Круговое движение — основные виды кольцевых развязок

Штрафы
Содержание
  1. Термины и определения
  2. Выезд с перекрестка
  3. Какие знаки устанавливаются?
  4. Как въезжать на ПКД?
  5. Большие кольцевые пересечения
  6. Как проезжать по кольцу, если стоит знак
  7. Средние кольцевые пересечения
  8. Скорость кругового движения
  9. Штрафы за нарушение правил
  10. ПДД при движении по двухполосному кольцу
  11. С какой полосы можно въезжать на круговое движение?
  12. Как выбрать полосу при проезде перекрестка
  13. С какой полосы можно выезжать с круга
  14. Нужно ли включать повороты при въезде
  15. Правила проезда перекрестка с круговым движением с ноября 2017 года
  16. Выезд на перекресток
  17. Новые правила проезда на перекрестке с круговым движением в 2022 году
  18. Неравнозначный
  19. Равнозначный
  20. Виды дорожных знаков на круговом перекрестке
  21. Как пользоваться повторителями поворота (поворотниками)?
  22. Какие поворотники включать при движении по кругу?
  23. Малые кольцевые пересечения
  24. Преимущества и недостатки круговых перекрестков
  25. Действующие в 2022 году правила проезда через участки кругового движения
  26. Особенности проезда кругового перекрестка при отсутствии знаков
  27. Правильный проезд кругового перекрёстка
  28. Приоритет проезда равнозначных перекрестков
  29. Мини-кольцевые пересечения
  30. Простые узлы с круговой схемой движения
  31. Разрешен ли разворот перед кольцом?
  32. Съезд с «кольца»
  33. Площади с круговой схемой движения
  34. Какую полосу нужно занимать при въезде на круг
  35. Сигналы поворотника при въезде круг и движении по нему
  36. Какой полосой пользоваться при выезде с кругового движения
  37. Движение прямо по кольцу

Термины и определения

Несколько терминов, которые не были бы лишними в Правилах дорожного движения. В настоящее время их можно найти только в документах по планированию. Тем не менее, такие элементы круговых развязок встречаются, и информация о них будет полезна при работе с такими перекрестками.

Круговое движение: Канализованное пересечение двух или более дорог на одном уровне с центральным островом, на фоне которого организовано круговое движение против часовой стрелки.

Транспортный поток на кольцевой развязке значительно отличается от потока на обычном перекрестке. Точки конфликта принципиально различны. Правила для обычных Т-образных перекрестков могут быть очень растяжимыми и не для каждой конфигурации кругового перекрестка.

Точки столкновения прямой и кругового движения
Точки конфликта между простой необорудованной и круговой развязкой

Несомненно, такие перекрестки заслуживают особого внимания.

Граничная линия кольцевой развязки: линия, обозначенная знаками, отделяющая проезжую часть объездной дороги от проезжей части прилегающей дороги или улицы

Дорожная разметка, которая четко отделяет внешний диаметр круговой развязки от проезжей части прилегающей дороги или улицы. Те, кто водит машину, знают, что при въезде на кольцевую развязку нет прямых букв «Т», как на обычном перекрестке. Все входы и выходы имеют больший радиус и соединяются, а не пересекаются.

Граничная линия кольцевой развязки
Граничная линия кольцевой развязки

Граница центрального острова: центральный остров, шириной до 2,0 м, расположен на внешней стороне круговой развязки и предназначен для размещения крупногабаритных транспортных средств сзади.

На небольших кольцевых развязках следует предусмотреть полосу движения, обозначенную знаками или конструктивно приподнятую, для движения крупногабаритных транспортных средств, не имеющих достаточного радиуса для маневрирования.

Граничная линия центрального острова
Краевая полоса центрального острова

Мини-карусель: Однополосная кольцевая развязка с центральным островом, асфальтированная и предназначенная для размещения крупногабаритных транспортных средств и автобусов.

Центральный остров может быть использован на некоторых небольших кольцевых развязках

Мини-карусель
Мини-карусель

Полоса правого поворота: Дополнительная полоса только для поворачивающих направо транспортных средств; предусматривается в случае высокой интенсивности правоповоротного движения на круговой проезжей части или за ее пределами.

Полоса только для правого поворота на перекрестках с круговым движением. На перекрестках с круговым движением можно сохранять чистоту.

Полоса правого поворота
Полоса правого поворота

Проезжая часть круговой развязки: проезжая часть, предназначенная для движения автотранспорта при обходе центрального острова.

Это еще одно важное определение, и отделение проезжей части кольцевой развязки от других проезжих частей на кольцевой развязке также важно. Именно на этой проезжей части находится кольцевая развязка, и на этом участке действуют правила приоритета.

Граничная линия кольцевой развязки
Проезжая часть с круговым движением

Выезд с перекрестка

Выезд с кольцевой развязки, т.е. поворот на одну из полос движения, возможен только с правой стороны кольцевой развязки. Съезд с кольцевой развязки сопровождается звуком индикатора, как и в случае обычного поворота.

Исключение составляют случаи, когда движение на круговое движение и с кругового движения регулируется знаком «Направление движения по полосам». При такой организации движения одна полоса может использоваться для въезда, проезда и выезда с кольца без смены полос.

Какие знаки устанавливаются?

Важная информация о перекрестках с круговым движениемГлавный знак (4.3), указывающий на въезд на кольцевую развязку, выполнен в форме круга. Вдоль края расположены три белые (полукруглые) стрелки на синем фоне.

Могут использоваться и другие знаки:

  • 2.4 «Уступить приоритет» — указывает на то, что водитель должен пропустить транспортные средства, движущиеся по кругу;
  • 2.5 «Ездить без остановки». — при приближении к перекрестку участник дорожного движения должен остановиться, убедиться, что может продолжить движение без нарушений, и только после этого пересечь перекресток.

В некоторых случаях устанавливается знак «главная дорога». Это устанавливает приоритет движения автотранспорта.

Участник, едущий по главной дороге, должен иметь право пропустить водителей, едущих по второстепенной дороге.

Как въезжать на ПКД?

Согласно пункту 8 ПДД, на перекресток с круговым движением можно въезжать с любой полосы и из любого положения на полосе. При повороте направо нет обязанности занимать крайние положения. Это главный и единственный признак такого перекрестка в соответствии с разделом 8 Кодекса дорожного движения.

05
Водители не всегда соблюдают требования правил дорожного движения при проезде перекрестка с круговым движением. Однако существуют правила «братского вождения», выработанные многими поколениями водителей. Вот они.

  1. Если водитель, въезжающий в ПКД, намерен покинуть его на первом перекрестке, он должен занять крайнюю правую полосу.
  2. Если водитель намерен покинуть ПДД на втором и последующих перекрестках, он должен двигаться по второй и последующим полосам, а при приближении к «своему» выезду перестроиться в крайнюю правую полосу и не забыть уступить дорогу тем, кто уже находится на этой полосе.

Вопрос. Может ли водитель занимать только крайнюю правую полосу на всем протяжении кольца?
Ответ. Да, он может. Но это противоречит правилам «братства вождения», поскольку создает неловкую ситуацию для тех, кто поворачивает крайне направо перед выездом из центра круга.

Большие кольцевые пересечения

Большие круговые развязки наиболее ярко представляют «классическую» концепцию круговых развязок. Въезд на кольцевую развязку — это правоповоротная полоса, движение прямо и выезд — это правоповоротная полоса. Диаметр центрального направляющего острова таких колец составляет 100-120 метров. Расчетная скорость составляет 50 км/ч.

Как проезжать по кольцу, если стоит знак

Знак круговой развязки

Как проехать перекресток с круговым движением в соответствии с правилами дорожного движения, определяется дорожным знаком, который там установлен.

Если установлена версия 4.3, то:

  • Водитель автомобиля, въезжающего на кольцевую развязку, пропускает легковые и грузовые автомобили, движущиеся по кругу. На самом деле, это правило существовало и раньше, но изменения сделали его нормой;
  • прохождение осуществляется строго в направлении стрелок.

Однако если перед знаком 4.3 установлен знак, изменяющий приоритеты, правила дорожного движения будут уточнены.

Если на одной из дорог установлен знак «Главная дорога» или «Уступи дорогу», приоритет получает транспортное средство, движущееся по этой дороге. То есть, при проезде перекрестка с главной дороги, транспортное средство, движущееся по круговой дороге, обязано предоставить приоритет. Если транспортное средство въезжает на дорогу без этого знака, правила дорожного движения на перекрестке с круговым движением остаются прежними. Это несколько усложняет проезд через перекресток.

Если главная дорога меняет направление, водители, движущиеся между ними, должны соблюдать нормы, принятые для перекрестков с дорогами равного статуса.

Знак STOP обязывает водителей остановиться у стоп-линии или у края пересекаемой проезжей части. Встречные транспортные средства должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по объездной дороге.

Другие правила дорожного движения остаются неизменными:

  • Перед поворотом, остановкой, другими маневрами водитель обязан подать сигнал — световой или ручной;
  • при смене полосы движения водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся без смены полосы движения;
  • при одновременном пересечении полос движения уступите дорогу транспортному средству, движущемуся справа.

Примечание: На перекрестках с неровными дорогами трамваи имеют приоритет перед нерельсовыми транспортными средствами, независимо от направления движения.

Средние кольцевые пересечения

Диаметр центрального направляющего островка на средних кольцевых развязках может составлять от 25 до 80 м. Такие перекрестки обычно имеют 2 полосы движения на кольцевой развязке. Возможны однополосные и двухполосные въезды и выезды.

Скорость кругового движения

Скорость движения на кольцевой развязке следует выбирать, как обычно, с учетом дорожных и погодных условий.

Если перекресток с круговым движением достаточно большой, на нем можно развить высокую скорость, что может создать серьезные проблемы для неопытных водителей, особенно при уступке дороги при въезде на перекресток, когда другой автомобиль вот-вот въедет на перекресток, а за ним уже быстро приближается другой автомобиль.

Поэтому необходимо не только выбрать правильный момент для начала движения, но и уверенно начать движение и сразу же разогнаться до средней скорости перекрестка.

Как правило, скорость движения на круговой развязке среднего размера при хороших дорожных и погодных условиях составляет около сорока километров в час.

Штрафы за нарушение правил

Наказания за нарушение правил дорожного движения на перекрестке с круговым движением следующие:

  1. Въезд на регулируемый ППК на красный свет или под запрещающий знак регулировщика — штраф 1 000 рублей в первый раз. При повторном нарушении — 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок до шести месяцев.
  2. Невозможность получения пособия. Налагает штраф в размере 1 000 рублей. Ситуация может быть двух типов:
    • Водитель автомобиля, въезжая на нерегулируемый перекресток равнозначных дорог, не уступает дорогу автомобилю, уже находящемуся на перекрестке;
    • Водитель с подчиненной дороги не пропустил автомобиль на главной дороге.
  3. Игнорирование индикатора — 500 рублей или предупреждение.
  4. Нарушение вывески. Налагает такое же наказание, как и пункт 3. Применяется, например, при неправильной смене полосы движения.
  5. Поворот с перекрестка с круговым движением не с правой полосы — штраф 500 рублей.
  6. Проезд через кольцевую развязку в потоке транспорта. Это равносильно выезду на встречную полосу и грозит лишением водительских прав или выплатой 5 000 рублей.
  7. Парковка автомобиля на круговом перекрестке ближе 5 метров от проезжей части — 500 рублей или предупреждение.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения на кольцевой развязке
За нарушение правил дорожного движения на кольцевой развязке предусмотрены штрафы.

Многие правила дорожного движения, действующие на остальной части дороги, применяются и на перекрестках с круговым движением. Поэтому вождение в состоянии алкогольного опьянения, нарушение скоростного режима и т.д. будут наказываться сотрудниками дорожной полиции на основании действующих административных регламентов.

ПДД при движении по двухполосному кольцу

Правила движения на двухполосной кольцевой развязке

Движение по кольцу с двумя полосами или большим количеством полос требует соблюдения дополнительных правил.

С какой полосы можно въезжать на круговое движение?

Легко понять, как въехать на перекресток с круговым движением, если помнить, что это правый поворот. На кольцевую развязку можно попасть с любой части проезжей части. Но на кольцевой развязке вы не можете произвольно выбирать полосу движения.

Как выбрать полосу при проезде перекрестка

Раздел 8.6 гласит, что при выезде с перекрестка необходимо маневрировать таким образом, чтобы не выехать на встречную полосу.

Поэтому при повороте направо автомобиль должен изначально ехать близко к правому краю. Поэтому при въезде на перекресток водитель должен переместиться в крайнюю правую полосу. Рекомендуется ехать как можно ближе к этому краю. Однако это правило было помечено как «если возможно», поскольку его трудно реализовать.

Если несколько автомобилей въезжают на перекресток с круговым движением одновременно, правильнее будет занять ту же полосу, которая использовалась до перекрестка.

То есть, если вы едете по средней полосе, лучше ехать по средней полосе, если вы едете по левой полосе, лучше ехать по левой полосе. Это предотвращает пересекающиеся траектории.

На практике различие между «правым» и «левым» направлениями поворота оказывается несколько условным. Большинство аварий происходит из-за того, что даже если кто-то едет по другой левой полосе, а человек в крайней левой полосе направляется по улице, последний совершает правый поворот. В случае аварии пассажир, находящийся на правой стороне дороги, технически будет прав. Однако это вряд ли улучшит состояние автомобиля после повреждения.

Общая рекомендация на перекрестках с круговым движением — занимать крайнюю левую полосу и переходить на правую только перед выездом.

С какой полосы можно выезжать с круга

Какая полоса движения находится слева от круговой развязки

Выезд с перекрестка с круговым движением в одном направлении всегда является правым поворотом. Правила подробно определяют этот маневр: автомобиль должен сначала выехать на правую полосу. Это не всегда легко, поскольку нормы двухполосной дороги позволяют, например, ехать по средней полосе, но не выезжать за ее пределы.

Исключение составляют случаи, когда выезд осуществляется с двухсторонней проезжей части.

На практике водители, движущиеся по правой стороне проезжей части, должны снизить скорость и сигналить любому автомобилю, пытающемуся выехать на внутреннюю полосу. Очень многие автомобилисты не считают такие маневры нарушением правил дорожного движения и не задумываются о том, какой опасности они подвергают свою жизнь и жизнь других людей.

Нужно ли включать повороты при въезде

Конечно, в новой версии SRT об этом ничего не сказано, но поскольку круговое движение по умолчанию рассматривается как главная дорога, маневрирование перед въездом не отменяется. Поэтому важно знать, как пользоваться сигналами поворота на круговом перекрестке. Все зависит от полос движения: при одной полосе вы можете безопасно повернуть направо, так как в любом случае вы будете выезжать с кольцевой развязки, чтобы повернуть направо. Поскольку полоса движения только одна, все автомобили движутся друг за другом и не мешают друг другу. При наличии двух и более полос движения, если вы не планируете покидать перекресток с первым съездом, хорошей идеей будет начать маневр со средней или левой полосы с левым указателем — тогда у вас будет достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и перестроиться в нужный момент непосредственно на перекрестке. При движении по нескольким полосам важно включать сигналы поворота непосредственно перед сменой полосы движения и выключать их после завершения движения по своей полосе, чтобы не сбивать с толку других водителей. При этом учитывайте сигналы других транспортных средств и при необходимости пропускайте их, чтобы не создавать заторов.

Правила проезда перекрестка с круговым движением с ноября 2017 года

По состоянию на 08.11.2017 года в правила дорожного движения были внесены изменения в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1300. В большинстве случаев нововведения изменили правила проезда перекрестков с круговым движением на пересечения с равнозначными дорогами. Вместо «правила правой руки» был введен приоритет для автомобилей, движущихся по кольцевой развязке. Отныне нет обязанности устанавливать знаки 2.4 и 2.5, поскольку по умолчанию приоритет отдается транспортным средствам, движущимся по кольцевой развязке. Есть только два исключения:

  • перекресток оборудован светофором — выезд следует за разрешенным зеленым сигналом;
  • Перед перекрестком установлен знак 2.1 «Главная дорога». — приоритет отдается автомобилям, въезжающим на перекресток.

Выезд на перекресток

На перекресток с многополосным движением можно въезжать как с левой, так и с правой полосы, поэтому нет необходимости переходить на правую полосу перед пересечением. При подъезде к перекрестку с одной полосой движения двигайтесь как можно ближе к правой стороне кольцевой развязки. При приближении к круговому перекрестку предупредите других водителей и включите указатель поворота.

Новые правила проезда на перекрестке с круговым движением в 2022 году

Специальное постановление правительства РФ, изданное в 2017 году, разъяснило особенности прохождения ПКД. Однако некоторые автомобилисты до сих пор не знают об официальных изменениях. Ранее автомобили на кольце были обязаны пропускать других водителей.

Согласно новым правилам в 2022 году, автомобили, уже находящиеся на круговом движении, будут иметь приоритет, а въезжающие на круговое движение должны будут уступать дорогу. Однако и в этом вопросе есть свои нюансы.

Неравнозначный

Перед неровной круговой развязкой есть несколько знаков, которые регулируют порядок проезда каждого участника движения. Необходимо следовать им.

Но в целом правила таковы:

  • движение с подчиненной дороги уступает дорогу транспортным средствам на главной дороге;
  • если обе дороги являются главными, приоритет имеет движение справа;
  • если обе дороги являются второстепенными, то также действует правило помехи справа;
  • Если есть сигнал светофора или регулировщик, его следует слушаться.

Равнозначный

На эквивалентном круговом перекрестке перед круговым перекрестком имеется только 1 соответствующий знак.

Приоритет всегда отдается транспорту, уже движущемуся через круговое движение.

Виды дорожных знаков на круговом перекрестке

Перед въездом на кольцевую развязку обязательно должны быть установлены дорожные знаки, указывающие преимущества для каждой дороги и порядок проезда.

Такими признаками могут быть:

  1. «Круговой перекресток» — синий круг с 3 белыми стрелками. Сигнализирует о приближении к кольцевой развязке.
  2. «Главная дорога» — Желтый бриллиант с широкой белой полосой по краю. Предоставляет приоритет транспортному средству при проезде через круговое движение.
  3. «Дорогу» — Треугольник с белым фоном и красной рамкой. Предупреждает о необходимости отдавать предпочтение транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
  4. «Остановка запрещена» — красный восьмиугольник (октагон) с белой надписью STOP. Вы должны остановиться перед дальнейшими действиями.
  5. «Пешеходный переход» — Синий квадрат с белым треугольником, внутри которого нарисован черный схематичный человечек. Это означает, что при появлении пешеходов вы должны пропустить их, а затем продолжить движение.

Знак круговой развязки
Круг с синим фоном и тремя белыми стрелками — это знак кругового движения.

В дополнение к указателям перед PAC могут стоять знаки, указывающие, какие дороги являются главными.

Они отмечены более широкими черными линиями.

Как пользоваться повторителями поворота (поворотниками)?

Еще одна очень большая проблема. Давайте разберемся.
Какие сигналы поворота следует использовать при въезде на PAC?
Это кажется нелепым вопросом. Конечно, правой рукой.

07
Но это утверждение справедливо только для тех, кто въезжает на круг с крайней правой полосы. Но те, кто собирается въехать на КАД со 2-й и последующих полос, поворачивают на левоповоротную полосу или не поворачивают на нее вообще. И это потому, что существует главное правило использования сигналов поворота: водители не должны вводить в заблуждение других участников дорожного движения, используя свои сигналы поворота. Если водители на 2-й и последующих полосах включат правый указатель, будет казаться, что они едут прямо направо. Это вводит в заблуждение.

Какие поворотники включать при движении по кругу?

Ответ однозначен — нет. Левый поворот, который водитель, как кажется, делает на руле, на самом деле не является поворотом. Это движение по прямой с постоянным изменением профиля дороги влево. И нет необходимости в указателях поворота, так как они опять же будут сбивать с толку других участников дорожного движения.

Будет ли водитель переходить с полосы на полосу — это уже другой вопрос. Сигналы поворота здесь необходимы, но они выключаются сразу после завершения маневра смены полосы движения.

Малые кольцевые пересечения

Характеристики небольшой кольцевой развязки:

  • Диаметр центрального направляющего острова 20-25 метров
  • Внешний диаметр круговой проезжей части не более 30 метров
  • Проезжая часть 4,5 — 5,5 метра
  • Двухполосные дороги обычно сходятся на перекрестке

Небольшая кольцевая развязка
Небольшая кольцевая развязка

На небольших кольцевых развязках можно предусмотреть центральную полосу на краю острова для крупногабаритных транспортных средств.

Использование «классической» схемы маневрирования на таких круговых перекрестках уже не логично, и в Правилах такой схемы нет. Правый поворот здесь — это один маневр через кольцо, а въезд на круг осуществляется с направляющего острова на въезде по касательной к центральному острову.

Преимущества и недостатки круговых перекрестков

Круглые перекрестки имеют как преимущества, так и недостатки по сравнению с обычными перекрестками. Преимущества включают:

  • Ненормативное количество подъездных путей из-за их большого диаметра, тогда как обычные перекрестки с более чем 4 подъездными путями крайне сложно организовать;
  • Увеличение пропускной способности благодаря отсутствию светофоров;
  • сокращение времени ожидания;
  • лучшая экологичность — меньше выхлопных газов и шума от автомобилей, ожидающих зеленого света;
  • более низкие скорости, что приводит к меньшему количеству травм в авариях.

Недостатки кольцевых развязок:

  • увеличение количества мелких аварий, связанных с ошибками водителей при смене направления движения внутри кольцевой развязки;
  • заторы на въездах на перекрестки с круговым движением в часы пик из-за приоритета автомобилей, пересекающих перекресток;
  • неудобства для пешеходов — из-за отсутствия светофоров этим пользователям приходится преодолевать большее расстояние и пересекать несколько пешеходных переходов;
  • неудобства для велосипедистов из-за повышенного риска аварий.

В целом, кольцевые развязки более удобны в организации:

  • на пересечениях основных магистральных дорог;
  • на пересечении более чем четырех подъездных путей;
  • при движении в зонах, которые уже имеют круговое движение.

Действующие в 2022 году правила проезда через участки кругового движения

Далее мы сосредоточимся на приоритете нескольких участников дорожного движения, проезжающих через кольцевую развязку. Недавно вступила в силу новая редакция Дорожного кодекса, которая гласит, что участок кольцевой развязки должен рассматриваться как главная дорога, независимо от других знаков и обстоятельств. До внесения изменений знак указывал порядок проезда. При отсутствии такого знака возникали проблемы с определением приоритетов, что указывает на недостаток в регулировании.

После того, как этот недостаток был устранен в правилах дорожного движения, само наличие знака 4.3 автоматически дает приоритет транспортным средствам, движущимся по кольцевой развязке, перед транспортными средствами, только что въехавшими на нее.

Особенности проезда кругового перекрестка при отсутствии знаков

Если знак кругового движения отсутствует, дорога не считается круговым движением. Даже если она имеет форму кольцевой развязки, действуют обычные правила дорожного движения.

Правильный проезд кругового перекрёстка

Сама кольцевая развязка — самая важная часть кольцевой развязки. Здесь следует уделить особое внимание, если вы планируете проехать через него, чтобы продолжить движение прямо. Сложность заключается в том, что трудно заранее оценить количество прилегающих дорог, особенно при отсутствии соответствующих информационных щитов или знаков. Поэтому рекомендуется начинать движение по средней полосе, поворачивая направо только перед съездом. Самый простой вариант — однополосное движение: в этом случае вам вообще не нужно маневрировать на кольцевой развязке, достаточно подать световой сигнал другим водителям перед выездом. Мы не упомянули ранее, что на самой развязке также могут быть знаки, которые влияют на порядок проезда перекрестка. Важно вовремя заметить их, чтобы иметь возможность заблаговременно сменить полосу движения в соответствии с указателями и этими знаками.

Согласно новым правилам, вы должны учитывать наличие дорожных знаков перед перекрестком с круговым движением. Если это круговая развязка, то это перекресток с неровной поверхностью, а все прилегающие дороги являются второстепенными. При въезде на кольцевую развязку вы увидите DZ 5.18, где указаны разрешенные направления движения по каждой полосе. Знак 1.7 разрешает маневрирование в любом направлении, в то время как знак 1.18 разрешает маневрирование только в определенном направлении. Важно знать эти знаки и разметку, иначе вероятность аварии возрастает многократно. При движении по перекрестку с тремя и более полосами внимательно следите за автомобилями, движущимися как слева, так и справа. Если они подают сигнал о смене полосы движения — рекомендуется уступить дорогу, потому что в следующий момент вы можете оказаться в такой же ситуации.

Особого внимания заслуживают круговые перекрестки, на которых установлены знаки «Главная дорога»/»Второстепенная дорога». Водителям на прилегающей дороге проще, потому что они просто следуют указателям. На круговом перекрестке все гораздо сложнее, особенно если перекресток многополосный. Перед прилегающей главной дорогой обычно стоит знак «Уступи дорогу», но его следует соблюдать только в том случае, если вы находитесь на правой полосе. В остальном действуют общие правила дорожного движения: водитель, беспрепятственно въехавший на перекресток с круговым движением с главной дороги, должен помнить, что при смене направления движения налево он/она больше не имеет приоритета. Правила проезда кругового перекрестка, если водитель вынужден занять правую полосу, следующие:

  • По объективным причинам правая полоса является самой длинной на кольцевой развязке, но она также является самой безопасной для водителя независимо от количества полос, так как съезд с «кольца» в любом случае находится справа. То есть, если вы входите в круг справа, вам, как правило, не нужно переходить налево;
  • Это не означает, что вы можете ехать по правой полосе с абсолютной осторожностью: вполне вероятно, что перед следующим перекрестком может появиться знак «уступи дорогу», указывающий, что это главная полоса, а вы уже едете по второстепенной. Вам нужно будет разрешить въезд всех автомобилей на кольцевую развязку с этой стороны. Второй важный момент: на круговом перекрестке могут быть нерегулируемые пешеходные переходы со знаками «зебра», и это также накладывает некоторые ограничения на скорость пересечения перекрестка по правой полосе;
  • В больших городах круговые перекрестки часто формируются в виде квадратов, поэтому правые полосы движения могут быть заняты припаркованными автомобилями. Обычно в таких случаях вы просто снижаете скорость и смещаетесь влево. Как правило, крайняя правая полоса просто сдвигается на одну полосу;
  • В большинстве случаев перекрестки с круговым движением не регулируются, но есть исключения со светофорами. В этом случае они становятся главным ориентиром для водителей. Особое внимание следует обратить на наличие дополнительных стрелок и секций, разрешающих движение в определенном направлении на красный цвет. Важно помнить, что останавливаться на красный свет нужно перед специальными знаками, а не где попало.

Правила пересечения перекрестка

Приоритет проезда равнозначных перекрестков

Рассмотрим традиционный вариант перекрестка, обозначенного только знаком 4.3 «Круговое движение»:

В данном случае кольцевая развязка является пересечением равнозначных дорог, и порядок проезда регулируется разделами 13.11 и 13.111 Кодекса дорожного движения:

13.11 На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 правил, водитель незагруженного транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это же правило должно применяться и к водителям трамваев.

13.111 При въезде на круговое движение на перекрестке, обозначенном знаком 4.3, водитель транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся через перекресток.

