение обновленных правил и списка требований;
  • обращать пристальное внимание на состояние тахографа;
  • предварительная регистрация (в Госуслугах или региональных службах).

Отмена некоторых пунктов в списке обязательных условий не призвана облегчить жизнь водителя. Это означает, что каждый ответственный специалист понимает, что его доступность и эффективность важны, прежде всего, для обеспечения его жизни и здоровья, а также безопасности других участников дорожного движения.

Технический осмотр 2022 для новых грузовиков проводится в соответствии с вышеуказанными интервалами с 12 месяцев после даты выпуска производителем. До этой даты предполагается, что последний дает гарантию пригодности к использованию.

Изменения, касающиеся транспортных средств, оснащенных тахографами

С начала 2021 года одновременно вступили в силу несколько нормативных актов, которые регулируют установку и использование тахографов в специальных транспортных средствах (автобусах с определенным количеством мест и грузовиках определенной вместимости).
Первое нововведение касается категорий и типов транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами с 1 января этого года. К старым требованиям добавляется тот факт, что, согласно новым правилам, для некоторых категорий транспортных средств (категория «С») физические лица не обязаны устанавливать электронные устройства. Это относится, например, к автомобилю с клавиатурой. Потому что в формулировке нет слова «нагрузка». А тахографы устанавливаются как физическими, так и юридическими лицами только на грузовые автомобили.
Изменения в списке исключений, для которых установка тахографов не является обязательной. Эти исключения включают перечень транспортных средств и распространяются только на юридические лица. Он также касается отмены некоторых исключений для физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Список содержит довольно много пунктов и включает такие транспортные средства, как

  • транспортные средства для перевозки животных и пчел
  • автомобили для спасательных служб и полиции
  • автомобили, оборудованные передвижными библиотеками и сценами;
  • транспортных средств для использования в запретной зоне.

В то же время, фраза «специальные транспортные средства» была исключена из списка в связи с частым неправильным использованием этого термина.
Изменения, влияющие на возраст «исторических» транспортных средств. Ранее тахографы нельзя было устанавливать на автомобили старше 30 лет. Теперь им должно быть не менее 50 лет. Но автомобили должны иметь оригинальные двигатели, рамы, детали кузова (сохраненные или восстановленные до первоначального состояния). Например, если «музейный» самосвал даже не эксплуатировался, а только чинился, тахограф все равно необходим. Но согласно новым правилам, это относится только к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям и не распространяется на организации.
Старые правила определяли категории транспортных средств в соответствии с классами экологической безопасности, и в соответствии с этими классами устанавливались условия для установки тахографов. Теперь стандарты этого параграфа изменены. Они устанавливают новые сроки для установки оборудования и соответствующие новые экологические классы автомобилей.
Подводя итог, можно сказать, что основные изменения коснулись владельцев всех грузовиков и автобусов категории «С», если эти владельцы транспортных средств являются обычными людьми или индивидуальными предпринимателями, но не зарегистрированы как юридические лица.

Проверок стало меньше

Постановление правительства № 306 от 9 марта 2022 года вступило в силу 1 сентября 2022 года. Документ изменил регламент проведения технических экспертиз — их стало меньше. Сейчас в списке 55 пунктов, тогда как раньше было 82.Например, они не будут проверять

  • Коррозия компонентов тормозной системы;
  • повреждение тормозных магистралей;
  • Места для установки государственного номерного знака;
  • Шум выхлопной системы;
  • Наличие масла и других жидкостей, капающих из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • Наличие аптечки первой помощи, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на ветровое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также были отменены некоторые другие требования к техосмотру транспортных средств. В то же время закон по-прежнему запрещает вносить изменения в конструкцию автомобиля. Вас не допустят к осмотру, если в автомобиле имеются явные модификации и дополнительное оборудование, не зарегистрированные в регистрационных документах. Обязательным является наличие в автомобиле аптечки и огнетушителя, которые, согласно новым правилам, не проверяются. Это требование правил дорожного движения, которое не было отменено.

Как отличить легальную станцию ТО

Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал на своем сайте данные об аккредитованных (имеющих государственную лицензию на данный вид деятельности) станциях. Эта информация поступает из реестра станций технического осмотра транспортных средств. Выбрав станцию с подходящими условиями, проверьте ее в реестре на предмет утверждения.

Периодичность проведения техосмотра грузовиков

Последняя поправка к разделу 15 Федерального закона № 170 предусматривает другие требования к проверке. Они зависят от возраста грузовика и его категории. Новые правила с начала этого года предусматривают, что технический осмотр грузовиков в 2022 году будет проводиться

  • Каждые 24 месяца для автомобилей массой 3,5 тонны (категория 1), если с даты производства прошло не более 4 лет;
  • Ежегодно для автомобилей старше 10 лет;
  • ежегодно для категории 2 (до 12 тонн);
  • Транспортные средства с опасными грузами проверяются каждые 6 месяцев.

Комментарий эксперта! V. Шишкин, юрист: «Водителям автобусов, такси и грузовиков не нужно спрашивать, требуется ли техосмотр для определенных категорий грузовиков в 2022 году. Для них соблюдение Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) является обязательным. Процедура упрощена только для некоторых категорий. Интересно, что отмена проверки аварийных знаков, огнетушителей и аптечек на диагностической станции не означает, что они не нужны, просто это не входит в обязанности техников. Если инспектор их не обнаружит, водитель должен заплатить штраф в размере 500 рублей.

Читайте также: Как узнать есть ли ОСАГО у автомобиля в 2023 году?

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя во многих случаях техосмотр не является обязательным, это не освобождает вас от ответственности и обязанности содержать свой автомобиль в хорошем рабочем состоянии. Согласно пункту 2.3.1 StVS, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить техническое состояние транспортного средства и убедиться в его пригодности для движения. По этой причине по-прежнему рекомендуется регулярно обслуживать автомобиль и проверять все детали и функции.

Отмена обязательства по уплате алиментов не лишает вас возможности проходить эту процедуру регулярно. Те, кто предпочитает обслуживать свои автомобили, получают преимущество. Например, им не придется проходить техосмотр «на месте» при остановке сотрудниками ГИБДД (сотрудник ГИБДД может проверить по электронной базе данных наличие действующей диагностической карты). По крайней мере, для старых автомобилей регулярное техническое обслуживание может быть лучшим решением. Однако штраф за отсутствие свежего TI перестанет применяться, что является хорошей новостью для всех автовладельцев.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей