ДТП на перекрестке при повороте налево: возможные ситуации

ДТП
Содержание
  1. Понятие ДТП
  2. Как определяют вину водителя
  3. Регулируемые перекрестки
  4. Нерегулируемые перекрестки
  5. Т-образные участки
  6. При обгоне
  7. Как определить виновного в ДТП на перекрестке
  8. На нерегулируемом
  9. На регулируемом
  10. На неравнозначном
  11. На равнозначном
  12. Что говорят ПДД о таких ДТП?
  13. Можно ли ехать на жёлтый?
  14. Где водитель обязан остановиться на жёлтый?
  15. Что такое экстренное торможение?
  16. Если был мигающий зелёный?
  17. Если виновник проехал уже на красный?
  18. Нерегулируемый перекресток: столкновение при повороте налево и обгоне
  19. Вина водителя, совершающего поворот
  20. Вина водителя, совершающего обгон
  21. Требования для поворачивающего
  22. Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый
  23. Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
  24. ДТП при отсутствии разметки полос
  25. На участке перекрестка, когда один из автомобилей уже там
  26. Меры ответственности
  27. ДТП при совершении маневра на регулируемом перекрестке
  28. ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке
  29. Как доказать, кто виноват в ДТП с проездом на жёлтый?
  30. Регулируемый перекресток: ДТП при повороте налево и обгоне
  31. Вина водителя при обгоне
  32. Вина водителя при повороте налево
  33. Дорожно-транспортное происшествие при повороте на перекрёстках
  34. Определение виновной стороны: как происходит на практике?
  35. Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке
  36. Если нет полос
  37. А если с левой полосы можно налево?
  38. Если поворот всем авто разрешён только налево
  39. Виновник ДТП при выполнении поворота налево
  40. Автомобиль, проезжающий прямо, в ДТП на перекрестке
  41. На перекрестке, который регулируется
  42. Желтый сигнал светофора: ДТП при повороте налево
  43. Авария при повороте с выездом на встречную
  44. Поворот налево: спорные ситуации
  45. Для выполняющих поворот влево

Понятие ДТП

Каждый водитель знает, что такое авария и каковы могут быть ее последствия. Однако не каждый несчастный случай можно классифицировать как аварию, поэтому нам необходимо точное определение. Это можно найти в разделе 1.2 правил дорожного движения, в статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ, отвечающего за безопасность дорожного движения, в КоАП и в законе о страховании автогражданской ответственности.

ДТП — это происшествие с участием транспортного средства, которое происходит во время его движения по дороге и приводит к гибели или травмированию людей, повреждению транспортных средств и их грузов, сооружений или другим материальным потерям.

И эти «события» имеют различные классификации, факторы риска и последствия. Дорожно-транспортное происшествие регистрируется и оформляется в соответствии с процедурой, общей для участников дорожного движения и ГИБДД.

Как определяют вину водителя

При рассмотрении вопроса о том, кто виноват в ДТП на перекрестке при повороте налево, важно отметить, что такие аварии часто происходят из-за недостаточного знания автомобилистом правил дорожного движения. Это один из факторов, влияющих на вероятность признания виновным. Кроме того, учитываются особенности местности, где произошел несчастный случай.

Регулируемые перекрестки

Движение транспортных средств, включая левые повороты, регулируется светофорами. Поэтому водителям следует убедиться, что они видят соответствующий сигнал, прежде чем совершать какие-либо маневры.

Важно знать! Водитель, начавший движение на запрещающий сигнал светофора, считается виновным. Как правило, перед поворотом налево он должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по встречной полосе.

Нередко светофоры выходят из строя. В таких случаях он всегда мигает желтым светом. В этом случае водители должны соблюдать правила проезда перекрестков с нерегулярным движением.

Для того чтобы определить виновника аварии, необходимо установить, кто начал движение с неразрешенным цветом светофора. С этой же целью учитываются другие обстоятельства происшествия и составляется подробная схема.

Нерегулируемые перекрестки

Если участок не оборудован светофорами и нет регулировщика, водитель должен подчиняться знакам приоритета. Некоторые из наиболее распространенных: «Главная дорога» и «Уступи дорогу». При наличии этих знаков водитель должен пропустить транспортные средства, приближающиеся справа. При повороте налево убедитесь, что на встречной полосе нет транспортных средств.

Внимание! Водитель, нарушивший правила проезда перекрестка, как он это сделал на регулируемом перекрестке, считается виновным. Только в этом случае следует обращать внимание не на светофор, а на предупреждающие знаки в этом районе.

Т-образные участки

Водители, поворачивающие налево на главную магистраль, становятся виновниками ДТП на таких перекрестках. Согласно правилам дорожного движения, они обязаны пропускать людей, движущихся по главной дороге. Кроме того, мотоциклист, не занявший крайнюю полосу при повороте, будет считаться виновным. Обычно это приводит к столкновению с автомобилями, движущимися в том же направлении по главной дороге.

При обгоне

Этот маневр не всегда разрешен на перекрестках. Поэтому определить виновника аварии очень сложно. Для того чтобы определить в ДТП при обгоне, кто прав, необходимо учитывать определенные обстоятельства.

Прежде всего, это касается наличия сигналов, указывающих на то, что автомобиль собирается повернуть налево. Если они активированы, автомобиль не должен совершать обгон, так как это приведет к столкновению.

Столкновение с полицией
В этом случае вина лежит на водителе, который совершил неправильный маневр, не намереваясь двигаться боком. Однако, если сигнала не было, виноват тот, кто пытался повернуть налево. Установление вины в ДТП при обгоне и повороте налево затруднено, если на перекрестке нет светофора. Для доказательства того, что мотоциклист не совершал преступного деяния, могут быть использованы видео- или фотоматериалы.

Как определить виновного в ДТП на перекрестке

Споры после аварии — обычное явление. Каждый хочет доказать свою невиновность в выборе пасующего. Практика показывает, что особенно сложно выявить, кто виноват в ДТП при повороте налево. Правда, нередки и другие вариации. Но SMVI решает такие проблемы, даже если нет видеокамер. Виновником всегда является тот, кто нарушил правила, подробно описанные в статье 13 ПДД.

Необходимо учитывать знаки приоритета, разметку полос движения, указатели и наличие трамваев на перекрестке. Кроме того, следующие правила считаются общими для грамотного пересечения перекрестка:

  • При повороте (независимо от направления) необходимо всегда пропускать пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть.
  • Запрещается въезжать на перекресток с заторами, которые неизбежно приведут к остановке, препятствуя поперечному движению.

На нерегулируемом

На многих наших перекрестках нет ни регулировщика движения, ни светофоров. Часто последний вариант не работает. Такой переезд в законодательстве называется нерегулируемым. Вина в ДТП на перекрестках такого типа определяется нарушением знаков приоритета.

Если вы едете по второстепенной дороге и не пропускаете транспортное средство на главной дороге, вы виноваты. Последняя не зря называется второстепенной дорогой, именно она определяет приоритет. Если главная дорога меняет направление, водители обязаны проехать поворот по правилам равнозначных перекрестков: видите препятствие справа — остановитесь, пропустите транспортное средство и продолжайте движение. Это же правило действует на второстепенных дорогах даже для трамваев.

При въезде на перекресток с круговым движением вы обязаны пропустить все движущиеся транспортные средства. При выполнении левого поворота/разворота на ровной проезжей части необходимо пропустить все встречные транспортные средства, движущиеся прямо или справа. Это относится и к водителям автомобилей.

На регулируемом

Перекресток, на котором порядок проезда определяется регулировщиком или светофором, называется регулируемым перекрестком. При повороте налево/развороте на разрешающий сигнал необходимо также пропустить встречный транспорт, движущийся прямо или направо. При движении по стрелке с оранжевым или красным сигналом необходимо пропускать транспортные средства с других направлений.

Если светофор/регулятор позволяет проехать и трамваю, и автомобилю, то приоритет имеет первый. Однако на стрелке с красным или желтым сигналом трамвай также должен пропускать транспортные средства с других направлений.

Водитель, въехавший на перекресток, должен выполнить маневр независимо от сигнала. Если на знаках имеются «стоп-линии» при повороте перед светофором, необходимо соблюдать требования каждой из них. Даже при наличии разрешающего сигнала водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, которые не успели вовремя добраться до конечной точки маршрута.

На неравнозначном

На подчиненной дороге водитель всегда должен отдавать приоритет в первую очередь транспортным средствам, движущимся по главной дороге, независимо от направления их движения. Все просто: остановитесь, пропустите их, а затем уезжайте своим ходом.

По дорожным знакам и качеству покрытия можно понять, какая дорога является главной. Если знаков нет, а качество покрытия визуально невозможно определить (плохая погода, видимость и т.д.), считайте, что дорога второстепенная.

На равнозначном

На нерегулируемом перекрестке действует правило «право на проезд». Трамваи здесь имеют абсолютный приоритет перед другими транспортными средствами независимо от направления движения.

Что говорят ПДД о таких ДТП?

