Штраф за движение по обочине в 2022 году

Штрафы

Что такое обочина?

Дорожные обочины определены в разделе 1.2 Правил дорожного движения:

«Обочина — это элемент дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на том же уровне, что и проезжая часть, с другим типом покрытия или обозначенный разметкой 1.2, который используется для движения, остановки и стоянки в соответствии с правилами».

Возможны два варианта плеч:

  • Без пометок. Плечи различают по типу покрытия (например, щебень).
  • С пометками. В этом случае поверхность не имеет значения, т.е. обочины могут быть асфальтовыми, щебеночными или грунтовыми.

«Дорога — это полоса земли или поверхность искусственного сооружения, построенного или приспособленного и используемого для движения транспортных средств. Дорога включает одну или несколько проезжих частей, а также дорожки, тротуары, обочины и разделительные полосы, если таковые имеются.

Какие могут быть штрафы

Фото 2

Согласно статье 12.15.1 Административного кодекса, размер штрафа за езду по обочине составляет 1 500 рублей. Штраф налагается сотрудником дорожной полиции. Данное правонарушение также может быть зафиксировано автоматическим оборудованием для фото- и видеонаблюдения (AVS).

Согласно статье 32.2, пункт 1.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, штраф за езду по обочине можно оплатить с 50% скидкой. Чтобы получить его, вы должны оплатить задолженность в течение 20 дней с момента его наложения.

Как фиксируется нарушение

Обгон, обгон и другие маневры на правой или левой обочине документируются сотрудниками дорожной полиции. Для подтверждения этого составляется протокол, после чего выносится постановление. А если дело касается отзыва лицензии, то оно рассматривается мировым судьей.

Водитель имеет право возразить, если у сотрудника ГИБДД нет свидетелей. То есть, регистрация основана на личном наблюдении сотрудника полиции.

Если вождение в неразрешенном месте зафиксировано на пленку, фото-радаром, лучше поискать веское обоснование своей вины, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливаются многофункциональные камеры, фиксирующие вождение на дороге и другие правонарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют решение и отправляют его владельцам автомобилей вместе с квитанцией. Такие документы трудно оспорить, если только они не содержат вопиющих ошибок или неточностей.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что в каждом случае существует запрет на движение транспортных средств по проезжей части. В местах, где остановка и стоянка не запрещена законом, вы всегда можете свернуть на эту часть дороги и припарковать свой автомобиль.

После того, как вы остановились и припарковались, вы также можете без проблем съехать с обочины — штрафуется только езда по ней. Однако в некоторых местах рельеф настолько сложный, что автомобилистам приходится некоторое время ехать по обочине дороги.

Если по факту происшествия будет проведена проверка и водителю сделают замечание, вы можете попытаться убедить инспектора, что автомобиль остановился в конце остановки или на стоянке, но не собирался выезжать на дорогу. Чтобы избежать подобных неприятностей, при повороте на обочину можно включить аварийные огни.

Примечание: Иногда водители, совершившие маневр уклонения на противоположной стороне дороги, пытаются объяснить свои действия тем, что они объезжали препятствие — в такой ситуации штрафа можно избежать.

Но такие аргументы редко принимаются во внимание — ни пробки на дороге, ни автомобили, остановившиеся из-за сложного уклонения, не считаются препятствием в правилах дорожного движения. Только в случае серьезной аварии такие объяснения иногда сходят с рук.

Рассмотрим ситуации:

Любое движение транспортного средства, не предусмотренное правилами дорожного движения, является нарушением на обочине. Рассмотрим типичные случаи:

  • На автостраде. Автомагистрали обозначаются дорожным знаком в соответствии с правилами дорожного движения. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только ездить, но даже останавливаться.

Особые места — «карманы» — созданы для остановки вдоль автомагистралей. Только в исключительных случаях водителю разрешается остановиться на обочине, когда ситуация вызвана поломкой автомобиля, не позволяющей продолжить движение.

Однако движение по обочине строго запрещено.

  • Реверсирование. На обычной дороге без ограничения скорости и без специальных знаков вы можете воспользоваться обочиной для остановки — это не является нарушением.

Однако правила запрещают ездить по ней, особенно задним ходом. Такой маневр опасен для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут оказаться на нем в отсутствие подходящих для их движения пространств.

Обратите внимание, почему Дорожный кодекс так категоричен в отношении заезда на бордюр:

  • Поскольку обочина не заасфальтирована, на ней образуется облако пыли, которое мешает обзору других участников дорожного движения;
  • Это создает опасность для людей, движущихся по краю проезжей части;
  • Объезжая пробку по обочине и пытаясь сменить полосу движения, автомобили создают затор, мешая другим участникам дорожного движения и создавая небезопасную ситуацию.

Размеры штрафов за езду по обочине

Штраф за езду по обочине определяется статьей 12.15 Административного кодекса. Согласно Административному кодексу, штраф за езду по обочине в 2022 году составляет:

Езда по обочине по правой стороне дороги 1 500 рублей
Езда по обочине по левой стороне дороги 5 000 рублей или лишение водительских прав на 6 месяцев. В случае повторного нарушения — лишение лицензии на срок до 1 года.
Езда по тротуару или траве 2 000 рублей

Помните, что вас могут оштрафовать за езду по газону или тротуару, даже если вы наехали на него только одним колесом.

Помимо штрафа за езду по обочине, могут быть предусмотрены наказания за сопутствующие правонарушения. Например, вы можете быть оштрафованы за игнорирование знака или сплошной разметки (500 рублей), за причинение вреда участнику дорожного движения (от 2 000 до 2 500 рублей) или за создание помех пешеходам (2 500 рублей).

Штраф за езду по Московской кольцевой автодороге также установлен статьей 12.15 КоАП. Его размер зависит от того, какой маневр совершил водитель: обгон, объезд препятствия справа или движение по траве или тротуару. Кроме того, будет взиматься штраф за пересечение сплошной линии, так как обочина на МКАД обозначена сплошной линией.

Обратите внимание, что штраф за движение по обочине в населенном пункте такой же, как и за аналогичное нарушение, совершенное при движении по автомагистрали.

Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?

Правила дорожного движения, принятые в Российской Федерации, описывают возможные последствия езды по обочине. Запрет на такое движение возникает по определенным причинам:

  1. Бордюр не имеет асфальтового покрытия, и при движении по нему колеса поднимают пыль. Облако пыли затрудняет видимость дороги для проезжающих автомобилистов. Пыль также проникает в автомобили, затрудняя дыхание и мешая водителям принимать решения, что очень важно в условиях интенсивного движения.
  2. Пыль, поднятая нарушителем, может создать плотную завесу — при наличии пешеходов на обочине их трудно заметить, что часто приводит к наезду.
  3. Наехав на бордюр, водитель обычно пытается вернуться в поток машин, что иногда приводит к еще большему затору.

Посмотрите это видео на эту тему:

Если я перекрываю обочину, чтобы другие не ехали, мне тоже грозит штраф?

Но да! Как мы уже отмечали в начале статьи, тот факт, что вы, остановившись на обочине, чтобы перекрыть дорогу, по сути, мешаете другим водителям нарушать правила дорожного движения, не делает вас законопослушным гражданином.

Водитель, который едет по обочине (а не специально загораживает дорогу другим нарушителям), все равно может быть оштрафован на 1 500 рублей, независимо от того, с какой целью вы это делаете.

Но здесь нужно понимать, что в редких случаях сотрудники ГАИ пропустят самое главное — то, что вы сами не пытались объехать пробку, а ехали со скоростью ее среднего трафика, преграждая путь недоброжелателям. И еще реже инспектор штрафует вас за это (хотя формально он обязан это сделать).

А если я включу «аварийку»?

Это не имеет никакого значения. Аварийный сигнал, разумеется, включается не для того, чтобы получить иммунитет от сотрудников дорожной полиции. Он может использоваться, например, в случае поломки автомобиля, которая может представлять опасность для окружающих (и в этом случае вам не разрешат съехать на обочину); или в случае аварийной остановки вместе с аварийным знаком. То есть, в последнем случае вам вообще придется съезжать на обочину.

Таким образом, этот метод не позволит вам избежать штрафа за задержку. Но это дорога!

Кто может двигаться по обочине?

Давайте рассмотрим правила дорожного движения, которые разрешают ездить по обочине.

Пешеходы

Пункт 4.1 правил дорожного движения:

4.1 Пешеходы должны передвигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным/пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Пешеходы могут пользоваться обочиной, если на проезжей части нет тротуара, пешеходного перехода или велосипедной/пешеходной дорожки.

Велосипедисты

Параграф 24.2 Правил дорожного движения:

24.2 Велосипедистам, достигшим 14 лет, разрешается ездить:

На обочине дороги, если нет велодорожки, полосы для велосипедистов/пешеходов, велополосы или нет возможности их использовать, или у правого края проезжей части;

Велосипедисты могут двигаться по обочине, только если на дороге нет велодорожки, велопешеходной дорожки или велополосы, или их невозможно использовать, или двигаться по правому краю проезжей части.

Водители мопедов

Правила дорожного движения, раздел 24.7:

24.7 Водители мопедов имеют право двигаться по обочине дороги, если это не мешает пешеходам.

Водители мопедов могут двигаться по обочине независимо от наличия других элементов дороги, но не должны создавать помех пешеходам.

Гужевые повозки

Грузовые вагоны (повозки), седельные и вьючные животные не должны двигаться более чем по одной полосе и по возможности должны съезжать вправо. Разрешается двигаться по обочине дороги, если это не мешает движению пешеходов.

Тележки и животные могут останавливаться на обочине дороги, не мешая движению пешеходов.

В каком направлении двигаться по обочине?

Что касается направления движения вышеупомянутых участников дорожного движения, то оно четко не определено, в отличие от движения по проезжей части. Другими словами, заезжать на бордюр можно в любом направлении, правила не делают различий между встречными и попутными дорогами.

Можно ли выезжать на обочину из-за пробок

Правила дорожного движения гласят, что обочины могут использоваться для объезда препятствий, мешающих движению по проезжей части. Однако пробка не является одним из таких препятствий. Таким образом, водитель, объезжающий пробку, может быть оштрафован на сумму от 1 500 до 5 000 рублей.

Объезд препятствия или обгон по обочине

Как упоминалось ранее, можно объезжать препятствия по обочине, если нет другого способа их объехать. Этот маневр не является нарушением правил дорожного движения и не облагается штрафом. Если можно было объехать препятствие, не съезжая на обочину, водитель может быть оштрафован.

Что касается обгона на обочине, то этот маневр всегда является административным правонарушением. Наказанием за обгон по обочине может стать штраф в размере 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок до шести месяцев. А если водитель нарушит это положение ПДД второй раз в течение года, он будет лишен водительских прав на срок до одного года. Кроме того, за нарушение правил обгона может быть наложен дополнительный штраф, если водитель пересекает фиксированную линию.

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгое наказание за наезд на бордюр, бывают ситуации, когда можно безнаказанно наехать на этот элемент дороги. Автомобили дорожных служб имеют право пользоваться бордюром, грузовики с грузом могут останавливаться в любом месте.

Грузовики F имеют право останавливаться у бордюра, если пункт доставки находится близко к бордюру. Некоторые другие транспортные средства также имеют право остановиться на обочине, если они не мешают пешеходам. Эта привилегия доступна для следующих видов транспорта:

  • Велосипеды, управляемые лицом старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Большегрузные автомобили, если позволяет ширина бордюра.

Предупреждение. Велосипедисты старше 14 лет могут ездить по специально выделенным велосипедным дорожкам. Если их нет, велосипедисты могут двигаться по проезжей части с правой стороны.

Если велодорожки нет, а вся проезжая часть занята автомобилями, велосипедисты могут ехать по обочине. Велосипедисты младше 14 лет могут ездить только по тротуару или в пределах жилой зоны. Мопед или скутер можно вести по правой стороне дороги или, если проезжая часть загружена, по обочине, если это не мешает пассажирам.

Существуют также ситуации, когда автомобилистам не запрещено ездить по обочине. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае крупномасштабной аварии, когда вся дорога занята или движение заблокировано поврежденным в аварии автомобилем. Другим автомобилистам не разрешается ездить по обочине, поэтому дорожная полиция не заметит машину, едущую по обочине.

Но есть рабочий способ-лазейка избежать штрафа!

Дело в том, что в Административном кодексе уже давно существует лазейка. Правда, в действительности он не применяется, но в совокупности и в соответствии с официальной интерпретацией он может применяться в нашем случае.

Так, в статье 2.7 КоАП РФ говорится, что не признается уголовным правонарушением нарушение, совершенное в целях предотвращения вредных последствий другого нарушения. Но только при условии, что последствия будут меньше, чем предотвращенные. Проще говоря, речь идет о крайней необходимости.

То есть речь идет о наличии нарушения (противоправных действий) в любом случае, но об отсутствии правонарушения (когда присутствуют все элементы для наложения взыскания).

Да, такая поблажка, конечно, не для «хранителей дорог». Но, например, если бы водитель избежал столкновения с другим автомобилем, ехавшим перед ним со встречного направления, выехав на обочину самостоятельно. Тогда он не будет оштрафован по статье 12.15 при условии, что водитель ни с кем не столкнулся, а если бы не уклонился, то лобовое столкновение было бы неизбежным (например, для суда) или на основании заключения эксперта.

Обочина и ее перекрытие при смене полосы движения

Тем не менее, с юридической точки зрения, статья 2.7 КоАП, как бы не глядя на ее название, должна действовать и в ситуации, когда водители не имеют права перестраиваться в пробке. В конце концов, здесь есть все условия для его применения:

  1. вы совершаете нарушение правил дорожного движения (9.9),
  2. но вы делаете это с единственной целью — устранить опасность для ваших прав и прав других людей,
  3. и последствия этой опасности явно меньше, чем ущерб, причиненный вашим правонарушением,
  4. и эта опасность не могла быть устранена никаким другим способом (при отсутствии поблизости экипажа дорожной полиции).

Обратите внимание, что термин «опасность» в данном случае используется не в обычном смысле, когда что-то угрожает здоровью или жизни человека, а в юридическом — когда есть риск нарушить чьи-то права. В данном случае речь идет о законном праве на передвижение на транспортном средстве, которому мешают пробки.

Однако эта юридическая лазейка, позволяющая избежать штрафа за закрытие бордюра в пробке, имеет два существенных недостатка.

  • Во-первых, в 2022 году не существует достаточной судебной практики для отмены штрафа именно по статье 2.7 CLA.
  • Во-вторых, если вас случайно отправят в дорожную полицию или инспектор дорожной полиции поймает вас и предъявит обвинение, вы все равно будете оштрафованы. Основное правило статьи 2.7 заключается в том, что объявить чрезвычайное положение можно только на стадии обжалования штрафа (хотя ничто не мешает сделать это на стадии рассмотрения дела).

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

Прежде всего, обратимся к разделу 9.9 Правил дорожного движения:

9.9 Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме случаев, предусмотренных разделами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил) и движение транспортных средств (кроме мопедов) по велосипедным дорожкам. Движение автотранспорта по велосипедным и пешеходным велодорожкам запрещено. Транспортные средства для содержания дорог и транспортные средства муниципальных служб могут двигаться по кратчайшему возможному пути и использовать кратчайший возможный путь для подъезда к коммерческим и другим предприятиям и помещениям, расположенным непосредственно у обочин дорог, тротуаров или пешеходных переходов, если нет других путей подъезда. Должна быть обеспечена безопасность движения.

Таким образом, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение транспортных средств по обочинам запрещено.
  2. Существует несколько исключений, о которых говорится в других нормативных документах. Некоторые из них были упомянуты ранее в этой статье (для велосипедистов, мопедов и конных транспортных средств), другие рассмотрены ниже.
  3. Коммунальным и дорожным машинам, т.е. машинам для обслуживания и уборки дорог, разрешено ездить по обочинам.
  4. Транспортные средства, перевозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно на обочинах, могут двигаться по обочинам.

Что касается обычных автомобилей, то в большинстве случаев они не подходят под вышеуказанный список, т.е. не могут заезжать на бордюры.

Выезд на обочину для остановки

Рассмотрение правил дорожного движения 12.1:

12.1 Остановка и стоянка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги на бордюре или, если нет бордюра, на проезжей части у ее края, а в случаях, указанных в правиле 12.2, на тротуаре.

Автомобиль может прижаться к бордюру, чтобы остановиться. При этом он может пересечь непрерывную линию, разделяющую бордюры:

Маркировка 1.2

1.2 — обозначает край проезжей части;

Линию 1.2 можно пересекать для остановки транспортного средства на проезжей части и при выезде с проезжей части в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Читайте также: Узнать задолженность по налогам по ИНН, оплатить налоги онлайн на Автоналоги

Выезд на обочину при развороте

Рассмотрите раздел 8.8 Кодекса дорожного движения:

Если при повороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра с левой обочины, разрешается выполнять маневр с правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу встречным и попутным транспортным средствам.

Обратите внимание, что правила запрещают пересекать сплошную разметку, отделяющую бордюр, при повороте. То есть, если бордюр отделен только конструкцией (другим тротуаром), вы можете начать поворот от него. Однако, если он отделен знаком, его нельзя пересекать при начале левого поворота.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей