Всё о ПДД 2022 для сегвеев, гироскутеров и моноколёс

ПДД
Содержание
  1. Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?
  2. Сегвей
  3. Гироскутер
  4. Моноколесо
  5. Что запрещено водителям средств индивидуальной мобильности?
  6. Какие дорожные знаки распространяются на СИМ?
  7. Можно ли ездить пьяным?
  8. Немного о технике, или о чем все забывают
  9. Электросамокаты в ПДД до 1 марта 2023 года
  10. Где можно ехать на велосипеде?
  11. Возраст велосипедиста важен
  12. Как двигаться по дороге?
  13. Специальные полосы
  14. Как движение СИМ регулируется сейчас?
  15. Обозначение СИМ в светлое время суток
  16. Является ли водитель СИМ пешеходом?
  17. Как на практике?
  18. Нужны ли права?
  19. Слез с мопеда — и ты пешеход.
  20. Световые приборы
  21. Как переходить/переезжать дорогу по светофору?
  22. Как идти пешком с мопедом?
  23. Есть ли ограничение скорости?
  24. Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?
  25. По тротуарам и велодорожкам ездить нельзя
  26. Должны ли водители автомобилей уступать дорогу СИМ?
  27. Алкоголь под запретом
  28. Что все это значит для простых пешеходов?
  29. Расположение на проезжей части
  30. Маневры
  31. Как отличить СИМ от мопеда?

Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?

То есть, согласно правилам, гироскоп, моноцикл и сегвей являются транспортными средствами, причем механическими. Это прямо подтверждается определениями одноименных терминов в разделе 1.2:

Транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Мототранспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Этот термин также относится к любому трактору или самоходной технике.

Обратите внимание, что дороги в соответствии с правилами дорожного движения также включают тротуары и различные виды пешеходных и других дорожек. А гироскутеры, сегвеи и моноциклы работают от электродвигателя.

Но тонкость здесь в том, что для того, чтобы считаться транспортным средством, эти устройства не имеют паспорта транспортного средства — они являются спортивным оборудованием, так же как питбайки и тому подобное.

Но четкого определения сегвеев, гироскутеров и моноциклов в соответствии с Кодексом дорожного движения 2022 года не существует. Их можно отнести к нескольким типам транспортных средств и в то же время нельзя отнести ни к одному из них.

Сегвей

Таким образом, в контексте правил дорожного движения могут быть интересны следующие особенности сегвеев:

  • У него 2 колеса, что, согласно правилам дорожного движения, приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
  • Имеет руль,
  • имеет двигатель (почти всегда электродвигатель).

Это выглядит следующим образом:

Segway - пешеход, велосипед или транспортное средство: мопед, мотоцикл?

Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Давайте теперь перейдем к конкретным их видам в правилах дорожного движения!

Велосипед — это транспортное средство, кроме инвалидной коляски, имеющее не менее 2 колес и приводимое в движение главным образом мускульной силой водителя, в частности, с помощью педалей или шатунов, которое может также иметь электродвигатель с номинальной максимальной непрерывной мощностью не более 0,25 кВт, автоматически отключаемый при скорости более 25 км/ч.

Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с объемом цилиндра не более 50 см3 или электродвигатель с номинальной максимальной продолжительной мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Мопеды приравниваются к квадроциклам с аналогичными техническими характеристиками.

Электромобиль — это транспортное средство, приводимое в движение исключительно электродвигателем и заряжаемое от внешнего источника электроэнергии.

Ну, под понятие велосипеда сегвей просто не подходит, потому что последний приводится в движение исключительно электромотором, а определение велосипеда гласит, что он обычно приводится в движение человеческими мышцами, но может иметь мотор в качестве дополнительного оборудования.

А вот мопед сегвей можно, ведь большинство этих гаджетов подходят по мощности, у всех есть 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность более 4 кВт или скорость более 50 км/ч, то это уже мотоцикл.

Кроме того, сегвей подпадает под понятие электромобиля.

Гироскутер

Мы ни для чего не рассматривали сегвей в первую очередь. Главное отличие гироскутера от него — отсутствие руля. Но, как вы видите, в соответствии с определениями Дорожного кодекса нет разделения транспортных средств на те, которые имеют руль и без него. Поэтому к гироскутеру применимы все те же определения, что и к сегвею.

Гироскутер на тротуаре

Моноколесо

Моноцикл, с другой стороны, немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, поскольку, помимо всего прочего, у него только одно колесо. По той же причине это не мопед. Но он подходит под определение электромобиля.

Вот как выглядит моноцикл, который не подходит ни под один термин согласно кодексу дорожного движения

Как видим, ПДД 2022 нуждается в серьезном пересмотре, ведь согласно букве этого постановления, такие устройства могут быть полноценными транспортными средствами, а они требуют соответствующей категории водительского удостоверения и имеют свои обязанности.

Что запрещено водителям средств индивидуальной мобильности?

Обратимся к обновленным правилам дорожного движения 24.8:

24.8: Велосипедистам, лицам, использующим индивидуальные средства передвижения, и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом или персональным мобильным устройством (если оно оборудовано рулем), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, превышающий длину или ширину транспортного средства более чем на 0,5 метра, или груз, который делает невозможным управление транспортным средством;
  • перевозить пассажиров, если только это не позволяет оборудование или конструкция велосипеда или устройства для передвижения;
  • перевозить детей в возрасте до 7 лет, если для них не предусмотрены специально предназначенные для них места;
  • поворачивать налево или выполнять маневр левого поворота на дорогах с трамвайным движением и на дорогах с более чем одной полосой для данного направления (кроме случаев, когда разрешен поворот налево с правой полосы и кроме дорог в велосипедных зонах); и
  • выезжать на дорогу без застегнутого мотоциклетного шлема (относится к водителям мопедов);
  • переходить дорогу по пешеходным переходам.

В целом, требования аналогичны требованиям для велосипедистов:

  • Вы должны держаться за руль хотя бы одной рукой, если у SIM-карты есть руль. В основном это относится к электрическим скутерам и некоторым Segway. Другие транспортные средства не имеют руля.
  • Не перевозите грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 м хотя бы с одной стороны.
  • Не перевозите пассажиров, если это не разрешено конструкцией автомобиля. На иллюстрации выше все автомобили имеют индивидуальные сиденья и не перевозят пассажиров. В любом случае, прежде чем взять пассажира, изучите документы ЦИМ и поймите, разрешена ли такая перевозка. Это также относится к электрическим скутерам.
  • Дети младше 7 лет не могут перевозиться, если для них нет специально отведенных мест. В этом случае возникает вопрос о том, что именно следует считать выделенным местом. Например, для электрического скутера можно приобрести специальное сиденье, которое позволит ребенку стоять и не мешать ногам взрослого. Однако неясно, будет ли это считаться специально оборудованным сиденьем и будет ли этого достаточно.
  • Левые повороты и развороты запрещены на дорогах с двумя и более полосами для разъезда или с трамвайными путями. Требование аналогично требованию для велосипедистов. Хотя, забегая вперед, скажу, что на проезжей части больше ограничений для CIM, чем для велосипедистов.
  • Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам запрещено. Выше уже говорилось о том, что водитель CIM может сойти с автомобиля и пересечь проезжую часть пешком. Это не является правонарушением.

Внимание. В одной из следующих статей цикла «Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года» мы поговорим о приоритете CIM в различных ситуациях. В нем мы расскажем о том, что в некоторых случаях водители должны уступать дорогу ТС, движущимся по регулируемому пешеходному переходу. Таким образом, с одной стороны, сим запрещено ездить по всем перекресткам, но с другой стороны, водители должны уступать им дорогу. Это еще одна неясность в правилах в том виде, в котором они будут действовать 1 марта 2023 года.

24.9 Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедов и мопедов, за исключением буксировки прицепа, предназначенного для использования с велосипедом или мопедом.

24.9 Буксировка велосипедов, персональных мобильных устройств и мопедов запрещена, а буксировка велосипедов, персональных мобильных устройств и мопедов запрещена, за исключением буксировки прицепа, предназначенного для использования с велосипедом, мопедом или персональным мобильным устройством соответственно.

Обновленное Положение о дорожном движении 24.9 гласит, что буксировка персональных мобильных устройств запрещена, за исключением буксировки специального прицепа SIM.

С каждым месяцем на дорогах и тротуарах становится все больше электросамокатов, гироскутеров, моноколес и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Люди, которые ими управляют, часто нарушают правила дорожного движения и ведут себя неадекватно. Разбираемся, как пешеходам взаимодействовать с ними.

Являются ли скутеры пешеходами или водителями? А почему они ездят по тротуарам? Выяснение вопроса о SIM-карте - фото 1272003
Являются ли скутеры пешеходами или водителями? А почему они ездят по тротуарам? Ответ на вопрос о SIM-карте - фото 1272005
Являются ли скутеры пешеходами или водителями? А почему они ездят по тротуарам? SIM-ответ - изображение 1272004
Являются ли скутеры пешеходами или водителями? А почему они ездят по тротуарам? SIM-ответ - изображение 1272008
Являются ли скутеры пешеходами или водителями? А почему они ездят по тротуарам? Решение вопроса о SIM-карте Являются ли скутеры пешеходами или водителями? Почему они ездят по тротуарам? Решение вопроса с SIM-картой

Какие дорожные знаки распространяются на СИМ?

Среди многочисленных знаков, содержащихся в Кодексе дорожного движения, некоторые из них применимы и к средствам передвижения. Среди них:

  • 3.1 Отсутствие входа (кирпич)
    Знак
  • и знак 3.2 Запрет на въезд (Brick) распространяется на все средства передвижения, за исключением детей до 7 лет
    Дорожный знак для CIM отсутствует
  • Знак, запрещающий езду на велосипедах и мопедах
    Запрет на использование велосипедов и мопедов
  • знак «Обгон запрещен» не распространяется на средства передвижения — их можно обгонять (но без пересечения сплошной линии).

Кроме того, будет установлен новый дорожный знак — 3.35, запрещающий движение только для CIM. Но как он будет выглядеть, пока неизвестно.

Скачать официальный текст проекта постановления о внесении изменений в правила дорожного движения.

Можно ли ездить пьяным?

Нет. Новые правила дорожного движения будут дополнены пунктом 24.12, в котором будет сказано буквально следующее:

24.12 Запрещается использовать средство индивидуальной мобильности для управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии боли или усталости, угрожающем безопасности движения.

Немного о технике, или о чем все забывают

2.3 Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1 Перед отправлением в путь проверьте техническое состояние транспортного средства и убедитесь в его исправности в соответствии с Общими правилами официального утверждения транспортных средств и обязанностей инспекторов по безопасности дорожного движения (далее — Общие правила).

Запрещается управлять транспортным средством при неработающей (отсутствующей) тормозной системе, рулевом управлении, сцепном устройстве (в составе автопоезда), фарах и задних фонарях в темное время суток или при плохой видимости.

19.1 В темноте и при плохой видимости, независимо от дорожного освещения, а также в туннелях, во время движения транспортного средства должны быть включены следующие световые приборы

У всех автомобилей и мопедов должны быть включены фары или ближний свет фар, у велосипедов должны быть включены фары или фонари, у конных экипажей должны быть включены фары (если они есть);

19.5 В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни для подачи сигнала.

Электросамокаты в ПДД до 1 марта 2023 года

Сначала немного исторической справки. До 1 марта 2023 года в правилах дорожного движения нет отдельных правил для электроскутеров, Segways и моноциклов. Это означает, что данные автомобили рассматриваются на других доступных условиях. Например, электрический скутер может считаться велосипедом или мопедом (в зависимости от мощности двигателя):

Где можно взять напрокат электрический скутер?

Законодатель уже пытался ввести понятие CIM (средства индивидуальной мобильности) в текст правил дорожного движения. Соответствующий законопроект рассматривался Государственной Думой в конце 2019 — начале 2020 года:

  • Средства индивидуального передвижения по правилам дорожного движения (самокаты, ролики, гироскутеры, унициклы)
  • Где разрешено использовать средства индивидуальной мобильности?
  • Дорожные знаки для средств индивидуальной мобильности

В итоге законодатели отказались от дальнейшей работы над этим законопроектом.

При желании вы можете прочитать статьи об особенностях предыдущего законопроекта. Здесь, на всякий случай, напомню, что в документе было несколько пунктов, которые вызывают серьезные вопросы.

Например, персональное мобильное устройство не считается транспортным средством, поэтому многие пункты правил дорожного движения для него должны быть продублированы.

На использование SIM не было никаких ограничений по скорости или весу, а это значит, что даже самый маленький ребенок мог получить электрический самокат, способный разгоняться до 50 километров в час.

Кроме того, закон ввел дополнительное ограничение для велосипедистов, которым было запрещено объезжать припаркованные автомобили. Другими словами, управление велосипедами в застроенных районах стало крайне затруднительным.

В целом, законодатель отказался от предыдущего законопроекта о средствах индивидуальной мобильности. Однако следует понимать, что новый документ, о котором пойдет речь далее в этой статье, взял за основу старый. Многие ошибки и проблемы были исправлены. Однако в ретроспективе видно, что некоторые абзацы старого документа были просто скопированы, что привело к новым проблемам. Но прежде всего.

Где можно ехать на велосипеде?

По состоянию на апрель 2014 года в разделе 24 Правил дорожного движения есть 6 параграфов (24.1 — 24.6), посвященных велосипедистам.

Возраст велосипедиста важен

Велосипедисты старше 14 лет допускаются:

  1. На велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке или полосе для велосипедистов.
  2. На правом краю проезжей части.
  3. На плече.
  4. На тротуаре или пешеходном переходе.

Именно в таком порядке. Движение по тротуару разрешается только в том случае, если край проезжей части, бордюр и велосипедная дорожка недоступны.

Есть и исключения, например:

Вы можете ехать по тротуару или пешеходной дорожке, если вы сопровождаете велосипедиста младше 7 лет или если вы везете ребенка младше 7 лет.

Как двигаться по дороге?

24.5 При движении по правой стороне проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими правилами, велосипедисты должны двигаться только по одной полосе.

Если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м, разрешается движение колонны велосипедистов по двум полосам.

Велосипедная колонна должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов при однополосном движении или на группы по 10 пар при двухполосном движении. Расстояние между группами должно составлять 80-100 м, чтобы облегчить обгон.

Велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам, велодорожкам и пешеходным зонам.

Велосипедисты младше 7 лет могут ездить только вместе с пешеходами (на тротуарах, пешеходных дорожках, велосипедных дорожках, велодорожках и пешеходных зонах).

24.6 Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходному переходу, бордюру или в пределах пешеходных зон создает угрозу или препятствует движению других людей, велосипедист должен сойти с велосипеда и выполнить требования данных Правил для пешеходов.

Специальные полосы

С 2014 года на дорогах существуют специальные полосы для велосипедистов, которые обозначены специальными знаками:

На этих полосах разрешено движение только велосипедов и мопедов.

Кроме того, с 2015 года велосипедисты могут пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта:

Как движение СИМ регулируется сейчас?

Обратимся к последнему изданию правил дорожного движения:

«Пешеход — это человек, который находится вне транспортного средства на дороге или на пешеходной или велосипедной/пешеходной дорожке и не выполняет на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, находящиеся в инвалидном кресле без двигателя, управляющие велосипедом, мопедом, мотоциклом, везущие санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использующие роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства передвижения.»

Другими словами, пользователи SIM приравниваются к пешеходам и должны соблюдать главу 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». По иронии судьбы, любое ДТП с участием электроскутеров теперь определяется как наезд на пешехода.

Обозначение СИМ в светлое время суток

19.5 В светлое время суток должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни для идентификации всех движущихся транспортных средств.

19.5 В светлое время суток на всех транспортных средствах (кроме велосипедов) в целях идентификации включаются ближний свет фар или дневные ходовые огни.

Пункт 19.5 Постановления о дорожном движении гласит, что в дневное время у всех движущихся сим-картов должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни.

Это еще одна неясность в правилах. Давайте снова вспомним изображение из начала этой статьи. Возможно, при составлении данного пункта законодатели рассматривали электрический скутер (А) как ЦИМ. Электрические скутеры обычно оснащены фарами, и включить их несложно.

Но когда вы думаете о транспортном средстве B, электрическом скейтборде, двусмысленность ситуации сразу становится очевидной. На электрическом скейтборде нет стандартных фонарей, и их некуда установить. Получается, что с 1 марта 2023 года использовать такие автомобили, не нарушая закон, будет невозможно.

Является ли водитель СИМ пешеходом?

Обратимся к понятию «пешеход» из раздела 1.2 ПДД:

«Пешеход — это человек, который находится вне транспортного средства на дороге или на тротуаре или велосипедной дорожке и не работает на нем. Пешеходом считается человек в инвалидной коляске, управляющий велосипедом, мопедом, мотоциклом, везущий санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использующий роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства передвижения.

«Пешеход» — Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, пешеходной или велосипедной дорожке и не работающее на ней. К пешеходам приравниваются лица в инвалидных колясках, управляющие персональным вспомогательным устройством, велосипедом, мопедом, мотоциклом, тянущие за собой санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использующие роликовые коньки, скутеры и другие подобные устройства для передвижения.

Человек, передвигающийся на индивидуальном средстве передвижения, не является пешеходом. Однако правила дорожного движения предоставляют широкую возможность в любой момент стать пешеходом, просто сойдя с лошади и прокатив симку рядом с собой.

Такое «преобразование» может быть полезно, например, для перехода дороги по пешеходному переходу. Однако в дальнейшем персональные мобильные устройства не могут управлять автомобилем во время пересечения пешеходного перехода, но могут управлять автомобилем в качестве пешехода.

Внимание. Это же правило распространяется и на велосипедистов (BSS для велосипедистов).

Как на практике?

Что ж, практика беспощадна к логике ПДД. Несмотря на то, что последний закон более или менее определяет гироскутеры, моноциклы и сегвеи под определенные виды транспортных средств, дорожная полиция имеет собственное мнение на этот счет, идя на абсурдное расхождение с Правилами.

Итак, согласно Правилам дорожного движения, дорожная полиция приравнивает все эти устройства к пешеходам. Давайте рассмотрим официальную интерпретацию этого понятия:

Пешеход — это человек, который находится вне транспортного средства на дороге или на пешеходной или велосипедной/пешеходной дорожке и не выполняет на ней работу. Пешеходы — это люди в немоторизованной инвалидной коляске, управляющие велосипедом, мопедом, мотоциклом, везущие санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использующие роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства передвижения.

Как видите, здесь есть важное «но» — если это все транспортные средства, то их водитель не может быть пешеходом, потому что для этого он должен находиться вне транспортного средства, а в сегвеях, гироскутерах и моноциклах водитель находится на них.

Гироскутеры, моноциклы и сегвеи являются пешеходами, им не нужны права или OC

Более того, в данном контексте сотрудники ГИБДД приравнивают эти устройства к роликам, самокатам, но важным отличием является наличие у последних мотора. Впрочем, и логика понятна — но логика обывательская, а не буква закона.

Ниже приводится цитата из ответа исполняющего обязанности главного инспектора Бугаева по этому вопросу, когда он инициировал предложение о внесении изменений в правила дорожного движения в связи с появлением новых видов транспорта:

ГИБДД МВД России в рамках своей компетенции рассмотрела Ваше обращение о внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации в целях регулирования движения лиц, передвигающихся на сегвеях, гироскутерах, моноциклах, электроскутерах.

С точки зрения Правил, лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие подобные устройства (в силу совокупности функциональных и технических параметров это могут быть, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноциклы, электроскутеры), являются пешеходами, поэтому они должны знать и соблюдать соответствующие требования, относящиеся к ним.

Поэтому, если сотрудник дорожной полиции остановит вас на гирокоптере, сегвее или моноцикле, вы для него — пешеход. Поэтому вы обязаны знать и соблюдать все правила для пешеходов. К таким обязанностям относятся:

  1. Не ходите по проезжей части, только по краю или обочине проезжей части при отсутствии пешеходных дорожек, тротуаров или других тропинок,
  2. При переходе дороги на гироскутере, моноцикле или сегвее вам не нужно сходить с дороги, так как вы уже являетесь пешеходом.

Нужны ли права?

Нет. Потому что на практике инспекторы приравнивают водителей этих устройств к пешеходам, поэтому ни водительское удостоверение, ни страховка для этой категории участников дорожного движения не нужны.

Слез с мопеда — и ты пешеход.

«Пешеход» — это человек, который находится вне транспортного средства на дороге или на тротуаре или велосипедной дорожке и не выполняет на них работу. Пешеходом считается человек, который находится в инвалидной коляске, едет на велосипеде, мопеде, мотоцикле, везет санки, коляску, ребенка или инвалидное кресло, а также использует для передвижения роликовые коньки, самокаты и другие подобные устройства.

Световые приборы

19.1 В темное время суток и при плохой видимости на движущемся транспортном средстве, независимо от освещения дороги, а также в туннелях должны быть включены следующие световые приборы:

  • На всех автомобилях и мопедах — фары дальнего или ближнего света; на велосипедах — фары или лампы; на конных транспортных средствах — лампы (если есть);
  • На прицепах и буксируемых транспортных средствах — габаритные огни.

22.2 1 . Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение категории «А» или подкатегории «А1» сроком 2 или более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение любой категории или подкатегории сроком 2 или более лет.

Как переходить/переезжать дорогу по светофору?

И это наглядный пример, когда люди на персональных мобильных устройствах — электроскутерах, гироскутерах и других — пользуются преимуществом как велосипедистов, так и пешеходов:

  • при отсутствии велосипедной дорожки SIM может пересекать или переходить дорогу вместе с пешеходами, руководствуясь соответствующим пешеходным светофором,
  • но если есть светофор с силуэтом велосипедиста, они должны следовать ему.

Как идти пешком с мопедом?

4.1 Пешеходы должны ходить по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным/пешеходным дорожкам или, если их нет, по обочинам. Пешеходы, несущие или транспортирующие крупногабаритные предметы, и инвалиды-колясочники могут двигаться вдоль края проезжей части, если их движение по тротуарам или бордюрам создает помехи для других пешеходов.
Там, где нет тротуаров, пешеходных переходов, велосипедных дорожек или обочин, или там, где по ним невозможно идти, пешеходы могут идти по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах со средней полосой — по внешнему краю проезжей части).
При ходьбе по краю проезжей части пешеход должен идти по направлению движения транспортных средств. Лица в инвалидных колясках или управляющие мотоциклом, мопедом или велосипедом в таких случаях должны следовать направлению движения.
При пересечении проезжей части и ходьбе по краю или обочине проезжей части в темное время суток или в условиях ограниченной видимости рекомендуется обязать пешеходов, а также вне населенных пунктов носить предметы, оборудованные светоотражающими устройствами, и обеспечить видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Комментарий: чтобы снизить вероятность наезда на пешеходов транспортными средствами у края проезжей части, правила предписывают пешеходам идти по пути движения транспорта. Таким образом, пешеходы могут видеть приближающиеся автомобили и при необходимости вовремя принять превентивные меры. В отличие от пешеходов, люди в немоторизованных инвалидных колясках и те, кто везет велосипед, мопед или мотоцикл, должны двигаться по направлению движения.
Это связано с тем, что инвалидная коляска, велосипед, мопед или мотоцикл имеют красные отражатели сзади и белые отражатели спереди. Несоблюдение этих правил может привести к тому, что в ночное время водители будут неправильно направлять транспортные средства.

Есть ли ограничение скорости?

Да, есть. Но только в отношении тротуарной зоны.

  • На проезжей части вы можете двигаться с любой скоростью.
  • Но на тротуарах и в любых местах, связанных с движением пешеходов, ограничение скорости составляет 20 км/ч.

Ограничение скорости для электрических скутеров

Официальный перевод:

24.5.1 Скорость велосипедистов и людей, пользующихся личным транспортом, во всех случаях, включая пешеходов, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и дворах не должна превышать 20 км/ч.

Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?

Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются только по двум статьям Кодекса о правонарушениях:

  • Статья 12.29(1) предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноцикла в размере 500 рублей за каждое нарушение им правил дорожного движения,
  • если таким правонарушением лицо создало помехи другим участникам движения, то оно может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 12.30 КоАП с наложением штрафа в размере 1 000 рублей,
  • если правонарушитель причинил вред третьим лицам, штраф увеличивается до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.

К «водителям» таких устройств не могут быть применены никакие другие меры принуждения и наказания по административному праву — их нельзя эвакуировать на депозитарную стоянку, нельзя лишить водительских прав (если они есть).

Подросток на гироскутере

По тротуарам и велодорожкам ездить нельзя

9.9 Запрещается движение транспортных средств по центральным полосам и обочинам дорог, тротуаров и пешеходных путей (за исключением случаев, перечисленных в ст,
24.2-24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по велосипедным дорожкам. Движение автотранспорта по велосипедным и пешеходным велодорожкам запрещено. Дорожно-эксплуатационные машины и машины коммунальных служб могут следовать по кратчайшему возможному маршруту и использоваться для доставки грузов на предприятия и другие объекты, расположенные непосредственно у обочин дорог, тротуаров или пешеходных переходов, если нет других путей подъезда. Должна быть обеспечена безопасность движения.

Комментарий: Напоминаю, что велодорожка и велополоса — это разные вещи. Опять же, если вам нужно передвигаться по тротуару, вы можете сойти с мопеда и на время стать пешеходом.

Должны ли водители автомобилей уступать дорогу СИМ?

Да, и в этом случае средства индивидуальной мобильности приносят пользу как пешеходам, так и велосипедистам:

  • транспортные средства должны уступать дорогу пешеходам и людям на SIM при выезде и въезде на прилегающие территории,
  • на нерегулируемых пешеходных переходах обязаны уступать дорогу не только пешеходам, но и людям на гироскутерах, электроскутерах, роликовых коньках, скейтбордах, моноциклах и Segways,
  • При повороте направо также следует уступить дорогу людям, использующим средства передвижения.

Алкоголь под запретом

Раздел 2.7 Кодекса дорожного движения запрещает управлять велосипедом под воздействием алкоголя и передавать управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения.

Что все это значит для простых пешеходов?

Одним словом, пешеходам необходимо быть еще более бдительными и осторожными, даже при движении по тротуарам и пешеходным зонам. Дело в том, что, согласно Кодексу дорожного движения, электроскутеры и моноциклы должны передвигаться строго по тротуарам. А это значит, что все законно и соответствует разделу 4.1 Кодекса дорожного движения.

Но, скорее всего, пользователи SIM скоро изменятся, потому что быстрое движение скутера или моноцикла в потоке пешеходов пугает людей и приводит к опасным ситуациям. Особенно — когда начинаются маневры между пешеходами и гонки между скутерами. Такие ситуации часто встречаются в крупных городах с широкими пешеходными улицами и тротуарами, где хорошо развиты услуги кикшеринга. Поэтому пешеходам, особенно с детьми, следует периодически оглядываться и прислушиваться к быстро приближающемуся звуку электромобилей.

Расположение на проезжей части

24.7 Водители мопедов должны держаться правого края проезжей части на однополосной дороге или велосипедной дорожке.
Водителям мопедов разрешается ездить по обочине дороги, если это не мешает пешеходам.

Маневры

Перед началом движения, сменой полосы, поворотом налево или остановкой водитель транспортного средства должен подать сигнал с помощью указателя, а если сигнал отсутствует или не работает — рукой. Маневр не должен создавать опасности для движения или препятствовать другим участникам дорожного движения.

Как отличить СИМ от мопеда?

Теперь вернемся к только что обозначенной выше проблеме. КИМ и мопед — это разные понятия в правилах дорожного движения. И к каждому из этих транспортных средств предъявляются свои требования. Например, водитель мопеда должен иметь водительское удостоверение, а водитель КИМ — нет.

Давайте сравним понятия «устройства персональной мобильности» и «мопеды»:

«Устройство персональной мобильности» — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и предназначенное для индивидуального перемещения человека с помощью двигателя (электроскутеры, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие подобные устройства).

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом не более 50 см3 или электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме непрерывной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Мопеды — это эквивалент квадроциклов с аналогичными техническими характеристиками.

В большинстве случаев это не является проблемой:

Моноцикл (буква «D» на рисунке выше), например, имеет только одно колесо и ни в коем случае не является мопедом, а SIM.

С другой стороны, традиционный советский мопед со словом «мопед» в документах тоже не вызывает никаких возражений. Это мопед.

С одной стороны, согласно документам, транспортное средство является электрическим скутером, то есть относится к категории SIM. С другой стороны, по количеству колес, максимальной скорости и мощности двигателя транспортное средство является мопедом. Поэтому существует некоторая двусмысленность.

Кроме того, мы будем считать, что электрические скутеры являются транспортными средствами для индивидуальной мобильности, поскольку они прямо указаны в определении CIM.

Электрический скутер

Еще одно транспортное средство — так называемый электрический скутер. Это транспортное средство тяжелее, имеет более высокую скорость и обеспечивает более комфортную (сидячую) езду. В соответствии с правилами дорожного движения он традиционно считается мопедом.

Однако, если вы еще раз изучите определение CIM, вы поймете, что сам электрический скутер относится к группе других подобных транспортных средств. У него несколько колес, есть мотор, и он предназначен для индивидуальной мобильности.

Скутер

Другой пример — обычный скутер с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 49,9 куб. см и максимальной скоростью 49,9 км/ч. Скутер не имеет в своей документации слова «мопед». И технически его также можно классифицировать как устройство индивидуальной мобильности, как и другое подобное транспортное средство. Хотя он также может полностью подпадать под определение мопеда.

Напомним, что согласно действующим правилам дорожного движения скутеры приравниваются к мопедам.

Таким образом, с 1 марта 2023 года мы столкнемся с новой проблемой для водителей и дорожной полиции, которая заключается в невозможности провести четкую грань между персональными мобильными устройствами и мопедами. Надеемся, что законодательные органы смогут решить эту проблему в будущих редакциях RFP.

Комментарий. Сегодня уже упоминался предыдущий законопроект о SIM-карте, от которого отказались в 2020 году. У него не было этой проблемы, поскольку, помимо прочего, он предложил добавить к определению мопеда дополнительный признак — наличие сиденья. Таким образом, выяснилось, что если сиденье присутствует, то транспортное средство становится мопедом, а если его нет, то CIM. Непонятно, почему в результате это дополнение было исключено.

Читайте также: Удостоверение инструктора на право обучения вождению: лицензия свидетельство или диплом, где получить

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей