Особенности и характеристики
Велосипедная дорожка — это часть дороги общего пользования или отдельная полоса, предназначенная в основном для двухколесных велосипедов. По ней не могут ездить тележки с мотором или другие моторные транспортные средства. Единственным исключением являются мопеды. Пешеходы могут ходить по этим полосам, но только если нет тротуаров, обочин или специальных площадок.
Разделение дорог на участки для автомобилей и велосипедов было впервые применено в Нидерландах в начале 20-го века, и большая часть городского населения страны передвигалась на двух колесах. В 1900 году в Калифорнии была открыта платная дорога, ведущая из Пасадены в Лос-Анджелес. Маршрут был выложен плиткой и освещался в ночное время. В Англии велосипедные дорожки появились в 1970-х годах, потому что любители активного образа жизни боялись, что им придется платить налоги за их строительство.
Найти полосу помогут специальные знаки. Предупреждающий знак имеет круглую форму и изображает белый велосипед на светло-голубом фоне. Предупреждающий знак представляет собой треугольник с красным контуром и черным велосипедом на белом фоне в центре. Преимущества специальных полос включают:
- безопасность дорожного движения;
- удобство и комфорт;
- они являются отличным вариантом для езды на велосипеде.
Недостатки: не самое лучшее покрытие, может быть трудно проехать или обогнать, скорость низкая, а пешеходы могут мешать. Особого внимания заслуживает размер маршрутов. Современная велосипедная дорожка может быть узкой — 0,9 или 1,2 м. Полосы движения на дороге разделены сплошной дорожной разметкой с одной или обеих сторон. Кроме того, на тротуаре нарисован символ двухколесного транспортного средства.
Знак с велосипедом в красном круге означает, что дальнейший проезд невозможен. Вам придется продолжить путь пешком или воспользоваться объездной дорогой.
Безопасность дорожного движения
Прекрасное место для езды на велосипеде
Комфортно и удобно.
Разновидности
Велосипедные дорожки могут быть выделенным маршрутом или выделенным участком дороги. Они отделены от основной проезжей части бордюрами, травой или дорожной разметкой. Существует несколько типов дорожек:
- Полосы с односторонним движением. Эти полосы расположены по обеим сторонам проезжей части и иногда слегка приподняты над ней, чтобы предотвратить въезд автомобилей. Плюсы — повышенная безопасность, комфортная езда. Минусы — узкая ширина, сложность при обгоне.
- С двусторонним движением. Такая полоса подходит для дальних пригородных дорог. Он расположен рядом с тротуаром или соединен с ним. Преимущества — ширина больше по сравнению с односторонними маршрутами, удобство. Минус — часто встречаются пешеходы.
- Изолированный. Изолирован высокими бордюрами от основной проезжей части. Если поблизости нет тротуара или места для прогулок, люди могут ходить по дорожкам. Преимущество — безопасность, защита от автотранспорта. Минус — запрет на хождение по главной дороге.
- Соединяется с пешеходным маршрутом. Этот тип велодорожек популярен в странах СНГ. Специальные знаки отделяют часть тротуара. Преимущества — изоляция от автомобилей и тихая езда. Недостатки — большое количество пешеходов, низкая скорость движения, узкая ширина, проблемы со встречным движением.
На каждом типе полос установлен дорожный знак, обозначающий велосипедную полосу. Все варианты разработаны с учетом безопасности велосипедистов, что компенсирует некоторые недостатки.
Двусторонний
Изолированный
Односторонний
Соединяется с пешеходной дорожкой
Вначале рассмотрим по пунктам достоинства:
Безопасные поездки — это то, к чему мы стремимся в каждом автомобиле. Это относится к уязвимым участникам дорожного движения — велосипедистам, которые получают серьезные травмы в результате аварий. Такая полоса обозначается контуром, который транспортное средство не может пересечь. Пешеходы могут заходить на велосипедную дорожку. Пункт 4.1 Правил дорожного движения 2017 года:
Удобный доступ — имеет место, если маршрут велодорожки грамотно проложен в поместье. Например, согласно Кодексу дорожного движения, велосипедисту запрещено поворачивать налево, если дорога имеет две или более полос. В таких случаях велодорожки строятся таким образом, чтобы велосипедист мог повернуть налево на перекрестке, не нарушая Правила дорожного движения.
Велосипедные дорожки — еще один плюс для велодорожек. Им есть место в парковых зонах, потому что здесь лучше кататься, чем лавировать между машинами.
Виды покрытий
Для удобства велосипедистов велосипедные дорожки имеют специальное покрытие, которое делает езду по ним комфортной. Распространенными версиями являются следующие:
- Асфальт. Встречается в России и европейских странах, используется для изолированных дорожек и в сочетании с тропами. Велосипедные дорожки в Германии, Финляндии и Швеции вымощены крупноформатными плитами с гладкими краями. В результате получается абсолютно гладкая поверхность.
- Резина. Бюджетное, практичное и безопасное решение, которое делает езду на велосипеде максимально комфортной. Часто обогащается полиуретановыми добавками, чтобы сделать поверхность более упругой, эластичной, водоотталкивающей.
- Акрил. Материал прост в уходе, быстро монтируется, не скользит, ремонтопригоден, не боится механических, климатических, химических нагрузок. Покрытие устойчиво к вандализму и может укладываться на бетон. Для удобства навигации на поверхность может быть нанесен символ или рисунок.
Велосипедная зона обозначается не только дорожным знаком, но и цветом тротуара. Акриловые и резиновые поверхности дополнены специальными пигментами, устойчивыми к ультрафиолетовому излучению.
Велосипедные дорожки не только предотвращают установку дорожного знака, но и выполняют декоративную функцию благодаря возможности использования различных цветов. Наиболее прочными считаются блестящие коричневые и темно-зеленые пигменты. Существуют также комбинации контрастных цветов.
Укладка асфальта
Резина
Акрил
Недостатки велосипедных дорожек:
Скорость движения далека от желаемой. Ширина самой тропы узкая, часто извилистая, и возможность пропускать друг друга ограничена. Кроме того, необходимо уступить дорогу автомобилю или встречному велосипедисту. Велосипедист не может двигаться так же быстро, как на обычной дороге.
Трудный обгон. Такая колея делает его «медленным» для маневрирования. Обгонять сложнее, необходимо учитывать множество факторов. Например, обгоняющий велосипедист не устанавливает зрительный контакт с обгоняемым объектом, который, в свою очередь, может двигаться как угодно, даже посреди велодорожки. По дорожкам часто ходят пешеходы, собаки, роллеры и скейтбордисты.
Опасное встречное движение. В нашей стране ширина велосипедных дорожек составляет 1,5 м, а руль велосипеда — 60-80 см. На просторном участке разделенные велосипеды без проблем выезжают на половину руля за пределы полосы или могут полностью покинуть полосу. Но когда на краю велодорожки стоят автомобили, пешеходы, кусты или деревья, риск аварии возрастает многократно.
Качество дорожного покрытия. Если автомобильные дороги оставляют желать лучшего, то что говорить о велосипедных дорожках. При строительстве таких дорог подушка из щебня не используется, а асфальт укладывается на грунт или, в лучшем случае, на песок. Поэтому со временем они быстро деформируются и появляется «рябь». Они также не имеют дренажа, поэтому в течение нескольких дней могут стоять лужи, что не способствует приятной прогулке.
Максимальная скорость ограничена. В Европе ситуация в этом отношении печальна, так как скорость на велосипедных дорожках ограничена 10 км/ч, что ненамного быстрее ходьбы. У нас пока нет такого лимита.
Пешеходы. Пешеходов часто можно увидеть спокойно идущими по велосипедным дорожкам, что не считается нарушением правил дорожного движения.
В среднем пешеход движется гораздо медленнее велосипедиста, что усложняет задачу велосипедиста. Велосипедист должен постоянно снижать скорость и предвидеть движение пешехода. А пешеходы идут дальше, даже если рядом с ними оборудован тротуар. На городских дорогах этой проблемы не существует, так как автомобили движутся в одном направлении, быстро и не сталкиваются друг с другом.
Запрет движения по проезжей части, тротуарам, если рядом есть велосипедная дорожка. Об этом свидетельствует раздел 24.3 Правил дорожного движения:
Это один из его главных недостатков, где существует множество препятствий и проблем. Именно здесь вы ощутите все недостатки.
Итак, мы рассмотрели преимущества и недостатки велосипедных дорожек, и вы готовы отправиться в путь. Теперь решите, что для вас является мелочами, а что — препятствиями.
Отдельная велодорожка
На самом деле это полноценная велосипедная дорожка. Это велосипедная дорожка, отделенная от движения транспорта и тротуаров, которая должна позволять велосипедистам двигаться в противоположных направлениях.
Велосипедная дорожка может примыкать к проезжей части или быть отдельной. Первый вариант применим к городским улицам с движением, второй — к переходам между микрорайонами и туристическим маршрутам. Видно, что отдельные велодорожки все еще находятся в планах российских расширений.
Отдельная и оборудованная велосипедная дорожка
Преимущества:
- Изоляция от пешеходов и автомобилей;
- легко ориентироваться;
- Возможность наслаждаться ездой на велосипеде, не мешая пешеходам.
Недостатки:
- Ширина полосы движения менее 1 м;
- трудно отсоединиться и обогнать;
- низкая скорость по сравнению с движением на дороге.
Если улица оборудована выделенной велосипедной дорожкой, автомобилям запрещено выезжать на проезжую часть. Это не очень удобно, особенно если полоса заканчивается через 200 — 300 м.
Профессионально спроектированная велодорожка — качественное покрытие, расположенное выше уровня проезжей части, и барьеры. Она обозначается знаком «Велосипедная дорожка» и разметкой: разделение встречного движения, силуэты велосипедов и стрелки с указанием направления движения.
Историческая справка
Велосипедные дорожки впервые появились в Нидерландах во второй половине 19 века. Страна славится велосипедным спортом, который является здесь одним из основных видов транспорта. В 20 веке велосипедные дорожки начали появляться в США, Англии, Дании и Германии.
В Финляндии и Швеции велосипедные дорожки, соединенные с тротуарами, появились в послевоенный период. В 1970-х годах интерес к велоспорту снизился из-за ухудшения состояния окружающей среды. Однако на рубеже веков спрос на велоспорт снова начал расти, и необходимость в велосипедных дорожках стала очевидной.
Необычные велодорожки мира
Велосипедные дорожки не обязательно должны быть скучными и однообразными. Есть уникальные примеры необычных маршрутов, которые пользуются большой популярностью:
- Велосипедный туннель, Сан-Себастьян. Раньше здесь проходили поезда. С 2009 года он отдан в распоряжение любителей велосипедов. Длина тропы около 2 км, 850 м из которых проходит по каменному коридору.
- «Светлый путь», Окленд. В Новой Зеландии есть необычная тропа, где запрещено ездить на автомобилях. Главная особенность — ярко-розовая окраска, которая особенно эффектно смотрится сверху. Национальные узоры на поверхности тротуара являются прекрасным украшением.
- Мосты в Копенгагене. В датской столице много велосипедов и много воды. Последнее является серьезным препятствием для передвижения, но это не значит, что вам придется отказаться от велосипеда. Один мост представляет собой уникальное сооружение, предназначенное для двухколесного транспорта.
- Миллениум Грин Вилс, Англия. Специально построенная велосипедная дорожка сделала город Питерборо одним из самых удобных мест на земле. Дорожка начинается в центре деревни и продолжается вокруг нее. Переулок не только удобен, но и очень приятен для неспешных прогулок.
Начало и конец велосипедных дорожек можно определить по специальным указателям. Хорошо организованные маршруты обеспечивают безопасность и комфорт велосипедистов. Благодаря этим тропам активные велосипедисты могут спокойно проехать по городу на велосипеде или отправиться на прогулку.
«Светлый путь», Окленд
Велосипедный туннель, Сан-Себастьян
Зеленые колеса тысячелетия, Англия
Мосты в Копенгагене
Велопешеходная дорожка
Совмещенные велосипедные и пешеходные зоны — реальность почти в каждом городе России. Велосипедная дорожка на пешеходном переходе — это дешевый и простой способ сделать жизнь велосипедистов немного спокойнее. Несмотря на столь радужные заявления властей, сами велосипедисты относятся к этому скептически и считают это откровенной фикцией.
Велосипедные дорожки проходят вдоль туристических маршрутов, в основном в центрах городов:
- насыпи;
- улицы без автомобильного движения;
- парки;
- широкие тротуары;
- в местах, где невозможно построить велосипедную дорожку на проезжей части или невозможно построить отдельную полосу (например, на узких мостах).
У соединенных велодорожек есть два важных преимущества: полная изоляция от дорожного движения и возможность отдохнуть в седле при медленной езде. Последнее относится к любителям неспешных прогулок.
Недостатков у такой велосипедной дорожки множество:
- выходящих пешеходов;
- невозможно достичь хорошей скорости;
- ширина полосы движения узкая;
- трудности при обгоне встречного велосипедиста.
Размеченная велосипедная дорожка на пешеходной улице в Сочи
Несмотря на четкую разметку и даже знак «Велосипедное движение», большинство пешеходов часто не воспринимают велодорожки всерьез и пересекают разметку. Непрактичность — это отдельная тема. Велосипедная дорожка предназначена скорее для прогулочного движения, чем для полноценного движения без доступа к проезжей части.
Читайте также: Увеличение стоимости проезда по системе Платон