Нормативные акты — это, по сути, последовательность требований, предписаний и ограничений. Все, что не запрещено, разрешено. Но из одной точки могут вытекать другие.

Можно ли ехать на жёлтый?

В общем случае это запрещено. Все очень просто — из раздела 6.2 Кодекса водителей следует, что желтый цвет является запрещающим сигналом. То есть, он не дает разрешения продолжать движение в намеченном направлении. Здесь, правда, есть исключение, отсылающее к разделу 6.14. А там уже написано, что можно проехать на желтый свет, если нет возможности остановиться, когда он горит, без экстренного торможения.

Итак, водитель имеет право проехать перекресток на желтый свет при следующих двух условиях (оба условия должны выполняться одновременно):

  • если желтый свет загорается сразу после зеленого (а не после красного),
  • Если водитель транспортного средства не может остановиться в месте, указанном в правилах, когда включен этот сигнал, без применения экстренного торможения.

Где водитель обязан остановиться на жёлтый?

Поэтому, чтобы понять условие возможности проезда на желтый свет, нам необходимо знать конкретную линию, на которой автомобилист обязан остановиться. И это регулируется разделом 6.13 Дорожного кодекса:

  • перед стоп-линией, если она есть (или перед знаком «Стоп»),
  • перед проезжей частью, которую он намерен пересечь, но не создавая помех пешеходам.

Таким образом, если водитель не может затормозить до полной остановки перед обозначенными зонами, желтый свет является для него разрешающим сигналом светофора. То же самое, кстати, относится и к жестам регулировщиков дорожного движения.

Что такое экстренное торможение?

Но как определить, мог или не мог участник аварии остановиться без применения экстренного торможения? Это очень просто. Это простой расчет:

  • Мы предполагаем начальную скорость,
  • у нас уже есть конечная целевая скорость, равная нулю,
  • найдите величину замедления, обеспечивающую отсутствие экстренного торможения,
  • рассчитайте замедление, необходимое для достижения конечной нулевой скорости,
  • рассчитать тормозной путь.

Но вот где возникает сложность — предположим, мы знаем все об этом конкретном ДТП: скорости всех участников и даже тормозной путь. Осталось только найти критерии для экстренного торможения. А их нет нигде!

Экстренное торможение на перекрестке при желтом сигнале светофора

В правилах дорожного движения можно найти только одно упоминание этого термина — именно в пресловутом разделе 6.14 о возможности обгона на желтый.

Поэтому, увы и ах, но в судебной практике 2022 ДТП с проездом на желтый сигнал на перекрестках рассматриваются каждое по своим обстоятельствам. А суды определяют возможность экстренного торможения в соответствии с личными убеждениями.

Если был мигающий зелёный?

Обратите внимание на важную тонкость в официальной интерпретации Кодекса водителей! В нем говорится, что автомобилист имеет право проезда на желтый сигнал светофора, если он не успел затормозить в тот самый момент, когда он включился.

Таким образом, даже если автомобилист изначально увидел мигающий зеленый свет, который предшествует повороту на желтый свет, он не обязан был начинать замедление, не говоря уже об остановке. Дело в том, что, согласно правилам, мигающий зеленый свет только информирует водителей, но не накладывает на них ограничения или требования. И решение о том, имел ли право водитель тормозить без экстренной остановки, начинается только с момента включения желтого сигнала.

Поэтому, теоретически, при доказывании вины нет смысла утверждать, что другая сторона должна была предвидеть, что вот-вот загорится желтый свет, и должна была затормозить. Почему только в теории? Потому что на практике можно «надавить» на любое доказательство — может случиться так, что судья пойдет по вашему пути и проигнорирует упомянутый нами факт, а другой участник аварии не напомнит ему об этом.

Примером тому может служить недавнее решение Омского суда, где судья сам указал, что другая сторона должна была предвидеть, что скоро загорится желтый свет, поскольку ему предшествовал мигающий зеленый:

…анализ сложившейся дорожной ситуации, представленные в деле доказательства в их совокупности позволили суду сделать вывод, что водитель автомобиля, имея возможность действовать рационально и осмотрительно, когда для его направления движения горел мигающий зеленый свет, мог остановить транспортное средство перед стоп-линией и не въезжать на перекресток. Однако он не сделал этого и въехал на перекресток на желтый свет. В результате действий обоих водителей автомобили столкнулись.

В этом решении вина считалась двусторонней — то есть, один водитель был наполовину виноват в том, что не уступил приоритет, а другой — в том, что не остановился на желтый свет. То есть, именно оно, по мнению судебной практики, было запрещено для него в данном случае.

Если виновник проехал уже на красный?

Обратите внимание, что в случае въезда на перекресток уже на красный свет, виновник по закону должен быть таким нарушителем ПДД. Почему только он должен быть таким? Потому что полицейские, прибывшие на вызов, могут немедленно «посадить» обоих в одно и то же DUI….. Просто, не углубляясь. Хотите что-то доказать — идите в суд.

И это тот случай, когда не просто нужно идти в суд, а необходимо. Но, конечно, у вас должны быть доказательства того, что вы проехали на красный свет.

Нерегулируемый перекресток: столкновение при повороте налево и обгоне

Пересечение нерегулируемого перекрестка усложняется тем, что никто не указывает вам, в каком порядке двигаться. Поэтому в авариях на таких перекрестках с большей вероятностью будет установлена вина одной из сторон ДТП.

Помимо соблюдения очередности (приоритета проезда), необходимо учитывать возможность обгона последующими транспортными средствами. На регулируемых перекрестках обгон однозначно запрещен, в то время как на нерегулируемых перекрестках это не всегда так. В Кодексе дорожного движения (11.4) говорится, что обгон запрещен только на второстепенных дорогах и пешеходных переходах.

Вина водителя, совершающего поворот

Любое изменение направления движения транспортного средства должно сигнализироваться указателями поворота (т.е. см. раздел 8.1 Кодекса водителей). Если полос движения больше одной, водитель, увидевший другой автомобиль, поворачивающий налево с правой полосы, должен пропустить его.

Прежде чем начать поворот налево, водитель должен оценить ситуацию и убедиться, что позади него или слева по полосе движения нет других автомобилей, которые мешают ему. Если эти условия не соблюдены, он будет считаться виновным в совершении ДТП.

Вина водителя, совершающего обгон

Даже проезд по левой полосе часто приводит к столкновениям с автомобилями, поворачивающими налево на нерегулируемых перекрестках, хотя обгон не запрещен. Статья 11.2 Кодекса дорожного движения гласит, что обгон запрещен, если впереди идущий автомобиль уже повернул налево. Если вы не заметите этого вовремя, ГАИ решит вопрос не в пользу «наездника». Но правила дорожного движения также запрещают препятствовать обгону, превышать скорость и так далее. Если водитель, совершающий поворот, пойман за таким занятием, он считается нарушителем.

Требования для поворачивающего

Перед началом движения, сменой полосы, поворотом налево или остановкой водитель транспортного средства обязан подать сигнал своими указателями поворота, а если они отсутствуют или повреждены — рукой. Маневр не должен создавать опасности для движения или препятствовать другим участникам дорожного движения.

Поворот без подачи сигнала

8.2 Сигналы поворота или ручные сигналы должны быть поданы заблаговременно до начала маневра и остановлены сразу после его завершения (ручной сигнал может быть подан непосредственно перед выполнением маневра). Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников дорожного движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости соблюдать осторожность.

13.12 Водитель транспортного средства без груза при повороте налево или направо обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ровной дороге со встречного направления прямо или направо.

Как видите, при соблюдении этих правил обгонов можно избежать. Обгон просто запрещен, если поворачивающий водитель выполнил все требования правил.

Вот небольшой миф. «Сигнализация не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости соблюдать меры предосторожности». Существует мнение, что эта фраза автоматически делает виновным сдающего, так как индикатор не дает преимущества. Это мнение ошибочно. Включение не дает преимущества, но и не обязывает уступать приоритет. В этом случае включенный индикатор запрещает обгон, и такой обгон будет нарушением Правил.

Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый

Другая типичная ситуация — вы поворачивали налево с крайней левой полосы, но свернули прямо в правую полосу. Это закономерность:

Схема дорожно-транспортного происшествия: Поворот с левой полосы движения на правую полосу

Эта ситуация также неправильно понимается многими водителями на основании того, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но ничто не мешает водителю синего автомобиля при выезде с перекрестка повернуть с крайней левой полосы на крайнюю правую полосу.

Такое же обязательство предписывается разделом 8.6 только при повороте направо, но это уже другая история!

Но чтобы ответить на вопрос, кто виноват в аварии с таким левым поворотом, есть 2 варианта:

  • В отсутствие красной разметки он нарушил пункт 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае,
  • Если разметка и/или знаки разрешают поворот налево с правой полосы, то мы снова видим два противоположных лагеря:
    • С одной стороны, 8.5 не делает исключения для того, чтобы красный занял крайнюю позицию, даже если по его траектории ему разрешен поворот налево,
    • С другой стороны, практика ДТП показывает, что синий цвет обвиняют в нарушении правил движения по полосам (хотя такого нарушения нет, поскольку полосы не обозначены).

Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам

Синий, с другой стороны, виновен только в том случае, если на перекрестке есть разметка: левая полоса для поворота налево, правая полоса для поворота направо, потому что Синий пересечет эту разметку:

Схема несчастного случая: 1.7 знаки и пересечение их при маневрировании

Как мы видим, этот маневр левого поворота превышает разметку 1,7 полосы движения на перекрестке, поэтому водитель синего автомобиля уже виноват в аварии.

ДТП при отсутствии разметки полос

Отсутствие дорожной разметки не означает отсутствие полос движения. В соответствии с пунктом 9.1 Правил дорожного движения количество полос движения транспортных средств определяется дорожными знаками и разметкой, а при их отсутствии — самими водителями транспортных средств с учетом ширины проезжей части, габаритных размеров транспортных средств и необходимого расстояния между ними.

Количество полос движения может быть указано «знаками полос»: белые стрелки на синем фоне указывают разрешенное направление движения.

Перед выполнением маневра поворота водитель должен перейти на крайнюю левую полосу собственного движения или на крайнюю левую полосу встречного движения, если полос несколько, т.е. двигаться по центру дороги и при выполнении маневра сразу перейти на встречную полосу. Центр дороги можно определить, мысленно разделив ширину проезжей части пополам.

Отсутствие разметки полосы движения не освобождает от ответственности водителя, который начал маневр из неправильного положения и стал причиной аварии.

На участке перекрестка, когда один из автомобилей уже там

Этот вид ДТП происходит, когда автомобиль поворачивает налево на середину перекрестка, готовясь к повороту.

Обратите внимание, что наши квалифицированные юристы готовы оказать вам бесплатную и круглосуточную помощь, если у вас возникнут вопросы. Узнайте больше здесь.

Автомобилист пропускает транспортные средства, а затем совершает свой собственный маневр. Автомобиль, движущийся в противоположном направлении, продолжает движение прямо, что неизбежно приводит к аварии при повороте налево.

Водитель, поворачивающий налево, должен информировать других участников дорожного движения о предполагаемом маневре с помощью световых сигналов. Если водитель едет прямо, он должен обращать внимание на маневры других водителей, участвующих в происшествии.

Смотрите видео. Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора. Кто виноват?

Меры ответственности

Важно отметить, что наказание за совершение левого поворота вне перекрестка или на перекрестке может быть разным. В этом отношении все зависит от тяжести аварии, наличия пострадавших и характера нарушения, допущенного водителем. При разборе дела о ДТП часто выясняется, что правила дорожного движения не соблюдались обеими сторонами. Однако один из автомобилистов будет нести ответственность в любом случае.

Важно знать! В случае ДТП без жертв виновному лицу грозит административное наказание. Если водитель будет пойман за рулем в нетрезвом виде, он может быть лишен водительских прав. Он также обязан возместить потерпевшему материальный ущерб. Если в результате аварии другие участники дорожного движения получили серьезные травмы, водитель может быть привлечен к ответственности. Если это приводит к смерти, суд может назначить ограничение или лишение свободы.

ДТП при совершении маневра на регулируемом перекрестке

Казалось бы, на перекрестках со светофорами проблем быть не должно. Но аварии случаются, когда автомобиль поворачивает налево на желтый свет, а другой автомобиль пересекает перекресток по прямой. В этом случае виноват водитель первого автомобиля. Даже начиная маневр на зеленый свет, он должен уступить дорогу тому, кто пересекает перекресток. Это требование пункта 13.4 Правил дорожного движения:

При повороте налево или выполнении маневра левого поворота на зеленый сигнал светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со стороны встречного движения и справа.

Но даже в этих обстоятельствах вина поворачивающего мотоциклиста не всегда бесспорна. В конце концов, иногда необходимо применить экстренное торможение, чтобы остановиться на желтый сигнал и пропустить соперника. Это создает опасность для автомобилей, находящихся позади поворачивающего водителя. Поэтому водитель последнего мог завершить свой маневр, не рискуя получить штраф за аварию со встречным автомобилем.

Левый поворот 2 варианта

ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке

Столкновение происходит, когда водитель уже достиг центра перекрестка и начал поворот. Он заранее подает сигнал поворота и пропускает встречные автомобили. Бывают ситуации, когда автомобили на встречной полосе не всегда видны водителю, совершающему маневр. В этой ситуации нарушителя определяет совокупность факторов: наличие светофора, знаков, разметки и других обстоятельств.

Как доказать, кто виноват в ДТП с проездом на жёлтый?

Давайте сначала обрисуем ситуации, описанные в этой статье.

  • Кто виноват в ДТП, если один человек ехал на желтый свет, а другой — при повороте налево на том же перекрестке.
  • Если первый завершал маневр на желтый свет, а второй начал его на зеленый свет с другой дороги на том же перекрестке.
  • Если оба участника ехали по встречным полосам, но первый, не глядя в зеркало заднего вида, начал менять полосу на перекрестке, ожидая, что второй (который ехал немного позади него) должен был остановиться на желтый.

К счастью для нас, все аргументы, которые мы перечислим ниже, будут работать практически одинаково во всех этих ситуациях. А там, где это не так, мы представим дополнительные аргументы для суда в каждом из этих случаев.

Регулируемый перекресток: ДТП при повороте налево и обгоне

Даже на регулируемом перекрестке при повороте налево возможно неожиданное боковое столкновение.

Вина водителя при обгоне

Обгон запрещен на регулируемом перекрестке. Таким образом, виноват водитель обгоняемого автомобиля.

Вина водителя при повороте налево

Если сигнал светофора разрешал маневр, горел левый указатель и слева не было препятствия, виновным будет считаться водитель, который выехал на левую полосу (многополосная дорога) или попытался совершить обгон. Если какие-либо правила не были соблюдены каждым из участников аварии, будет решаться вопрос о том, кто больше виноват. Логично, что именно первый совершил противоправное действие и нарушил правила дорожного движения.

Дорожно-транспортное происшествие при повороте на перекрёстках

При повороте налево на перекрестке часто происходят аварии. В большинстве случаев правоохранительные органы считают виновным поворачивающего. Однако нередко в ходе расследования ДТП судебный эксперт устанавливает вину водителя, двигавшегося прямо. Как правило, ДТП на перекрестке происходит следующим образом: водитель, намеревающийся повернуть налево, въезжает в центр перекрестка, затем пересекает полосу движения и начинает выполнять намеченный маневр. Другой водитель, находившийся на той же полосе, что и водитель, совершавший поворот, не смог вовремя остановиться, что привело к аварии.

Определение виновной стороны: как происходит на практике?

При ДТП с левым поворотом всегда возникает множество спорных моментов. Каждая сторона убеждена в своей правоте, поэтому сотрудники дорожной полиции, прибывшие на место происшествия, одновременно получают две версии событий. Это делает доказательство правоты (в отсутствие видеорегистраторов, камер наблюдения и незаинтересованных свидетелей) практически невозможным.

Практика показывает, что чаще всего виновником ДТП становится мотоциклист, который неожиданно принимает решение о повороте налево, не убедившись в безопасности своего маневра для других участников дорожного движения.

Согласно теории правил дорожного движения, увидев человека, пытающегося совершить обгон, другой водитель не должен ему препятствовать. Это относится к превышению скорости, смене полосы движения и быстрому снижению скорости.

Однако бывают случаи, когда инспекторы обвиняют водителя, совершавшего обгон, в том, что он стал причиной аварии.

В следующих главах мы постараемся ответить на вопрос, кто, согласно правилам дорожного движения, виноват в возникновении ДТП при повороте налево.

Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке

Довольно типичная ситуация, схема дорожно-транспортного происшествия выглядит следующим образом:

Диаграмма: поворот налево с неправильной полосы - дорожно-транспортное происшествие

Кто здесь виноват — не всем очевидно! К сожалению, многие водители пытаются просмотреть здесь правило правого препятствия, согласно которому водитель синего цвета обязан уступить дорогу водителю красного цвета. В реальности он составляет 8,5 (8,7 по «другим причинам») для красного цвета.

Красный в этой ситуации будет наказан за то, что не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это также будет являться причиной аварии. Наличие или отсутствие светофора не имеет значения.

Если нет полос

Тогда вам следует просто занять крайне левую позицию. Напомним, что дорога делится пополам в соответствии с правилами дорожного движения, если есть двустороннее движение и нет знаков. Поэтому вы должны стоять так, чтобы кто-то слева от вас находился во встречном направлении.

Здесь мы имеем неочевидную аварийную ситуацию, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом при отсутствии полос движения.

А если с левой полосы можно налево?

Но такая схема движения встречается редко. Чаще всего это знаки «Полоса движения» или аналогичная разметка. Если запрещено поворачивать налево с правой полосы, это понятно. Но что если вы можете, например, вот так:

Диаграмма: поворот налево с правой полосы - дорожно-транспортное происшествие

Здесь ситуация уже более спорная — с одной стороны, нигде в Правилах не сказано, что специальные инструктивные знаки отменяют действие пункта 8.5, обязывающего занимать крайнее левое положение. С другой стороны, оба автомобиля поворачивают в разрешенном направлении.

И есть два лагеря сторонников противоположных взглядов (включая инспекторов дорожной полиции, расследующих дорожно-транспортные происшествия):

  • Первый гласит, что знаки «Полоса движения» не отменяют требования раздела 8.5 Кодекса дорожного движения занимать крайнее левое положение перед поворотом,
  • В последней говорится, что оба автомобиля должны двигаться по левой полосе и не должны никуда вторгаться, поэтому правило о создании помех движению по правой полосе распространяется на водителя синего автомобиля (раздел 8.9).

Следовательно, судебная практика 2022 года полна прямо противоположных решений в таких ДТП с левыми поворотами на разных полосах на перекрестке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то какой инспектор или судья здесь зацепится.

Аналогичная ситуация возникает и с другими схемами движения:

  • если имеется более двух полос движения,
  • если это дорога с односторонним движением.

Если поворот всем авто разрешён только налево

Схема: поворот налево на дорогу с односторонним движением

Ситуация здесь аналогична первой. Тот факт, что на данном участке дороги разрешен только левый поворот, не означает, что не нужно соблюдать тот же раздел 8.5 Правил. Вина будет лежать на водителе красного автомобиля.

Виновник ДТП при выполнении поворота налево


Наиболее распространенной причиной ДТП при повороте налево является следующая ситуация: один водитель начинает обгон, а другой поворачивает. При обгоне впереди идущий автомобиль уже начал поворот налево. Такие обстоятельства часто приводят к столкновениям и значительным печальным последствиям.

Определить, кто несет ответственность за столкновение при повороте налево, обычно бывает крайне проблематично. Причина в следующем: основной обязанностью обгоняющего обычно является обеспечение того, чтобы процесс обгона происходил на нормальном расстоянии и не мешал другим участникам дорожного движения. В этом случае водитель транспортного средства обязан не препятствовать уже начавшемуся обгону и не загромождать своим поведением проезжую часть. Определить, кто стал причиной аварии при левом повороте, довольно сложно, поскольку практически невозможно определить, слишком рано или слишком поздно начал обгон водитель.

В большинстве судебных решений виновными признаются оба водителя. Следовательно, оба автомобилиста несут юридическую ответственность друг за друга. Однако есть примеры и в судебной практике.

Например, Верховный суд Республики Карелия постановил, что водитель, совершавший поворот, был виноват, поскольку у обгоняющего водителя не было технических средств для предотвращения неизбежного столкновения. Противоположное решение было принято Идринским районным судом (): постановил, что водитель, совершавший обгон, был виноват, поскольку он начал обгон, когда другой водитель уже начал поворачивать. Обгоняющий водитель должен был вернуться на свою полосу и не продолжать обгон. Это была его ошибка, за которую он был наказан по закону.

Благодаря широкому распространению современных видеорегистраторов, выявлять преступников стало проще. Практика использования записей также значительно упростила судебный процесс. Однако ДТП с левым поворотом — это очень спорный вопрос, в котором, по крайней мере, желательно получить предварительную юридическую консультацию.

Автомобиль, проезжающий прямо, в ДТП на перекрестке

Давайте рассмотрим ситуации, когда водитель автомобиля, едущего прямо через перекресток (красный автомобиль на фотографиях), может стать виновником аварии. Наиболее распространенными случаями являются:

красный автомобиль въезжает на перекресток по второстепенной дороге, а поворачивающий автомобиль едет по главной дороге.

водитель красного автомобиля въезжает на перекресток с регулируемым движением на запрещающий сигнал (красный или желтый) или на зеленую стрелку, включенную одновременно с основным красным светом.

Водитель красного автомобиля превысил скорость минимум на 1 км/ч.

Водитель красного автомобиля, как и водитель белого автомобиля, совершает левый поворот или разворот.

Водитель автомобиля красного цвета нарушает требования дорожных знаков или дорожной разметки, запрещающих движение. Например, движение прямо по полосе, с которой разрешен только поворот налево.

На перекрестке, который регулируется

nfcgmqym.jpg

Если ДТП произошло на регулируемом перекрестке дорог при повороте налево, виновника определить гораздо проще.

Помните, водитель, совершивший маневр на красный свет установленного светофора, будет признан виновным, так как имело место грубое нарушение правил дорожного движения.

Чтобы определить нарушителя, сотрудники дорожной полиции должны установить, кто начал маневр на светофоре. Определить нарушителя помогают показания свидетелей, работающий гаишник, а также видеорегистратор, установленный в автомобиле.

Желтый сигнал светофора: ДТП при повороте налево

Статья 6 Дорожного кодекса гласит, что проезд на желтый свет запрещен, если нет возможности остановиться. Другими словами, поворот налево или направо запрещен. Если водитель включает зеленый, но не успевает завершить маневр, он должен пропустить встречные транспортные средства и только после этого завершить свой поворот.

Авария при повороте с выездом на встречную

Время — не единственное, что важно для безопасного поворота. Техника выполнения этого маневра очень важна. Дорожная полиция также подсказывает, как это сделать.

При подготовке к повороту налево необходимо занять правильное положение на своей полосе — дальнюю полосу. Только таким образом, выполнив маневр, вы сможете избежать выезда на «встречную полосу». Появиться на нем — значит, нарушить пункт 8.5 ПДД и часть 2 пункта 12.16 Кодекса правонарушений. И если происходит авария из-за выезда водителя на встречную полосу, водитель виноват в повороте своего автомобиля.

Поворот налево: спорные ситуации

Как уже известно, аварии при обгоне и повороте налево на перекрестках вызваны рядом ошибок и нарушений со стороны всех участников дорожного движения. Таким образом, возникают спорные ситуации. Простой пример: автомобиль намеревался повернуть налево на желтый сигнал светофора и уже начал этот маневр, но водитель встречного автомобиля проигнорировал это и въехал в его правый бок. Кто будет виноват?

С одной стороны, первый водитель, так как он не избежал столкновения со встречными автомобилями. Но с другой стороны, он начал свой маневр раньше, и встречный автомобиль мог выехать на желтый сигнал, а не на зеленый. Именно здесь каждый водитель должен доказать свою правоту. Здесь есть практически все, что нужно учитывать:

  • разметка и работа светофоров;
  • расстояние от встречного автомобиля до перекрестка в начале дороги;
  • скорость обоих автомобилей;
  • способность применять экстренное торможение;
  • включен ли индикатор.

Показания свидетелей, видеозаписи и камеры наблюдения помогут инспектору ГАИ правильно оценить ситуацию. Если ни один из водителей не удовлетворен протоколом, комиссия подразделения или даже суд решают, кто виноват в той или иной ситуации.

На Т-образном перекрестке, при повороте налево с второстепенной дороги на главную, вы также можете столкнуться с ситуацией, когда виноваты оба водителя. Допустим, первый водитель подъехал, остановился, включил указатель, посмотрел по сторонам и начал поворачивать, но в этот момент с ним столкнулся автомобиль, двигавшийся справа. Первый водитель виноват, потому что не убедился в отсутствии препятствия или не оценил свою скорость. Второй ехал слишком быстро и также не увидел и не успел вовремя затормозить. Очень трудно определить, кто прав, а кто виноват.

Когда вы выезжаете на проезжую часть от бордюра, вы фактически совершаете поворот налево. И именно здесь часто возникает спор. Водитель обязан подать сигнал о своем намерении повернуть и убедиться в отсутствии препятствия, а человек на дороге должен либо разрешить водителю повернуть налево, либо принять все меры предосторожности, чтобы избежать столкновения.

Читайте также: ДТП при развороте: ответственность, кто виноват, если ДТП при развороте налево на перекрестке

Для выполняющих поворот влево

кто виноват в дорожно-транспортном происшествии при повороте налево
При повороте налево на перекрестке или регулируемом перекрестке первое, о чем всегда должен помнить водитель, — это то, что он не должен проезжать его непрерывно. Если движение на перекрестке регулируется светофором, то маневр можно начинать только на разрешающем сигнале светофора. Начав движение медленно, водитель может въехать на середину перекрестка и завершить поворот, пропустив встречный транспорт.

Важно: Если на перекрестке установлен знак, запрещающий поворот налево, это означает, что водитель не может совершить поворот, но не запрещает ему поворачивать.

Если маневр будет выполняться на нерегулируемом перекрестке, вам необходимо знать следующие правила:

  • Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю, если он находится на ровной поверхности.
  • Уступайте дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
  • Все транспортные средства, движущиеся справа, если они едут по ровной дороге.
  • Пешеходы и велосипедисты при пересечении проезжей части по пешеходному переходу.
Оцените статью
Блог о логотипах автомобилей
Adblock
detector