- Техосмотр в 2022 году: новые правила
- Какие виды транспорта должны проходить техосмотр
- Как часто нужно проходить техосмотр
- Отменят ли техосмотр в России?
- Сравнение правил прохождения техосмотра авто до и после 1 марта 2021 года
- Кого от техосмотра освободили, а кого – нет?
- Как будет проводиться фотофиксация
- Где проходить техосмотр в 2022 году
- Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?
- Если техосмотр был куплен?
- Я вносил изменения в конструкцию авто
- При нарушениях со стороны оператора станции ТО
- Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?
- Какие новшества ожидают автомобилистов
- Какие документы нужны
- Регрессные требования от страховой компании
- Как пройти техосмотр
- Кому светит внеплановый техосмотр?
- Для каких транспортных средств продлеваются диагностические карты?
- Особенности продления диагностических карт
- Кому не нужно проходить техосмотр после 1 марта 2021 года?
- За отсутствие техосмотра будут штрафовать
- Как проверить наличие техосмотра в режиме онлайн?
- Сколько придется платить за техосмотр
- Новые правила и порядок процедуры с 1 марта 2021 года
- Как продлить диагностическую карту?
- Как часто нужно заезжать на станцию техосмотра?
- Какие предусмотрены штрафы
- На сколько продлеваются диагностические карты?
- Осмотр автомобиля проведён. Что дальше?
- Сколько стоит прохождение техосмотра в 2022 году
- Что грозит за отсутствие техосмотра после нововведений?
- Штраф ГИБДД
- Регресс от страховой
Техосмотр в 2022 году: новые правила
Согласно закону № 494-ФЗ, принятому в конце прошлого года, правила проведения техосмотра изменятся в 2022 году. Отныне эта процедура является обязательной для владельцев частных автомобилей и мотоциклов. Владельцы такси, автобусов и грузовиков подлежат обязательной проверке.
Кроме того, обязательной проверке подлежат следующие ситуации:
- Когда владелец регистрирует транспортное средство, год выпуска которого истек четыре года, включая.
- При смене владельца транспортного средства и по истечении четырех лет с года выпуска, включая.
- При изменении конструкции транспортного средства или основных компонентов — например, при установке газового оборудования.
- Если сотрудник ГИБДД визуально определил признаки технической неисправности транспортного средства и оценил ее как угрозу безопасности дорожного движения.
- Если вы управляете автомобилем любого возраста за границей, на границе у вас попросят российский документ.
Приобрести полис гражданской ответственности для легковых автомобилей можно без технического осмотра и диагностической карты.
Какие виды транспорта должны проходить техосмотр
После вступления в силу законодательных нововведений изменятся условия проведения техосмотра. С марта 2021 года ни один автомобиль старше 4 лет не должен будет проходить техосмотр. Автомобили, возраст которых составляет от 4 до 10 лет, должны будут проходить ТО каждые 2 года. Все эти правила распространяются и на другие виды транспортных средств:
- трейлеры;
- мотоциклы;
- трейлеры;
- грузовые автомобили массой не более 3,5 тонн.
Транспортные средства старше 10 лет должны иметь сертификат исправности один раз в год. Если возраст автомобиля менее 5 лет и он используется в качестве такси, он должен проходить техосмотр раз в год, если более 5 лет — раз в полгода.
Раз в год необходимо будет подтверждать техническое состояние:
- грузовые автомобили от 3,5 тонн
- автобусы;
- Подготовка автомобилей возрастом до 5 лет;
- транспортные средства, перевозящие опасные грузы; такси (автомобили); учебные автомобили до 5 лет; транспортные средства, перевозящие опасные грузы;
- Такси (легковые автомобили);
- Грузовые автомобили (от 8 мест);
- Транспортные средства со специальными огнями.
Если возраст автомобиля превышает 5 лет, автомобиль должен проходить техосмотр раз в полгода.
При определении возраста автомобиля необходимо учитывать изменения в правилах. Теперь год выпуска (дата, указанная в специальном техническом паспорте) включается в период зачета техосмотра. Например, если автомобиль был произведен в 2016 году, то в 2020 году ему исполнится 4 года, а значит, с этой даты он должен будет пройти техосмотр.
Как часто нужно проходить техосмотр
Вот основные правила для владельцев автомобилей:
- Автомобили, которым менее четырех лет, освобождаются от техосмотра. Для приобретения полиса ответственности перед третьими лицами диагностическая карта не требуется.
- Легковые автомобили возрастом от четырех до десяти лет проверяются раз в два года. Если автомобиль старше десяти лет, процедура повторяется каждый год.
- Такси, автобусы и грузовики возрастом не более пяти лет также проверяются ежегодно, если старше — раз в полгода.
Возраст автомобиля рассчитывается с года выпуска, а не с момента покупки. Например, если вы покупаете автомобиль у дилера этим летом, то его техосмотр должен быть пройден в 2022 году.
Отменят ли техосмотр в России?
Развеем миф, циркулирующий в Интернете — техосмотр в России не будет отменен. Никаких предложений по этому поводу даже не было представлено в Государственную Думу. Основной Федеральный закон № 170 «О техосмотре» продолжает действовать, и изменения, которые будут внесены в марте 2021 года, касаются введения усовершенствований только в процедуру техосмотра.
И вообще, государство вряд ли отменит техосмотр в России. Такое решение создаст угрозу безопасности дорожного движения. Возникнет риск массовых аварий и страховых случаев. Ни одно уважающее себя государство не может этого сделать!
Сравнение правил прохождения техосмотра авто до и после 1 марта 2021 года
Чтобы лучше понять суть изменений в порядке и правилах проведения техосмотра транспортных средств, можно изучить предложенную сравнительную таблицу:
Инспекция по старым правилам | Инспекция в соответствии с новыми правилами |
Среди документов необходимо было предъявить паспорт автомобиля и документ о праве собственности на автомобиль (номерной знак или свидетельство о регистрации). | Из документов дополнительно необходим второй документ, удостоверяющий личность на автомобиль. |
Если вы отказались платить за техосмотр, данные не были внесены в базу ЕАИС. | Данные о транспортном средстве и его владельце в любом случае вносятся в базу данных ЕАИС. |
Место прохождения техосмотра не оговаривалось — его можно было пройти на любой заправочной станции. | Технический осмотр должны были проводить только аккредитованные станции технического обслуживания, внесенные в реестр организаций, осуществляющих технический осмотр транспортных средств. |
В законе не указано место проведения техосмотра в местах, где нет станций техобслуживания. | В местах, где нет стационарных станций технического обслуживания, техосмотр проводится только на передвижных диагностических линиях. |
Повторные проверки проводились в течение последующих 20 дней. Проверялись только те пункты инспекции, которые были подвергнуты критике после первой инспекции. | Срок исправления неудачных проверок также составляет 20 дней. Инспекция может быть повторена только в полном объеме. |
Диагностическая карта может быть заверена простой подписью диагноста мастерской. | Диагностическая карта заверяется только техническим специалистом (усиленная квалифицированная электронная подпись) |
Диагностическая карта рассматривалась как строго расчетный документ, могла быть оформлена на бумаге (2 экземпляра) или в электронном виде и выдавалась владельцу автомобиля | Диагностическая карта была только в электронном виде (бумажная — по желанию автовладельца), вносилась в систему ЕАИС и не выдавалась автовладельцу |
Копия диагностической карты хранится у оператора ТП не менее 3 лет, а электронная копия — в ЕАИС в течение 5 лет. | Бумажный вариант диагностической карты отсутствует, а электронная версия хранится в базе данных ЕАИС не менее 5 лет |
Аннулирование диагностической карты инспекторами ГИБДД не предусмотрено, и процедура не прописана в законе. | Процедура аннулирования диагностической карты инспекторами ГИБДД изложена в Законе. |
Важно!!! Существенных изменений в технических требованиях к автомобилю нет.
Кого от техосмотра освободили, а кого – нет?
Легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие частным лицам и используемые исключительно в личных целях, освобождаются от проверки. Транспортные средства, используемые для коммерческих перевозок пассажиров и товаров, не освобождаются от уплаты налога. Кроме того, личные автомобили не должны использоваться для служебных целей.
Материал по теме
Физические лица также должны пройти технический осмотр. Техосмотр будет обязательным для автомобилей и мотоциклов при регистрации, в случае смены владельца, если возраст транспортного средства превышает четыре года. Кроме того, технический осмотр будет обязательным, если в конструкцию автомобиля были внесены какие-либо изменения.
Больше никаких технических осмотров: подробнее о новом законе
Такси, автобусы и грузовики по-прежнему подлежат обязательному техническому осмотру. К последним — это важно — относятся многие пикапы.
Как будет проводиться фотофиксация
Эта процедура была введена для того, чтобы предотвратить возможность «покупки» техосмотра без его фактического прохождения. Во время технического осмотра автомобиль фотографируется, а после его завершения все отснятые материалы попадают в базу данных. Фотографии подписываются усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью оператора и обязательно включают в себя
- автомобиль перед прохождением технического осмотра
- автомобиль сразу после технического осмотра;
- четко читаемые: модель автомобиля, марка, регистрационный номер, цвет кузова;
- для грузовых автомобилей на первой фотографии должна быть изображена передняя часть автомобиля, на второй — задняя часть прицепа (автобуса).
Все файлы должны содержать координаты места осмотра (эти координаты проверяются с помощью спутниковой навигации, точность до 15 м), точную дату и время (допустимая погрешность 3 сек.). Если фотографии осмотра транспортного средства не соответствуют реальному автомобилю, выданная карта осмотра будет признана недействительной.
Где проходить техосмотр в 2022 году
Согласно новым правилам, технический осмотр можно проходить только на станциях, аккредитованных государством. Список таких станций размещен на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.
При этом обратиться на аккредитованную станцию для прохождения техосмотра можно в любом регионе: место жительства автомобиля не имеет значения. Например, если водитель зарегистрировал свой автомобиль в Москве, а живет в Санкт-Петербурге, он может провести процедуру там или, скажем, в Краснодаре.
Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?
Да. Официальное подтверждение можно найти в статье 5(3) Федерального закона № 122:
(3) Диагностические карты, подтверждающие допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданные владельцам транспортных средств или их представителям до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до истечения срока их действия.
Таким образом, если у вас есть диагностическая карта (ДК), выданная до 1 марта 2021 года, она не будет аннулирована, а останется действительной. Следующий технический осмотр необходимо будет проводить после истечения срока действия текущей диагностической карты. Частота проверок всегда зависит от возраста «железного коня».
Если техосмотр был куплен?
По статистике, только 20% водителей действительно проходят техосмотр с посещением станции техосмотра. Остальные 80% автовладельцев предпочитают не тратить на это свое время. Им проще — по старинке — заплатить страховому агенту и получить диагностическую карту в комплекте с ОС. Вам не нужно никуда ехать, вы можете даже не показывать свой автомобиль — просто заплатите, и вы «пройдете» техосмотр.
Новый закон усложнит жизнь тем, кто покупает диагностическую карту без фактического посещения станции техосмотра. Предположим, что вы воспользовались лазейкой и успели купить карту до 1 марта 2021 года. Теоретически, во время проверки сотрудники ГИБДД могут его аннулировать. Но в то же время закон не имеет обратной силы. Ситуация является спорной. Вам обязательно придется обращаться в суд и отстаивать свои права, ссылаясь на п. 3 ст. 5 ФЗ № 122. А с весны Госавтоинспекция начнет проверять все новые документы в системе ЕАИСТО.
Я вносил изменения в конструкцию авто
С первого месяца весны 2021 года все становится сложнее.
Если конструкция вашего автомобиля не соответствует требованиям безопасности, то по новым правилам вы не будете допущены к техническому осмотру, а технический эксперт сделает соответствующую запись в системе ЕАИСТО. Но у вас будет 20 дней на устранение этих недостатков, после чего вам придется снова предстать перед тем же экспертом.
В чем заключаются эти нарушения в конструкции автомобиля? Вы можете, например, установить кенгурятник, тонировку стекол, незарегистрированные ксеноны и т.д.
При нарушениях со стороны оператора станции ТО
С марта 2021 года несоблюдение правил проведения технических испытаний автомобилей также может привести к проблемам с действительностью выданных диагностических карт. Не имеет значения, является ли это нарушением со стороны механика (например, он забыл проверить систему или агрегат автомобиля). Выданная вам после проверки карточка будет признана недействительной. Техник, вероятно, будет оштрафован.
Возникает вопрос — как дорожная полиция узнает об этом правонарушении? Согласно новым правилам, технические специалисты должны сделать две фотографии: до и после проверки, и отправить их в ЕАИСТО. Видеозапись процедуры осмотра транспортного средства отсутствует. Тем не менее, нарушение со стороны оператора является одной из причин, по которой техосмотр может быть отменен. И вам придется проходить все заново и платить новую пошлину.
Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?
Водитель должен подвергнуть автомобиль новому осмотру.
Почему? Для приобретения полиса гражданской ответственности перед третьими лицами требуется диагностическая карта. Но срок действия техосмотра может не совпадать со сроком действия страховки. Выяснилось, что страховка гражданской ответственности все еще действительна, но срок действия диагностической карты истек. И если в такой ситуации вдруг окажется, что вы виноваты в дорожно-транспортном происшествии, и причиной этого будет считаться поломка автомобиля — ожидайте регресса от вашей страховой компании. В первом случае компания выплатит компенсацию пострадавшим в аварии, а затем подаст на вас в суд, чтобы взыскать эту сумму.
Какие новшества ожидают автомобилистов
В настоящее время вопрос прохождения технического осмотра регулируется несколькими законами и нормативными актами, в частности
- Федеральный закон № 170 «О техническом осмотре» — регулирует процесс технического осмотра автомобилей за последние 10 лет.
- Статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за проведение проверки автомобиля без аккредитации. Виновным грозит штраф, тюремное заключение на срок до шести месяцев и наказание в виде общественных работ.
- Федеральный закон № 122, вносящий изменения в Федеральный закон № 170.
- Приказ Министерства транспорта № 97, определяющий требования к проведению фотографических проверок.
- ФЗ № 98 — Перенос нововведения на март 2021 года.
Транспортные средства возрастом до 3 лет теперь освобождаются от обязательного техосмотра. Те автомобили, возраст которых составляет от 3 до 7 лет, должны будут подтверждать свое хорошее состояние раз в 2 года. Если возраст автомобиля превышает 7 лет, он должен проходить техосмотр каждый год. Для коммерческих автомобилей (например, такси) необходимо проходить техосмотр раз в 6 месяцев.
Вслед за изменениями в законе кардинально изменится система технического осмотра автотранспортных средств. Теперь операторы будут в обязательном порядке проводить фоторегистрацию каждого испытания.
Будет ужесточена ответственность автовладельцев, не предъявивших диагностическую карту во время движения — нарушителям грозит штраф в размере 2 000 рублей. Сотрудники ГАИ смогут признавать диагностические карты недействительными при обнаружении каких-либо несоответствий (вождение с нарушениями, отсутствие записи в базе данных). Также в 2021 году следует ожидать подобных реформ:
- Внедрение ЭЦП для аккредитованных служб;
- Определение пропускной способности контрольных точек;
- Введение ряда квалификационных требований к станциям технического обслуживания;
- Определение ответственности за правонарушения не только для водителей, но и для операторов и страховщиков.
Хотя Госдума утвердила новый регламент техосмотра еще осенью 2019 года, автомобилисты будут жить по нему с марта 2021 года, так как дату вступления в силу соответствующего закона было решено перенести из-за пандемии коронавируса. В этот период автомобилисты смогут оформить ОСАГО без диагностических карт.
Какие документы нужны
Для прохождения технического осмотра вам понадобятся:
- Паспорт владельца транспортного средства.
- Паспорт (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или другой документ, идентифицирующий автомобиль. Достаточно даже технического паспорта советских времен.
Регрессные требования от страховой компании
Страховые компании ввели новое наказание для клиентов — регресс. Если владелец автомобиля с просроченным ДТС попадает в аварию по своей вине, страховщик обязан выплатить компенсацию в полном объеме.
Клиенты страховых компаний должны учитывать следующее:
- Непрохождение техосмотра — за аварию платит владелец автомобиля.
- Технический осмотр пройден, авария вызвана дефектом, который мог быть обнаружен во время технического осмотра — платит оператор.
- Техосмотр пройден, но авария вызвана дефектом, который не был проверен при техосмотре — платит страховщик.
Как пройти техосмотр
Перед началом технического осмотра и по окончании процедуры операторы обязаны сфотографировать автомобиль. На фотографии должны быть указаны не только регистрационный номер, марка, модель и цвет автомобиля, но и время, когда была сделана фотография, а также географические координаты пункта осмотра. Фотографии вместе с результатами проверки попадают в единую базу данных — ЕАИСТО. По этой причине невозможно пройти технический осмотр без фактической проверки автомобиля. Это означает, что приобрести диагностическую карту через Интернет больше невозможно.
Перед прохождением технического осмотра автомобиль лучше помыть. С сентября 2022 года аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки не будут проверяться во время техосмотра, но они по-прежнему являются обязательными в соответствии с правилами дорожного движения. Если у вас их нет, сотрудники ГИБДД могут оштрафовать вас на 500 рублей.
Перед началом диагностики оператор сверяет идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами в документах. Если данные не совпадают или их вообще нет, сотрудник станции откажется проводить проверку и отметит это в компьютерной системе. Поэтому карта не будет выдана вам.
Если все в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль будет отправлен на диагностику. Профессионал с помощью специализированного оборудования проверит тормоза, шины, колеса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие детали. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
Если водитель отказывается оплатить проверку, он не будет допущен к осмотру.
Это не проверка для замены, ремонта или регулировки чего-либо — это просто проверка работоспособности.
Кому светит внеплановый техосмотр?
С вступлением в силу новой процедуры любой автомобиль может быть подвергнут техосмотру, даже те, которые освобождены от него по закону. Причиной проверки может быть «визуальное подтверждение технических дефектов, угрожающих безопасности дорожного движения». Другими словами, обычный сотрудник ГИБДД может заказать осмотр транспортного средства. Отговоркой может быть, например, неработающая фара или колеса не того размера. Чтобы получить диагностическую карту, нарушение должно быть устранено.
Для каких транспортных средств продлеваются диагностические карты?
В пункте 1 выше не упоминаются типы или категории транспортных средств, для которых продлеваются диагностические карты. То есть, нововведение распространяется на все транспортные средства:
- мотоциклы
- легковые автомобили;;
- грузовые автомобили; ;
- автобусы.
Особенности продления диагностических карт
Поскольку новые правила обязательного техосмотра транспортных средств, согласно постановлению правительства РФ, должны были вступить в силу с 1 марта 2021 года, но страна находилась в эпидемиологической ситуации из-за коронавируса Covid 19, было принято решение ввести новую процедуру техосмотра, но с некоторыми послаблениями для автовладельцев, чтобы избежать очередей и угрозы заражения на станциях техосмотра.
В результате новые правила технического осмотра полностью вступят в силу с 1 октября 2021 года. До этого времени в качестве послабления правительство разрешит продлевать некоторые категории диагностических карт. В частности:
- Если срок действия вашей диагностической карты истек до 1 февраля, вам придется пройти технический осмотр по новым правилам;
- Если вы проходите техосмотр впервые (если ваш автомобиль был выпущен после 2017 года), вам придется пройти процедуру по новым правилам;
- Если вы успели получить новую диагностическую карту до 1 марта, то новый техосмотр вам понадобится только по истечении срока ее действия.
- Если срок действия вашей диагностической карты истекает 1 апреля 2021 года, вам необходимо пройти техосмотр по новым правилам до 1 октября.
- Если срок действия диагностической карты вашего автомобиля истекает до 30 сентября, она будет продлена до 1 октября (затем проверка будет проводиться до 30 марта 2022 года), и с ней вы сможете получить полис автогражданской ответственности.
Кому не нужно проходить техосмотр после 1 марта 2021 года?
Как мы узнали ранее, срок действия действующих диагностических карт не истекает в связи с новым законом. Их владельцам не придется ехать на станцию техосмотра и проходить процедуру заново.
Кроме того, новые автомобили не обязаны проходить регулярный техосмотр, если с момента их выпуска еще не прошло четыре года. В течение этого периода автомобиль может эксплуатироваться без планового технического обслуживания.
Какие автомобили попадают в эту категорию:
- Автомобили (за исключением такси);
- Тяжелые грузовые автомобили до 3,5 тонн;
- прицепы и полуприцепы;
- все мотоциклы.
Точкой отсчета является 4 года с момента выпуска автомобиля с завода.
Пример расчета:
Автолюбитель купил в автосалоне новый автомобиль 2018 года выпуска. Ему срочно нужен полис ответственности перед третьими лицами. Но следующий техосмотр будет проводиться 1 января 2022 года — когда автомобилю исполнится 4 года с даты выпуска. В нашем примере также учитывается год выпуска.
За отсутствие техосмотра будут штрафовать
С 1 марта 2022 года, если автомобиль не прошел проверку на дороге, он будет наказываться штрафом, включая штрафы, оплаченные автоматическими камерами. Сумма штрафа составит 2 000 рублей. Владельцы автомобилей и мотоциклов, для которых необходимость прохождения технического осмотра была отменена, освобождаются от штрафа. За исключением случаев, когда требуется технический осмотр.
Материал по теме
Новые штрафы, касающиеся технического состояния транспортных средств, появятся в Кодексе об административных правонарушениях. С 1 марта 2022 года дорожный инспектор сможет выписывать штраф за технические дефекты, к которым относятся «лысые» или не по сезону шины, неработающие фонари заднего хода, устаревшие габаритные огни, устаревшие лампы, устройства на ветровом стекле, мешающие обзору, отсутствие подголовников и подушек безопасности (если они предусмотрены), поврежденный бампер, лебедка, не предусмотренная производителем. Штраф получат даже те, чьи автомобили оснащены лампочкой Check Engine. Сумма штрафа уже известна — 500 рублей.
Как проверить наличие техосмотра в режиме онлайн?
Чтобы не оказаться в числе нарушителей закона, лучше обезопасить себя и заранее проверить, все ли в порядке с диагностической картой. Вы можете сделать это онлайн, не выходя из дома.
Пошаговые инструкции о том, как проверить наличие техосмотра:
- Перейдите к официальному онлайн-сервису проверки на сайте MSW.
- В строке поиска введите один из идентификаторов вашего автомобиля (госзнак, VIN-номер, номер кузова, рамы или номер текущей диагностической карты).
- Поставьте галочку в поле «Я не робот» на reCAPTCHA.
- Нажмите кнопку «Проверить».
Система выдает один из трех возможных вариантов статуса DTC: действительный, в архиве или отмененный. Если вы видите зеленый значок «Valid», все в порядке. Два других статуса заставят вас отправиться на станцию техобслуживания и осмотреть автомобиль с нуля. В противном случае, как мы уже говорили выше, вы можете подвергнуть себя регрессу со стороны страховой компании и, в 2022 году, штрафам.
Сколько придется платить за техосмотр
Стоимость проверки будет зависеть от различных факторов:
- категория транспортного средства
- Регион, в котором проводится проверка транспортного средства.
Цена диагностической карты может варьироваться от 500 до 2 000 рублей, напр:
- Транспортные средства класса В — до 800 рублей;
- грузовых автомобилей — от 770 рублей до 1 630 рублей;
- прицепы (в зависимости от их грузоподъемности) — от 600 рублей до 1 050 рублей
- автотранспортные средства — до 240 рублей
- пассажирский транспорт — от 1 290 рублей до 1 560 рублей.
Новые правила и порядок процедуры с 1 марта 2021 года
Изменения коснулись нескольких пунктов в процедуре технического контроля, а также некоторых санкций за несоблюдение государственных предписаний.
Для удобства рассмотрим новинки в виде сравнительной таблицы со «старой» версией:
Приобретение диагностической карты у оператора, страхового агента или брокера без посещения станции технического осмотра | Обязательная процедура технического осмотра транспортного средства с заездом на аккредитованные станции техосмотра — без исключений! |
Отмена карт была, но не на регулярной основе | Если автомобиль фактически не обслуживался на станции технического осмотра, диагностическая карта может быть аннулирована |
Сервис ЕАИСТО работал и раньше, но диагностические карты распространялись через посредников | Использование сервиса EAISTO Министерства внутренних дел, где все выданные карты хранятся в электронном виде. Проверить их действительность можно по запросу уполномоченного органа |
Отсутствие обязательного фотографирования транспортных средств перед осмотром | С 1 марта будет введена обязательная процедура фотографирования вагонов, подвергшихся ТК на станциях. Теперь необходимо сделать две фотографии: до и после осмотра. Техники-экзаменаторы будут делать фотографии. |
Координаты и геолокализация не используются | Обязательная географическая привязка для определения местоположения станции техосмотра, где транспортное средство должно быть осмотрено в целях безопасности. Допустимое отклонение геолокации 150 метров |
Проверка документов на автомобиль часто была формальностью, а нарушения в конструкции автомобиля не принимались во внимание | Операторы должны были тщательно сверять идентификационные данные с данными, указанными в регистрационном свидетельстве или сертификате соответствия транспортного средства. Для этого необходимо проверить номерной знак, кузов, раму или кабину. Любое несоответствие является основанием для прекращения технического осмотра и сообщения о нарушении в ЕАИСТО. |
Доступ к автоматизированной системе через учетную запись любого заинтересованного лица: будь то технический специалист или страховой агент | Отныне для регистрации данных в ЕАИСТО требуется усиленная электронная подпись технического эксперта — это предотвращает незаконные схемы выдачи карт «на бумаге» без посещения станции техосмотра. |
Ограничения на ежедневное количество проверок автомобилей на станциях техобслуживания не были введены. | Владельцы АЗС сами рассчитывают, сколько автомобилей они могут проверить за день, учитывая имеющиеся человеческие ресурсы для проверки. Информация передается в РАМИ, которая устанавливает надбавку для такого центра на каждый день. Он может быть превышен только на 5%. В других случаях система EASTO не позволит зарегистрировать диагностические карты, превышающие установленный лимит. |
Будут работать только стационарные центры технического осмотра транспортных средств | С 1 марта 2021 года начнут действовать мобильные диагностические линии для проведения технических испытаний автомобилей. Это дополнение к существующим стационарным станциям. Также устанавливается их емкость на день, и подключение осуществляется к региону (например, мобильная линия из Москвы не сможет предоставлять услуги в Самаре или Хабаровске). |
Штраф за управление такси, грузовым автомобилем или автобусом с количеством мест более 8 без диагностической карты составляет от 500 до 800 рублей (часть 2 статьи 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) | Теперь штраф распространяется на всех водителей, которые ездят без диагностической карты. Штраф за непрохождение техосмотра составляет 2 000 рублей. |
На самом деле, среди реальных изменений в процедуре техосмотра — фотофиксация прибытия и убытия транспортного средства на сервис. Также ранее отсутствовала ссылка на координаты станции досмотра и мобильных пунктов досмотра. Остальная процедура осталась без изменений.
Как продлить диагностическую карту?
(2) Продление срока действия диагностических карт, указанных в пункте 1 настоящего документа, не требует внесения дополнительных изменений в диагностическую карту, содержащую информацию о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, или в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств, созданную в соответствии с Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обновление диагностических карт происходит автоматически, т.е. водителю не нужно выполнять никаких дополнительных действий.
Например, если в диагностической карте указана дата 20032021, вы можете использовать ее для покупки страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств до 1 октября 2021 года.
В то же время, не исключено, что в ближайшие дни водитель столкнется с некоторыми проблемами при обращении в страховые компании. Дело в том, что документ был опубликован в последний момент, и страховые компании (и их программное обеспечение) оказались не готовы к применению новых правил.
Как часто нужно заезжать на станцию техосмотра?
Регулярный осмотр требуется для автомобилей, о которых мы не упомянули в предыдущем разделе. В то же время продолжительность этих проверок различна. Но согласно реформе, с 1 марта 2021 года никаких изменений в плане сроков нет.
Ключевым моментом является возраст автомобиля и тип транспортного средства:
- До 4 лет — без технического осмотра.
- Для легковых автомобилей, мотоциклов, грузовиков до 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов в возрасте от 4 до 10 лет — осмотр раз в 2 года.
- Для одних и тех же автомобилей старше 10 лет — каждый год.
- Для такси, автобусов, грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн, грузовых автомобилей с 8 и более пассажирскими местами, автошкол и специальных легких автомобилей возрастом до 5 лет — ежегодно.
- Для вышеуказанных автомобилей 5 лет и более с даты выпуска — один раз в 6 месяцев.
Возраст автомобиля рассчитывается с даты изготовления. Эту информацию можно получить из сертификата транспортного средства или PDS интересующего вас автомобиля (мотоцикла).
Какие предусмотрены штрафы
С 1 марта 2022 года будут введены штрафы за нарушения при прохождении техосмотра и оформлении страховки:
- Отсутствие диагностической карты (ч. 1.1. ст. 12.5 КоАП РФ) — 2 000 рублей.
- Эксплуатация автомобиля, не прошедшего технический осмотр, — 2 000 рублей.
- Выдача диагностической карты без техосмотра — от 5 000 рублей до 10 000 рублей. Штраф применяется к сотруднику страховой компании. Более строгие санкции от 30 000 руб. до 50 000 руб. применяются к должностным лицам. На страховую компанию налагается штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб.
- Страховщики, неоднократно нарушающие закон при оформлении полисов ОСАГО, подвергаются штрафу в размере до 500 000 рублей.
- Оператор, повторно совершивший нарушение, может быть дисквалифицирован.
Инспекция безопасности дорожного движения будет выявлять нарушителей с помощью дорожных камер. Данные будут сверены с базой данных ЕАИСТО. Водитель, управляющий автомобилем без техосмотра, будет получать штраф не чаще одного раза в день, а квитанция будет высылаться по почте.
На сколько продлеваются диагностические карты?
1 Установить, что срок действия диагностических карт, содержащих заключения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности дорожного движения, срок действия которых истекает с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года.
Можно выделить 2 группы диагностических карт:
- Продлена до 1 октября 2021 года — карты, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 1 апреля 2021 года;
- Продление на 6 месяцев — карты, срок действия которых истекает в период с 1 апреля по 30 сентября 2021 года.
Внимание. Срок действия диагностической карты указан в правом верхнем углу передней части.
Например, если в вашей диагностической карте указано 15022021, то она продлена до 1 октября 2021 года, то есть вы можете пройти техосмотр до октября.
Если на карте указано 15072021, то срок действия продлевается на шесть месяцев, то есть до 15 января 2022 года.
Обратите внимание, если у вас есть диагностическая карта, срок действия которой истекает после 1 октября 2021 года, карта не будет продлена. То же самое относится к картам, срок действия которых истекает до 1 февраля 2021 года.
Осмотр автомобиля проведён. Что дальше?
Если все показатели автомобиля в норме, владелец будет проинформирован в диагностической карте о том, что автомобиль безопасен и может быть использован.
Если специалисты обнаружат технические проблемы, они поставят в карточке отметку о том, что недостатки должны быть устранены. Это необходимо сделать в течение 20 календарных дней, а затем приехать на станцию технического обслуживания для повторной инспекции. Вторая процедура займет меньше времени — будут проверены только те узлы, которые неисправны. Если все прошло успешно, информация на диагностической карте изменится.
После проверки автомобиля для него создается электронная диагностическая карта. Доступ к этой карте могут получить владелец автомобиля, страховщики и правоохранительные органы. Бумажный документ может быть предоставлен владельцу по запросу, но предъявить его, скорее всего, будет некому — страховые компании и Госавтоинспекция давно используют единую IT-систему.
Сколько стоит прохождение техосмотра в 2022 году
Стоимость техосмотра устанавливается каждым предпринимателем самостоятельно, но только в пределах установленного регионального ценового диапазона.
Цена зависит от типа транспортного средства. Например, в Москве в 2022 году получение диагностической карты на автомобиль не может стоить более 720 рублей, а в Брянске — более 338 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или позвонив на станцию техосмотра.
Оплатить техосмотр можно в отделении банка, через платежный терминал или онлайн. Многие станции техосмотра принимают наличные.
Что грозит за отсутствие техосмотра после нововведений?
Санкций всего две — и обе связаны с финансовым штрафом за вождение без диагностической карты. Рассмотрим два последствия.
Штраф ГИБДД
Новости включают в себя как хорошие, так и плохие стороны.
Хорошо то, что наказание за вождение без техосмотра не вводится в качестве основной реформы с 1 марта 2021 года. Последствия распространения коронавирусной инфекции отодвинули этот срок на целый год. Штраф вступит в силу только 1 марта 2022 года.
Штраф за вождение без ДТК составляет 2 000 рублей (статья 12.5 часть 1.1 КоАП РФ — в редакции Федерального закона №122).
И плохие новости совсем не обрадуют водителей. Для получения штрафа в ЕАИСТО не обязательно, чтобы вас остановил сотрудник ГИБДД. Штрафы также будут поступать от дорожных камер. Частота штрафов может составлять один раз в 24 часа. Закон не предусматривает более высоких штрафов за повторные правонарушения.
Операторы могут быть оштрафованы, если они продолжают продавать диагностические карты «старым способом». Согласно новому закону, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица — от 200 до 300 тысяч рублей.
Читайте также: Движение маршрутных транспортных средств: полосы и запреты
Регресс от страховой
Помимо штрафов, вам может грозить судебный иск от страховой компании.
Регресс — это право страховщика требовать с вас суммы, выплаченные пострадавшей стороне, когда вы были виноваты в аварии. Согласно правилам, если у пострадавшей стороны есть ответственность перед третьими лицами, она переходит к страховщику, и страховщик получает возмещение за вас.
Но поскольку вы не прошли техосмотр, это является нарушением статьи 14 (i) Федерального закона о страховании автогражданской ответственности:
(i) на момент страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей информацию о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств … или на момент наступления страхового случая, произошедшего в результате поломки транспортного средства, срок действия диагностической карты истек.
Таким образом, представляется, что в данном случае страховщик не нарушил закон, и обращение в суд оправдано.
Для предъявления такого требования необходимо одновременное выполнение трех условий:
- Ваша вина в аварии;
- Отсутствие диагностической карты при прохождении технического теста;
- Авария произошла по вине вашего автомобиля.
В законе не указано, что делать, если диагностическая карта была аннулирована ГИБДД. Однако, похоже, что в этом случае страховщики также смогут предъявить регрессное требование к виновнику. Ответ на этот вопрос в обозримом будущем даст судебная практика.