Все о приказах и положениях о стажировании водителей транспортных средств

ПДД

Приказ Минтранса 59

Работники, допущенные к управлению транспортными средствами, должны иметь водительское удостоверение соответствующей категории и проходить обязательные медицинские осмотры (основной и периодический) на профпригодность и профилактику профессиональных заболеваний. Все водители, участвующие в перевозке пассажиров или грузов, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям, зафиксированным в документах об обучении, в соответствии с приказом Министерства транспорта № 40032 от 28.09.2015.

Водитель

Соответствие профессиональным категориям и опыту работы подтверждается записями в трудовой книжке. Работодатель путем собеседования или тестирования определяет степень знаний и профессиональной пригодности (или непригодности). Результаты заносятся в журнал учета, который должен храниться в течение пяти лет. Если результаты собеседования и тестов положительные и не обнаружено недостатков в разделах 5-8 настоящего Положения, кандидат принимается на работу.

Практика

Сколько должна длиться стажировка?

Продолжительность стажировки зависит от характера работы, которую будет выполнять нанимаемый водитель. Например, следующие правила применяются к водителям автобусов

  • для тех, кто ранее не работал водителем и получил в ГАИ права категории D — 61 час до начала маршрута + 163 часа на маршруте;
  • переподготовка с категории B или C на D — 30 часов практики перед маршрутом + 72 часа на маршруте;
  • для водителей, ранее не работавших на автобусе — 18 часов до выхода на маршрут + 32 часа на маршруте;
  • для тех, кто уже работал на автобусах, но имеет перерыв в практике вождения более 6 месяцев — 8 часов практики перед маршрутом + 16 часов на маршруте;
  • при перерыве в практике вождения в 3 месяца — 8 часов практики перед маршрутом + 24 часа на маршруте
  • в случае смены модели автобуса — 32 часа предварительной подготовки (предварительная подготовка может быть пропущена);
  • в случае изменения маршрута — 4 часа на маршруте (в труднопроходимой местности — 8 часов с наставником, который уже работал на маршруте).

Испытание водителя вместо стажировки

Водители, впервые принятые на такую должность или имевшие перерыв в работе, непосредственно связанной с вождением, более одного года, а также водители, переведенные с одного вида транспортного средства на другое при поступлении на работу, допускаются к самостоятельной работе, связанной с вождением, после обучения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся их работодателем.

Количество часов обучения определяется работодателем.

Работники, принятые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами (далее — водители), имеют право на самостоятельную работу, связанную с управлением транспортными средствами, в целях проверки их пригодности к порученной работе, после прохождения у работодателя испытательного срока в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

В этом пункте есть несколько важных нововведений:

понятие стажировки было заменено понятием испытательного срока. Такое же определение используется в Трудовом кодексе.

Информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем, была удалена. Однако, поскольку в документах нет других указаний на продолжительность испытательного срока, фактическая продолжительность испытательного срока все равно определяется работодателем.

Конечно, при выборе продолжительности испытательного срока необходимо помнить о статье 70 Трудового кодекса РФ, которая в большинстве случаев устанавливает максимальную продолжительность испытательного срока в 3 месяца.

Также изменились условия испытательного срока (стажировки). До 31 декабря 2020 года испытательный срок проводился только при определенных условиях (первая работа, перерыв в работе более одного года, работа в другом типе ТС). С 1 января 2021 года все работающие водители должны проходить испытательный срок.

Основные положения

Для теста разрабатывается специальный учебный план, а также множество других рекомендаций, которые зависят от конкретной категории. Водитель, проходящий обучение для водителей грузовых автомобилей при выполнении работ или для водителей других транспортных средств, обязан следовать основным принципам данной программы.

Все знания стажера после теоретической подготовки должны быть проверены практически. Стажировка водителей — это полностью самостоятельное вождение под пристальным наблюдением руководителя стажировки водителей, назначаемого руководителями стажеров. Основная цель этой стажировки — закрепить основные теоретические и практические знания и проверить способность применять эти знания в реальных ситуациях. Во время стажировки водитель управляет автомобилем без пассажиров.

Стажировка водителя автобуса для работы в школе

Действующие правила предусматривают, что стажировка всегда должна проходить под постоянным контролем руководителя, назначенного в соответствии с приказом по компании, или под контролем другого лица, назначенного в соответствии с договором. Инспектор должен иметь водительское удостоверение или специальное свидетельство, позволяющее ему проводить обучение, и должен управлять данным транспортным средством более пяти лет без нарушений правил дорожного движения.

Общая продолжительность обучения водителей, работающих в организации, определяется подготовкой водителя и, в частности, его общим стажем работы, временем перерыва, а также зависит от соответствующего вида транспорта и маршрута следования. Обучение водителей в компании проходит в реальных дорожных условиях при перевозке пассажиров по маршрутам, на которых в будущем водителю придется постоянно работать. Стажировка заканчивается профессиональным собеседованием и еще одним тест-драйвом, после которого у водителя проверяется квалификация вождения. Таким образом, продолжительность стажировки водителей при приеме на работу может сильно различаться.

Организация стажировки

В компании может существовать отдельный местный законодательный акт, Положение об ученичестве, в котором подробно изложена процедура ученичества для водителей и других категорий работников, для которых оно является обязательным.

В любом случае, правила организации стажировки водителя не будут существенно отличаться от того, как проводится стажировка других работников.

Водитель проходит обучение на том автомобиле, на котором он или она будет выполнять свои обязанности в будущем. Как правило, опытного водителя назначают на должность водителя при условии, что он или она

  • не попадал в аварии в течение последнего года не по своей вине
  • Опыт работы на соответствующем транспортном средстве не менее трех лет (не менее пяти лет для автобусов, трамваев или троллейбусов).

На работника оформляется карточка стажера, в которую вносятся сведения о прохождении стажировки, комментарии наставника и итоговая оценка о том, допускается ли водитель к самостоятельной работе.

Заключение о пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе дает ответственное лицо — сотрудник компании, прошедший аттестацию по безопасности дорожного движения.

В общих чертах процедура документирования водителя-стажера выглядит следующим образом:

  1. Работник принят на работу или переведен на другое транспортное средство.
  2. Работодатель издает приказ о прохождении стажировки, назначает водителя-наставника, указывает продолжительность испытания и модель транспортного средства, на котором оно будет проводиться.
  3. Инструктаж и обучение водителя-стажера проводится в течение срока, указанного в приказе.
  4. По окончании стажировки в карточке стажера делается отметка о том, что водитель допущен к самостоятельной работе.
  5. Работодатель должен издать приказ, разрешающий работнику-стажеру работать самостоятельно.

Задание по подготовке водителей. Часть 1

При приеме на маршрут

Стажировка водителей автобусов и маршруток особенно сложна, поскольку их работа связана с прямым риском для здоровья и жизни пассажиров, и водитель отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь многих других людей. Первоначально стажер управляет автобусом по заранее определенному маршруту, закрепленному за его транспортным средством, и обязательно выполняет все процедуры под пристальным наблюдением супервайзера.

Стажировка для водителей автобусов для набора персонала

Стажировка водителя автобуса для работы в школах или других учреждениях состоит из двух частей — маршрутной и предмаршрутной, независимо от того, имеет ли данный специалист водительское удостоверение соответствующей категории или нет. Предрейсовая подготовка состоит из теоретического курса, а также различных упражнений с использованием специальных тренажеров. Основная цель — закрепить имеющиеся знания, а также указать на пробелы в теории, которые затем можно восполнить, чтобы сделать вождение максимально комфортным и безопасным.

Как проходит стажировка для водителей при устройстве на работу? В Москве и других крупных городах принято группировать студентов в соответствии с присвоенными им категориями. Теория преподается специализированными сотрудниками по безопасности в процессе комплексной работы с наставниками.

Кто подлежит стажировке, и каковы её цели

Практика охраны труда и техники безопасности

Водители, не имеющие опыта, переведенные с одного вида транспорта на другой, или если их работа была прервана более чем на двенадцать месяцев, обязаны пройти стажировку. Цель процедуры — совершенствование полученных знаний и навыков для обеспечения безопасного вождения на дороге и умения применять их в конкретных условиях. Приказ Министерства транспорта № 59 закрепляет ученичество за работодателем, который издает приказ по предприятию, назначает ученика и необходимое количество часов.

Нормативные акты о стажировке для водителей

Для того чтобы стажировка была правильной и законной, необходимо соблюсти ряд правил. Первым из них является Трудовой кодекс. Те, которые касаются испытательного срока при заключении трудового договора, имеют отношение к стажировке. Фактом является то, что испытательный срок рассматривается как испытательный срок. В то же время это должно быть прописано и в трудовом договоре — в противном случае работнику, не прошедшему испытательный срок, нельзя будет отказать.

Второй стандарт имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый Министерством транспорта РСФСР еще в 1986 году. С технической точки зрения он не является обязательным, так как не был официально опубликован, но в документе подробно описаны принципы, по которым проводится обучение на водительские права, поэтому многие компании предпочитают использовать его. Однако для того, чтобы РД можно было использовать, либо его стандарты должны быть закреплены во внутренних актах организации, либо эти акты должны содержать ссылку на РД.

Другим актом является Постановление Министерства труда и Министерства образования от 13.01.03 № 1/29. Оно уже вступило в силу, хотя его положения о стажировках очень расплывчаты. В нем лишь упоминается, что работодатель обязан обучать вновь принятых работников, выполняющих опасные работы, к которым относятся и некоторые водители.

Наконец, к ученичеству имеет отношение Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения». Этот закон обязывает работодателей организовывать работу водителей таким образом, чтобы не нарушались правила безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения этого является приказ о приеме на работу.

Как составляется приказ

Время работы и отдыха для водителей

Руководство оператора-стажера считается внутренним документом, который входит в пакет документов по безопасности дорожного движения. В нем указываются: обучаемый, который должен пройти обучение; водитель, который отвечает за обучение обучаемого в рамках утвержденной программы и за контроль за выполнением обучаемым всех требований. Для каждого стажера может быть составлен отдельный приказ. Эти распоряжения остаются в силе в течение всего срока обучения стажера, пока он не будет допущен к самостоятельной работе в соответствии с требованиями программы обучения по безопасности вождения.

Важно: Допуск оформляется отдельным приказом, после чего составляется акт передачи транспортного средства водителю и фиксируется акт закрепления транспортного средства за конкретным лицом. Форма листа (карты) обучающегося прилагается к приказу о зачислении с соответствующими записями.

Пример заказа:

Пример приказа

Пример приказа о назначении водителя-наставника:

Приказ о назначении наставника водителей

Имеются предварительные формы для заказа водителей. Пример 1:

Форма заказа модели

Модель 2:

Приказ о допуске к самостоятельной работе

Оформление результатов стажировки

В конце стажировки составляется протокол с результатами каждого испытания и наблюдениями инспекторов. Лист подписывается как стажером, так и водителем-стажером и передается в отдел кадров для принятия решения.

Если показатели стажера не ниже удовлетворительных, принимается решение, которое подписывается руководителем организации, и водитель допускается к самостоятельному вождению. Однако если водитель не сдал экзамен по вождению достаточно хорошо, может быть принято одно из двух решений:

  1. Водитель направляется на повторный курс обучения, продолжительность которого определяется в индивидуальном порядке.
  2. Водитель будет исключен из процесса подачи заявления. В этом случае водитель будет исключен из программы и из трудового договора. Водитель, не завершивший обучение, подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы в компании.

Для чего нужна программа по ОТ

Режим труда и отдыха для водителей грузовиков, последние новости

Программа разрабатывается с учетом конкретных потребностей каждой организации. Суть программы — обучение специфике работы, с точки зрения производственного процесса, функционирования отделов и приобретения практических навыков и методов работы. В программе определен пакет обучения водителей, образец программы обучения водителей и раздаточный материал:

Программа обучения

Количество часов и виды деятельности могут варьироваться в зависимости от компании. Образец плана тренировок:

Как правило, компания (в лице директора) может изменить существующую запись, если в организации изменился технологический процесс (или область деятельности), но она всегда включает основные пункты:

  • общее положение;
  • стажировки и их продолжительность;
  • Порядок прохождения стажировки, обязанности стажера и водителя
  • Как будут документироваться результаты;
  • Обязанности и ответственность должностных лиц.

Обучение

Дополнительная информация! Для предприятий с высоким классом опасности: химической, строительной, инженерно-изыскательской отраслей и других предприятий, подведомственных Минстрою России, не подлежащих перерегистрации, где Ростехнадзор ежегодно контролирует сферу деятельности на соответствие установленным требованиям, алгоритм положения о стажировке не меняется.

Машинист мобильного крана

Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит

Необходимое количество водителей-наставников определяется руководителем предприятия и закрепляется приказом. Наставники выбираются из числа опытных сотрудников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих квалификацией в области воспитательной работы. Они назначаются на весь период ученичества. Вознаграждение им выплачивается в установленном порядке, в размере % от тарифной ставки. Другие требования к водителям-наставникам:

  • Опыт вождения 1-2 классов;
  • Безопасное и безаварийное вождение без нарушений правил дорожного движения в течение последнего года не по своей вине;
  • Никаких дисциплинарных взысканий;
  • Опыт работы водителем автобуса не менее 5 лет;
  • Не менее 3 лет опыта работы в качестве водителя грузового автомобиля или автотранспорта.

Примечание: При отсутствии водителя, отвечающего всем вышеуказанным требованиям, стажером может быть лицо, приглашенное из другой компании, что не запрещено Приказом Министра транспорта № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или индивидуальным предпринимателем), сертифицированной и имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, заключается гражданско-правовой договор, по которому будет осуществляться подготовка водителей требуемой категории.

Водитель-стажер осуществляет контроль за стажером и заносит все данные в специальную карточку, выданную инженером по ДТП. Составляет отчет о работе водителя и его готовности к самостоятельному вождению. Пишет отчет о прохождении учебного курса. Отборочная комиссия проводит дальнейшую оценку.

Лист водителя:

Лист стажировки

Отчет заполняется водителем:

Отчет

Назначение комиссии

Комиссия назначается руководителем водителя, а ее членам поручается проверка знаний водителя. Его членами являются: ответственный за транспорт (если таковой имеется), начальник депо, инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела безопасного вождения. Команда комиссии завершает проверку на основании результатов пробной поездки по случайно выбранному маршруту и последующего собеседования.

Все результаты заносятся в карту, и составляется полное заявление, разрешающее человеку самостоятельно работать на конкретной марке автомобиля и на конкретном маршруте. На основании карточки компания издает приказ, разрешающий управление транспортным средством, с которым стажер знакомится под роспись. Если комиссия не согласна с мнением водителя-стажера и результаты экзамена по вождению свидетельствуют о недостаточном уровне знаний и безопасного поведения водителя, комиссия может продлить стажировку стажера, а затем пересдать экзамен.

Важно: учетная карточка стажера должна храниться в отделе кадров. Водитель может в любое время ознакомиться с записью и получить справку или ее копию.

Правила проведения

Стажировка водителей должна проходить на автомобиле той же марки, что и тот, которым они будут управлять. Перед началом занятий проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока стажировки должен заниматься грузовыми (пассажирскими) перевозками под руководством руководителя, выполняя все его требования и инструкции. Если работа на линии требует знания пунктов и мест погрузки и разгрузки, заполнения маршрутных листов, оформления накладных, он учится вести учет. Проверяет и контролирует состояние автомобиля перед выездом из гаража во время движения и после работы. Соблюдает соответствующие правила перевозки людей и грузов и изучает безопасные методы работы. Не совершает нарушений правил дорожного движения. Проходит обязательный медицинский осмотр перед поездкой.

Отмена собеседования при приеме водителя на работу

Если представленные работниками документы подтверждают их правомочность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель организует собеседование с такими работниками.

Процедура профессионального отбора водителей, действующая до 31 декабря 2021 года, требует от работодателя проведения собеседования при приеме на работу водителя. Новая процедура не содержит подобного требования.

Другие моменты, касающиеся интервью, также были удалены. Например, с 2021 года не требуется заполнять лист собеседования.

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  • Уметь плавно стартовать, плавно тормозить и помнить, что он/она перевозит живых людей.
  • Уметь плавно входить в различные повороты.
  • Поддерживайте оптимальную скорость движения без рывков.
  • Своевременно выполнять остановки по маршруту.
  • Завершите свое путешествие вовремя.
  • Соблюдайте все установленные меры безопасности не только при движении, но и при остановке.
  • Всегда наблюдайте в зеркалах за движением пассажиров в зоне дверей.
  • Не открывайте дверь до полной остановки автомобиля.
  • Заранее объявляйте о предстоящих остановках.
  • Соблюдайте порядок в транспортном средстве, если вы работаете без проводника.
  • Получение оплаты за проезд при работе без кондуктора.

Все это проверяется в процессе трудоустройства водителя в РФ и других городах.

Читайте также: Нужен ли техосмотр в 2022: новые правила

Каковы сроки стажировки

Ниже приведены условия прохождения стажировки в зависимости от различных ситуаций:

  • если вы водитель без опыта вождения или с опытом вождения менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
  • Если у вас был перерыв в вождении на один год или более, вы должны пройти стажировку продолжительностью не менее 20 часов;
  • если для управления дорожным транспортным средством требуется практика вождения другой категории, стажировка должна составлять не менее 20 часов;
  • В случае, если работник переходит с одного типа грузовика (автобуса) на другой или получает сертификат на вождение опасных грузов, стажировка не должна быть менее 8 часов.
Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей
Adblock
detector