- До и после
- Нарушения, которые относятся к опасному вождению
- Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?
- Необоснованное резкое торможение + подрезание
- Какой штраф?
- Видео с примерами опасного вождения
- Какие критерии опасного вождения?
- Условия, при которых вождения является опасным
- Препятствие обгону
До и после
Так что давайте наберём воздуха в лёгкие. Пункт 2.7 Правил дорожного движения дополнен положением, запрещающим опасное вождение водителем путем неоднократного совершения одного или нескольких последовательных действий, если в результате этих действий водитель создает дорожную ситуацию, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создает опасность для жизни или здоровья людей, повреждения транспортного средства, оборудования, груза или причинения иного материального ущерба.
К таким действиям относятся:
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся правом проезда, при изменении направления движения;
Движение в условиях интенсивного движения, когда все полосы заняты, за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия
несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля;
несоблюдение бокового расстояния
резкое торможение, если такое торможение не является необходимым для предотвращения аварии;
Избегайте обгонов.
Кажется, что жаловаться не на что. Нет сомнений: все вышеперечисленные возмутительные действия должны быть запрещены законом. И если это не было сделано до сих пор, то только из-за глупости всех предыдущих правительств вместе взятых. Но.
Но кто сказал, что это не было сделано?
Давайте вспомним вышеизложенное пункт за пунктом и сверим с предыдущим изданием ПДД. Сначала мы перечислим, что запрещено согласно новому изданию, а затем перейдем к старому.
Новый | Старый |
…Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся правом проезда, при изменении положения. | 8.4 При изменении направления движения водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся рядом без изменения направления.
11.1 Перед обгоном водитель должен убедиться, что полоса, которую он собирается использовать, свободна и находится на достаточном расстоянии для обгона, и что при обгоне он не представляет опасности для движения и других участников дорожного движения. |
…переключение передач при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля; несоблюдение боковой дистанции; |
9.4 При интенсивном движении, когда все полосы заняты, разрешается менять полосы движения только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
9.10 Водитель транспортного средства должен держаться на таком расстоянии от впереди идущего транспортного средства, которое позволит ему избежать столкновения, а также соблюдать необходимую боковую дистанцию для обеспечения безопасности движения. |
… резко тормозить, если такое торможение не является необходимым для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. | 10.5 Водитель не должен: …резко тормозите, если только такое торможение не необходимо для предотвращения аварии. |
…препятствуя обгону. | 11.3 Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону путем увеличения скорости или других действий. |
Нарушения, которые относятся к опасному вождению
В приведенном термине есть определенные правонарушения, которые называются опасным вождением:
не уступил дорогу транспортному средству при смене полосы движения (статья 8.4 Кодекса дорожного движения).
перекрытие при интенсивном движении (раздел 9.4 R.M.D.). 3.
Несоблюдение безопасного расстояния и бокового просвета (параграф 9.10 R.M.D.). 4.
резкое торможение (пункт 10.5 RDS).
препятствование обгону (пункт 11.3 Правил дорожного движения).
Все вышеперечисленные нарушения уже описаны в ПДД, поэтому термин «опасное вождение» является абсолютной новинкой для законопослушных водителей.
Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?
Нет. Об этом не только ничего не говорится в официальных источниках, но и камеры просто не в состоянии зафиксировать такое технически сложное нарушение. В конце концов, давайте вспомним, что для наложения штрафа должны быть соблюдены два важных условия:
- Каждый маневр, перечисленный в условии «Небезопасное вождение», должен быть выполнен более одного раза за короткий промежуток времени,
- эти маневры должны представлять риск несчастного случая.
Кроме того, факт препятствия также не может быть доказан камерой, поскольку препятствие обязательно должно сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения препятствующего лица. Поэтому камеры не могут налагать штрафы за агрессивное вождение.
Необоснованное резкое торможение + подрезание
Видео ниже даже начинается довольно некрасиво — красный Nissan Presage стоит перед светофором на встречной полосе. Как только загорается зеленый свет, он пытается выехать на встречную полосу. Однако автор видео не собирается уступать наглому водителю. Видимо, он получил «урок» от Nissan — красный автомобиль начинает вилять, замедляясь и подрезая его.
Закономерным результатом такого поведения стала задняя часть Nissan Presage — обучение обернулось оторванным задним бампером.
Какой штраф?
Начиная с 02 ноября 2022 года, штраф за опасное вождение не взимается. Но это активно планируется. Поэтому существует законопроект о введении нового штрафа за это правонарушение в Административный кодекс. В настоящее время он утвержден в первом чтении.
Законопроект предполагает введение нового положения — 12.38 в Административный кодекс. Все статьи с номером, начинающимся с 12, несут ответственность за штрафы за нарушение ПДД, а теперь нумерация идет до 12.37.
Вот как будет выглядеть новый штраф:
Статья 12.38 Опасное вождение
Опасное вождение влечет за собой штраф в размере 5 000 рублей.
Так, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Никаких других наказаний за данное правонарушение не предусмотрено: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер принудительного исполнения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и др.
Видео с примерами опасного вождения
Согласно постановлению, «опасное вождение» — это неоднократное совершение водителем действий, создающих опасность для жизни и здоровья людей, повреждения транспортных средств, предметов, грузов или причинения иного материального ущерба. К таким действиям относятся:
- Отказ уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество;
- Смена полосы движения при интенсивном движении, когда все полосы заняты (за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия)
- Несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала;
- Резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения аварии);
- Избегайте обгонов.
Этот тип вождения характеризуется повышенным риском именно из-за сочетания этих действий за короткий промежуток времени. В некоторых случаях это делает невозможным для других участников дорожного движения предсказать последующее поведение этого водителя и отреагировать соответствующим образом, говорится в пояснительной записке к документу.
Неоправданное резкое торможение перед другим транспортным средством:
Переключение передач при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия:
Несоблюдение бокового зазора. Пример видео:
Видео — Несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства:
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся правом проезда, при смене полосы движения:
Какие критерии опасного вождения?
Хотя официальный текст правил дорожного движения содержит четкие критерии правонарушений, связанных с вождением, многие факты об агрессивном вождении остаются неясными:
- Сколько времени должно пройти между двумя нарушениями, чтобы в сумме они составили опасное вождение: 5 секунд, минуту, день, месяц? Закон не дает ответа на этот вопрос.
- Должен ли инспектор доказывать опасное вождение и как? Ниже мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
- Что такое интенсивное движение, когда смена полосы движения запрещена? Законодательство 2022 года не содержит никаких критериев такой интенсивности или даже ее определения. Кроме того, водитель всегда может сказать, что он намеревался повернуть или свернуть, и в этом случае это уже не является правонарушением.
- Что такое безопасное расстояние и боковой просвет? В Кодексе водителей нет ответа на вопрос «сколько метров?», как нет и определения безопасного расстояния. Для этих концепций существует лишь прецедент — если нет несчастного случая, значит, они безопасны.
- И самое главное, существует такое условие, как риск аварии. Как это понять? Если не было аварии, значит ли это, что вождение не опасно?
К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему усмотрению. Если инспектор считает, что движение слишком интенсивное — вы получите штраф; если он не верит, что вы двигаетесь для поворота — вы получите штраф; если он считает, что боковое расстояние небезопасно — опять же, вы получите штраф.
Условия, при которых вождения является опасным
Водитель должен совершить несколько правонарушений подряд. Это может касаться как многократного нарушения одного пункта (например, нескольких полос движения), так и нарушения нескольких пунктов (например, смена полосы движения + резкое торможение).
Водитель должен создать ситуацию, при которой движение его транспортного средства или транспортных средств на его пути создает опасность для людей и имущества.
В действительности этот термин довольно сложен, и водителям бывает трудно определить, является ли движение наблюдаемого транспортного средства опасным или нет. Возникают следующие вопросы:
А. Преступления должны быть последовательными. Это понятие никак не конкретизируется, поэтому интервалы между правонарушениями могут быть весьма значительными.
Б. Некоторые из перечисленных нарушений могут быть зафиксированы только при столкновении. Например, пункт № 3 (безопасное расстояние и боковой интервал). Расстояние и интервал будут безопасными до тех пор, пока не произойдет столкновение. Даже если водитель отъедет на миллиметр от бампера впереди идущего автомобиля, но предотвратит столкновение, это расстояние будет считаться безопасным.
В Нарушения должны создавать риск смерти или травмирования людей или повреждения имущества. Однако до сих пор неясно, как определить, создают ли действия водителя риск, если столкновения не произошло.
Читайте также: Новые тарифы ОСАГО с 13 сентября 2022 года: сколько стоит полис после увеличения базовой ставки на 26%, сентябрь 2022 г
Препятствие обгону
На изображениях ниже показано типичное препятствие при обгоне. Тот факт, что ситуация разворачивается на автостраде и под дождем, создает дополнительный риск. Белый Opel Astra по какой-то причине не дает автору видео обогнать себя. Даже когда автомобиль выравнивается со встречным транспортом, иномарка, вместо того чтобы притормозить и пропустить соседа, дает газу.