- Законы 2022 года о правах ДПС
- Видеосъемка
- «Круги» и популярные направления
- Что разрешено инспектору?
- Останавливать автомобили
- Проверять документы
- Разрешено ли останавливать не на стационарном посту?
- Разрешается ли останавливать и проверять документы ППСникам?
- Задерживать и доставлять водителя или пассажиров
- Досмотр и осмотр автомобиля
- Общение с водителем
- Использование автомобиля инспектором
- Требовать прекратить нарушение
- Проникать в помещения
- Проводить освидетельствование на опьянение
- Отменяются справки о ДТП
- Места проезда первых лиц
- Важное решение Верховного суда РФ
- А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
- Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
- А если не остановиться по требованию ДПС?
- Ночные алкомаркеты
- Инспекторам запрещено стоять перед ловушками
- Как правильно их передавать для проверки?
- Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
- Кем определяются места для дежурства
- В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
- Можно ли прятать патрульные автомобили в кустах?
- Проверка и досмотр водителя, сопровождающих его лиц, их личных вещей и транспортного средства
- Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
- Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
- Остановка вне постов ДПС
- Неприметные выезды из города
- Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
- Патрульные автомобиль без цветографических схем
- Какие законные основания для остановки автомобиля в 2022 году?
Законы 2022 года о правах ДПС
Сегодня полномочия сотрудников дорожной полиции на дороге регулируются 2 законами и постановлениями:
- Закон о федеральной полиции,
- Административный регламент, которым должны руководствоваться инспекторы дорожной полиции при осуществлении процессуальных действий, в соответствии с Постановлением № 664 (регламент введен в действие постановлением).
Если первые содержат основные правила работы полиции и, в частности, сотрудников дорожной полиции, то вторые предписывают подробный порядок отдельных процедур.
Видеосъемка
Сергей Канаев обратил внимание на еще одно положение в новых правилах, которое вызывает беспокойство. «В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, — пояснил Сергей Канаев. — Ранее сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. Но теперь они могут сказать: я запрещаю вам снимать себя, мне стыдно. И вы обязаны опустить камеру. В противном случае вам грозит статья 19.3.
КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) — Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции…. влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В ГИБДД поспешили уточнить, что запрета на съемку действий инспекторов нет.
«Исключение данной нормы не препятствует реализации гражданами своего конституционного права свободно искать, получать, передавать и производить информацию всеми законными способами», — цитирует «РИА Новости» начальника управления ГИБДД, специальных мероприятий и правоохранительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.
Председатель VOA добавил, что теперь полицейский сам имеет право фотографировать на свой мобильный телефон.
«Круги» и популярные направления
Места въезда и выезда из города, где наблюдается большое скопление автомобилей, часто используются сотрудниками дорожной полиции для оборудования временных контрольно-пропускных пунктов. В каждом городе Российской Федерации есть пункты, где инспекторы дежурят в одно и то же время каждый день. Места с высокой интенсивностью движения выбираются не случайно, поскольку здесь легче отработать заданные ориентиры.
Кроме того, считается, что в этих районах высок уровень аварийности, поэтому есть еще одна причина для дополнительной проверки. Инспекторы часто стоят возле проблемных участков дороги, чтобы контролировать движение.
Что разрешено инспектору?
Итак, начнем с перечисления всех возможных административных и штрафных санкций, которые имеют право осуществлять сотрудники ГИБДД:
- Инспектор дорожной полиции теперь имеет право останавливать водителей и пассажиров,
- осматривать и проверять автомобили, водителей, пассажиров или пешеходов, их личные вещи,
- фотографировать или снимать на видео водителя и его/ее автомобиль,
- использовать транспортные средства граждан в соответствующих случаях,
- использовать граждан в сотрудничестве с их согласия,
- пользоваться телефоном гражданина в особых случаях,
- доставить гражданина в полицейский участок в особых случаях,
- составлять отчет, возбуждать административное производство
- выносить постановление, если нарушение ПДД влечет за собой штраф, но не лишение прав — т.е. накладывать штрафы на штрафы,
- офицеры также могут законно эвакуировать автомобиль
- требовать прекращения правонарушения — как административного, так и уголовного,
- имеют право проверять документы, если для этого есть основания,
- вызывать водителей, пешеходов или пассажиров в полицейский участок,
- записывают данные водителя и, в некоторых случаях, хранят эту информацию
- входить в определенные помещения при определенных условиях
- патрулировать улицы
- просьба покинуть место происшествия или другие места в рамках административного расследования
- останавливать транспортные средства для проверки личности и других определенных целей
- проводить дыхательные тесты и направлять на медицинское обследование
- проводить розыскные мероприятия в рамках своих полномочий,
- делать заявления в определенных случаях и определенным лицам.
Останавливать автомобили
Инспектор имеет право останавливать автомобили в соответствии с пунктом 20 статьи 13 Федерального закона «О полиции», и эта же процедура регулируется пунктами 84-89 Правил. Конечно, большинство водителей интересуются причинами остановки. По состоянию на 2022 год причины следующие
- Проверки документов (но для проверок должны быть свои причины — они описаны ниже), в том числе на груз,
- специальные меры и специальные операции,
- если водитель нарушил правила дорожного движения,
- если машина выглядит угнанной или находится в розыске,
- Люди должны быть привлечены в качестве свидетелей,
- если транспортное средство не может продолжать движение (также временно — проезжающие мотоциклы, дорожно-транспортные происшествия и т.д.)
- если сотрудник дорожной полиции должен использовать автомобиль,
- требуется помощь водителя или пассажиров.
Сотрудник дорожной полиции имеет право остановить транспортное средство рукой, а не только жезлом. Инспектору запрещено останавливать транспортное средство в местах, где это запрещено законом, за исключением исключительных случаев.
Сразу после остановки инспектор обязан подойти к водителю, представиться и сообщить причину остановки, а свое удостоверение предъявлять только по просьбе водителя.
Проверять документы
Причины для изъятия документов могут быть следующими (раздел 106 Положения)
- Нарушение водителем правил дорожного движения,
- нарушение правил дорожного движения, оповещение или специальные мероприятия.
Поэтому причиной остановки может быть контроль документов, но должны быть и основания для контроля документов — без них инспекторы не могут останавливать автомобили на основании эксплуатационных предписаний.
В ходе проверки водитель обязан передать в стандартных случаях, в соответствии с разделом 2.1.1 Дорожного кодекса:
- водительское удостоверение,
- Свидетельство о регистрации транспортного средства,
- Полис ответственности перед третьими лицами.
Разрешено ли останавливать не на стационарном посту?
Да. После внесения изменений в законодательство сноска о возможности остановки транспортных средств только на стационарных постах без объяснения причин была исключена. Теперь причины для остановки и проверки документов нужны в каждом случае.
Разрешается ли останавливать и проверять документы ППСникам?
Да. Но только в пределах нарушений, замеченных водителем. В этом случае полицейский обязан вызвать ГИБДД для дальнейшего административного разбирательства.
Задерживать и доставлять водителя или пассажиров
Задержание также является административной процедурой. Оно отличается от задержания тем, что касается только доставки лица в конкретный орган, в то время как последнее представляет собой доставку лица в конкретный орган и содержание в нем в течение определенного периода времени.
Единственным основанием для задержания является необходимость полного изучения дела в присутствии лица в исключительных случаях или с целью ареста.
Задержанный должен иметь возможность позвонить родственникам или друзьям в течение 3 часов. Протокол задержания является обязательным документом (186 Положения), который должен быть составлен до начала процедуры, и лицу должны быть предоставлены основания для его составления.
Досмотр и осмотр автомобиля
Для них также должна быть причина. Короче говоря, досмотр — инспектор не трогает машину, обыск — офицер трогает вещи, но не нарушает структуру автомобиля и не открывает сумки. Все должны покинуть автомобиль для проведения досмотра.
Обыск производится, когда у сотрудника дорожной полиции есть основания полагать, что в автомобиле находятся запрещенные предметы или предметы, с помощью которых было совершено правонарушение (например, съемная тонировка).
Для этой процедуры необходимы два свидетеля.
Как и в случае с обыском транспортного средства, обыск тела, личных вещей и товаров также имеет те же основания и должен быть надлежащим образом задокументирован.
Общение с водителем
Как мы уже говорили, инспектор дорожной полиции имеет право вести фото- и видеосъемку при общении с водителем (раздел 33, статья 13 Федерального закона о полиции). Таким же образом, водителю не запрещено записывать сотрудника дорожной полиции.
Сотрудник также имеет право записывать данные граждан и использовать их в дальнейшем (та же статья 33 Закона) и проверять паспорта пассажиров (статья 84.14 законодательства).
Использование автомобиля инспектором
Кроме того, офицер может использовать ваш автомобиль, но только в рамках своих полномочий и в случае крайней необходимости. При этом он должен указать цель использования и маршрут, если только автомобиль не нужен ему для преследования преступника (Положение 90).
Следует также помнить, что водитель должен находиться за рулем, за исключением исключительных обстоятельств, когда это невозможно, в этом случае сотрудник ГИБДД обязан отстранить водителя — составить протокол с указанием оснований.
После использования транспортного средства инспектора можно попросить выдать сертификат или сделать запись в маршрутном листе с указанием маршрута, времени и продолжительности. Офицер должен подписать его.
Невыполнение требования об использовании автомобиля может грозить отказавшемуся водителю штрафом в размере 1 000 рублей или арестом на срок до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Если автомобиль был поврежден в результате его использования (сотрудник ГИБДД попал в ДТП или иным образом повредил имущество), такой ущерб подлежит возмещению.
Все вышесказанное в равной степени относится и к использованию инспектором телефона гражданина.
Требовать прекратить нарушение
Логично и разумно, что если инспектор дорожной полиции видит, например, дерущихся на улице людей, он имеет право потребовать прекратить драку. То же самое верно и в аналогичных ситуациях… Но это не относится к письменным требованиям. Мы говорим о случаях, когда офицер предъявляет требование приглушить звук.
Проникать в помещения
Это право предоставлено инспектору статьей 13(1) параграф 5 Федерального закона о полиции. Но это относится только к государственным учреждениям и организациям. Инспектор не может просто так войти в квартиру или дом — на это уполномочены только специальные сотрудники полиции, если у них есть необходимые документы и основания (почти всегда в рамках уголовного дела).
Проводить освидетельствование на опьянение
Выявление пьяных водителей — прямая обязанность сотрудников дорожной полиции. Процедура (пункты 227-243 Положения) следующая.
- Инспектор останавливает автомобиль, если есть подозрение, что за рулем находится человек в состоянии опьянения,
- При наличии достаточных доказательств после остановки сотрудник ГИБДД составляет протокол об отстранении от управления транспортным средством и акт освидетельствования, приглашает двух свидетелей и предлагает вам пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте или проехать в ближайшее отделение ГИБДД, если там нет прибора; однако вы можете отказаться,
- В случае вашего отказа, или если опьянение не выявлено, но у инспектора все равно есть сомнения, или если опьянение выявлено, но водитель сомневается и не согласен с результатами прибора, инспектор может направить водителя на медицинское освидетельствование,
- После медицинского освидетельствования водитель может быть лишен прав, а автомобиль отправлен на стоянку, либо должен быть отпущен человек, не нарушивший закон.
Что касается антиобледенителя, то на него должны быть свидетельство о проверке и сертификат, и инспектор должен предоставить вам эти документы для проверки. Однако сотрудник ГИБДД не обязан иметь их при себе, но он должен указать, где они находятся.
Предел составляет до 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха или 0,3 г на литр крови — последнее уточняется только в отношении медицинских анализов. Результат алкотестера должен быть распечатан на бумаге (как чек в магазине).
Если инспектор просто не хочет или не может провести проверку на месте, он не может отправить его на тест, так как для последнего есть только три основания, и к ним относятся либо отказ водителя от продувки, либо несогласие одного из оппонентов с результатами. В этом случае сотрудник ГИБДД должен сопроводить человека к месту тестирования, а перед этим составить акт медицинского освидетельствования. Если медицинское освидетельствование покажет, что водитель трезв, он должен быть доставлен обратно в свой автомобиль.
Отменяются справки о ДТП
Одним из основных обновлений в законодательстве является отмена справок о ДТП, выдача которых занимала много времени. С 20 октября они больше не выпускаются.
Такие сертификаты требуются страховым компаниям при урегулировании убытков и последующих выплатах. В случае ответственности перед третьими лицами требование содержится в Постановлении Центрального банка № 431-П от 2014 года; в случае каско — во внутренних документах каждой страховой компании.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», Александр Быков пояснил, что на самом деле выдача сертификатов давно не предусмотрена. Министерство внутренних дел не имеет полномочий утверждать форму справки о ДТП. В последние годы инспекторы не должны были выдавать такие документы, хотя на практике они это делали.
ГИБДД утверждает, что уже более года предупреждает Центральный банк и Российский союз автостраховщиков о том, что с 20 октября эта практика будет пресечена.
С 20 октября, если сотрудники ГИБДД обязаны оформлять ДТП, то максимум, что могут получить участники аварии — это процессуальные документы, пишет «Российская газета». В частности, штраф или решение об отказе в возбуждении административного производства. Другие документы могут быть получены участниками ДТП таким же образом.
Как сообщает «Российская газета», протоколы, постановления, решения и другие документы смогут полностью описать ситуацию: какие и сколько машин участвовали в ДТП, их повреждения. Также будут указаны данные водителей и владельцев автомобилей, а также номера полисов ответственности перед третьими лицами.
В то же время водитель все равно должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и доставить его в страховую компанию. Промокашка будет доставлена вместе со страховым полисом ОСАГО.
Места проезда первых лиц
Особую безопасность для VIP-транспорта в российской столице обеспечивают охранники. Они дежурят вдоль основных дорог, где наиболее вероятно нахождение охраняемых жителей. И для того, чтобы обеспечить быстрый проезд VIP-персон, эти сотрудники могут вмешиваться в организацию дорожного движения.
Соответственно, сотрудники дорожной полиции размещаются в местах, где может потребоваться их участие в регулировании дорожного движения.
Важное решение Верховного суда РФ
Одной из самых ярких и сильных попыток осознать аномальность взаимосвязи пунктов 84.13 и 106 Административного регламента стало заявление одного водителя в суде о том, что эти пункты противоречат друг другу. Поступая таким образом, водитель, предположительно, исходил из того (что прямо не указано в решении Верховного суда), что право на остановку транспортного средства не может быть соотнесено с правом на проверку документов. Точнее, в момент остановки у полицейского может не быть оснований для проверки документов (например, есть информационные листы о пассажирах, но пока полицейский не остановит машину, он не сможет увидеть внутри машины — особенно в затемненной машине — людей, похожих на тех, кто указан в информационном листе).
Речь идет об оспаривании законности пункта 84.13 правил. И дело дошло до Верховного суда России. Который, однако, не нашел противоречий ни с разделом 106 указанного постановления, ни с Конституцией, заявив буквально следующее.
Довод административного заявителя о том, что оспариваемый пункт противоречит разделу 106 Административного регламента, не имеет правового значения, поскольку оба положения являются различными частями одного правового акта и имеют равную юридическую силу.
А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
Чаще всего ничего — возвращаемся к практике. Потому что суды в этом случае чаще всего оказываются на стороне полиции, вероятно, считая, что водитель принципиально отказался предоставить документы и поехал дальше.
Что касается оформления документов, то для инспектора возможны три последствия.
- Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права гражданина на передвижение по статье 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Уголовное наказание за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
- И дисциплинарные меры со стороны руководства, включая устное предупреждение, выговор, вплоть до увольнения сотрудника ГИБДД.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. В действующем административном регламенте вы не найдете никаких ограничений в зависимости от места проверки документов. И это касается, в частности, оснований и причин для этой процедуры.
Единственное отличие в способе общения с дорожной полицией содержится в пункте 48 регламента. Здесь, после остановки автомобиля, инспектор имеет возможность подойти не со стороны водителя (как полагается в исключительных случаях), а со стороны пассажира в нескольких случаях
- если он представляет угрозу безопасности для полицейского (например, его могут сбить другие автомобили на автостраде),
- если дорога грязная со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть разница в условиях шоссе/города может заключаться только в обязанности инспектора подойти к водителю — какая сторона может это сделать.
А если не остановиться по требованию ДПС?
В этом случае на практике также может быть применена статья 19.3. Однако в данном случае это незаконно.
Дело в том, что конкретная норма ответственности за него в действующем Кодексе предусмотрена частью 2 статьи 12.25, предусматривающей штраф от 500 до 800 рублей.
Ночные алкомаркеты
Каждый опытный инспектор ГИБДД знает основные моменты, продажа алкоголя в ночное время. И нередко пьяные автомобилисты заезжают в такие магазины за добавкой.
Конечно, инспекторы не смогут установить блокпосты у каждой такой торговой точки. Но здесь у каждого инспектора ГИБДД есть свои хитрости. Например, некоторые раздают свои визитные карточки владельцам магазинов, прося их сообщать о таких посетителях в позднее время суток. И когда инспектору сообщают о нарушении, он быстро реагирует на сигнал, выезжая на перехват нарушителя.
Инспекторам запрещено стоять перед ловушками
Существуют отдельные государственные учреждения, которые отвечают за управление дорожным движением. Они отвечают за установку знаков, светофоров и дорожной разметки. Они сами определяют, как управлять трафиком.
Представители таких организаций не всегда советуются с дорожной полицией, организуя все по своему усмотрению. И в конечном итоге это может привести к так называемым «подводным камням». Это происходит, когда дорожные знаки не соответствуют дорожной разметке. В таких ситуациях многие водители теряются и начинают нарушать правила дорожного движения.
Это приводит к появлению сложных перекрестков, которые могут запутать даже опытных водителей. Это приводит к многочисленным авариям. Например, водитель въезжает не на ту обочину или поворачивает под кирпич, которого раньше не было видно.
По словам сотрудников STSI, им запрещено стоять в таких местах, выписывая штрафы водителям, которые просто попадают в такие ловушки. Если инспектор оказывается в районе с неправильной организацией дорожного движения, его задача — помочь водителям. Он должен объяснить им, где повернуть и как ехать по дороге без нарушений.
Конечно, некоторые инспекторы пользуются своим положением и налагают штрафы на всех, вместо того чтобы помогать. Но такое поведение лишь показывает, что у офицера не чистые руки. Поэтому можно оспорить выписанное им решение, сославшись на неправильно организованную дорожную ситуацию.
Случается, что дорожная полиция проводит рейды по выявлению пьяных водителей и автомобилей, находящихся в розыске. Тогда инспекторы обычно стоят на широких улицах. В этом месте удобнее всего ловить машины из потока. Кроме того, на этих улицах достаточно места для специальных транспортных средств — патрульных машин и машин скорой помощи.
Во время рейдов сотрудники полиции останавливают почти всех автомобилистов. В этом случае им необходим отдельный «карман» для парковки медицинских автомобилей. Здесь водители будут «потрясены».
Как правильно их передавать для проверки?
И снова обратимся к пункту 2.1.1 ПДД. В нем прямо сказано, что вы обязаны передать свои документы для проверки инспектору дорожной полиции. Это вручение, а не представление, не демонстрация.
Имейте в виду, что пункт 53 правил предписывает принимать документы от водителей без каких-либо «железных аргументов».
Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
Итак, что мы имеем в конце? Из всего этого можно сделать два важных вывода:
- Во-первых, сотрудник ГИБДД может останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов,
- Во-вторых, должна быть причина для проверки документов.
По сути, законность остановки автомобиля зависит от законности проверки документов офицером. Если инспектор не обнаружил ни признаков нарушения (когда ваш автомобиль находился в движении до остановки), ни предупреждения, ни специальных мер в отношении вашего автомобиля (или документов от начальника ГИБДД о них), то проверка документов незаконна. Поскольку не было права управлять ими, то и остановка автомобиля была незаконной.
Кем определяются места для дежурства
По словам инспекторов ГИБДД, батальоны микрорайонов развертываются в зависимости от ситуации на дорогах. Это означает, что офицер не выбирает место для парковки самостоятельно. Эта информация отмечена на его почтовой открытке.
Развертывание утверждается командирами взводов. Именно они определяют, на каких постах будут дежурить офицеры. Поэтому это не тот случай, когда инспектору дают дубинку, машину и пистолет и пускают в «свободное плавание».
Каждый сотрудник стоит на определенном посту, и за этим тщательно следят. Обо всех перемещениях инспектор сообщает руководству.
Инспекторы могут выполнять как обычные обязанности, так и специальные операции. В первом случае временные остановочные пункты выбираются из соображений безопасности движения. Инспекторы могут быть направлены в места, где дорожная ситуация нуждается в исправлении. Например, произошла авария, автомобили блокируют движение или повреждены светофоры. Затем инспектор организует разделение движения.
По словам самих сотрудников дорожной полиции, они часто дежурят в районах, потенциально подверженных авариям. Присутствие инспектора в таких местах снижает количество столкновений. Главное, чтобы пост был виден издалека — водители, превысившие скорость, увидев полицейских заранее, обычно снижают скорость и, по крайней мере, становятся законопослушными гражданами.
В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
Выше мы перечислили такие случаи в основаниях для задержания. Согласно пункту 84.14 Административного регламента, сотрудник полиции имеет право потребовать предъявить паспорт для проверки в следующих ситуациях:
- если есть основания полагать, что вы совершили преступление,
- есть основания полагать, что вы находитесь в розыске,
- вам должно быть предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления (должен быть составлен протокол)
- вы должны быть задержаны.
Обратите внимание, что эти условия делают законным требование предъявить паспорт не только у водителя, но и у пассажиров транспортного средства.
Можно ли прятать патрульные автомобили в кустах?
Патрульный автомобиль должен располагаться таким образом, чтобы быть заметным для участников дорожного движения. Цель такого позиционирования — не «поймать преступника за руку», а предотвратить нарушения. Поэтому автомобиль можно спрятать не в кустах, а за автобусной остановкой или за холмом. И это возможно только в зонах чрезвычайных ситуаций или при наличии фото- или видеокамер.
Новые правила также запрещают маскировать автомобиль и парковать его в темное время суток. Это, безусловно, очень важно. Позвольте мне объяснить почему. Представьте себе такую ситуацию: «Вы едете по дороге где-то за городом ночью. Из кустов выскакивает неинтеллигентный человек и просит вас остановиться. И вы не знаете, что он за человек и каковы его намерения». Отныне патрульные машины будут парковаться только на освещенных участках дороги, и у вас никогда не возникнет сомнений в том, кто машет рукой из темноты.
43 В случае регулирования дорожного движения с использованием патрульного автомобиля со специальной окраской, его стационарное положение должно быть таким, чтобы он был хорошо виден участникам дорожного движения и чтобы можно было своевременно пресечь правонарушение.
Для обеспечения контроля движения в аварийно-опасных зонах, а также в случаях контроля движения с помощью фото- и видеофиксации нарушений ПДД, патрульный автомобиль может располагаться в зонах, видимость которых ограничена естественными изломами местности, поворотами дороги, а также элементами дорожно-уличной сети.
Недопустимы действия сотрудников, связанные с намеренным препятствованием распознаванию участниками дорожного движения специальной цветографической системы патрульного автомобиля, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов (за исключением использования специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, размещенных внутри патрульного автомобиля с открытой панелью багажного отделения).
В условиях темноты и ограниченной видимости полицейский должен дежурить на освещенных участках дороги, имея при себе световой жезл и светоотражающие приспособления.
Проверка и досмотр водителя, сопровождающих его лиц, их личных вещей и транспортного средства
Это контроль, который не может быть необоснованно осуществлен сотрудниками дорожной полиции. Согласно закону, такой вид детальной проверки проводится только при наличии достоверной информации о том, что данное лицо или сопровождающее его лицо совершило преступление или иное общественное правонарушение, перевозит запрещенные предметы или вещества.
Если при остановке для обычной проверки сотрудники полиции попросят вас провести такой досмотр, вы имеете право потребовать объяснения оснований для досмотра. Вы также имеете право потребовать, чтобы причины обыска были описаны в отчете.
Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
Содержание под стражей на срок до 15 дней как наиболее суровое наказание.
Это регулируется частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Но здесь есть и другие наказания. Всего их три:
- Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей,
- Административный арест на срок до 15 суток
- Принудительный труд на срок от 40 до 120 часов.
На практике вас могут забрать прямо с дороги в участок за отказ предъявить документы и вызвать на доставку. Это незаконно, если у вас при себе есть паспорт (хотя в действительности водительское удостоверение считается достаточным для записи). А затем они направляют вас в суд за ордером на арест (сама полиция не уполномочена рассматривать дела по 19.3 CLA, как и все дела, в которых водителю грозит арест).
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Все очень просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями о причине задержания и дальнейшей проверке документов, и отвезет вас «на место» с дальнейшей перспективой провести до 15 суток в административном аресте.
По сути, они предоставляют вам полную свободу действий в отношении законности претензий инспектора. Однако, согласно статье 5(7) Закона о полиции, сотрудник полиции все равно обязан проинформировать водителя о документах таких ориентировок или мероприятий. Однако инспекторы в подавляющем большинстве считают, что ознакомление не означает предъявление их по первому требованию водителя на остановочном пункте. По их мнению, это означает «не утруждать себя» ознакомлением. Так много для нашего понимания иного…. Но кому будет легче, если суды примут позицию сотрудника ГИБДД!
Остановка вне постов ДПС
Согласно предыдущей редакции правил 2009 года, инспекторы могли останавливать транспортные средства для проверки документов только на стационарных постах ГИБДД.
Отныне сотрудники дорожной полиции могут останавливать автомобиль для проверки в любом месте. Однако каждый офицер выбирает место не по своей воле, а только по указанию своего начальника.
Для уважающих себя водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
«В предыдущем законодательстве формально было запрещено останавливаться без причины вне стационарных постов. Но причин для остановки было больше десятка. Например, в случае проведения специальных операций или при нарушении водителем правил дорожного движения. И теперь сотрудник дорожной полиции всегда найдет причину остановить машину, если ему это понадобится. Но если нет, вы можете смело сдавать», — объясняет эксперт.
Однако, если вы едете ночью и подозреваете, что вас останавливает не сотрудник ГИБДД, вы можете объехать его и доехать до ближайшего отделения полиции, говорит Игорь Моржаретто. «На месте сообщают, что я не остановился, потому что у меня сложилось впечатление, что это был не сотрудник ГАИ, а какой-то мошенник. Такая возможность существовала раньше и существует сейчас». — подчеркнул эксперт.
То, что на практике автомобили останавливались вне пунктов пропуска, порталу «Москва 24» подтвердил Сергей Канаев, глава Федерации автомобилистов России (ФАР).
Эта норма довольно завуалированно позволяет инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет действия запрета мы видим, что случаев, когда водители стоят в кустах и дают взятки, стало гораздо меньше. Это заметно в южных регионах, где эта практика когда-то процветала. Сейчас существует относительный страх, что это вернется. Однако сейчас появилось множество видеокамер. Вполне вероятно, что таких масс не будет.
Неприметные выезды из города
Поскольку на популярных выходах часто можно столкнуться с инспектором, воры и пьяные водители предпочитают не рисковать. Поэтому они выбирают более безопасные маршруты — извилистые дороги в частных кварталах или спроектированные подъездные пути. Это не так просто, но вероятность столкнуться с сотрудником дорожной полиции минимальна.
Инспекторы, однако, хорошо осведомлены о таких уловках. Поэтому во время спецопераций на таких улицах организуют незаметные дежурные посты. И, как правило, инспекторы выбирают участки дороги, где водитель не может развернуться или уйти от преследования, заехав во дворы. Временные контрольно-пропускные пункты организуются таким образом, чтобы у правонарушителей не было возможности скрыться.
Именно здесь сотрудники дорожной полиции чаще всего останавливают пьяных водителей. Кроме того, эти дороги могут использоваться для перевозки запрещенных веществ.
Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
Поскольку это обязанность водителя, дело обстоит просто — в дело вступает пункт 2.1.1 ПДД. В стандартных случаях необходимо предъявить 3 документа:
- водительское удостоверение,
- регистрационное удостоверение,
- и полис ответственности перед третьими лицами.
Обратите внимание, что вы также должны иметь при себе эти три документа (или файла). Однако в случае, если у вас их нет, это не образует объективной стороны правонарушения по статье 19.4 КоАП, предусматривающей задержание, так как вы не отказываетесь выполнить требование сотрудника ГИБДД. Будет более конкретная норма со штрафом и штрафстоянкой при отсутствии СТС по статье 12.3 Кодекса.
Патрульные автомобиль без цветографических схем
Как вы могли заметить, вышесказанное относится только к автомобилям со специальными цветами. Есть и такие, у которых их нет. Однако они также способны управлять дорожным движением. Они не могут остановить вашу машину, а только передадут информацию другому констеблю или транспортному средству, если вы нарушите закон.
44 При регулировании дорожного движения сотрудником на патрульном автомобиле без специальной окраски обеспечивается его взаимодействие с другими подразделениями (стационарными постами, пешеходами, подразделениями патрульных автомобилей со специальной окраской), которые останавливают транспортное средство в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения.
Читайте также: Как получить разрешение на перевозку пассажиров легковым такси
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2022 году?
Существует целых 14 законных причин для остановки транспортного средства. Они перечислены в пункте 84 административного регламента. Таким образом, инспектор дорожной полиции может остановить вас в вашем автомобиле
- обнаружил ли он своими глазами или приборами следы каких-либо нарушений правил дорожного движения,
- есть ли предупреждения водителя, пассажиров (как он увидит их, стоящих на дороге…) или автомобиля об их причастности к правонарушению или преступлению
- если поступило сообщение о том, что автомобиль находится в розыске или был использован после угона или кражи,
- если люди в машине являются свидетелями чего-либо, и сотруднику дорожной полиции необходимо их допросить
- если полицейский хочет, чтобы вы были свидетелем,
- если полицейскому необходимо использовать ваш автомобиль в законных целях,
- ограничивать движение автомобилей в потоке (в этом случае он/она действует как инспектор дорожного движения)
- перекрытие движения для специальных колонн других транспортных средств (например, мотоциклов),
- для обеспечения проезда машин скорой помощи, пожарных бригад или полиции в чрезвычайных ситуациях,
- если водителю или пассажирам необходимо оказать помощь другим участникам
- в рамках специальных усилий по снижению аварийности,
- если на дороге произошло что-то, что может угрожать безопасности дорожного движения
- проверки личности транспортного средства или груза и водителя
- проверка паспортов водителей или пассажиров, но только если данные лица могут быть причастны к преступлению, если они разыскиваются полицией, если было совершено административное правонарушение или если лицо было задержано.
Следует помнить, что это земли, регулируемые постановлением. Само право офицера (наряду с правом проверять документы) дано в подразделе 20(1) раздела 13 Закона о полиции.
Так, жирным шрифтом в этом списке оснований для остановки автомобиля выделен контроль документов. Итак, мы понимаем, сотрудник ГАИ имеет право остановить любой автомобиль, только вот хочет ли он проверить законность использования этого автомобиля конкретным водителем? Вовсе нет! Потому что для проверки документов нужна своя площадка.