Система ESP в автомобиле – что это за опция: принцип работы

Автомобили
Содержание
  1. Как устроена
  2. Что делает система ESP?
  3. Что означает значок на приборной панели?
  4. Названий много – суть одна
  5. В каких популярных авто установлена
  6. Как пользоваться ESP в машине?
  7. К чему может привести неисправность
  8. ESC
  9. Как работает ESP
  10. Почему ЕСП отключается не полностью?
  11. Принцип работы
  12. Есть ли различия в ESP на авто разных классов?
  13. Когда нужно отключать ESP
  14. В каких случаях она мешает
  15. Где находится датчик?
  16. Система ABS и ESP для безопасного управления автомобилем
  17. Система esp в автомобиле что это?
  18. Cистема стабилизации esp
  19. Электронная система стабилизации курсовой устойчивости esp
  20. Что будет если отключить ESP?
  21. Нужно ли отключать ESP?
  22. bosch-1
  23. Есть ли различия между системами ESP, которые устанавливаются на автомобили разных классов?
  24. Как будут развиваться системы безопасности в ближайшем будущем?
  25. Датчики, обеспечивающие анализ окружения на 3600
  26. Принцип работы Electronic Stability Program
  27. Занос
  28. Снос
  29. Плюсы и минусы

Как устроена

Практически все современные автомобили оснащены системой курсовой устойчивости. Если не в базовых версиях, то в более дорогих конфигурациях. Этот электронный модуль работает в тесной связке с ABS. Без последнего система контроля курсовой устойчивости вообще не будет работать.


Блок управления антиблокировочной тормозной системой

Стоит знать, что эта опция контролируется не только антиблокировочной тормозной системой, но и блоком управления двигателем.

В принципе, все эти компоненты обеспечивают общий, интегрированный принцип работы. Водитель не всегда может понять и почувствовать, как именно работает эта функция и какие действия она предпринимает. Однако она проводит целый ряд мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.


ABS помогает водителю выйти из заноса в нужное время и нужным образом.

ESP основана на электронном контроллере, который постоянно отслеживает сигналы

  • датчик колеса, который рассчитывает скорость вращения колеса;
  • положение рулевого колеса;
  • давления в тормозной системе.


Датчик рулевого колеса, контролируемый системой ESP

Система мониторинга ESP собирает данные в фоновом режиме и активируется при необходимости.

Основная информация, поступающая в блок управления, поступает от двух специальных датчиков. Первый — это регулятор угловой скорости относительно вертикальной оси, а второй — датчик бокового ускорения.


Датчик угловой скорости ESP

Если эти значения превышают допустимые, система стабилизации немедленно активируется. ESP также всегда в курсе следующих параметров

  • обороты двигателя;
  • скорость передвижения;
  • наличие проскальзывания;
  • колесо и угол поворота рулевого колеса.

Все данные передаются мгновенно, чтобы опция стабилизации работала максимально быстро и правильно.


Как ESP работает в автомобилях при пробуксовке на дороге

Что делает система ESP?

  • Он автоматически активируется при резком маневре, повороте, возможном заносе или торможении.
  • Это снижает крутящий момент ведущих колес.
  • Каждое колесо получает автономное управление и может тормозить отдельно. Снижается как скорость автомобиля, так и боковые силы.
  • Модулятор ABS участвует в передаче команд тормозной системе. Именно он устанавливает правильное давление в тормозной системе автомобиля.

Алгоритм ответа для оборудования формируется индивидуально. На него влияют три группы факторов:

  • Что происходит с автомобилем?
  • Какие параметры изменяются?
  • Какой тип привода имеет автомобиль? Автомобили с передним, задним и полным приводом ведут себя по-разному при заносе.

В зависимости от ситуации движения, технических данных и типа привода активируется одна или несколько из следующих функций

  • Изменение крутящего момента двигателя.
  • Торможение колес.
  • Изменение угла поворота руля.
  • Изменение уровня демпфирования амортизаторов.

Следует также упомянуть о том, как ESP работает при пробуксовке во время ускорения. Если оно чрезмерно, система начинает его компенсировать.

Это возможно благодаря совместной работе ESP и ABS (антиблокировочной тормозной системы). Система активной безопасности учитывает вертикальную ось автомобиля и скорость вращения колес.

Что означает значок на приборной панели?

Помимо прочего, многих водителей волнует вопрос о том, что означает символ ESP на приборной панели и стоит ли с ним заморачиваться? Итак, если вы тоже задаетесь вопросом, какой ESP в вашем автомобиле подсвечивается, какой значок это.  Вероятно, вам также интересно, можете ли вы продолжать ездить на своем автомобиле, если надпись на приборной панели не погасла. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ситуации:

  • Индикатор «скользкая дорога» на приборной панели будет периодически загораться во время движения. Он появляется на короткое время, а затем исчезает. Она не появляется при длительной езде. Мы не будем сразу говорить, что все в порядке, транспортному средству разрешено движение. Дело в том, что вы, вероятно, едете по участку дороги с неровностями, и система обнаруживает короткие паузы, связанные с отрывом колес от поверхности дороги. Блок управления регистрирует кратковременные ошибки, которые затем стираются из памяти, как только вы выезжаете на дорогу с ровным покрытием.
  • Если на приборной панели постоянно горит символ ESP, это означает, что в памяти имеется неустранимая ошибка. В этом случае лучше посетить станцию технического обслуживания, где есть необходимое диагностическое оборудование. Если поездка до станции техобслуживания довольно длительная, не ездите быстро и не совершайте резких или опасных маневров. Как правило, при обнаружении внутренней ошибки блок управления самостоятельно полностью отключает опцию, чтобы избежать некорректного вмешательства в работу других компонентов.
  • Обратите внимание на светящуюся предупреждающую пиктограмму на приборной панели. Если индикатор или контрольная лампочка системы курсовой устойчивости показывает «OFF», это означает, что данная опция была принудительно отключена. Эта функция доступна практически на всех моделях, представленных на российском авторынке. Для повторной активации функции найдите кнопку активации, которая находится на панели управления различными функциями. Как правило, значок на приборной панели совпадает с надписью на кнопке.

Названий много – суть одна

Фото: Траектория движения автомобиля с ESP и без ESP

Траектория движения автомобиля с ESP и без ESP

Основным и наиболее известным производителем оборудования для контроля курсовой устойчивости является компания Bosch, и именно их продукт называется ESC — электронный контроль устойчивости. Но в нашем мире нет такого понятия, как неконкурентоспособное производство, поэтому существует несколько компаний, которые производят одно и то же оборудование, но под разными названиями.

Точно так же автопроизводители разных марок автомобилей собирают эти механизмы, давая им разные названия. Ниже мы приведем таблицу, в которой кратко сравним автомобили и названия установленных на них антипробуксовочных балок.

Все они имеют одинаковый принцип действия, и таблица поможет вам не запутаться в обилии слов, означающих одно и то же.

ESP Audi, Bentley, Bugatti, Chery, Chrysler, Citroen, Dodge, Diamler, Fiat, Holden, Hyundai, Jeep, Kia, Seat, Skoda, Mercedes Benz, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Vauxhall, Volkswagen
ASC, ASTC Mitsubishi, BMW
ESC Chevrolet, Hyundai, Kia Skoda, Lada
VDC Alfa Romeo, Fiat, Subaru, Nissan
VSA Acura, Hyundai, Honda
MSP Maserati
CST Ferrari
DSTC Volvo
PSM Porsche
VDIM, VSC Toyota, Lexus
ОСК Ford
DSC BMW, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mini, Ford — только австралийский рынок

Это относительно короткий список — на самом деле существует гораздо больше вариантов названий систем, обеспечивающих направленную стабилизацию. Но в основном они дублируют друг друга — они работают, чтобы избежать критических ситуаций и обеспечить безопасность водителя и пассажиров.

В каких популярных авто установлена

В настоящее время ESP устанавливается на большинство существующих автомобилей. Они могут варьироваться от недорогих Renault Duster и Ford Focus до топовых VW или Mercedes.

Bosch и Daimler первыми внедрили это решение. В 1995 году функция стабилизации появилась во флагманском представительском седане Mercedes-Benz S-Class. Позже другие производители переняли эту технологию.

Как пользоваться ESP в машине?

  • В обычных условиях ESP можно активировать, просто нажав кнопку «ESP OFF» и убедившись, что индикатор «ESP OFF» не горит. Но такой механизм не является аксиомой для всех транспортных средств. Например, на некоторых кроссоверах Hyundai только одно нажатие кнопки отключает систему контроля тяги, в то время как для отключения ESP требуется повторное нажатие и удержание кнопки (не менее 3 секунд).
  • Если ESP активна, при запуске двигателя слышен «щелчок». Это означает, что ESP готова к управлению автомобилем.
  • Динамическая стабилизация автомобиля является адаптивной. Вы можете регулировать те или иные параметры независимо друг от друга. Для чего он используется? У каждого водителя своя манера вождения, кто-то ездит только по городским асфальтированным дорогам, а кто-то — и по качественным асфальтовым, и по грунтовым дорогам. Кроме того, можно адаптировать чувствительность датчиков к конкретным маневрам вождения.
  • Чтобы в полной мере использовать возможности системы, необходимо регулярно контролировать и при необходимости регулировать датчик угла поворота рулевого колеса. С современными диагностическими системами это сделать несложно. Самое главное — не забывать делать это всякий раз, когда ремонтируются узлы, влияющие на ESP. Так, например, если вы заменили рулевое колесо, необходимо обязательно провести диагностику и, при необходимости, восстановить исходные параметры системы.

К чему может привести неисправность

Если ESP неисправна, она полностью деактивируется. Это может быть связано с электрическими или механическими проблемами.

Вначале необходимо провести электронную диагностику. Это укажет, где искать проблему. Это может быть неисправность одного из датчиков.


Без тщательной диагностики маловероятно, что проблема с ESP будет обнаружена, почему она возникает или как ее можно решить.

ESC

После изобретения трехточечного ремня безопасности система курсовой стабилизации, или ESC, является одним из самых важных изобретений в области автомобильной безопасности. Ее значение настолько велико, и она способствовала такому снижению аварийности, что стала обязательной для новых автомобилей во многих странах — ЕС, США, Австралии, Канаде, Израиле.

Короче говоря, основная задача ESC — поддерживать движение автомобиля в том направлении, в котором повернут руль. То есть, он удерживает автомобиль в пределах траектории, которую желает водитель. Соответственно, если ваш автомобиль оснащен им, то будет меньше ситуаций, в которых автомобиль может поскользнуться, перевернуться или не войти в крутой поворот.

Надо сказать, что название совсем не отражается на функциональности. Кроме того, электронный контроль устойчивости доказал свою высокую эффективность, что делает его обязательной частью системы безопасности.

Устройство

Другое название ESC — электронный контроль устойчивости (ESC).

Фактически, другие помощники являются частью этого:

  • антиблокировочные тормоза;
  • распределение тормозных усилий;
  • противоскользящий;
  • блокировка дифференциала.

Наиболее важными компонентами являются:

  • блок управления;
  • гидроблок;
  • датчики.

Многочисленные датчики регистрируют характеристики движения автомобиля и работу его различных компонентов: давление тормозной жидкости, угол поворота руля, положение коленчатого вала; кроме того: угловую скорость, скорость вращения колес, ускорение и так далее.

Вся эта информация поступает в ЭБУ, где она обобщается и анализируется в соответствии со сложными алгоритмами и программами. На этой основе ЭБУ анализирует, насколько автомобиль отклоняется от заданного курса в любой момент времени. При обнаружении этого отклонения импульсы подаются на гидравлический блок, а от него — на клапаны ABS или противобуксовочной системы.

При необходимости ESC активирует и другие агрегаты: инжектор, коробку передач, подвеску. При таком подходе автомобиль движется по рассчитанной траектории. Вы можете видеть, что водитель также чувствует себя более расслабленным за рулем.

Принцип работы

ЭБУ анализирует текущую ситуацию, сравнивая действия водителя и реакцию автомобиля. Например, если водитель поворачивает руль под определенным углом для входа в поворот, а автомобиль делает широкую дугу для выезда на встречную полосу, предпринимаются разные действия:

  • некоторые колеса заторможены;
  • увеличение или уменьшение крутящего момента;
  • изменение угла наклона колес.

Все это осуществляется путем передачи сигналов в различные системы автомобиля. Например, если ваш автомобиль оснащен адаптивной подвеской, уменьшение кренов или предотвращение поворотов может быть достигнуто путем изменения жесткости амортизаторов.

Что такое ESP в автомобилях: как работает ESP

Торможение осуществляется путем передачи импульсов на гидравлические клапаны, связанные с главным тормозным цилиндром, а давление в системе увеличивается или уменьшается в зависимости от ситуации вождения. Скорость также снижается из-за того, что система управления двигателем уменьшает крутящий момент двигателя или изменяет угол наклона дроссельной заслонки.

ЭБУ также имеет другие полезные функции:

  • предотвращает переворачивание;
  • предотвращает столкновения с другими транспортными средствами или неподвижными объектами;
  • улучшает эффективность торможения;
  • стабилизация дорожного полотна.

Как работает ESP

Как работает ESP в автомобилях

Объяснив, что такое ESP и зачем она нужна, важно также понять, как устроена и работает система. Прежде всего, можно провести различие между:

  • Блок ESP (блок управления);
  • Группа датчиков (датчики ESP).

Блок получает сигналы от датчиков, которые постоянно контролируют направление движения автомобиля, учитывают угол поворота руля, угол наклона дроссельной заслонки и т.д. Блок ESP также получает информацию о боковом ускорении автомобиля, направлении скольжения и другие показатели.

Блок ESP отвечает за контроль боковой динамики автомобиля, предотвращая заносы, боковое скольжение и т.д. В то же время, система стабилизации напрямую связана с ABS и ЭБУ двигателя. Кстати, если ABS не работает, ESP тоже не будет работать. Система контроля тяги подключена параллельно с ESP.

В целом ESP представляет собой отдельный сенсорный контроллер, интегрированный в комплекс противоскользящей системы. Сигналы на блок поступают от колесного датчика, датчика положения рулевого колеса и датчика давления тормозов.

Однако основными датчиками в ESP являются:

  • Датчик угловой скорости относительно вертикальной оси;
  • Датчик бокового ускорения.

Такие датчики принято называть датчиками курсовой устойчивости. Если величина бокового скольжения по вертикальной оси превышает допустимое значение, срабатывает система стабилизации ESP. Система пытается вернуть автомобиль на прежний курс путем торможения одного или нескольких колес.

Передавая на блок информацию об оборотах двигателя, скорости автомобиля, угле поворота руля, давлении на педаль акселератора и т.д., система работает в наиболее «щадящем» и безопасном режиме.

В различных ситуациях система точно знает, какое колесо должно быть замедлено и на сколько. Торможение обеспечивается блоком управления ABS (устройство, используемое для автоматического нагнетания давления в тормозной системе). Когда ESP активируется, в ЭБУ двигателя посылается сигнал для снижения тяги и крутящего момента на колесах.

Система стабилизации активна в любое время, работает при ускорении, торможении и т.д. Алгоритм работы зависит от ситуации. В настоящее время существуют так называемые «адаптивные» ESP, которые способны тесно взаимодействовать с автоматической коробкой передач (при необходимости система стабилизации может самостоятельно переключать передачи, демпфировать реакцию акселератора и т.д.).

В результате комплекс решений динамически оценивает условия вождения и принимает ряд мер для противодействия авариям. Между тем, при нормальных условиях вождения водитель может даже не заметить, как работают эти системы.

Почему ЕСП отключается не полностью?

Некоторые производители автомобилей не отключают ESP полностью. Например, в Mercedes необходимо войти в меню ECU. Даже при отключении ESP некоторые ее функции сохраняются. На скоростях свыше 50 км/ч система динамической стабилизации вынуждена работать в полную силу. К сожалению, это не имеет никакого отношения к делу.

ESP в некоторых корейских автомобилях отключается в 2 этапа. Первое нажатие кнопки дифференцируется только системой ABS. Однако для полного отключения ESP необходимо нажать и удерживать кнопку в течение 3 секунд. Система отключается до тех пор, пока автомобиль не наберет высокую скорость или до следующего запуска двигателя.

Принцип работы

Принцип динамической устойчивости основан на индивидуальном управлении тормозами каждого колеса автомобиля. Логика работы основана на физическом явлении, называемом избыточной и недостаточной поворачиваемостью.

При возникновении проскальзывания акселерометр немедленно ощущает малейшее угловое движение (поворот) кузова автомобиля. Если угол поворота рулевого колеса находится в неправильном положении, чтобы избежать заноса, или если заноса невозможно избежать (скользкая дорога), определяется недостаточная поворачиваемость. ESP активно задействует тормоза на одном из передних колес, чтобы помочь водителю и автомобилю выйти из заноса.

Пробуксовка транспортного средства

ESP помогает водителю вывести автомобиль из заноса.

Однако если автомобиль пробуксовывает после резкого маневра рулем, обнаруживается избыточная поворачиваемость, и ESP подтормаживает колесо, чтобы помешать водителю. Именно в этот момент водители чаще всего замечают, что автомобиль перестает реагировать на педаль акселерометра, находясь на грани вхождения в занос.

Это важно! Система курсовой устойчивости не только притормаживает необходимые колеса, но и регулирует тягу двигателя до полного отключения электронной педали акселератора.

Архитектура более дорогих автомобилей адаптирована на заводе для использования ESP. В этих автомобилях ESP ограничивает подачу топлива непосредственно к двигателю, взаимодействует с адаптивным круиз-контролем, а автоматическая коробка передач может «сбрасывать» скорости или переключаться в специальные внедорожные режимы.

Есть ли различия в ESP на авто разных классов?

Есть различия. Чем дороже автомобиль, тем больше. В зависимости от класса, ESP может включать систему:

  1. Избежание столкновений. Эта функция доступна только на автомобилях с адаптивным круиз-контролем. Датчики приближения контролируют расстояние до движущегося впереди автомобиля и предупреждают водителя об опасности. Это можно услышать и увидеть на приборной панели. Если водитель игнорирует опасность, система стабилизации автомобиля заставляет колеса замедлиться, вмешиваясь с помощью активной помощи при торможении.
  2. Предотвращение переворачивания. В случае опасности ESP притормаживает передние колеса и снижает крутящий момент автомобиля.
  3. Улучшает эффективность торможения, когда колеса горячие. Электроника контролирует температуру и увеличивает давление поршня суппорта на одном или нескольких колесах.
  4. Для удаления влаги с тормозных дисков. Система активируется на скорости выше 50 км/ч в условиях повышенной влажности. Как это работает. Во время движения колодки передних шин слегка касаются дисков. Небольшое трение приводит к испарению влаги с контактной поверхности дисков.
  5. Имитация блокировки дифференциала. В кроссоверах Volkswagen система ESP подтормаживает колесо, чтобы предотвратить его пробуксовку. Автомобиль быстро находит тягу и выезжает из ловушки.
  6. Измерение давления в шинах. Изменение давления также вызывает изменение скорости вращения колеса. Интеллектуальная система ESP чувствует это и предупреждает водителя об утечке.
  7. Помощь при старте с холма. Электроника определяет угол наклона автомобиля и блокирует колеса на несколько секунд после отпускания педали тормоза.

Для грузовиков с прицепом или полуприцепом предусмотрена система стабилизации прицепа. В случае пробуксовки система распределяет тормозные усилия не только на автомобиль, но и на прицеп.

Различия между системами стабилизации можно также обнаружить в гидрогруппе. Последний содержит различное количество поршней, создающих давление (от 2 до 6 в зависимости от класса автомобиля).

Когда нужно отключать ESP

Вокруг отключения системы стабилизации ведутся жаркие споры. С одной стороны, есть водители с горячей кровью — любители острых ощущений и экстремальных углов дрифта. На другой стороне — опытные водители, которые утверждают, что система стабилизации делает невозможным выход из очень сильного заноса. Мы перечислим его недостатки, чтобы развеять ненужные мифы об отключении ESP:

  1. ESP не способна вывести переднеприводные автомобили из сильного заноса, поскольку она не уменьшает, а увеличивает крутящий момент на передних колесах.
  2. В полноприводных автомобилях увеличение крутящего момента также благоприятно сказывается при торможении в условиях гололеда.
  3. ESP ведет себя неадекватно на мягком снегу и на низких скоростях.
  4. При плохо накачанных шинах ESP может значительно усложнить работу водителя.

Деактивация ESP

Может потребоваться временное отключение ESP.

У системы есть только одно преимущество — ESP реагирует гораздо быстрее человека в чрезвычайных ситуациях. В большинстве случаев за рулем находится водитель, не знакомый с приемами экстремального вождения, а значит, система курсовой устойчивости станет для него спасением в экстренных ситуациях. В качестве бонуса система добавляет значительный комфорт при вождении, устраняя крены на поворотах и при динамичном движении.

ESP следует отключать при движении по легкому бездорожью, например, в гору по мокрой траве, грязи или снегу, при выезде с обледенелой городской парковки и в других ситуациях, когда система стабилизации не требуется и ее включение является ложной мерой безопасности. Во всех этих условиях система будет «дросселировать» двигатель и не позволит вам справиться с преобладающими дорожными условиями.

Важно!!! При выезде из глубокой колеи не отключайте ESP, так как большинство современных седанов оснащены системой контроля тяги.

В каких случаях она мешает

Вокруг этого вопроса возникает много споров, связанных с исключением опции направленной стабилизации. Некоторые считают, что невозможно получить желаемое возбуждение от его постоянного вмешательства в управление автомобилем, чтобы заставить его скользить под контролем водителя. Другие утверждают, что система не всегда работает должным образом и позволяет выходить из критических ситуаций.

Чтобы точно знать, когда лучше отключить ESP, необходимо знать ее слабые стороны:

  1. Электронная программа, работающая по алгоритмам, не способна вывести переднеприводный автомобиль из резкого заноса. Для этого требуется резкое увеличение крутящего момента, который по заданному сценарию снижается.
  2. Автомобили с полным приводом также требуют увеличения крутящего момента в условиях гололеда. Торможение только усугубляет ситуацию.
  3. ESP не всегда корректно срабатывает на дорогах с мягким снегом на низких скоростях, в грязи и песке.
  4. Если шины слегка перекачаны, ESP будет беспокоить только водителя.


Если давление в шинах слишком низкое, ESP будет мешать водителю.

У родстера есть только одно преимущество, но оно перекрывает все его недостатки. А именно высокая скорость реакции. Электроника реагирует гораздо быстрее, чем водитель.

Не все автомобилисты обладают навыками контраварийного вождения. Поэтому ESP — это гарантированное спасение в критических ситуациях.


ESP лучше отключить при движении по бездорожью

Эта вспомогательная система также предназначена для обеспечения максимального комфорта при динамичном вождении, предотвращая крены в поворотах на высоких скоростях. ESP может быть отключена при движении по бездорожью, грунтовым дорогам, песчаной местности или обледенелой дороге. В таких случаях функция стабилизации не нужна. Его активация может только усложнить вождение, так как не позволяет двигателю набирать скорость и высвобождать крутящий момент.

Где находится датчик?

Как мы объяснили выше, в системе курсовой устойчивости есть несколько датчиков. К ним относится датчик ESP, что это такое и где он расположен, мы сейчас расскажем. Сразу отметим, что некоторые датчики невозможно увидеть, не разобрав тот или иной компонент, а есть и такие, которые находятся на виду. К скрытым относятся:

  1. Датчик положения рулевого колеса. Обычно он расположен на рулевой колонке, и его можно увидеть только при снятом рулевом колесе.
  2. G-сенсор. Его штатное местоположение — в районе рычага стояночного тормоза; чтобы добраться до него, необходимо снять пластиковые крышки

Датчики, которые легко обнаружить:

  • Датчики педалей тормоза и акселератора расположены в нижней части сиденья водителя рядом с соответствующими педалями. Их также называют «мышиными» или «лягушачьими» датчиками.
  • Колесные датчики расположены в области ступицы колеса, для этого достаточно снять колесо с оси автомобиля (для дисковых тормозов).

Система ABS и ESP для безопасного управления автомобилем

Эти автомобили изначально были оснащены кнопкой ABS. Это было сделано для того, чтобы тормозить автомобиль как можно эффективнее. Во время торможения колеса не были полностью заблокированы.

Электронная система позволяла колесам вращаться лишь на несколько процентов. Это обеспечило сохранение курсовой устойчивости автомобиля при торможении.

Затем конструкторы доработали систему контроля тяги и усовершенствовали ее, добавив контроль тяги и электронную систему стабилизации. С 1 января 2016 года технический регламент Таможенного союза запрещает сертификацию для продажи в Российской Федерации автомобилей, не оснащенных ABS.

Система esp в автомобиле что это?

Антипробуксовочная система устанавливается на разные автомобили и носит разные названия: TCS, ASR, A-TRAC, ETS. Однако его функция не меняется при смене названия.

Основной задачей системы является предотвращение заноса автомобиля. Однако иногда возникают ситуации, когда без спиннинга просто не обойтись. Например, чтобы выбраться из снежной или песчаной ловушки, нужно сильно крутиться. При включенном контроле тяги автомобиль будет беспомощен даже при небольшом заносе.

На панели управления автомобиля мигает индикатор ограничения тяги. В этой ситуации колеса автомобиля могут поворачиваться с рывком не более четверти оборота за полсекунды. На такой скорости выбраться из сугроба невозможно.

Система контроля тяги работает в синергии с электронной программой стабилизации (ESP), которая оказывает большее влияние на управляемость автомобиля.

Cистема стабилизации esp

ESP предназначена для более тщательного контроля боковой динамики автомобиля, чтобы помочь водителю выйти из сложных ситуаций и предотвратить занос.

Другими словами, использование такой системы позволяет поддерживать курсовую устойчивость и правильную траекторию движения, а также стабилизировать транспортное средство при движении прямо по дороге, отличной от государственной. А также при прохождении поворотов.

По этой причине во многих книгах и среди водителей ESP часто называют системой стабилизации или противоаварийной системой.

Электронная система стабилизации курсовой устойчивости esp

ESP в сочетании с другими системами может не только предотвратить вращение автомобиля на движущейся паре колес, но и затормозить некоторые колеса автомобиля, которые этому способствуют.

Что будет если отключить ESP?

Практически все производители автомобилей знают о популярности ESP. Поэтому на кнопке почти всегда пишут «ESP OFF». Практически все автомобили имеют разные кнопки.

Нужно ли отключать ESP?

Выключение ESP ничего не даст. Это только сделает автомобиль непригодным для езды зимой и в холодную погоду. Не рекомендуется использовать на скользкой дороге или автостраде. Выключение системы контроля тяги положительно скажется на выезде из сугроба. Самый простой и банальный совет — если вы начинающий или опытный автомобилист, не игнорируйте руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Зная все или почти все о своем автомобиле, вы сможете избежать неприятных ситуаций на дороге.

Мы искренне желаем всем автомобилистам хорошей дороги, свободного маршрута, очищенных парковок и исключения необходимости отключения систем безопасности автомобиля.

bosch-1

бош-1
Специалисты Bosch не советуют проводить такие эксперименты: даже если проводка одинаковая, гидравлические блоки и контроллеры будут разными. Даже версии ABS могут отличаться, и, соответственно, в блоки управления будет загружено разное программное обеспечение. Кроме того, могут отличаться и другие компоненты тормозной системы. Переделка системы активной безопасности в гаражных условиях может привести к опасным последствиям. Сложными системами должны заниматься специалисты, а не дилетанты.

Есть ли различия между системами ESP, которые устанавливаются на автомобили разных классов?

Различия, безусловно, есть, и не только в механике, но и в программном обеспечении. Например, разница между ESP 9 Plus и Premium заключается в количестве поршней, создающих давление: у более дорогой модели Premium их шесть вместо двух у ESP 9 Plus. Бюджетному автомобилю не нужно многое из того, без чего не может обойтись автомобиль компании. Дополнительные опции существенно влияют на стоимость всей системы. Легко представить себе Renault Logan без осушения тормозов, но отсутствие этой опции в списке оборудования Mercedes-Benz E-Class неприемлемо.

Как будут развиваться системы безопасности в ближайшем будущем?

Главная цель на ближайшее десятилетие — создать автомобиль с полностью автономной системой вождения и запустить его в производство.

Для этого у нас есть практически все необходимые предпосылки и разработки. Мы уже создали прототипы, которые могут ездить в пробках без водителя, выполнять различные маневры и доставлять пассажиров в пункт назначения. Но такие автомобили, во-первых, очень дороги, а во-вторых, еще не совсем надежны.

Первоначально автопилот будет работать на автомагистралях, а затем постепенно будет использоваться на обычных дорогах в городах. Однако необходимо решить ряд проблем.

Датчики, обеспечивающие анализ окружения на 3600

Необходима система, которая анализирует окружающую среду и принимает правильное решение. Первый шаг уже сделан: активный круиз-контроль использует радарные и видеодатчики для наблюдения за дорогой впереди.

Принцип работы Electronic Stability Program

Из автомобильной теории известно, что существуют два нежелательных явления при вождении — избыточная и недостаточная поворачиваемость.

В идеале, после достижения предела сцепления с дорогой автомобиль должен скользить наружу всеми четырьмя колесами с одинаковой скоростью и прекратить скольжение одновременно передней и задней осями.

В реальности такое случается редко, поэтому одна ось неизбежно обгоняет другую, в результате чего угол между продольной осью автомобиля и касательной к его траектории становится ненулевым.

По мере увеличения угла реакция водителя может быть неправильной или запоздалой, и автомобиль начинает шататься, что означает потерю устойчивости и переход в неконтролируемое вращение.

Чрезмерное скручивание означает, что автомобиль обгоняет заднюю ось в повороте или пошатывается. Автомобиль поворачивает внутрь, и это явление обычно называют заносом. Это несколько произвольно, но терминология устоялась.

Противоположной ситуацией считается отсутствие рулевого управления. Сначала отваливается передняя ось, автомобиль «пашет», выходит из поворота и не слушается руля, поскольку именно рулевые колеса имеют наименьшее сцепление с дорогой.

Занос

Любой автомобиль может попасть в занос, хотя такая вероятность выше у заднеприводных и тем более заднемоторных машин, поскольку в первом случае имеется избыточная тяга, а во втором основной вес приходится именно на заднюю ось.

В автошколах водителей учат поворачивать руль в направлении скольжения и уменьшать дроссельную заслонку для компенсации.

Совет настолько же правильный, насколько и парадоксальный, бесполезный и даже вредный:

  • Водитель инстинктивно повернет руль в направлении заноса, что является естественным движением, когда нос автомобиля находится в стороне от трассы;
  • Необходимо точное управление, что неопытным водителям не под силу;
  • для стабилизации машины необходимо компенсирующее движение рулевого колеса назад, чему не учат;
  • уменьшение дроссельной заслонки помогает только заднеприводному автомобилю, если передне- или полноприводный автомобиль попадает в занос, необходимо увеличить дроссельную заслонку.

ESP будет реагировать гораздо более адекватно, просто подтормаживая внешнее колесо, а также обеспечивая надлежащий контроль тяги, в зависимости от типа привода.

Тип начавшейся потери контроля над рулевым управлением отмечается компьютером через датчик вращения кузова и влияние водителя на рулевое колесо. Однако это влияние строго дозировано, без колебаний.

Это позволяет избежать худшей и наиболее типичной ситуации, когда автомобиль начинает «раскручиваться» с нарастающей амплитудой и вылетает с дороги при втором или третьем лихорадочном повороте руля запаниковавшим водителем.

Поэтому вмешательство системы будет проявляться двумя способами:

  • происходит компенсация сноса при первом крене кузова;
  • дрейф будет плавно отменен, без отката назад от первого сдвига.

Пока автомобиль сохраняет хоть какое-то сцепление с дорогой, ESP способна безопасно отклонить занос в самом начале, а водитель даже не пугается и, возможно, даже не замечает этого.

Обязательное чтение: Где самое безопасное место в автомобиле для ребенка?

Все, что он может сделать в нормальном режиме, — это мигнуть лампочкой на приборной панели, которая сообщает ему, что система работает и что ему следует быть осторожным, автомобиль находится на пределе устойчивости.

Снос

Если передняя ось автомобиля теряет сцепление с дорогой, да еще с передним приводом, ситуация становится совершенно неприятной для обычного водителя:

  • Рулевые колеса проскальзывают, и автомобиль не реагирует на поворот рулевого колеса;
  • Чтобы компенсировать это, нужно сделать противоположное инстинктивному, открыть руль в том же направлении, что и нос автомобиля, и, вместо того чтобы уменьшить газ, сохранить нейтральную тягу на передних колесах или даже добавить крутящий момент;
  • это происходит неожиданно, потому что переднеприводные автомобили по своей природе более устойчивы;
  • Занос может совершенно неожиданно превратиться в скольжение из-за продольного перераспределения веса автомобиля.

ESP реагирует так же, как и раньше, применяя тормоза к необходимым колесам, беря на себя управление тягой и изменяя давление в рулевом управлении, прозрачно подсказывая водителю о нештатных действиях рулевого управления.

Система ничего не сделает с передними колесами, работающими на пределе, достаточно тяжелыми и точно тормозящими внутреннее заднее колесо. Обычно этого достаточно для стабильного восстановления траектории.

Читайте также: Дубликаты гос номеров, изготовление в Москве

Плюсы и минусы

Все преимущества системы вытекают из описания ее работы в критических ситуациях. Он спасет автомобиль, когда ему уже ничто не поможет.

Более того, при быстрой езде иногда неопытные водители в независимых тестах превосходили спортсменов, у которых не было такой системы. Не стоит на это надеяться, но ESP увеличивает возможности водителя, если не сказать больше.

Но плохие ситуации могут случаться.

  1. В худших случаях ESP неэффективна, колеса больше не имеют сцепления с дорогой, и она не обучена необычным трюкам опытного водителя.
  2. Алгоритмы контроля тяги двигателя еще недостаточно отработаны, особенно его добавление в передне- и полноприводные автомобили. Это основы для автоспортсменов, без которых им нечего делать на дороге. Однако автоматизировать такие трюки очень сложно.
  3. Иногда система неправильно воспринимает хаотичный поворот рулевого колеса неопытным водителем. Согласно своей внутренней логике безопасности, упрощенно говоря, он должен подчиниться человеку, чьи способности ему неизвестны. Поэтому ESP не имеет права действовать радикально, лишая его возможности управлять.

Существует одно средство решения проблемы — кнопка отключения ESP, имеющаяся на многих автомобилях. Его следует использовать только тогда, когда известны точные последствия.

Конечно, в этом случае система не отключается полностью, просто порог ее вмешательства значительно снижается.

Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей