- Когда реально валят
- Обсуждение и оспаривание оценки «не сдал» на экзамене
- В каких случаях результаты экзамена аннулируются?
- Экзамен на площадка-автодроме
- Сдача экзаменов
- В каких случаях можно получить выписку о наличии прав?
- Экзамен вождение в городе, вождение в условиях реального дорожного движения
- Получение прав
Когда реально валят
Теперь перейдем к ситуации вмешательства (словесного или фактического) в управление автомобилем. Обычно речь идет о том, что инспектор неправильно истолковал какое-то действие или сделал неверное предсказание. Три простых примера:
поворот направо — инспектор говорит, что вы не заняли правильную позицию (расстояние строго не определено, опять же оценочное суждение).
разворот, инспектор нажимает на тормоз и говорит, что вы наедете на бордюр (вы не подходите для разворота), здесь все построено на оценочных суждениях, и они часто ошибочны. Если несколько человек подряд рухнут в одном и том же месте с такой ошибкой, то, конечно, могут возникнуть вопросы.
есть ошибка в оценке расстояния, например, инспектор говорит, что при повороте нет зоны видимости в 100 метров. И могут быть две разные ситуации: зона видимости 97 метров, и вы действительно формально ошиблись (они явно помогли вам «упасть») или зона видимости 110 метров, вы не ошиблись («упали»). Ниже приведено видео такого случая, пример того, как оценка расстояния инспектором расходится с реальностью.
Обсуждение и оспаривание оценки «не сдал» на экзамене
Если вы знаете такие места на маршруте, у вас есть возможность обсудить свои действия перед выставлением неудовлетворительной оценки, известно, что инспекторы корректируют свои решения. Прочитайте первый отзыв:
Если что-то подобное произошло и вы поняли ситуацию задним числом, после того, как результат «завалили», то что делать — трудно посоветовать, попытаться как-то улучшить результат экзамена можно, но я не слышал об успехах, достигнутых на этом поприще (очень хотелось бы услышать, напишите). В лучшем случае, он стал относиться к пересдаче более мягко (в пятом отзыве по ссылке выше, описана ситуация, когда на автодроме было поставлено неудачное упражнение, он заметил это уже после экзамена). Поэтому остается только свежий подход, понимание всех нюансов экзамена.
В начале 2020 года Правила дорожного движения (ПДД) в очередной раз изменились. Согласно новой редакции Правил дорожного движения, любое обучение вождению, кроме обучения в автошколе инструктором автошколы по заранее установленному маршруту, является незаконным. Несанкционированное обучение может быть оштрафовано на 35-45000 рублей (30000 рублей для инструктора, 5-150000 рублей для студента). Пока это больше теория, неясно, как будет выглядеть практика, но есть некоторые риски. А подготовка к вождению, в том числе подготовка к экзамену в ГИБДД, может оказаться сложной.
Частный инструктор по вождению объявлен вне закона в соответствии с новой редакцией правил дорожного движения (с 1.1.2020), считает Государственная инспекция безопасности дорожного движения
В каких случаях результаты экзамена аннулируются?
Основаниями для возбуждения административного производства в соответствии со статьей 231 Постановления являются
Удовлетворение жалобы кандидата-водителя на результат экзамена.
Признание в установленном порядке поддельными (фальсифицированными) документов, указанных в пунктах 28.2, 28.3, 28.5, 28.6, 28.8, 28.9 пункта 28 Административного регламента.
Получение информации от компетентного органа иностранного государства об отсутствии информации о выдаче иностранного водительского удостоверения — в случае обмена иностранного водительского удостоверения.
Проведение испытания с нарушением требований, изложенных в Правилах.
Новое Положение предусматривает 4 ситуации, в которых результаты экзамена признаются недействительными:
- жалоба кандидата в водители;
- признание одного из документов водителя поддельным (паспорт, медицинская справка, предыдущее водительское удостоверение, письменное согласие законных представителей или документ об окончании автошколы);
- получение информации о том, что водитель не получил иностранное водительское удостоверение, которое он хочет обменять;
- нарушение водительского удостоверения.
В последнем случае (при нарушении правил сдачи экзамена) результат может быть аннулирован только до момента выдачи водительского удостоверения. Если лицензия была выдана, экзамен не будет отменен.
Что касается первых трех причин, то результаты тестирования могут быть признаны недействительными в любой момент. Это относится и к периоду после выдачи водительского удостоверения.
Содержание пунктов 232-232.4 практически полностью совпадает с содержанием пункта 231 правил проведения экзаменов, которые вступят в силу с 1 апреля 2021 года.
Экзамен на площадка-автодроме
Ситуация на автодроме достаточно ясна — вмешательство в управление автомобилем инструктора, если он сидит в машине, теоретически возможно, но редко. Если он наблюдает со стороны, он не может вмешиваться. Помехи при вождении чаще случаются на «эстакадах», например, при обгоне (у некоторых машин очень чувствительная педаль газа, и инструктор может спокойно дать 4000-5000).
Кроме того, я несколько раз читал вопрос о том, можно ли отрегулировать сцепление на автомобиле так, чтобы он катился, теоретически вы регулируете холостые обороты на автомобилях, но обычно проблема возникает из-за одного из двух (или обоих одновременно):
дилер нервничает и трясет ногой, что является обычным явлением.
проблемы со сцеплением (автомобиль в плохом состоянии, сцепление умерло), также часто встречается.
В заключение я хотел бы остановиться на нескольких моментах, которые могут спровоцировать вопросы на экзамене по вождению (подробности см. по ссылке).
«Тренировочные дворы меньше, чем в автошколе» — бывает, размер дворов в метрах не регламентирован, но это не «прокатывает».
Следует также учитывать, что при тренировках запрещено пересекать пограничные линии не только колесом, но и бампером и даже зеркалом (это 5 баллов).
Более сложные случаи, когда инспекторы по-своему интерпретируют правила сдачи (или находят в них ошибки), например, не разрешают повторить упражнение или ставят 5 баллов, когда должны поставить 3 (например, за то, что вы несколько раз включили заднюю передачу). Психологическое давление возможно, это реальность (см. обзор выше).
Кроме того, с указателями сайтов происходят хитрые вещи, например, очень часто размещаются посты, и проблемы возникают даже на «зиг-заге». Иногда это делается намеренно, в некоторых случаях под небольшой автомобиль устанавливаются столбики, автомобиль меняется, а столбики остаются на прежнем месте.
О таком случае можно прочитать в 5 отзывах, здесь даже удалось сделать дело: отзывы о МРЭО ГИБДД Петербург, Шоссе Революции, 2016 г. Поэтому нужно следить.
Сдача экзаменов
Новый административный регламент также предусматривает некоторые изменения при сдаче экзаменов по вождению. Например, если кандидат не смог переключиться на задний ход, второй попытки не будет, и тест будет считаться проваленным. Ранее количество таких попыток не регулировалось.
Если автомобиль останавливается, это уже не считается неисправностью. Кроме того, при сдаче экзамена запрещается выезжать за пределы обозначенных границ упражнений. Если происходит столкновение, тест считается проваленным.
В каких случаях можно получить выписку о наличии прав?
Еще одной новой административной процедурой является получение справки или свидетельства о наличии водительского удостоверения:
выписка из системы данных дорожной полиции о наличии водительского удостоверения выдается владельцу водительского удостоверения или его представителю, действующему в соответствии с документом, подтверждающим его право.
Таким образом, только владелец или его представитель может получить справку или выписку из водительского удостоверения.
За выдачу выписки или свидетельства о водительском удостоверении государственная пошлина не взимается.
Однако сертификат выдается бесплатно.
В административном регламенте не сказано, для чего именно водителю может понадобиться такая справка. Тем более, если водитель уже имеет водительское удостоверение.
Экзамен вождение в городе, вождение в условиях реального дорожного движения
При сдаче экзамена в городе есть случаи «вождения в реальных дорожных условиях». Прежде всего, необходимо определиться с терминологией. Начнем с примера — сообщения из социальной сети в авторской редакции:
«… Во второй раз я попал в точку, где многие мои друзья застряли: они попросили развернуться. Обычно в этот момент к разрыву в фиксированной линии подъезжает автомобиль, и все радостно идут разворачиваться. Но там находится автобусная остановка, и вы не можете там развернуться.
Таким образом, можно выделить три ситуации:
дилер возвращается на свое место;
проверяющий помогает сдающему студенту самостоятельно справиться с задачей (например, дает задание с подвохом или подсказывает тонкое знание нюансов места);
инспектор «сбивает» пасующего (вопрос обычно касается помех при движении).
Границы описанных ситуаций размыты. На мой взгляд, ситуация, описанная в начале, ближе к группе 1, но кто-то может отнести ее к группе 2. В любом случае, группы I и II находятся в рамках регламента экзамена (напомню, что инспектор не может провоцировать нарушения ПДД) и говорить о том, что инспектор «прокатывает», некорректно. Чтобы снизить вероятность возникновения проблем типа 1-2, нужно, во-первых, хорошо знать правила дорожного движения, но не на уровне экзаменационного билета, во-вторых, знать правила экзамена и систему оценок, в-третьих, вести себя уверенно (но не нагло). Пример правильного поведения (вы смогли отстоять свое решение) вы можете прочитать в отзыве (ссылка).
Пример модели группы 1 — вы едете на машине и видите выбоину на дороге, хотите ее объехать и объезжаете, забыв включить поворотники….. Здесь возможны 4 варианта:
- инспектор, понимая ситуацию (вы не съезжаете со своей полосы, ваша скорость низкая), не начисляет штрафные баллы;
- инспектор присуждает 3 балла за то, что вы не включили указатели поворота;
- инспектор начисляет 6 баллов за то, что вы дважды не включили поворотники (при движении по одной полосе) (тест не сдан).
- пункт 3 — это, конечно, крайний пример (но об этом писали), обычно есть несколько ям и за каждую начисляется 3 очка, результат тот же.
Формально все четыре варианта инспектора верны, а здесь вы сами создали себе проблемы.
Наиболее проблематична ситуация три («вы упали»), такие случаи действительно происходят, но, конечно, реже, чем об этом пишут в интернете, заметное количество случаев «падения» подпадает под первые две категории (человек упал сам или ему помогли правила экзамена).
Я хотел бы высказать основную мысль, правила экзамена таковы, что почти каждый курсант рано или поздно сам допустит ошибку, и инспектору нет необходимости активно вмешиваться в процесс, к тому же он легко может помочь вам провалиться в рамках правил. Таким образом, с учетом всех обстоятельств, подавляющее большинство случаев, описанных в социальных сетях, не подпадают под понятие «быть обманутым» (см. ниже ссылку на типичное обсуждение ситуации).
Иногда инспекторы добросовестно заблуждаются и отменяют свое решение, ссылка на пример выше, у меня тоже был подобный случай. На самом деле, нет способа защитить себя от лажи, но нужно исключить ошибки категории 1-2. Для этого необходимо хорошо знать правила проведения экзамена и их интерпретацию (в конце текста есть ссылка на объяснение правил с сайта MSW).
Читайте также: Разрешение (лицензия) на такси
Получение прав
ГИБДД расширила список документов, которые заявитель может предоставить в ведомства по собственной инициативе. По словам Мишурова, сейчас также можно предоставить загранпаспорт. «Когда заявитель предъявляет загранпаспорт, в водительском удостоверении будут дублироваться записи на латинице». — сказал он.
Кроме того, в случае утери лицензии теперь можно получить дубликат на десять лет, предъявив медицинскую справку. Ранее выдавался дубликат на оставшийся срок действия утраченного водительского удостоверения.