В пункте 13.11 говорится, что информация относится к эквивалентному перекрестку.

В параграфе 13.111 подчеркивается, что на перекрестке приоритет отдается транспортным средствам. Транспортные средства, приближающиеся к кольцевой развязке, должны иметь приоритет.

Внимание. Данный пункт правил действует с 8 ноября 2017 года. Ранее правила объезда перекрестков с круговым движением были другими.

Мини-кольцевые пересечения

Внешний диаметр проезжей части мини-круговой развязки составляет от 13 до 18 метров. При организации таких перекрестков существуют ограничения по интенсивности движения на пересекаемых дорогах. В основном он используется в жилых зонах для успокоения движения. Скорость движения на пересекающихся дорогах не превышает 30 км/ч.

Мини-карусель
Мини-круговая развязка — перекресток

Простые узлы с круговой схемой движения

Прямые круговые развязки организуются в зонах плотного движения. Центральный направляющий островок выполнен в виде знака или с небольшим пандусом для проезда крупногабаритных транспортных средств.

Центральный остров имеет диаметр от 4 до 10 метров. Такой перекресток можно организовать практически на любом двухполосном перекрестке без изменения границ перекрестка.

Прямой перекресток с круговой развязкой
Простой перекресток с круговым движением

Разрешен ли разворот перед кольцом?

Иногда правила проезда перекрестка с круговым движением не запрещают такой маневр, но на практике его не следует делать.

Важно помнить, что круговая развязка — это перекресток, границы которого, согласно правилам дорожного движения, характеризуются закруглением проезжей части. Если вы едете против движения (а в России это происходит в 100% случаев), въезд на перекресток с круговым движением означает, что вы не можете двигаться в противоположном направлении.

Эти обстоятельства указывают на то, что возможность совершить левый поворот при приближении к круговому перекрестку зависит от двух вещей:

  • Достаточный зазор перед въездом на кольцевую развязку для выполнения этого маневра;
  • Наличие факторов, запрещающих поворот на данном участке — пешеходные переходы, автобусные остановки и т.д.

Съезд с «кольца»

В отличие от въезда, выезд должен осуществляться только с крайней правой полосы. Если на дороге нет других светофоров, двигайтесь по правой полосе. Не имеет значения, сколько полос на проезжей части. Передвигаться только после выезда с кольца, строго в рамках правил дорожного движения. Этот фактор часто становится причиной аварий, поскольку водители не знают правил или намеренно игнорируют их и едут по той части дороги, где им удобно.

Проезжать перекресток с круговым движением следует без остановки, иначе вы рискуете создать пробку. Это может произойти, если вы не успеете перестроиться в правую полосу для выезда. В этом случае следует сделать один круг и предварительно сменить полосу движения.

Площади с круговой схемой движения

Квадраты кругового движения невозможно систематизировать или разделить на категории. Параметры этих пересечений определяются путем расчета или моделирования.

Основными исходными данными являются размеры района, транспортные потоки и их состав, матрица соответствия, схемы движения сходящихся улиц.

Площади с круговым движением

Классическое» круговое движение, которое мы привыкли видеть в экзаменационных билетах и которое рисуется в различных обсуждениях, также не подходит для таких перекрестков. На одних перекрестках с круговым движением можно ехать прямо, на других — налево. Также можно въехать на кольцевую развязку прямо или повернуть направо.

Какую полосу нужно занимать при въезде на круг

Круговая развязка начинается с въезда на нее. Именно сюда поступает больше всего вопросов от новичков. Почему? Потому что в большинстве автошкол преподавательский состав имеет водительский стаж еще со времен СССР.

Старые правила проезда перекрестков с круговым движением предписывали водителям оставаться в левой полосе при въезде на перекресток с круговым движением. Правильные учителя учат будущих водителей делать то же самое. Но правила давно изменились.

В современных правилах дорожного движения есть пункт 8.5, который требует от водителей при повороте направо или налево, а также при повороте налево занимать крайнее левое положение на дороге с учетом стороны поворота. Единственное исключение — проезд перекрестка с круговым движением. Другими словами, сегодня водитель имеет право въезжать на круговое движение по любой полосе.

Однако автомобилист не должен забывать, что если он въезжает на круговое движение с правой полосы, ему следует переместиться на правую полосу кругового движения. При въезде с левой полосы занимайте внутреннюю левую полосу.

При выборе полосы въезда на кольцо также стоит помнить о полосе выезда. Возьмем в качестве примера классическую трехполосную кольцевую развязку. Когда водителю нужно выехать первым, разумно выбрать правую полосу. Если необходим второй выезд, лучше выбрать среднюю полосу. Для третьего выезда сверните на левую полосу на кольцевой развязке.

Такой выбор въездных полос на кольцевой развязке уменьшает заторы. Однако ничто не мешает водителю использовать любую из полос движения.

Вывод таков:

  • вы можете стартовать по кругу на обеих полосах;
  • полоса, используемая для въезда на круговое движение, должна быть такой же, как и полоса, используемая для въезда на круговое движение;
  • выбор должен быть сделан с учетом того, какой выход вы хотите сделать.

Сигналы поворотника при въезде круг и движении по нему

Очень часто при подъезде к кольцевой развязке можно увидеть удивительную картину: подавляющее большинство автомобилей едут справа и лишь несколько слева. Кто прав, а кто виноват?

Если вы действительно читали правила дорожного движения, то должны знать, что правы те водители, которые при въезде на кольцо поворачивают направо. Дело в том, что круг по-прежнему является перекрестком. Поэтому все указатели поворота на нем должны быть абсолютно одинаковыми. Если водитель поворачивает налево, он включает левый индикатор, для поворота направо — правый индикатор.

То же правило действует при смене полосы движения. При въезде на кольцо водитель всегда поворачивает направо. Поэтому он обязан включить нужный индикатор. Это несложно запомнить. Включите индикатор в том направлении, в котором вы поворачиваете рулевое колесо.

При движении по круговой развязке, если водитель не меняет полосу движения, целесообразно выключить индикатор и включить его во время маневра.

Как мы уже выяснили, объезжать кольцевую развязку можно по любой полосе. Однако важно помнить, что постоянно пользоваться правой полосой без учета выездов довольно опасно. Дело в том, что каждый второй автомобилист стремится выскочить с левой или внутренней полосы для выезда из-за незнания или несоблюдения правил дорожного движения.

В то же время такие водители считают, что если другой мотоциклист находится в правой полосе, то они должны съехать с руля. Несчастные случаи в таких ситуациях очень распространены. Поэтому не следует злоупотреблять правой полосой, если только вам не нужно воспользоваться ближайшей полосой для выезда.

Какой полосой пользоваться при выезде с кругового движения

Для ответа на этот вопрос можно использовать те же правила дорожного движения 8.5. При выполнении правого поворота, левого поворота или разворота водитель должен заранее занять крайнее положение на дороге, соответствующее направлению поворота. Оказывается, выезд на кольцо возможен только с правой полосы.

В то же время возможны отклонения, продиктованные знаками и разметкой. Другими словами, на асфальте перед съездом с кольца есть стрелки, указывающие, что можно ехать направо с двух полос одновременно, а над дорогой есть знаки, обозначающие движение по полосам. Если нет специальных знаков или разметки, выезд с кольца возможен только по правой полосе.

Соблюдается ли это правило в реальной жизни? Конечно, нет. Каждый второй водитель игнорирует правила. Автомобилисты могут покидать кольцевую развязку по любой полосе и с любой полосы движения.

Очень часто водители направляют свои автомобили на нужную полосу выезда с внутренней полосы кругового движения. Такие нарушители правил даже не задумываются о том, что они нарушают правила дорожного движения, и в случае аварии дорожная полиция признает их виновными со всеми вытекающими последствиями.

Рассмотрим ситуацию, когда водитель движется по внутренней полосе кругового движения и ему необходимо переместиться к одному из ближайших съездов с кругового движения. Как правильно это сделать? Учитывайте правила смены полосы движения.

При движении по кольцевой развязке используйте сигналы поворота заблаговременно и не загораживайте правую сторону кольцевой развязки. Другими словами, водитель должен сначала перестроиться на правую полосу, чтобы иметь возможность выехать с круга, не нарушая правил. Разумеется, эта полоса должна быть освобождена всеми, кто едет справа.

Читайте также: Сплошная или двойная сплошная: штраф и лишение прав

Движение прямо по кольцу

Нередко перед крупными кольцевыми развязками в больших городах можно увидеть комбинацию знаков 4.3 и 2.1.

На последней есть пояснительная табличка с указанием направления. Чаще всего главная дорога на такой развязке указывает на движение транспорта прямо через развязку.

Особенности проезда через такой перекресток:

  • Если мотоциклист намерен ехать прямо, он может сделать это без остановки, пользуясь своим правом проезда. Конечно, он должен убедиться, что другие водители пропускают его.
  • Если он въезжает на кольцо по главной дороге, но намерен воспользоваться другим выездом, то при выезде с главной дороги автомобилист должен уступить дорогу транспортным средствам, въезжающим на круговое движение справа.

Поскольку на таких перекрестках всегда было сложно ориентироваться, вместо знаков все чаще используются светофоры. Это значительно упрощает правила. К сожалению, пока светофорами оборудованы только новые развязки с главными дорогами и круговыми перекрестками.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей